"Добры молодцы".

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Об Анатолии Киселеве и некоторых других.

(июль 2020)

Совсем недавно Сергей Архипов вспомнил про свои впечатления от знакомства с ВИА "Добры молодцы". И среди прочего там прозвучала мысль, что последний их руководитель Анатолий Киселев был тормозом развития коллектива и это из-за него популярный ансамбль утратил все свои достижения. Конечно, если отталкиваться от фактической истории, так и было. И именно Киселев бросил последнюю горсть земли на крышку гроба своего коллектива. Однако для объективности картины стоит оценить, как себя проявили в истории другие руководителя, которых помимо Киеслева было ещё трое.

1.Игорь Петренко.

ВИА "Добры молодцы" возник осенью 1968 года в Читинской филармонии из музыкантов ВИА "Авангард". Последний основали ленинградские джазмены воспитанные на западной музыкальной культуре. С появлением Битлз у них окончательно сформировалась идея, куда двигаться и на кого ровняться. Подобный шаг всегда сопровождался отверганием всего советского (русского). Такие вот музыкальные диссиденты.

Первоначально репертуар группы был полностью западным. После перехода на профессиональную сцены он стал дополнятся музыкой советских композиторов, русскими народными песнями и песнями собственного сочинения. Однако по-прежнему ударным местом программы ансамбля был блок западных песен.
Руководил ансамблем (а точнее всей программой, в которой у "Добры молодцы" было только второе отделение) Игорь Петренко, который вместе со своей женой- певицей и еще несколькими артистами заполнял первое отделение программы.
Афиша ВИА "Добры молодцы" для работы в Читинской филармонии с 1 сентября 1968 года.
Владимир Кириллов, Игорь Петренко,Владимир Антипин, Александр Петренко,Борис Самыгин, Валерий Милевский, Евгений Маймистов.

Руководство непосредственно ансамблем "Добры молодцы" со стороны Петренко было формальным и носило административный характер. Творческая стороны оставалась за музыкантами ансамбля.
Их стремление делать ставку на западный музыкальный материал не вызывало понимание у периферийной публики. Именно этот факт подвиг коллектив плотнее заняться русской народной песней, поскольку другого более современного национального репертуара тогда ещё не было.
Эти попытки не принесли коллективу известности, но сами молодые музыканты значительно выросли в профессиональном плане.

Осенью 1970 года Игорь Петренко уходит из программы, осознав её бесперспективность.
Эти два года руководства Петренко ни на шаг не продвинули коллектив к той популярности, которая пришла к ним во второй половине 70-х.

2.Всеволод Левенштейн.

С уходом Петренко вакантное место руководителя программы (и ансамбля) достается Всеволоду Левенштейну. Его первым значимым достижением в "Добрых молодцах" был переход ансамбля из Читинской филармонии в Росконцерт, и это событие можно считать первым шагом в направлении к славе и популярности.
ВИА «Добры Молодцы»:
Анатолий Бортник (гитара), Борис Самыгин (гитара), Всеволод Левенштейн (саксофон), Евгений Маймистов (барабаны), Владислав Петровский (орган), Виктор Иездиковский (труба), Владимир Антипин (бас), сзади стоят Михаил Прохожаев (тромбон) и Владимир Кириллов (вокал).

Беспроигрышный образ популяризаторов русской народной песни был хорошо принят руководством советской культуры. С одобрения Министерства культуры РСФСР был снят музыкальный фильм "Добры молодцы" о Руси поют", показанный по ТВ 25 июня 1971 года. А следом появилась и статья в журнале "Советская эстрада и цирк" (декабрь) 1971 года с аналогичным названием.

Ещё в Читинской филармонии с ансамблем стал работать певец и композитор Юрий Антонов. Он, будучи участником ансамбля, поставлял им достаточно качественный песенный материал, который мог бы стать основой их концертных программ. Однако Левенштейн не имел связей в СМИ (и вообще прохладно относился к творчеству Антонова), чтобы пробить эти песни в эфир или на пластинку. Быстро это осознав, Антонов сам занялся продвижением своего творчества. В чем вскоре и преуспел.
Последовали записи на радио, инициатором которых почти всегда был он сам. Так Антонов стал известным в музыкальных кругах и вскоре (не без конфликта) покинул ансамбль, перейдя в оркестр "Современник".

Газета "Вечерняя Москва" 6 февраля 1973.


