Марина Школьник.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян

Я – оптимистка, верю во все хорошее.

(сентябрь 2010)
1

2010
Марина Школьник
Марина, давайте начнем с Ваших корней?

Тогда, если позволите, начнем с дедушки. Мой дедушка по линии папы родился и вырос в Одессе, в семье журналистов. Окончил два факультета Одесского Университета – юридический и экономический, но волею одного человека, как и многие другие в 30-е годы, был репрессирован и оказался в Сибири, в городе Новокузнецке. Папина мама – дочь статского советника.
У родителей мамы тоже очень интересные судьбы. Мамин папа – инженер-металлург, окончил Политехнический институт в Москве и наряду с другими энтузиастами приехал в Новокузнецк на строительство Новокузнецкого металлургического Комбината под руководством академика Бардина. Начинал как инженер, потом работал на руководящих должностях. Семью маминой мамы раскулачили (трагическая история)...

Интересные переплетения…

Да. Детство мое прошло в окружении очень интересных, незаурядных людей, которые приходили к нам в гости, а также замечательных книг из дедушкиной библиотеки.
Папа мой окончил Сибирский металлургический институт, Начинал работать на машиностроительном заводе кузнецом, потом начальником цеха, а в возрасте 24-ех лет стал заместителем директора машиностроительного завода.
Мама, после окончания Иняза, работала переводчицей технической литературы на КМК.
В школу я пошла в Новокузнецке. После того, как я закончила пятый класс папу перевели в Кемерово на должность первого заместителя начальника Управления материально-технического снабжения Кемеровской области и Алтайского края. И мы переехали в Кемерово.

Кто приобщил Вас к музыке?

Я училась в музыкальной школе. Кроме того, у меня очень музыкальная семья. Дедушка прекрасно играл на фортепиано, мама тоже играет. Все в нашей семье хорошо поют.
Как-то моя тетя - мамина сестра, обладательница абсолютного слуха - показала мне на фортепиано три аккорда: тоника, доминанта, субдоминанта. Это было когда я училась в третьем классе. После этого я просто «заболела» музыкой. Много слушала, практически не отходила от инструмента, пела. Приходила из школы и занималась. Моими первыми слушателями были бабушки, сидящие на скамейках под окнами и маленький Женя Фридлянд (в будущем – известный продюсер), осваивающий тогда трехколесный велосипед.
В 6-ом классе у меня уже был ансамбль из нескольких девочек, а в 8-ом классе меня пригласили в ансамбль «Престо» Кемеровского Политехнического института. Кстати, из Кемерово вышло много известных людей.

Кто еще?

Миша Файнзильберг - руководитель группы «Круг».
В той же группе работал Женя Гетманский, он из Омска. С ним мы познакомились на конкурсе политической песни в Новосибирске.

Какой репертуар был в «Престо»?

Марина Школьник- 8 класс.
Исполняли свои композиции. Я пела «Рисуют мальчики войну» из репертуара Бичевской, народную «То не ветер ветку клонит»…
После десятого класса я поступила в Кемеровское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. И когда я училась на первом курсе, меня пригласили в биг-бэнд при крупном Кемеровском заводе «Азот». Высокопрофессиональный коллектив. Кстати, на барабанах там играл Владимир Зубицкий, впоследствии директор Кемеровской филармонии, а ныне директор Росконцерта
После первого курса мы поехали на гастроли в Венгрию.

Провинциальный коллектив при заводе и в Венгрию???

Дело в том, что мы победили в джазовом конкурсе в Новосибирске, к тому же я заняла первое место на областном конкурсе песни, и нас таким образом наградили. Там мы выступали с большим успехом.
Поездка была потрясающей! Неизгладимые впечатления! Если учесть, что мне было 17 лет, а Венгрия тогда была полукапиталистической страной.
Прекрасный город Будапешт, первые купленные джинсы.

А тогда директором Филармонии был знаменитый Юровский?

Еще нет. Директором был Пытылицын.
Так вот, вернувшись из Венгрии, я как-то репетировала в здании Кемеровской филармонии. В это время к нам с концертами приехал ВИА «Шестеро молодых», руководитель Вилен Дарчиев. Он услышал меня на этой репетиции и подошел со словами:
- Вы хотите работать в нашем коллективе?
Я смело ответила:
- Да!
Так как была уверена, что меня никто никуда не отпустит. Родители, музыкальное училище-очное отделение… Да и мне самой еще не было 18-ти. Вилен Иванович предложил поговорить с моими родителями.

