Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Сергей Котлячков.

Вспоминаю с удовольствием..."

(сентябрь 2014)
1

Петр Наумов

–Пётр, расскажите о себе: откуда Вы родом, где и как начинали свою музыкальную карьеру?

Родился я на Украине в г.Мариуполь. С детства был окружён музыкой и музыкантами (родственники с обеих сторон были музыкантами). Учился в музыкальной школе по классу аккордеона, играл на трубе в духовом оркестре, и, наконец, на гитаре на танцплощадках города.

-А как Вы стали барабанщиком?

Барабанщиком стал совершенно случайно. Я был гитаристом с юных лет и играл на танцплощадках города Мариуполя. Выступал с концертами от Дома учителя, Индустриального техникума, где тогда учился. И однажды нас с барабанщиком пригласили в группу, которая была популярная в нашем городе. Я пришёл, а он – нет... И я сел за барабаны (когда-то тоже подменял кого-то). С этих пор я стал увлечённо заниматься на ударных, даже готовился поступать в музучилище по классу ударных.

-Дальше?

Дальша была армия. Я попал служить в ансамбль песни и пляски Закавказского пограничного округа. Объездили весь Кавказ и окрестности.

Пётр Наумов и Александр Шкуратов в ансамбле Закавказского ПО.

После дембеля мне предложили работу барабанщика в ВИА "Поют гитары" Костромской филармонии. Объездили с гастролями пол-СССР.

–Кто Вам предложил работу в ВИА "Поют гитары"?

Станислав Черепухин. Мы служили вместе. У него есть свой сайт.

–Интересно, а почему там написано Черемухин, а не Черепухин?

Так звучнее, наверное. Он же ещё и композитор. Мы до сих пор дружим.

–Кто из известных музыкантов работал в ВИА "Поют гитары"?

Из этого ансамбля вышли такие выдающиеся исполнители, как я (шучу), Аркадий Хоралов, Александр Малинин, Александр Нефёдов ("Самоцветы"), Сергей Пенкин, Станислав Черепухин, братья Редько ("Пламя") и много ещё кого, всех не упомнишь. Тогда, в 1973 г., концерты проходили с неизменным аншлагом и успехом. Кстати, и Валерий Ободзинский был выходцем из "Поют гитары" (ранних). На гастролях в Одессе мы постоянно встречались с его родителями.

ВИА "Поют гитары" (сентябрь-октябрь 1973 г.).
Слева-направо стоят: Аркадий Хоралов, Юрий и Валерий Редько, Александр Колесников и певец Валерий (?). Сидит Пётр Наумов.

–Валерий (?) – это кто? Фамилию не помните?

Не помню. Они с женой-певицей недолго работали (2 месяца).

–Юрий Редько был вторым мужем Ирины Шачневой. К сожалению, он утонул (Царствие ему Небесное!) Можете что-нибудь рассказать об этом случае? В каком году это произошло?

Я тоже это всё знаю. По-моему, это был 1980-81 г., где-то под Москвой, на пруду на отдыхе. Детали может рассказать Станислав Черепухин.

ВИА "Поют гитары" ( 1973 г.).

–Можете прокомментировать эту фотографию?

Это в аэропорту Ростова-на-Дону, 1973 г. Мы улетали в Москву после гастролей на стадионе. В первом ряду – я, Алла Пугачёва и её костюмерша. Выше – Слава Черепухин, Михаил Ковалёв, братья Редько, Аркадий Хоралов, диктор Виктор Балашов, скрипач из театра Ромэн.
Там ещё Виталий Кретюк (тогда муж Пугачёвой) и наш скрипач Александр Колесников.

–В социальной сети ВКонтакте я нашёл песню "Я тебе пригожусь" в исполнении ВИА "Поют гитары". И написано: "Солист – Пётр Наумов". Это действительно Вы? И какой это год?

Да, это я, 1973 г. Мне эту запись прислал С.Черепухин года 3 назад.
В "Поют гитарах" у меня было несколько сольных песен: "Я тебе пригожусь" И.Гранова, "Не заводите вы, ребятушки..." (из репертуара Бена Бенцианова), "Золотая рыбка" В.Шаинского, "Зеркало" Ю.Антонова, украинские песни.

Из трудовой книжки Петра Наумова:
ВИА "Поют гитары"
17 января 1973 - 17 января 1975.


–Дальше.