ВИА "Добры молодцы" по -прежнему был ориентирован на западную эстраду, на которую делалась основная ставка в конце второго отделения. Русские народные песни служили им в основном для сдачи программы худсовету и были своеобразной обязательной "нагрузкой" в первом отделение концерта.
"Обязаловка" в виде народных песен, к которым, очевидно, не лежала душа у большинства участников ансамбля периодически выливалась в " утяжеленные импровизации" на предельной громкости с обязательными вокальным надрывом голосовых связок. Все это вызывало справедливое недоумение неподготовленной публики, которая никаких русских традиций в подобном подходе не усматривала. О чем и сообщала в различные газеты.

Вот как об этом рассказывал Владислав Петровский:
-Первое отделение состояло из русских народных песен, аранжированных в стиле Blood, Sweat & Tears. Мы выходили на сцену, надев сапоги и кафтаны: настоящие добры молодцы! Это было такое шоу, как бы выходы русского народа посидеть на завалинку, превращавшиеся то в праздники, то в шутливые перебранки.
А второе отделение состояло уже из эстрадных песен. Мы переодевались в желтые костюмчики – и уже все неслось в серьезном варианте. Начинался рок! Мы исполняли две вещи из репертуара Chicago, из второго альбома. Те, где они поют без слов, зато со всеми дудками, со всеми пирогами. Пели мы и две-три вещички из репертуара Three Dogs Night. И были песни на русском языке, которые в основном писал Юра Антонов. Когда он у нас работал, он написал и песню «Добры Молодцы», и «Почтовый ящик», и «Кончается лето». Они были хорошо по тем временам сделаны, потому народ на нас везде и ломился! Бывало, что мы делали по четыре и даже по пять концертов в день.
Но именно тут-то и начиналась всякая фигня! Постоянно в Росконцерт приходили «телеги», что мы позорим русскую песню. Конечно! Приходит обыватель слушать душевные русские народные песни, а ему по мозгам роком лупят! Он тут же – стучать «куда надо».


Об одном из таких случаев (а их было несколько) рассказала газета "Советская культура" в мае 1973 года. 12 июня того же года Росконцерт опубликовал свой ответ на письмо возмущенного жителя Южно-Сахалинска. Из него следовало, что ансамбль "Добры молодцы" отозван с гастролей и поставлен на репетиционный период для подготовки новой программы. Срыв гастрольного графика принес Всеволоду Левенштейну лишение его статуса художественного руководителя ансамбля. Неофициальный предлог этому был сформулирован так- ансамблем пропагандирующим русские народные песни не может руководить человек по фамилии Левенштейн. С этим было трудно спорить, и Левенштейн стал Новгородцевым, а также задумал покинуть и "Добрых молодцев" и недобрую Отчизну.

3.Владимир Антипин

А художественным руководителем "Добрых молодцев" стал Владимир Антипин, который до этого был там музыкальным руководителем.
Репетиционный период ансамбля продлился недолго. Уже 20 июня 1973 года в газете "Волжская коммуна" (Куйбышев) находим анонс, что ВИА "Добры молодцы" под художественным руководством В.Антипина принимает участие в трехдневной концертной программе "... песню дружбы запевает молодежь" на стадионе "Динамо".

Как руководитель, Антипин преуспел больше прежних. При нем у коллектива начались первые записи на пластинках: две песни Тухманова "Я еду к морю" и "Галина" и песня Добрынина "Как счастливым быть". Однако эти записи не являлись прямой заслугой руководителя, а были инициативой авторов, которые искали новых исполнителей для своих песен. Но все эти работы, что называется, "выстрелили", и об ансамбле заговорили.

Пришедшая популярность позволила "Добры молодцы" записать в 1974 году и свой первый миньон на "Мелодии". Песни для него подбирал Владимир Антипин, и пластинка отразила ту структуру репертуара, к которому музыканты стремились: две песни были авторские и одна переводная. Разумеется, никаких русских народных песен на первую сольную пластинку не попало. Более того, за 7 лет своего существования, ВИА "Добры молодцы" считавшийся пропагандистом русской народной песни, ни одной такой песни на пластинке не выпустил. И лишь в марте 1975 года на страницах музыкального журнала "Кругозор" среди трех песен ансамбля была представлена «Утушка луговая». Вот такие оказались пропагандисты. В сравнении с теми же "Песнярами" или "Ариэлем".
ВИА «Добры Молодцы»:
Анатолий Бортник, Евгений Маймистов, Владислав Петровский, Владимир Антипин, Борис Самыгин и Сергей Кукушкин.

В апреле 1975 года старый ленинградский состав во главе с В.Антипиным со скандалом уволился из Росконцерта и вернулся в Ленинград.
В итоге именно при Антипине ансамбль, что называется, сделал себе имя. Однако их первая сольная пластинка оказалось довольно безликой и не имела особой популярности.