Не вспомните, что пели на той репетиции?

Что-то из Мирей Матье. «Глушила децибелами», как потом говорил Юра Иванов из «Лейся, песня».
-Папа, мы идем! - сказала я по телефону. Родители подумали, что-то насчет свадьбы. Мама стала медленно присаживаться на стул, папа стал ее успокаивать
– Ну, ничего! Девочке скоро восемнадцать, пора уже.
Когда они увидели Вилена Ивановича в окно, мама опять стала опускаться на стул во второй раз. На что папа заметил
- Наверное, это его отец.

Какой он был - Дарчиев?

Лет за сорок. Невысокий, джинсовая одежда, на голове кепка. При этом обладал сильным даром убеждения. Он стал убеждать моих родителей насколько я талантлива. А у нас тогда гостила моя тетя, та самая, которая научила меня азам игры на фортепиано. Она сказала:
- Да отпустите, Вы, девчонку! Ну, не добьется ничего, так хоть бриллиантов себе накупит.
Папа спросил, хочу ли я сама поехать, я ответила утвердительно, и он дал согласие.
На следующий день я пошла в училище договариваться. Там всё поняли и перевели меня на заочное отделение. И уже через два дня я поехала с ансамблем «Шестеро молодых» на первые гастроли.

Вас сразу ввели в состав?

Нет, сначала я слушала, учила партии.

ВИА "Шестеро молодых" 1977 год:
Первый ряд: Слава Волгин, Роман Зыков, Юрий Рыманов.
Второй ряд: Андрей Кирисов,Галина Крылова (Шестернёва),Владимир Ефименко, Александр Акинин "Леший".
Третий ряд:конферансье Анатолий Барков,бас гитара- Владимир Комаров,Марина Школьник,Виталий Ванчугов.
Верхний ряд : Дмитрий Закон(с бородой), "Бахила"-Владимир Гольдин , Анатолий "Есаул" (труба).

Кто на тот момент работал в «Шестеро молодых»?

Музыкантов там было много. Запомнились Юра Рыманов (гитарист), Дима Закон (клавишник), Виктор Комаров (бас-гитара), Александр Акинин (барабанщик), Галя Крылова (вокал), Андрей Кирисов (вокал), Слава Волгин (вокал), очень сильная духовая секция... Галина Крылова, во время моего пребывания в ансамбле перешла в ВИА «Акварели».

Фамилия – Волгин довольно известная. Борис Волгин был руководителем «Чаривных гитар»…

А Слава Волгин его брат.

Сколько Вы там проработали?

Три месяца. Первые гастроли были в Уфе и Казани с Высоцким. Первое отделение – «Шестеро молодых», второе – Высоцкий. «Шестеро молодых» ему аккомпанировали в некоторых песнях.
Помню, что администратор Владимира Семеновича перед концертом называл ряд песен, которые ему не следует петь. Он соглашался, обещал не петь, но выходил на сцену и начинал с песни «про ментов» из этого списка. Милиционеры стояли, улыбались. Высоцкому всё прощалось...

Дима Закон рассказывал о том, что у Вас был роман с Владимиром Высоцким, когда Вы работали в «Шестеро молодых»…

Романа не было, были дружеские отношения. Мы много времени проводили вместе. Перед концертом, после…Переезжали из города в город на его машине. Когда он спросил:
- Как тебя зовут?
Я ответила:
- Марина.
На его лице я прочитала удивление.
В его гримерке мы пели романсы на два голоса. Я – за фортепиано, он – с гитарой. Владимир Семенович все время извинялся за свою расстроенную гитару. Он много рассказывал о своей жизни. А еще обещал написать для меня женскую песню, хотя, как он говорил, женских песен не пишет.

На многих женщин голос Высоцкого оказывал магнетическое воздействие. А на Вас?

Мне было 17 лет. В таком возрасте трудно оценить масштаб личности человека.

Кстати, наши ребята из ансамбля записывали почти все концерты Владимира Семеновича на магнитофоны. Ведь он никогда не повторялся. Каждый концерт выстраивал по новому, в соответствии со своим настроением .


Продолжение