Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Лейся, песня.
Украденные гастроли.

(январь 2014).

История ВИА "Лейся, песня" более-менее известна. Однако, есть в судьбе этого коллектива эдакие темные пятна. Можно сказать, черные дыры. Одну из таких черных дыр я попробую осветить, оcновываясь на известных мне фактах и на некоторых предположениях.
Название для этой статьи я специально взял в стиле современного тренда на подобные темы.

Речь пойдет о событиях 1984-86 годов, когда коллектив не смог сдать свою программу. Дальше по наиболее распространненой версии ансамбль был закрыт.
Вот выдержка из истории коллектива в Википедии:

В 1984 году за несдачу программы (на основании приказа Министерства Культуры РСФСР № 361 от 25.07.84 «О мерах по упорядочению деятельности в вокально-инструментальных ансамблях, повышению идейно-художественного уровня их репертуара») ВИА был закрыт. Попытка восстановить коллектив, предпринятая бас-гитаристом Леонидом Смилянским, в 1986 году окончилась неудачей.

Здесь следует выделить три очень важных для нас момента:

1.Ансамбль был ликвидирован приказом МК РСФСР.
2.Произошло это в 1984 году.
3.Больше года (часть 1984, весь 1985 и часть 1986) он не существовал и только в 1986 году возродился, но неудачно (то есть, после 1986 года он официально не существовал).

Сначала скажу в целом: все три события выдуманы и не соответствуют фактам. Реальную картину попытаемся восстановить, начиная с последнего.
Для этого прочитаем, что говорит Евгений Бабай- один из музыкантов ВИА "Лейся, песня", причем довольно интересный:

В 1986 году я прослушался в ансамбль "Самоцветы". Ю.Ф.Маликов меня брал, предложил песню "Али-Баба", которую тогда пел Сапунов. Но меня знакомят с Л.Г.Смелянским, и он предлагает сразу ехать на гастроли по Кемеровской области. Так я попал в ВИА "Лейся,песня!"
1986 год, май месяц, Кемеровская филармония - я принят на работу артистом ВИА "Лейся,песня" с зарплатой 16 рублей за концерт...
Так мы продолжаем работать до 1989 года.


На основании этого мы можем смело утверждать, что, по крайней мере с 1986 года по 1989, ансамбль работал и его руководителем был Л.Смилянский.

Теперь рассмотрим второй пункт.
Опровергнуть его тоже не составит труда.
Снача дадим слово Дмитрию Закону, который был руководителем коллетива в то время:

Так мы доработали до 85 года, когда и состоялся знаменитый худсовет, точнее несколько худсоветов, на которых нам зарубили программу. Я все торжественно передал Лене Смелянскому и покинул ансамбль «Лейся, песня».

А теперь фрагмент из рассказа Валерия Кипелова, на тот момент солиста группы:

Мы пытались как-то сохранить "Лейся, песня", поскольку надеялись, что вот эта смена стиля ансамбля приведет к чему-то интересному. Нам даже стало нравится то, чем мы занимались: из ПЕСНИ стала получаться шоу-группа а-ля VILLAGE PEOPLE. Мы там прыгали, скакали, рок-н-ролл нарезали со страшной силой. Было, конечно, противоречие между названием и тем, что мы делали: ну да Бог с ним, считали.
А в 1985 году, когда начались памятные для всех музыкантов худсоветы, нас зарубили, не сдали мы просмотр, как, впрочем, и масса других команд.


Таким образом, мы можем смело утверждать, что, по крайней мере, в 1984 году никто "Лейся, песня" не закрывал, а Л.Смилянский стал руководить ансмблем в 1985 году.

Теперь самое интересное событие изложенное в пункте №1- это "оголтелый" Приказ № 361.
Занимаясь довольно давно историей ВИА мне никогда не приходилось встречать реальных случаев расформирования ВИА приказом Министерства культуры. Читать об этом приходилось (рассматриваемый случай, как раз из таких), но реальных подтверждений очевидцев с описанием самого механизма этого действия, не встречал никогда.
Почему?
Да потому, что тогдашняя вертикаль власти этого не предполагала.
Вот, например, я работаю на заводе "Амурсталь", который входит в состав Министерства черной металлургии. Если возникнет причина меня уволить, то уволен я буду не приказом Министра черной металлургии (даже, если он этого сильно захочет), а приказом директора завода "Амурсталь"- моего непосредственного начальника.
В рассматриваемом нами случае все тоже самое:ВИА "Лейся, песня" работал в Кемеровской филармонии и подчинялся непосредственно ее директору, а уже сама филармония подчинялась Минкульту РСФСР. Таким образом, если бы ансамбль закрыли, то только приказом директора Кемеровской филармонии Ю. Л. Юровского. При этом какие-то действия, подталкивающие Юрия Львовича к этому, могли исходить и от Минкульта РСФСР.

