Юрий Романычев.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


"Успех - это творение... собственных рук".

(февраль 2014 г.)

1. "ИВА-72".

1

Юрий Романычев.

Я родился 09.01.1954, в Москве. Отец - военный, мама - учёный, филолог. В детстве у меня выявили абсолютный слух, плюс была некоторая фортепианная подготовка, потому меня и взяли в Центральную Среднюю Специальную Музыкальную Школу, сразу во второй класс. Я уже читал, писал, считал.
Сразу после школы, в 1972, поступил учиться в Государственный Музыкально-Педагогический институт им. Гнесиных. В школьном классе со мной учились Дима Ситковецкий, Юра Розум, Ира Грибулина, Нина Коган...
В этом же году я поступил на работу в Москонцерт, как артист-инструменталист, в Творческую Мастерскую Эстрадных Инструменталистов, которую возглавлял Сергей Христофорович Мелик.

-Мелик - такая легендарная личность. Расскажите о нём?

Ну, лично я с Меликом дел особенно не имел: он послушал, умею ли я играть, и дал указание оформляться на договор. По специальности он был пианист, вполне себе достаточного уровня. Я как раз заменил его тогда в инструментальном ансамбле (в 18 лет). По какой причине он помог мне позже с повышением ставок и категорий, я до сих пор не понимаю. Меня он практически не знал. То есть – ничего плохого от Мелика я не видел, равно как и от сменившего его на посту Б. М. Холопенко.

-Кем Вы работали в Москонцерте?

Работал как концертмейстер, так и в составе инструментальных ансамблей.

-Что такое работать концертмейстером?

Концертмейстером у нас называют аккомпаниатора, сопровождающего выступления (в основном академических) вокалистов, а также тех, которые разучивает с этими вокалистами репертуар.

-В каких инструментальных ансамблях работали?

По составу исполнителей это были, как правило, барабаны, бас, гитара и фортепиано: иногда добавлялся духовой инструмент, иногда не было гитары. Названий эти коллективы не имели. Составляли их, как правило, режиссёры по формированию (учитывая профессиональный уровень), но многое определяли личные контакты.

-Кто такие режиссёры по формированию, в чем были их обязанности?

Они организовывали новые инструментальные ансамбли, в которых нуждался рабочий процесс; помогали организовать в них замены, если это требовалось.

-Кого-то помните из них пофамильно?

Юлия Павловна Спасовская, Елена Николаевна Красикова, помню не всех. Они знали всех хороших музыкантов.

-Эти инструментальные ансамбли работали с солистами, или как-то сами?

Аккомпанировали певцам (и если в концерте это было нужно - зрительным номерам); сольных коллективов в Москонцерте были единицы: ансамбли Чижика, Дранги, Векслера... Другие что-то и не вспоминаются.

-Как обстояли дела с армией?

Я учился без права на отсрочку (работал в концертной организации), поэтому мне должны были забрить лоб, как всем. В 1972 году и призвали. Счастье, что начальник военно-оркестровой службы округа решил вопрос в мою пользу при личном обращении, поэтому мне посчастливилось отслужить срочную в оркестре Академии Фрунзе. В армии (в увольнении) кого-то, бывало, и заменял на сцене в Москонцерте.

-Как проходила служба?

У нас был один из лучших оркестров в армии (даже всеармейский конкурс это подтвердил); сейчас у меня такое ощущение, что оркестров такого уровня в армии просто не существует. Мы играли очень сложную классику, существовала джазового формата девятка. Мы официально работали по нарядам от МОМА - танцы, обслуживание вечеров.

-Военный оркестр работал от МОМА? И деньги получал за это?

Да, документы проводились официально, финчасть академии перечисляла деньги в оркестр - и каждый получал своё положенное (система оплаты и распределения т. н. "заигранных" денег в военно-оркестровой службе вообще довольно сложная вещь). То есть - точно так же, как если бы это были деньги за киносъёмку или грамзапись.
В 1974 году после увольнения из армии вернулся в Москонцерт.

-С кем работали в Москонцерте?

Это нереально вспомнить по прошествии 30-40 лет: от кассовых гастролёров до огородных бригад. Это была, хотя и профессиональная, но обыкновенная рутинная работа, не претендующая на какую-либо художественную самоценность.
Была у меня с Димой Атовмяном там неудавшаяся попытка создать новый ВИА в 1974 году.
Мы с Димой служили в армии в одной огромной казарме (Комсомольский проспект, 18), но в разных подразделениях: я – в оркестре ВАФ, а Дима – в оркестре Военно-дирижёрского факультета. Все музыканты как-то держались друг за друга, были знакомы. Как минимум, знали друг друга по именам.
Осенью 1974 мне предложило руководство нашего отдела поучаствовать в репетиционной работе вновь создаваемого коллектива с названием "ИВА-72". Не путать с краснодарской "Ивой"!

- Вы же работали в Мастерской Эстрадных инструменталистов, а ВИА, вроде бы, работали в вокальной мастерской Москонцерта?

Тут было вот что. Все, как есть все ВИА в Москонцерте работали от эстрадно-инструментального отдела. Все. Какие-то руководители, не помню кто именно, делали такой ход: они сдавали какую-то специфическую программу, типа рок-оперы и под это дело пробивали всему коллективу камерно-ансамблевые ставки. Они были не в два раза выше наших обычных, но всё же выше.
Вот эти два-три ВИА и правда работали от вокальной мастерской, у Кедрова. Но – сейчас не помню, какие именно. У нас таких ставок не было и вообще эта тема не обсуждалась. Т. е., если бы к нам взяли человека с такой утверждённой ставкой, то всё равно бы получал бы он как все, по ставке ВИА.

-Дальше про "ИВУ-72".

Руководил будущим ансамблем человек с достаточным опытом в системе, бывший грановский басист Георгий Розенвассер. Это вселяло надежду – и казалось интересней, чем работа в квартете на графике. Скажу сразу: фактически работа и концепция будущей группы вращалась вокруг будущего лидера-фронтмена Адриана Щукина. Дарик обеспечивал нас репертуаром: он писал песни, хорошо пел (и своё и чужое). У него уже был опыт работы в ВИА, он успел поработать и в "Москвичах", и в "Витязях", что тогда считалось неплохо. То есть, это был нормальный, культурный человек из мира ВИА.
Дмитрий Атовмян.
Вообще, Щукин, сам себя, как сильный гитарист, не позиционировал, он в основном аккомпанировал (себе же). Но, свидетельствую, работать вполне даже мог. Прошло лет сорок, и мы всё так и дружим.
Мы с Димой Атовмяном писали аранжировки. Понятно, репертуар не состоял из песен Щукина сплошь, было и что-то ещё. Репетировали мы с азартом. Но из-за внезапной ссоры с Розенвассером (он ляпнул на репетиции в общий адрес что-то совсем возмутительное) все как-то сразу осознали, что за обстановочка нас ожидает в дальнейшем. Собрались без руководителя, обсудили дальнейшие шаги. Явились в отдел к начальству – и дело оказалось закрыто (вроде бы, насовсем).
Я абсолютно об этом не сожалел. Судьбы всех участников "Ивы" сложились вполне благополучно (по моим данным), и – Щукина в том числе. А с Димой мы стали частенько пересекаться (тем более, что жили фактически в одном дворе).
Если бы не Дима, я бы не столкнулся с музыкальной универсальной программы Logic. Он продемонстрировал мне её преимущества в сравнении с другими таковыми – и за это одно я ему благодарен вовеки. А уж сколько было всего!
Какой-нибудь вредный старичок сейчас сказал бы, что нынче таких людей уже нет.
Продолжение