Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.

Хотелось попробовать себя в разных стилях .

(апрель 2016)

"Крылья".

1

Александр Калугин

-Александр, где вы родились?

Я родился в Таврии. Это юг Украины, самые плодородные земли. Край вкусной черешни и бахчи. Посёлок, в котором я родился, называется Весёлое. Это районный центр в Запорожской области. Имя этому посёлку в далёком прошлом дали чумаки, которые возили соль из Крыма.
Говорят, что здесь было в то время много увеселительных заведений, где они хорошо отдыхали. Поэтому, наверное, так и назвали...

-Расскажите о себе?

Моя мама была педагогом. Всю свою жизнь она посвятила этой благородной миссии. С отцом она рассталась, когда я был ещё грудным ребёнком. И так как я видел маму только вечерами, когда возвратившись с работы, она садилась проверять тетрадки и готовиться к следующему рабочему дню, то меня вырастила и воспитала моя бабушка Калугина Ольга Петровна. Я, кстати, ношу фамилию её мужа, то есть моего родного деда Калугина Петра, расстрелянного полицаями во время войны. О нём упоминается в энциклопедии УССР. Где то в архивах сохранились документы о его допросах. Он прошёл через ужасные пытки. Прятал оружие для партизан...
Бабушка была очень волевым и в то же время добрым и отзывчивым человеком, и я храню о ней самые тёплые воспоминания. На её долю выпало немало испытаний, но, тем не менее, она их прошла с честью .
В возрасте 6 лет я запел. Как утверждали местные музыканты, чисто и звонко. А в 7 лет я помню себя солистом в школьном хоре. Помню, что мог легко спеть «Джамайка» из репертуара Робертино Лоретти.
В этом же возрасте мне в руки попался баян, и я заиграл на нём быстро, но по слуху... И только когда я пошёл в шестой класс, у нас в посёлке открылась музыкальная школа. Закончив 3 класса этой школы, у меня была уже программа на уровне выпускника музыкальной школы, то есть я технически был продвинут, но читка моя хромала. Поэтому когда я поступил в Мелитопольское училище культуры на народное отделение, то я сразу же ощутил навалившиеся на меня трудности.
Помимо профилирующего инструмента - баяна, я изучал все струнные народные инструменты. Моим основным струнным инструментом была балалайка прима, а в оркестре мне выдали балалайку секунду. Оба этих инструмента имеют разный строй, а я с первых дней должен был сидеть в оркестре и играть на балалайке секунде, не говоря о том, что нужно было время для того, чтобы привыкли пальцы к струнам, к звукоизвлечению и т.д. В итоге по окончании первого курса я перевёлся на дирижерско-хоровое отделение, которое и закончил в 1974 году.

-Первые музыкальные увлечения?

До училища я питался музыкальной информацией, как и большинство граждан СССР, из радио, телевидения и пластинок, продаваемых в стране. И вдруг, как-то оказавшись вечером в городском парке культуры имени Горького города Мелитополя, я услышал незнакомую мне песню на английском языке. Она называлась "Can't buy me love", и исполняла её местная группа, которая называлась «Орфей».
На меня это произвело очень сильное впечатление. На мой взгляд, музыка The Beatles обладает очень сильной энергетикой. Я думаю, что эта была та искра, которая разожгла во мне любовь к этой музыке и предопределила вектор всего моего дальнейшего жизненного пути.
Я сразу же стал осваивать гитару и буквально через несколько месяцев у нас на курсе мы организовали первую группу.
На втором курсе я уже был в другой группе, и на третьем - я стоял у руля третьей группы. Я играл на бас-гитаре и пел. Еще со мной играли гитарист Александр Кизилов, барабанщик Николай Волков, певец Виктор Шилин и клавишник Валерий Васьковцов. Мы заняли второе место в городском смотре ВИА и получили право работать в городском парке и городском Дворце Культуры на танцах и концертах.

-Известно, что вы работали в ансамбле «Крылья». Как вы туда попали? Что это был за ансамбль?

Как-то, волею судьбы, нас пришли послушать певица запорожской филармонии Любовь Малицкая и худрук этой же филармонии. Они искали состав для Малицкой. Дали нам материал и, вернувшись через две недели на повторное прослушивание, пригласили работать в филармонии.
Так как барабанщика Николая Волкова и гитариста Александра Кизилова призывали в армию, то мы нашли им замену, оформились в филармонию, и начали репетиционный период.
В это время к нам пришёл и возглавил коллектив клавишник Илья Бенсман. Также к нам присоединились ещё четыре музыканта из Запорожья - певец Георгий Пуцко, бас-гитарист Константин Мухин, гитарист Сергей Троян и барабанщик, его брат - близнец Сергей Троян.
Так я оказался на профессиональной сцене. А работа с Бенсманом - это был очередной подарок судьбы. Илья, к тому времени был уже сформировавшийся музыкант, с большим опытом игры джазовой, популярной и рок-музыки.
Это первый соcтав "Крылья" с моим участием:
Певцы - Александр Калугин, Георгий Пуцко, Любовь Малицкая, Виктор Шилин, ЕвгенийАндреев.
Сергей Киселев (гитара, вокал), Сергей Троян (гитара, вокал), Константин Мухин (бас-гитара, вокал), Илья Бенсман (клавишные инструменты), Александр Троян (барабаны).