А при чем тут тогда приказ № 361?
Вопрос, конечно, интересный...
Давайте разбираться дальше.

Поиск в Интернете дал следующие результаты.

Вот машинописная копия документа с разыскиваемыми нами данными, но почему-то названном УКАЗОМ. Отнесем это на совесть ( скорее незнание) тех, кто это перепечатывал, поскольку в СССР, в соответствии с Конституцией СССР, УКАЗЫ. издавали Президиум Верховного Совета СССР, Президиумы Верховных Советов союзных и автономных республик.
Если предположить, что этот документ был перепечатан с реального приказа, то возникают два вопроса:
-Чей это приказ?
-При чем тут "Лейся, песня"?

Дальнейшие поиски дали вот такой чудо-документ:

Постановление Управления культуры г.Москвы от 28 сентября 1984 г.
(Приказ №361 от 25.07.1984)

В целях усиления борьбы с влиянием буржуазной идеологии и повышения идейно-художественного уровня репертуара самодеятельных ВИА, рок-групп и дискотек, организации действенного контроля за содержанием и качеством работы этих коллективов, рекомендуем ЗАПРЕТИТЬ проигрывание в г.Москве грампластинок, компакт-кассет, видеороликов, книг, плакатов и другой продукции, отражающей творчество следующих групп и исполнителей:

1. Немецко-польская агрессия
2. Немецко-американская дружба
3. Райнгольд*
4. Центральный комитет
5. Отсутствие цвета
6. КГБ
7. Кремль и хороший народ
8. Злата Прага
9. 1948
10. Белый кремль
11. Черные русские
12. Россия
13. Кожаные комиссары
14. Петроградское ревю
15. Блю Ойстер Калт
16. Рамонес
17. Диагноз-403
18. Хольгер Биге
19. Вероника Фишер
20. Фигура
21. Кисс
22. Эрих Ланг
23. Пропаганда
24. Ди пресс
25. Сплифф
26. Нина Хаген
27. Б-52
28. Стикс
29. Меднесс
30. Секс Пистолз
31. Клэш
32. Стренглерз
33. Крокус
34. Айрон Мейден
35. Джудас Прист
36. АС-ДС
37. Спаркс
38. Блек Саббат
39. УФО
40. Элис Купер
41. ХУ
42. Скорпионз
43. Чингиз Хан
44. Пинк Флойд (альбом 1983 г.)
45. Токин Хэдс
46. Серрон
47. Ла Бионда
48. Джуниор Энглиш
49. Кенед Хит
50. Ван Хален
51. Язу
52. 10 СИ-СИ
53. Блонди и Дебора Харри
54. Хулио Иглесиас
55. Пати Смит
56. Элвис Костелло
57. Бэд менерз
58. М.Джексон
59. Дюран-Дюран
60. Род Стюарт
61. Ганимед
62. Хот "АС"
63. Милк энд Хани
64. Чарри Лейн
65. Крафтверк
66. Калче Клаб
67. Назарет
68. Депеш мод
69. Вилладж Пипл
70. Студжис
71. Бойз
72. Санта Эсмеральда
73. Мьюник Мэшин ]
74. Ориджинелз
75. Пэссенджерз

Учитывая тот факт, что в последнее время значительно обострился интерес зарубежных туристов к творчеству некоторых самодеятельных ВИА и рок-групп, а также факты радиотрансляции их произведений в зарубежных странах, считаем необходимым запретить проигрывание в г.Москве магнитофонных записей самодеятельных ВИА и рок-групп, в творчестве которых допускается искаженное отражение советской действительности, пропагандируются чуждые нашему обществу идеалы и настроения:

1. Альянс (Москва)
2. Гулливер (Москва)
3. Браво (Москва)
4. Мухомор (Москва)
5. Примус (Москва)
6. Центр (Москва)
7. Зигзаг (Москва)
8. Хрустальный шар (Ленинград)
9. ДК (Москва)
10. Альфа (Москва)
11. Парад (Ленинград)
12. Люцифер (Ленинград)
13. Автоматические удовлетворители (Ленинград)
14. Теннис (Москва)
15. Аквариум (Ленинград)
16. Дилижанс (Ленинград)
17. Юрий Морозов (Ленинград)
18. Пикник (Ленинград)
19. Корд (Череповец)
20. Наутилус (Москва)
21. Наутилус (Свердловск)
22. Зимний сад (Киев)
23. Фолиант (Свердловск)
24. Кросс (Москва)
25. Уличная канализация (Ленинград)
26. Свинья (Ленинград)
27. Мухи (Ленинград)
28. Зона отдыха (Москва)
29. Мануфактура (Ленинград)
30. Акцент (Ленинград)
31. Мифы (Ленинград)
32. Рыба (Ленинград)
33. Алле! (Ленинград)
34. ДДТ (Уфа)
35. Гонг (Новгород)
36. Метро (Свердловск)
37. Кино (Ленинград)
38. Гнездо (Москва)
39. Урфин Джюс (Свердловск)

