Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян
Сергей Соловьев (фото)


Я ... сделал аранжировку песни Варданяна «Бродячие артисты».

(октябрь 2016)
1

Игорь Новиков, Сергей Соловьев и Георгий Симонян.
-Вы родом из Брянской области?

Нет. Я родился в Казахстане, на целине. Мои родители поехали поднимать целину, там и познакомились. Я родился в совхозе Двуречный, это рядом с Целиноградом, теперь с Астаной. Отец мой из Брянской области, мама – из Ростовской. Когда мне исполнилось четыре месяца, мы переехали в Брянскую область в поселок городского типа Сельцо. Это в 30 км от Брянска. Позже, при Ельцине, он стал городом. Я жил то в Сельцо, то в Ростовской области у бабушки. В школу пошел в Сельцо. Там же и окончил школу в 1976 году.

-Родители имели отношение к музыке?

Профессиональное – нет. Но мой дед играл на гармошке, а отец неплохо играл на баяне. Мама пела, она и сейчас в восемьдесят лет поет в хоре.

-Какие увлечения были в школьные годы?

Во втором классе меня определили в музыкальную школу по классу баяна. Через месяц мама пришла в музыкальную школу поинтересоваться, как у меня дела. А меня там и не видели. Я подходил к музыкальной школе, видел бюст «страшного» Бетховена и топал домой. При помощи ремня меня загнали обратно в музыкальную школу и три класса я там благополучно отучился. При этом мы играли во все игры: футбол, хоккей… Скажу, что у меня долгое время хранились подшивки газеты «Футбол-Хоккей» начиная с 1972 года.
Но в 12 лет у меня обнаружили болезнь Пертеса. Случилось так, что полностью разложилась головка бедра. Три месяца я лежал в местной больнице, потом в областной. А потом меня отправили в профильную больницу в город Пионерск Калининградской области. Там я лежал три года, и только после этого встал на костыли и постепенно стал возвращаться к нормальной жизни. Только в возрасте 15-ти лет я вернулся в родной город и в родную школу. Во время болезни я многим увлекался: и рисованием, и музыкой. В частности, стал поигрывать на гитаре.
Первой песней, которую я освоил, была Venus группы Shocking blue. С этого многие начинали. Потом освоил песню «О чем плачут гитары», которую до сих пор пою в концертах. Вот так лежа на кровати, перебинтованным, я начал играть на гитаре. Причем в палате мы с ребятами уже играли в три гитары.
Вернувшись в школу, уже в 9-ом классе мы с ребятами создали вокально-инструментальный ансамбль. Меня заметили музыканты из местного ДК и пригласили к ним в коллектив играть на бас-гитаре. К тому времени я постепенно осваивал и другие инструменты. Помимо гитары играл на бас-гитаре, пытался играть на клавишных. Тогда же меня привлекли играть на похоронах. Я стал в юном возрасте зарабатывать не меньше инженера.
В ДК, куда меня пригласили, музыкальным руководителем был Игорь Константинович Лазарь. Благодаря ему все участники ансамбля нашего ДК стали учиться в Брянском музыкальном училище. И я тоже оказался там. Помимо меня в этом училище учились тромбонист Костя Гыренков, трубач Валера Железнов, его брат Гена – кларнетист и саксофонист, саксофонист Коля Бондарев. То есть практически все музыканты ансамбля «Молодые сердца» нашего ДК. Этот коллектив в полном составе станет в 1978 году ансамблем Калмыцской филармонии в городе Элиста, то есть фактически дублирующим составом ансамбля «Шестеро молодых»…

-???

Расскажу историю, после чего станет всё понятно. Однажды наш ансамбль «Молодые сердца» пригласил на прослушивание на базу ансамбля «Надежда» около Курского вокзала Михаил Плоткин . В результате прослушивания только мне, гитаристу Саше Шведову и барабанщику Толе Никитину (выпускнику Астраханской консерватории) было предложено остаться. Мы встали в позу – или всем коллективом или никак. И тут на базе появился Вилен Дарчиев. И пригласил весь наш состав к себе. С Плоткиным ему удалось договориться. Мы тут же поехали в гостиницу, где остановился ансамбль «Шестеро молодых». Встретили там Сашу Кальянова, Диму Закона, Гришу Безуглого, Мишу Файбушевича, Колю Расторгуева, духовиков - наших брянских музыкантов. Пару дней там пробыв, мы были отправлены вместе с администратором Володей Соловьевым в Элисту. Оформились мы 12 сентября, а уже 12 октября был наш первый концерт. В середине зрительской избы (по-другому не назовешь) стояла печка (смеется). Во время нашей первой работы на гастролях я отметил свое восемнадцатилетние…

-Вы сказали, что в ансамбль «Молодые сердца» вас пригласили на бас-гитару. Вы ее освоили во время болезни?

Да, времени было много. Слушали магнитофонные записи, снимали разные гитарные партии. Так постепенно и освоил. И в «Шестеро молодых», и потом в «Интеграле», и в «Голубых гитарах» я играл на бас-гитаре. А в «Интеграле» и в «Голубых гитарах» я еще вставал и за клавишные.

