Юрий Валов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.


Как ветер северный дунул на запад...

(сентябрь 2021 г.)

2

-Вернемся к вашему творческому пути?

20 сентября 1967 года мы с Сергеем Дюжиковым решили играть вместе. Через несколько дней Сергей привел Витю Дегтярева, который играл на бас-гитаре. Так и сформировалась наша троица.

-Вы поступили в МГУ на юридический сразу после школы?

Да, в 1966 году.

-А Дюжиков учился на филологическом?

Да, его отец был военным, летчиком. Вообще, Сергей родился в Вене, где тогда служил отец. А в годы войны отец Сергея перегонял самолеты с Аляски, которые шли по лэндлизу. Отлично знал английский. Когда они жили в Измаиле, то Серега мог смотреть румынское и чешское ТВ и в музыкальном плане был образованнее нас, москвичей.
Сергей Дюжиков.

-Как появилось название «Скифы»?

Это название уже было у Сергея и тех ребят, которые с ним играли раньше. С Сергеем даже Градский играл в 1966 году. Мы думали поменять название, но Юра Малков, который был у нас администратором, предложил оставить это название. Так как оно все-таки было уже на слуху.

-Что составило основу репертуара «Скифов»?

Мои песни, песни, которые писал Сергей. Стало много инструментальной музыки. Причем, более жесткой, чем я играл прежде. Стало больше Rolling stones, Animals, Kinks. Меньше стало сладких романтических баллад, больше настоящей гитарной музыки.

-Кто был четвертым участником «Скифов»? Я имею в виду барабанщика.

Донцов. Это приятель Вити Дегтярева, они ранее вместе работали в каком-то оркестре. Очень сильный барабанщик. Мне этот период в «Скифах» очень нравился. Ударники у нас менялись часто. Потом пришел Каротин, потом еще кто-то. Это и стало основной причиной того, что Витя Дегтярев сел за ударные, а я перешел на бас-гитару. Это было в 1968 году. Витя стал в дальнейшем очень хорошим барабанщиком, работал в разных коллективах. Тогда модной была такая форма: один гитарист, один басист и ударник. Как у Джимми Хендрикса, у Cream. Техники Дюжикова вполне хватало, чтобы работать в трио.
"Скифы".

-Кто являлся организатором или руководителем? Через кого шли приглашения на выступления?

У нас был такой парень Юра Малков. Он очень лихо организовывал наши выступления. Он же занимался и аппаратурой. Мы все в какой-то степени занимались организацией, но номер моего телефона был у большего количества людей, и чаще звонили мне с приглашениями.

-Кстати, насчет аппаратуры и инструментов. У Дюжикова уже была гитара?

Нет, в Москву он приехал вообще без гитары. Уже позже Юра Малков достал ему немецкую Musima. Позже у него был Hagstrom, с ней он работал в «Голубых гитарах». Кстати, очень неплохой инструмент. Даже сейчас во многих винтажных магазинах в Штатах можно найти эти гитары. Тонкий гриф , очень удобно для быстрой игры.

-А вы где покупали инструменты?

Основное место покупки немецких гитар был магазин «Лейпциг» на Ленинском проспекте. Гитары других производителей можно было купить на Неглинной, в отделе ГУМа в проезде Серова. Можно было приобрести чехословацкие гитары Futurama. Кстати, в самом начале на такой гитаре играл сам Харрисон. Самая простая Musima с одним звукоснимателем стоила 130 рублей, Elgita с двумя звукоснимателями стоила 180 рублей. Musima Eterna с тремя звукоснимателями стоила 230 рублей.

-Цены были довольно стабильные на эти гитары?

С конца 60-х до моего отъезда в 1975 году цены на эти инструменты не менялись.
Были в продаже и более дорогие гитары. Чехословацкая Iolanta полуакустическая с тремя звукоснимателями, красного цвета, стоила 450 рублей.

-Можно было купить инструменты и у иностранных музыкантов?

