Сергей Бушуев.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.


"Все было сказано тогда".

(август 2019 г.)

1

Сергей Бушуев.
2017 год. Москва-река. Теплоход.

-Сергей, вы москвич?

Да, я родился в Москве в районе метро «Электрозаводская» и жил на Медовом переулке. Потом мы перебрались на Измайловское шоссе, а затем, в 1981 году, я переехал в Олимпийскую деревню.

-Расскажите о вашей семье?

Профессионального отношения к музыке родители не имели, хотя отец в детстве учился по классу скрипки, но война помешала. А у мамы и слуха особого не было, но она очень хотела, чтобы я тоже учился играть на скрипке. Сначала меня отдали в подготовительный класс, а потом я пошел в музыкальную школу. Всего 8 лет я отзанимался скрипкой.

-Учились с удовольствием?

Не сказал бы. Просто родители очень хотели.

-Когда начались другие увлечения?

Классе в пятом я увлекся игрой на гитаре.

-Учеба на скрипке способствовала обучению на гитаре?

Не сказал бы, инструменты все-таки разные. Но учеба в музыкальной школе дает понимание что к чему.

-В учебе на скрипке были успехи?

Помимо школы я ходил классе в шестом в ЦДРИ и играл в камерном оркестре, а так же в большом симфоническом оркестре на стадионе Юных пионеров. Можно сказать, был перспективным.

-Гитара вас привлекала как аккомпанирующий инструмент?

Поначалу – да. Но потом я освоил и бас-гитару, мог играть и как соло-гитарист. Я и сейчас периодически выступаю под собственный гитарный аккомпанемент.
Сергей Бушуев.
1978 год.

-А кто привлекал тогда в эстрадной музыке?

Нравились Битлз, первые появившиеся вокально-инструментальные ансамбли. Очень нравился Ободзинский.

-Петь пробовали к тому времени?

Я ходил в музыкальной школе на хор. И хотя, голос у меня тогда ломался, но в общеобразовательной школе № 446 мы создали ансамбль, в котором я пел, играл на электрогитаре, и который мы назвали «Бременские музыканты». Я тогда учился в восьмом классе. Большую помощь в создании этого ансамбля нам оказал учитель пения Глебов Виктор Константинович, который работал в той школе.
1978год.
Ансамбль "Бременские музыканты".
Слева- направо Михаил Никитин, Сергей Тяжелов, ?, в чёрной куртке Владимир Родионов (клавиши-фортепиано), Владимир Карпов, Александр Раздорских, ?.

Через него же некоторое время спустя я познакомился с пианистом Москонцерта Владимиром Родионовым. Он был концертмейстером у Шавриной, у Кахно. И через Виктора Глебова и Володю Родионова мне удалось познакомиться с Володей Сахаровым. Легендарный московский музыкант, который работал в «Коробейниках», в «Веселых ребятах», в «Цветах». Мы с ним дружили до его отъезда в США. Сахаров не гнушался помогать нам, школьному ансамблю. Играл с нами на каких-то мероприятиях. И после окончания школы мы продолжали с ним работать. Будучи в «Коробейниках», он мог прийти к нам на помощь вместе с барабанщиком этого коллектива.
Владимир Сахаров за фортепиано.

-Что можете вспомнить о Владимире Сахарове?

Музыкант от бога. Играл на разных инструментах: на гитаре, на клавишных, на бас-гитаре, пел. Уже потом я стал узнавать о некоторых особенностях его характера. Например, говорили о его религиозности. Вроде бы, даже о буддизме, но во время нашего общения я ничего этого не видел и не слышал. Может быть я был слишком юн, чего-то не понимал.
Врезалось в память, что Володя Родионов рассказывал о работе Сахарова в «Цветах». Что Намин заставлял его петь все высокие партии, и Сахаров жаловался Родионову, что очень уставал от этого. Еще запомнилось, что у него было много импортных гитар. Однажды он пришел с нами играть и принес японскую гитару. Я попробовал – сказка! Настолько удобная.
Вспоминается, что он никогда себя не выпячивал во время наших совместных выступлений. Говорил:
- Пойте, играйте, а я вас поддержу.
Как-то мы выступали довольно долго, был длительный концерт. Видя, что все устали, Володя предложил нам отдохнуть, а сам стал петь что-то из Битлз просто под гитару. Очень здорово! Он очень любил Битлз.
Владимир Сахаров.

-Каким был репертуар у ваших «Бременских музыкантов»?

Советская эстрада. Но в то же время мы могли исполнить композиции из репертуара Грэнд Фанк, Оззи Озборна, Криденс.

-Как же вы пели? Тексты воспринимали на слух?

У меня был товарищ, который учился в английской спецшколе и очень хорошо знал английский. Кроме того, его сестра постоянно ездила по работе в Японию и привозила пластинки популярных коллективов. А тогда очень часто на пластинках печатали тексты исполняемых композиций. Это нам очень помогало. Мне почему-то запомнилось, что у него была пластинка с рок-оперой «Иисус Христос – суперзвезда», но с другим составом исполнителей. Гиллана там точно не было.

-Чем занимались после окончания школы?