4.Анатолий Киселев

Новым руководителем коллектива стал клавишник, выпускник Московской консерватории Анатолий Киселев. Он набрал новых музыкантов и резко сократил эксперименты с русской народной песней. Хотя исправно продолжал пудрить мозги всяким худсоветам образом популяризатора русской народной песни. В итоге за следующие 14 лет "Добры молодцы" ни одной русской народной песни на пластинках не выпустили. Хорошо, что в 1975 году появился "Ариэль" и утвердился по праву в этом статусе, не позволяя никому приблизиться к себе на пушечный выстрел.

ВИА «Добры Молодцы»:
Анатолий Пономарев, Виктор Козодов, Анатолий Киселев, Людмила Барыкина, Сергей Петров,Роман Власенко, Олег Петров.

Киселев переориентировал свой коллектив на путь, уже принесший популярность ВИА "Самоцветы": никакой иностранщины, только песни советских композиторов. Этот поворот был негативно воспринят большинством музыкантов, что вылилось в соответствующее отношение к руководителю. Это противостояние, так никогда в дальнейшем и не угасавшее, особенно сильно сказалось на популярности ансамбля в период со второй половины 1975 года до середины 1976.
Киселев, будучи прекрасным академическим музыкантом, к сожалению, оказался не способным объединить и направить в нужное русло своих подчиненных. Как и у прежних руководителей, у него тоже не было нужных знакомств в СМИ. Всё это вместе обещало ВИА "Добры молодцы" печальные перспективы возврата к временам Читинской филармонии. Но тут вмешался случай.

Анатолий Киселев учился в Московской консерватории у композитора Александра Флярковского, который в середине 1976 года неожиданно стал заместителем министра культуры РСФСР. И вот именно к нему за помощью и обратился руководитель ВИА "Добры молодцы". Это был верный ход.
С помощью Флярковского (который был автором музыки), "Добры молодцы" в 1976 году приняли участие в записи песен (вокальных партий) к фильму "Розыгрыш", а также с успехом поучаствовали во Всероссийском конкурсе советской песни "Сочи-76".
Фильм "Розыгрыш" и песни из него мгновенно стали суперпопулярными. На волне ажиотажа и при содействии того же Флярковского Киселев в 1977 году пробивает на "Мелодии" второй сольный миньон коллектива, с песнями Флярковского, где были и две песни из фильма "Розыгрыш", уже целиком записанные ансамблем "Добры молодцы".

В 1978 году "Добры молодцы" снимаются в эпизоде художественного фильма "Лекарство против страха" с музыкой Флярковского. А затем записывают и свой первый гигант, конечно же, целиком из песен Александра Флярковского.

Дальше пошла уже рутина. Записывались на пластинки песни разных композиторов, и готовилась почва для сольной пластинки с песнями самого Киселева.
Еще в 1977 году ему удалось пристроить на диск "Бабье лето" свою первую песню "Трудная любовь", записанную в 1974 году еще с составом Антипина. И только в 1980 он смог выпустить свой авторский миньон "Белая фата" (шестая по счету пластинка ВИА "Добры молодцы"), где среди прочих опять присутствовала песня "Был месяц май", записанная в 1975 году.
Что можно сказать о периоде, когда "Добры молодцы" возглавлял Анатолий Киселев?
Это был плодотворный период, когда ансамбль много записывался и много гастролировал. Это был, по- прежнему, крепкий профессиональный коллектив, но без собственного лица. Кроме песен из фильма "Розыгрыш", несомненной удачей можно считать еще только песню Антонова "Виноват листопад". В остальном ничего интересного коллектив не записал.

P.S

Если оценивать значение всех руководителей ВИА "Добры молодцы" в его истории, то надо признать, что никто из них, в силу разных причин, не справился со свой ролью. И в этом была первая причина, что ансамбль, начавший одним из первых и довольно удачно, быстро утратил стилевое своеобразие и скатился в обозные порядки жанра ВИА.
Была и вторая не менее важная причина, впрочем, вытекающая из первой: среди всех музыкантов, во множестве прошедшие через ансамбль, не нашлось никого, кто мог бы внятно сформулировать идеологию развития коллектива и показать образцы её реализации.
Как это, например, сделал Алексей Пузырев в составе ВИА "Веселые ребята" или Валерий Ярушин с ВИА "Ариэль".
Могли ли "Добры молодцы" сами реализовать похожий сценарий?
Думаю, нет, потому что для всех руководителей, русская народная песня была всего лишь удобной конъюнктурной ширмой, которой прикрывалось обычное для того времени желание- играть, как на Западе.