"Балтийские чайки"

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Л.Ф. Полежаева

"Балтийские чайки".

(http://www.klgd.ru/city/history/almanac/a5_32.php?print=Y).

В 1967 году Владимир Николаевич Зорин создал в Калининграде необычный оркестр - женский джаз. Девушки играли на скрипке, саксофоне, трубе, флейте, ударных и клавишных инструментах. Все мы были профессионалами - выпускницами калининградского музыкального училища. В то время повсюду создавались вокально-инструментальные ансамбли, это было модно и популярно. Поэтому Владимир Зорин решил создать из девичьего оркестра, который уже пользовался достаточной популярностью в Калининграде, вокальный ансамбль-квартет с оркестром. Так в группе появились вокалистки - тоже выпускницы местного музыкального училища. Определился состав вокально-инструментального ансамбля: Людмила Зорина - пианино и виброфон; Нина Кузнецова - контрабас, бас-гитара и виолончель; Любовь Мамаева - ударные и скрипка; Маргарита Панкратьева - виброфон и пианино; Людмила Полежаева - электроорган и ударные; Тамара Романова - флейта; Галина Чигарева - ритм-гитара; вокальный квартет - Лидия Андреева, Антонина Дмитрухина, Татьяна Скрипка и Ольга Уделова. Руководитель ансамбля Владимир Зорин расписывал партии и сам великолепно играл на саксофоне вместе с нами. Два года мы находились при доме народного творчества в Калининграде.
Ансамбль получился интересным - необычным и красочным. Мы много работали над своим репертуаром, стараясь часто обновлять его. Каждая инструменталистка могла играть на нескольких инструментах и петь, а вокалистки также могли играть на нескольких инструментах. Вскоре в ансамбле появились ведущая-конферансье Маргарита Томашина и солистка Людмила Толмачёва. Теперь мы репетировали в Доме культуры рыбаков, ездили с концертами по городу и области.
Вначале наш ансамбль носил название «Моряна», но потом нас перестало устраивать такое название, мы стали искать новое и даже объявили конкурс. Из всех вариантов мы выбрали одно название - «Балтийские чайки», оно понравилось всем.
В 1971 году нас пригласили работать в Калининградскую филармонию, где с нами стали заниматься профессиональные режиссёры, художники и костюмеры. «Балтийские чайки» стали популярными и любимыми в Калининграде. Мы постоянно ездили на гастроли в Москву, Ленинград, в другие города России, Белоруссии, Латвии и Литвы. Нам приходилось работать и на сценах небольших сельских клубов, и на подмостках огромных концертных залов. К нам пришла всесоюзная известность, мы участвовали в телевизионном «Голубом огоньке», работали на концертах с Муслимом Магомаевым, Тамарой Синявской, Аллой Пугачёвой, Карелом Готом, Радмилой Караклавич, Марылей Родович, с ансамблями «Ариэль», «Песняры», «Самоцветы», «Ялла» и многими другими.
Артистов нашего ансамбля стали приглашать в другие филармонии. Поступило приглашение из Крыма. Основная часть ансамбля в 1973 году уехала к Чёрному морю и сменила название на «Крымские чайки». С ансамблем работала режиссёрская группа из Ленинграда: поэт Илья Резник, режиссёр В.Аскеназе, композитор А.Муровцев. Красочная программа ансамбля целый месяц шла с аншлагами в Ялте. В 1974 году мы принимали участие в Пятом Всероссийском конкурсе артистов эстрады в Москве и стали лауреатами. Этот конкурс знаменит тем, что с него начался звёздный путь Аллы Пугачёвой, Клары Новиковой, Геннадия Хазанова, ансамблей «Ариэль», «Верасы», «Поющие сердца».
После такого успеха «Крымские чайки» с директором Григорием Гильбо получили приглашения на гастроли по Крыму, Украине, Афганистану, Болгарии, Германии, Польше, Финляндии, Чехословакии... Наш ансамбль открыл фестиваль «Крымские зори» в Ялте.
Тем временем в Калининграде набрали новый состав ансамбля «Балтийские чайки», который проработал примерно до 1983 года. К этому времени ансамбль «Крымские чайки» тоже распался, многие артисты вернулись в Калининград и продолжили работу в сфере культуры. Любовь Мамаева преподаёт в школе по классу скрипки, она создала детский скрипичный ансамбль, который пользуется успехом и выезжает на гастроли. Лидия Дунаева (Андреева) организовала детские фольклорные ансамбли «Забавушка» и «Младушка», которые очень популярны в Калининграде, в Германии, в Польше и в Чехии. Галина Чигарёва преподаёт в музыкальной школе класс гитары. Людмила Зорина работает заведующей учебной частью в музыкальной школе и преподаёт в классе фортепиано. Людмила Полежаева стала директором киноконцертного зала «Россия», организовала три Международных конкурса артистов эстрады «Янтарная звезда», став его президентом.
Нина Кузнецова преподаёт в музыкальной школе Москвы виолончель. Новые солистки ансамбля Наташа Ростова и Вера Ахматова остались в Крыму, но потом вернулись в Калининград. Они поют в музыкальных клубах и принимают участие в концертах и фестивалях, а Вера Ахматова, кроме того, играет на скрипке.
Ансамбль «Балтийские чайки»":
слева направо - верхний ряд: Нина Кузнецова, Любовь Мамаева, Людмила Зорина;
средний ряд: Галина Чигарёва, Людмила Полежаева, Маргарита Панкратова, Тамара Романова;
в нижнем ряду сидят солистки ансамбля: Антонина Дмитрухина, Лидия Андреева, Татьяна Скрипко, Ольга Уделова (фотография сделана около 1970 года. Архив А.Губина)

P.S.
Эту статью я нашел в интернете на сайте города Калининграда. В ней очень хорошо рассказана история создания калининградского ВИА "Балтийские чайки" из которого впоследствии образовался ВИА "Чайки", работавший в Крымской филармонии. Статья написана Людмилой Полежаевой, участницей тех событий и потому особенно ценна. Однако есть в ней несколько неточностей, которые я хотел бы исправить.

  • -Основная часть ансамбля в 1973 году уехала к Чёрному морю и сменила название на «Крымские чайки».

    Ансамбль назывался просто "Чайки".

  • С ансамблем работала режиссёрская группа из Ленинграда: поэт Илья Резник, режиссёр В.Аскеназе, композитор А.Муровцев.

    Композитор А. Муромцев.

  • Татьяна Скрипко.

    Татьяна Скрипка.