-А как все-таки ваш коллектив оказался на прослушивании у Плоткина?

Это все благодаря Игорю Лазарю. Игорь тоже окончил Брянское музыкальное училище по классу кларнета. Он учился вместе с ребятами – духовиками, которые позже будут работать в «Шестеро молодых» и в «Лейся, песня» - Ванчугов, Мирмов, Гольдин. Потом Игорь оказался в Сельцо, преподавателем музыкальной школы, стал ее директором. Дальше создал духовой оркестр при местном ДК А потом Игорь собрал и наш коллектив. Вот он по своим связям и порекомендовал.

-У вас есть брат. Он тоже музыкант?

Да. Андрей моложе меня на восемь с половиной лет. Сейчас работает в составе Лолиты.

Игорь Новиков (слева) с братом Андреем.

-Кстати, а что вы исполняли в «Молодых сердцах»?

Всё пели. И даже Chicago, Blood, Sweat and Tears. Исполняли все самое популярное.

-То есть ансамбль «Молодые сердца» стал дублем «Шестеро молодых», но со своим репертуаром?

Да. К нам был переведен из «Шестеро молодых» Борис Рапопорт. Потрясающий аранжировщик и прекрасный клавишник. Он делал некоторые аранжировки к фильму «31 июня» вместе с Клейнотом. Борис – киевлянин, был приглашен Дарчиевым в «Шестеро молодых» на место аранжировщика. Он фактически стал моим учителем.

-Вы знали Кальянова до работы в «Шестеро молодых»?

Знал, по музыкальной тусовке. Да и потом, когда они все перешли в «Лейся, песня», я часто приходил к ним на концерты.

-Вы общались, скажем так, с основным составом «Шестеро молодых»?

Постоянно. Часто пересекались на базе отдыха в Дивноморске, в «Голубой дали». Мы все дружили. Я нянчил дочку Ванчугова, она до сих пор вспоминает. Мы все в друзьях в социальных сетях и сейчас.

-Скажите, Дарчиева посадили в 1980 году?

Нет. В 1980 году на него завели дело. А посадили его в 1983 году. В связи с этой ситуацией основной состав ушел, и мы в августе 1980 года приступили к репетициям в основном составе.
Тогда же пришел Сергей Сарычев, а из старого состава оставались трубач Володя Новиков, певец Слава Волгин и певица Людмила Шевченко. Да, еще чуть позже вернулся Володя Ефименко после работы в «Лейся, песня», и пришел вокалист Володя Алдухов-человек со странной судьбой. Он родом тоже из Сельцо, работал еще в «Молодых сердцах», потом ушел в армию. В «Шестеро молодых» пришел после армии, потом ушел в пожарники, где и погиб.
Афиша ВИА "Шестеро молодых":
вверху- Александр Шведов, Юрий Ширяков, Людмила Шевченко, Вячеслав Волгин,
внизу- Игорь Новиков, Владимир Алдухов.

-Вы были музыкальным руководителем в «Шестеро молодых»?

Да, так сложилось еще в «Молодых сердцах». Ребята меня выдвинули. А Вилен Иванович ничего менять не стал.

-Где вы научились делать аранжировки?

Когда учился в училище, то мне очень интересна была эта тема. Стал вникать. И плюс Борис Рапопорт приложил руку, спасибо ему.

-Кто играл на ударных?

Геннадий Гордеев. Он был племянником Юрия Силантьева, позже он работал в «Старом примусе». Потом его сменил Юра Ширяков.

-На клавишных?

Анатолий Ароныч Лайхтман по кличке «Ароныч». Взрослый, опытный музыкант.

-А дудки?

Николай Бондарев, братья Железновы – Владимир и Геннадий, тромбонист Константин Гыренков, трубач Миша Винников. А за пультом работал басист предыдущего состава Виктор Комаров.

-Леонард Арсланян еще работал?

Да, был такой солист. И еще был солист Никола Златович, но это чуть позже.

-Он на самом деле югослав?

Нет, конечно. Николай Залетов из Черновиц. Сначала писали на афише - Никола Златкович, но потом выпала буква «к» и он стал Златовичем.
Никола Златович.

Вот таким составом мы отрепетировали программу и осенью 1980 года выступили в Сочи во Всероссийском конкурсе на исполнение советской песни. Сошли мы после второго тура. Надо сказать, что состав участников был очень сильный. Например, гримерку мы делили с группой «Диалог» Кима Брейтбурга. А лауреатом стал полтавский ансамбль «Фестиваль» под руководством Максима Дунаевского. Что и понятно, очень сильная команда была!

-Помните, что пели на конкурсе?

Разложили на шесть голосов песню Птичкина «У беды глаза зеленые» и исполняли ее акапельно. Нам помогал в качестве хормейстера Давид Запольский.

-В каких-то еще конкурсах и фестивалях участвовали?

В 81 и 82 участвовали в фестивале «Огни магистрали».
Продолжение