После репетиционного периода и обкатки программы у нас была запланирована большая гастрольная поездка по стране. В итоге у нас сформировалась вокальная группа, состоящая из четырёх человек - Евгений Андреев, Виктор Шилин, Георгий Пуцко и ваш покорный слуга. Мы все были ровесниками, где-то по 20-23 года.
Но за неделю до этих больших гастролей по России, о своём уходе объявили четыре человека, вся ритм группа - Мухин, братья Трояны и певец Виктор Шилин. Им сделали выгодное предложение работы в большом престижном ресторане города Запорожья «Россия». И они согласились.
Конечно, это стало большой неожиданностью и тяжелым испытанием для коллектива. Ведь программа была сделана, отрепетирована, обкатана и неделя до гастролей. Люсик, так по-братски называли мы Илью Бенсмана, хотел снять гастроли, но в последнюю минуту всё же отважился и рискнул.
Певец Георгий Пуцко раньше был барабанщиком, я имел опыт игры на бас-гитаре. Пригласили хорошего рокового гитариста Сергея Стаховского. И мы, взяв свои нервы в кулак, рискнули. У нас не было ни одной репетиции. Были розданы ноты, программа была на слуху, оставалось только не споткнуться и выстоять.
Через неделю мы уже работали спокойно. А еще через пару недель к нам присоединились два музыканта: Игорь Лаптев – бас-гитара и Юрий Рогожин - барабаны. Их порекомендовал нам руководитель коллектива «Музики» Ужгородской филармонии Владимир Белоусов, в котором пела его супруга Татьяна Анциферова. Cегодня эта певица – уже легенда. Об этом коллективе, о людях, которые там работали можно и нужно написать отдельную книгу.
Еще чуть позже у нас появилась духовая группа: Геннадий Клячковский – тромбон и великолепный музыкант, аранжировщик и трубач Владимир Котон.

-Какую музыку вы играли?

Разную. Например, в репертуаре был блок украинских народных песен. Аранжированы они были в разных стилях. Это, на мой взгляд, и представляло интерес для зрителей, не давало им скучать от монотонности. Был блок каких-то бодрящих комсомольских песен, без которых в то время было никак нельзя. Пели песни и мировыx стандартов, только писали к ним русские тексты. Из репертуара АBBA, "Middle of the road", Демиса Руссоса Исполняли песни и популярных советских композиторов также в разных стилях.
Музыканты коллектива в основном были ориентированы на джаз-рок, что давало гибкость в выборе аранжировок. Что касается передней группы, я имею в виду певцов, то мы не пели так, как пела группа "Temptations", но двигаться подобным образом на сцене мы пытались, что, наверное, вызывало симпатию зрителей.

-Когда состоялся первый приезд «Крыльев» в Москву?

Если мне не изменяет память, в 1976 году. А вообще я проработал в ВИА "Крылья" с 1975 по 1977 гг.
Афиша московских гастролей 1976 г.
Первый ряд: Илья Бенсман и Любовь Малицкая.
Второй ряд: Евгений Андреев, Константин Мухин, Виктор Шилин, рядом с Шилиным, облокотившись на камень Сергей Троян, рядом с ним с гитарой Александр Калугин.
Третий ряд: Георгий Пуцко, Сергей Киселёв, на камне с тарелкой Александр Троян.

-Почему в 1977 году перестал существовать ансамбль «Крылья»?

Помню, когда после месячного отпуска в 1977 году, мы возвратились в сентябре в филармонию, то нас собрал Илья. Он объявил о том, что снимает с себя полномочия.
С самого начала работы коллектива, Илья помимо музыкальной части занимался всеми организационными вопросами: реклама, костюмы, записи на радио, на телевидении, вплоть до согласования гастролей. И если в коллектив приглашались новые, серьёзные музыканты, их надо было чем-то привлечь и удержать. Я имею в виду квартирный вопрос. Когда Илья по этому поводу обратился к руководству филармонии, то поддержки не получил. Я так понимаю, что для него это был вопрос принципа. За два года своего существования, коллектив сделал немало. Был заметен и творческий рост и намечен перспективный план, а со стороны руководства... Поэтому он поставил вопрос ребром - или так, или никак. В результате случилось так, как случилось.
Это последний состав "Крылья" с моим участием:
Первый ряд - Генадий Василенко(вокал), Евгений Андреев (вокал, акустик гитара), Александр Калугин (вокал), Георгий Пуцко(вокал), Сергей Стаховский (гитара, вокал).
Второй ряд - Илья Бенсман (рояль, клавишные инструменты), Генадий Клячковский (тромбон), Владимир Котон(труба), Юрий Рогожин (барабаны), Игорь Лаптев (бас гитара).

-Не сохранилось ли записей ВИА «Крылья»?

К сожалению, это всё утеряно. Как-то бывший оператор ВИА «Крылья» Николай Захаров прислал на мой электронный адрес сохранившиеся у него записи ВИА «Крылья». Это были записи одного из концертов на ВДНХ в Москве в 1977 году. Но, к сожаленью, они очень плохого качества. Хотя, Николай и перевел в цифру с плёнки, которая завалялась у него с того времени, но качество от этого лучше не стало. А записи с радио и телевидения у меня, к сожалению утеряны. Может быть у кого то из ребят сохранились, или в архивах радио и телевидения Киева, Запорожья. И то я не уверен в сохранности архивов.
Теперь, к моему сожалению, это уже другая страна и порядки в ней другие ...
Продолжение