Продолжал играть в группе. Судьба свела меня с одним гитаристом по имени Валерий (фамилии не помню). Он мне постоянно предлагал поработать в группах «Сломанный воздух» и «Високосное лето». Они тогда играли на танцах в Подмосковье. Но как-то не сложилось. Он же предлагал мне «откосить» от армии. Но я для себя решил, что надо обязательно отслужить.
Тогда же я столкнулся с заведующим клубом ансамбля МВД. Он помог мне сделать вызов в ансамбль МВД , чтобы служить там в качестве скрипача и вокалиста. В 1974 году меня призвали.
Запомнилось, как на призывном пункте нас «утрамбовывали».

-Как?

На призывном пункте я познакомился с двумя парнями. Один – известный актер Юрий Шлыков.

-Актер и педагог Щукинского училища.

Да. А второй – журналист Александр Ревенко. Ему было почти двадцать семь лет, и он попал в армию в самый последний момент. Так вот мы были на этом пункте трое суток. Спали на лавочках, в которые нас и утрамбовывали. То есть в помещение набивали столько народу, что спать можно было только на одном боку, не переворачиваясь. Ревенко особенно сильно ругался и обещал написать статью в газету про эти безобразия. После этого нас троих отправили на Преображенку.

-Кто-то из известных с вами служил?

Со мной служил младший брат Кости Кужалиева. Помните, такого колоритного музыканта из ансамбля Владимира Назарова? Их было три брата – Костя, Юра и Саша. Так вот служил я с Сашей.

-Виктор Елисеев тоже был в составе ансамбля?

Нет. Он был в другом ансамбле. Там, в клубе на Преображенке, ансамблей было два. Один на первом этаже, а другой – на третьем. Шлыков и Ревенко оказались на первом этаже, а я – на третьем. На первом служили люди с высшим образованием или те, кто постарше.

-И вы там прослужили все два года?

Нет, только один. Я провинился и меня отправили в Тамбовскую область, в обычную часть. Но тогда планировался какой-то смотр армейской самодеятельности, и командир части забрал меня к себе. Помню, что выступали и с Москвой поделили первое место в смотре.
1976 год.
Армейское фото в Тамбове.
Сергей Бушуев в середине.

-Что делали, когда вернулись после службы?

Опять же мне помог Владимир Родионов. Недалеко от метро «Пролетарская» было кафе «Минутка». В этом кафе работал ансамбль. Туда меня и порекомендовал Родионов.
Когда я туда пришел, то увидел Костю Кужалиева, который, можно сказать, собирал вещи. Он рассказал, что была очередная чистка и всех музыкантов, не имевших образования, уволили. То есть меня взяли вместо него. У меня все-таки была музыкальная школа. Я купил у Кажалиева комбик для гитары и влился в коллектив.

-Знаю, что в те времена в этом ансамбле работал Владимир Михайлов. Он был чистым вокалистом?

Да, Володя был исключительно вокалистом. Исполнял он только советскую эстраду, а я все остальное.

-Что именно исполняли?

Тогда не было такого широкого музыкального репертуара. Сейчас в жанре «шансон» можно минимум сотню песен исполнить, а тогда, если доходило, то до «Таганки», да и то крайне редко. А так – стандартный набор: Бони М, Прокол Харум, Шэддоуз, Криденс, Битлз и советская популярная эстрада. Михайлов много пел из репертуара Ободзинского, а я - западные композиции.

-Володя Михайлов рассказывал, что в этом кафе часто бывали драки, да и до стрельбы доходило?

Да, все это было. Но зарабатывали мы очень хорошо, и приходилось терпеть.
К нам в кафе постоянно приходил один парень. Садился за столик и слушал. Мы с ним как-то разговорились. Оказалось, что он учится на контрабасиста в училище имени Ипполитова-Иванова. В разговоре он мне и посоветовал пойти учиться в Гнесинку. Честно говоря, у меня были большие сомнения. Но я решил попробовать.
В выходной день пришел на прослушивание. Прослушивала Мира Львовна Коробкова. После прослушивания она мне порекомендовала поступать. Я сдал экзамены и поступил на эстрадное отделение по классу вокала.

-Параллельно учебе не работали?

Из «Минутки» я уволился. Кстати, мне на замену пришел Сергей Коржуков, известный в будущем по группе «Лесоповал».
Я к тому времени уже был женат, у нас родилась дочь. Надо было что-то делать. Было предложение поработать в Московской областной филармонии в составе ВИА «Фантазия». Музыкальным руководителем был Игорь Дорохов, а основной солисткой Ксения Георгиади. Также работал муж Ксении Павел Павлов. Еще запомнился басист Анатолий Ноздрачев. Георгиади предложила играть на скрипке, исполнять пару сольных песен и два дуэта с ней.
Я стал ходить на репетиции, а когда надо было уезжать надолго на гастроли, то меня преподаватель не отпустил. Надо было каждый день быть на занятиях.
Пришлось мне искать варианты. Договорился в ресторане «Университетский». Приходил, исполнял свои пять-шесть песен, получал 5 рублей. Кроме того, играл в ЗАГСах на органе. Ну, и в двух Домах культуры занимался с ребятами ВИА.

-Клавишные освоили еще в школе?

Фортепиано было вторым инструментом. Но и в Гнесинке я очень много занимался на фортепиано.
Продолжение