Необходимо отметить, что приведенные сведения быстро устаревают, ибо большинство западных ансамблей находятся в постоянной зависимости от политической конъюнктуры и способны коренным образом изменить свои идейные позиции в угоду рыночному спросу и социальным заказам западных политиканов, поэтому считать данный список исчерпывающим не представляется возможным, как и вообще составить подобный на продолжительный период. В связи с этим рекомендуется заинтересованным организациям регулярно знакомиться с публикациями "Мелоди Мэйкер", "Нью Мьюзикл Экспресс", "Биллборд" и другими музыкальными изданиями стран запада, а также прослушивать рекламные тиражи зарубежных фирм грамзаписи, представляемые ими ВФГ "Мелодия".


Человек, который это сохранил (Всеволод Баронин) утверждает, что это "является копией документа, распространявшегося через Отделы культуры РК КПСС и РК ВЛКСМ г. Москвы в сентябре - октябре 1984 г. ".
Итак, перед нами "Постановление Управления культуры г.Москвы".
Постановление -это подзаконный нормативно-правовой акт, принимаемый органом исполнительной власти на основе другого ранее вышедшего документа. В нашем случае, это "Приказ №361".
И хотя здесь непонятно, кто выпустил сам приказ (вполне может быть, что и Минкульт РСФСР), для нас это уже совершенно не важно, поскольку из Постановления становится ясна суть самого этого Приказа.
В общих чертах ее можно сформировать, в части нас касающей, так: запретить проигрывание в г.Москве (РСФСР?) магнитофонных записей советских САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ВИА и рок-групп.
Обращаю внимание-САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ, а не ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ, коим был ансамбль "Лейся, песня".
И это очевидно и понятно.Ибо регулированием деятельности ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВИА занимались те огранизации, в штате которых эти ВИА находились (Москонцерт, Ленконцерт, областные и республиканские филармонии и т.д.).

Исходя из всего вышеперечисленного, могу дать исчерпывающий ответ на вопрос:
-Какое отношение "Приказ №361 от 25.07.1984" имеет к запрету ВИА "Лейся, песня"?
Ответ:
-Никакого!

Так, с приказом-указом мы разобрались: к "тяжелой участи" ВИА "Лейся, песня" он отношение не имеет.
А что имеет?
Что мы выяснили к этому моменту?
В 1985 году ВИА "Лейся, песня" пытался несколько раз сдать свою программу худсовету Кемеровской филармонии и это ему не удалось.
Дальше по версии Википедии и ей сочувствующих, ансамбль был закрыт.
Несдача программы никогда не влекла расформирование ВИА, а всего лишь невозможность его гастрольной деятельности. При этом ансамбль продолжает существовать: он может набирать новых музыкантов,увольнять старых,репетировать и готовить программу для сдачи худсовету.
Здесь надо отметить один важный момент: основной заработок музыканты получали с гастрольной деятельности. А на "репетиционном периоде" (РП) заработки были очень небольшими.
Не знаю, как это было у "Лейся, песни" в тот момент, но для примера расскажу случай из истории ВИА "Москвичи" в аналогичной ситуации:

Подготовка новой программы с Пугачевой затягивалась, и это сильно сказывалось на заработках музыкантов, поскольку в такие моменты Росконцерт платил им только часть зарплаты (79 рублей в месяц). От нехватки денег приходилось играть на танцах.

Чем больше длится РП ансамбля, тем сложнее, по понятным причинам, удерживать музыкантов.

Так что же послужило причиной для уже гастролирующего коллектива снова сдавать программу?
Для начала, давайте поймем, такую вещь- любому артисту (коллективу) сдавать программу худсовету своей концертной организации требуется ( в основном) в двух случаях: если это программа новая или если зафиксирован факт серьезных нарушений в гастрольной деятельности с уже утвержденной (старой) программой.

Если судить по вышеприведенным словам Кипелова, то речь не идет о какой-то новой программе:

Нам даже стало нравится то, чем мы занимались: из ПЕСНИ стала получаться шоу-группа а-ля VILLAGE PEOPLE. Мы там прыгали, скакали, рок-н-ролл нарезали со страшной силой. Было, конечно, противоречие между названием и тем, что мы делали: ну да Бог с ним, считали.

Значит,скорее всего, ансамбль за какие-то нарушения был снят с гастрольного графика.
Подтверждение этому находим опять же на сайте "Популярная советская песня":

Вскоре у ребят появились проблемы с различными административными органами. Ансамбль 13 раз снимали с гастролей за кроссовки на сцене и возвращали в Москву, сажали на репетиционный период, заставляли пересдавать программу худсовету.