Когда мы играли в самодеятельности, это было нереально. Например, югославы продавали немецкие гитары Hofner или Hohner. Побитые, расколотые продавали за 600 рублей.
Когда мы стали работать в филармонии, доходы стали намного выше и можно было что-то серьезное купить. В 1972 году я купил полуакустическую Telecaster. То ли за 700, то ли за 800 рублей. Потом продал и до сих пор жалею об этом. Великолепная была гитара!

-Как вы попали на съемки фильма «Еще раз про любовь»?

В самом начале 1968 года мне позвонила администратор этого фильма и пригласила приехать на съемки на Мосфильм. На сами съемки мы ездили три-четыре раза. И еще один день саму мелодию Флярковского мы перед съемками записывали в студии. Фильм вышел довольно быстро, премьера состоялась 11 мая того же 1968 года.
"Скифы" на съемках фильма «Еще раз про любовь».
Сергей Дюжиков, Юрий Малков, Вячеслав Донцов, Виктор Дегтярев и Юрий Валов.

-После выхода фильма вас стали больше узнавать, больше приглашать?

Среди широкой публики - нет. Нас даже не было в титрах. А среди интересующейся публики – да, стало больше интереса, приглашений выступить. Но не намного.

-Вам заплатили за участие в фильме?

Как участникам массовки – по три рубля.

-С вами снимались два духовика. Откуда они?

Это так, для мебели. Они не играли, просто изображали музыкантов.

-Но в самой оркестровке звучат духовые?

Это, видимо, наложили на нашу гитарно-ударную запись.

-Что вы вспоминаете по поводу существования бит-клуба?

В 1967 году появление различных музыкальных групп приняло массовый характер. Комсомол поначалу не знал, что делать. И, видимо, было принято решение возглавить это течение. А проще говоря, всех переписать. Обещали многое – встречи с коллегами, выступления и даже выпуск пластинки. Возглавлял все это некий Абраменков. С этим Абраменковым долгое время дружил Слава Малежик. И, хотя, Абраменков был от комсомола, но, думаю, что он был комитетчиком.

-«Скифы» часто там выступали?

Два раза. Один раз как «Скифы», а второй – с Леней Бергером. Сам клуб просуществовал до конца 1969 года.

-И что исполняли?

Когда выступали как «Скифы», пели свои песни на русском, у нас они уже были. А с Леней исполняли кавера, он пел на английском.

-Когда вы познакомились с Бергером?

Они репетировали в школе на улице Крупской, а я жил на улице Крупской. Добрынин нас познакомил. Слава был очень коммуникабельный. И мы очень быстро сошлись. Многоголосье у них было бесподобное. Басист в «Орфее» был очень хороший – Валя Витебский. А хорошего гитариста у них не было. Такого гитариста как Дюжиков, в Москве тогда вообще не было.
Юрий Валов, Сергей Дюжиков и Виктор Дергтярев, 1968.

-В мае 1968 года состоялся Фестиваль студенческой песни. Вы выступали от МГУ?

Да. Исполняли точно «Осень». А вот пели ли мы вторую песню – не помню. Главное, что вышла статья в шведском журнале об этом фестивале, и с нашей фотографией. Я его держал в руках. Помню, что в зале было очень много народу, тысяч десять точно. Еще запомнилось, что, выгружая аппаратуру, мы забыли в такси гитары. Хорошо, что таксист попался порядочный. Он уехал, а потом вернулся, чтобы отдать инструменты. А мы уже отчаялись.
Статья из журнала.

О «Скифах» у меня есть песня:

«А пароход по небу не летает
А паровоз по морю не плывет
А огурец соленым не бывает
Пока в чесночный рассол не попадет

В 67-ом году дело было
Мы с Серегою случайно сошлись
Он нашел Витька на бас и покатилась
Так вот “Скифы” начались

Мы фирму снимали блюзовую
Рок на русском начинали писать
Нас за волосы "кому не лень” гоняли
Годы как птицы улетели - не поймать

Наша экспедиция в поисках “Терра Инкогнита”
Мы увидели землю, да капитан сказал: -“Туда нельзя"

В 67-ом году дело было
Мы с Серегою случайно сошлись
Он нашел Витька на бас и покатилась
Так вот “Скифы” начались.»

Продолжение