Так-так.
"13 раз снимали с гастролей за кроссовки"- это что-то из ряда вон выходящее.Ну сняли раз, ну два! Но 13 раз за кроссовки!!! Это надо быть мазохистами!!! Ведь снятие коллектива с гастролей влечет не просто административное наказание ВСЕМ, но и серьезные финансовые потери для ВСЕХ.
И все из-за кроссовок?!
Бред!
Никогда не поверю, что Юровский допустил бы, чтобы ансамбль 13 раз нарушил гастрольный график по одной и той же причине.
1982

В прошлом году мне довелось общаться с Юрием Рымановым. Среди прочих, я спросил его и на эту тему:

-На этом фото вы все в кедах, а Расторгуев в кроссовках. Была ли у вас концертная обвуь, или каждый сам для себя решал этот вопрос?

Кеды нам всем "прилагались" к новым комбезам, но это не была обязаловка - кто хотел, одевал кроссовки. Просто, не у всех они тогда были.
У Коли были отечественные красные Адидас. А у меня чёрные, фирменные, мне их подарил Макс Капитановский.
И когда мы уже пошили себе другие костюмы - каждому разный - Коля у меня просил на концерт мои кроссовки, а мне давал свои, мотивируя это тем, что к его костюму лучше подходят МОИ кроссовки, а к моему - ЕГО !
Ну, мне не жалко было, я давал. Перед концертом звучала дежурная фраза:
- "Рыман, "кеты" давай!"
А после концерта:
"Килис, "кеты" отдавай !"
Мы кроссовки называли "кетами". Так короче было.


И все-таки вариант снятия ансамбля с гастролей из-за кроссовок не давал мне покая. Решил снова спросить об этом у Ю. Рыманова. Вот его ответ:

ТАКОГО я не помню. По-моему, это просто фантазии автора этой информации...
Я не знаю, что в ЛП было ДО меня и ПОСЛЕ, но при мне мы могли выйти на сцену хоть босиком.
Шучу, конечно !
Но, тем не менее, был период ( где-то в начале 82 г. ), когда мы особо не придавали значения костюмам, и могли выйти на сцену в том, в чём ходили по улице.
И никто нас за это с гастролей не снимал. Ни разу.
Иногда я выходил в широком чёрном свитере, чёрных джинсах ( фото прилагаю ) и в чёрных же кроссовках.
Потом уже нам пошили ( я уже писал об этом ) разные по стилю костюмы - каждому свой.
У меня был золотой комбез и красные (Колины) кроссовки.
Свои ( чёрные ) я отдавал ему...


Короче говоря, вариант снятия ансамбля с гастролей в 1985 году из-за кроссовок Расторгуева, с последующей пересдачей программы, не кажется мне достоверным.

Гораздо более вероятным, мог бы быть вариант из книги "Легенды ВИА":

В итоге в 1984 г. была острая публикация в адрес «Лейся, песни» на страницах «Советской культуры» в публикации «Тем, кто подпевает за кулисами». После этого приказом министерства культуры знаменитый ансамбль был расформирован.

Приказ министерства культуры я уже разбирал выше, потому не буду повторятся.
А вот публикация на страницах «Советской культуры»- это уже серьезный аргумент.
А самое главное- реальный.
И эта статья у меня есть. Когда-то давно, в 80-е годы прошлого века (!!!), я работал в дискотеке и собирал разные печатные материалы на тему эстрадной музыки.
К сожалению, многое из того не сохранилось, но эта статья уцелела.

Статья из газеты "Советская культура" 1984 г.

Основываясь на этой статье можно с высокой долей вероятности сказать, что именно письмо из Воронежской филармонии стало причиной пересдачи программы.
Теперь можно предположить, как развивались события с участием ансамбля "Лейся, песня" в 1985-86 годах.
После нескольких неудачных попыток сдать программу, ансамбль покинула большая часть коллектива. Для замены ушедшим Смилянский пригласил новых музыкантов.Смена состава потребовала нового репертуара и новой программы.Чем коллектив и занимался до весны 1986 года.
Успешно сдав новую программу худсовету Кемеровской филармонии, группа поехала на гастроли по этой самой области.
В июне 1986 года Смилянский снова сажает ансамбль на репетиционный период и готовит новую программу. Опять серьезно меняется состав.
К августу новая программа готова. Ее принимает Кемеровская филармония, а потом и Росконцерт. Это дает возможность ВИА "Лейся, песня" гастролировать по всей территории РСФСР.
Однако, это уже было время заката ВИА- жанра...

P.S.
Когда все уже было готово, у меня возникла идея написать на тему этих событий сценарий документального фильма-ужасов. Название могло быть таким:

"Список Министра.
Запрещенная "Песня".

Сценарий можно было бы предложить каналу ТВЦ.
Пусть канализирует.
Последнее время он это любит.