Потом, с 1975 г., в Мариуполе – работа в ресторанах.
А в ноябре 1976 г. позвонил Сява Черепухин и сказал, что в "Надежду" нужен барабанщик. Я к тому времени уже слышал их песни по радио и, быстро согласившись, поехал в Москву с барабанами. По приезду оказалось, что там ещё пришли люди прослушиваться, я уже начал, было, волноваться. Музыканты с Плоткиным долго совещались. Потом вышли и сказали, что не знают, кем меня брать в коллектив – то ли барабанщиком, то ли певцом. Я их убедил, что я буду играть на барабанах и петь. Так я попал в "Надежду".
В тот же день мы с Михаилом Плоткиным поехали на Шаболовку по делам, где встретили Михаила Шуфутинского. Меня ему представили, он сказал, что уезжает в Америку. В тот же день я с помощью Мишиного друга Олега Непомнящего снял квартиру в Марьиной роще, вернее, комнату. И начались репетиции.
Репертуар был большой и непростой. Аранжировки, которые делали ребята из "Надежды", были оригинальными. Хорошо я знал ноты, все партии для ударных были записаны нотами. Даже вокальные партии, которые потом учили, были на нотах. Первый опыт записи в студии начался с записи песни Анатолия Днепрова "17 лет". Он очень придирчиво относился к записи барабанов – по ходу записи менял несколько раз партию. Но всё записали, я даже в бэках что-то спел.
Мы очень много репетировали, даже в ущерб гастролям. Поэтому денег постоянно не хватало. Зато, если были гастроли, они были шикарные – Дворцы спорта, стадионы, хорошие гостиницы, самолёты. На гастролях я знакомился с корифеями советской эстрады и другими ВИА. Очень много появилось друзей, с которыми общаюсь до сих пор.
Отдельно хочу рассказать о смешных и не очень случаях на гастролях. В Баку проходил фестиваль советско-румынской дружбы, мы были приглашены выступать. Отчётный концерт проходил в Оперном театре. Было много выступающих – и классических номеров, и эстрадных. ВИА "Надежда" должен был выехать на сцену из-за кулисы с песней "До отправленья поезда". Нас объявили, я вступил по хэту палочками, и мы поехали... Через секунду электрический кабель, который нас соединял, обрывается. Это значит, гитары, орган и микрофоны не работают. Так мы пропели всю программу под барабаны. Оркестранты в яме хохотали до слёз, Плоткин за сценой кричал: "Диверсия!" Но ничего уже сделать было нельзя.
В Свердловске во Дворце спорта работали с оркестром Лундстрема. Они – в первом отделении с Понаровской, мы – во втором. Их барабанщик Иван предложил мне поиграть в их программе на конгах, я согласился. С Плоткиным договорились, с Лундстремом – тоже. Пошли выбирать мне костюм оркестровый... Искали-искали – и не нашли. Так не удалось сыграть у Лундстрема. Потом меня к Кобзону приглашали барабанщиком, но Миша не отпустил.
Выступление ВИА "Надежда" в Ташкенте (апрель 1977 г.).
Слева-направо: Людмила Шабина, Вячеслав Семёнов, Леонид Белый, Пётр Наумов, Александр Шабин, Людмила Иванова, Юрий Назаренко, Виктор Андриевский, Зенон Ковпак, Вера Капустина.

Но вскоре случилось то, что изменило дальнейший ход вещей. В марте-апреле 1977 г. мы собрались лететь на гастроли в Ташкент с Л.Лещенко и ансамблем "Мелодия". В аэропорту при посадке я увидел, что почти все музыканты "Мелодии" пьяны в стельку. И мне объяснили, что они перед полётом всегда такие, потому что летать боятся. И действительно, в полете произошло что-то, что напугало меня до такой степени, что я перестал любить летать. Через час после взлёта, когда уже все спали, а летели мы ночью, самолет повел себя странно – задрожал, как будто мы уже приземлились и катимся по посадочной полосе. Я выглянул в иллюминатор, а там темнота, и мы в небе. Я очень испугался и в таком состоянии долетел. Но после этого я с ужасом садился в самолет, и, когда узнал про гастроли на Дальний восток, я подал заявление на увольнение.

–Тогда в Ташкенте "Надежда" выступала вместе с Верой Капустиной?

Да, в Ташкент с нами поехала на одну поездку Вера Капустина. Она в то время ждала вызова в Америку.

–А кто такой Зенон? Он тоже был с вами одну поездку в Ташкент?

Это саксофонист с Украины. Да, он был одну поездку в Ташкент.

–Это не Зенон Ковпак – известный в определённых музыкальных кругах украинский саксофонист и композитор?

Не знаю. Должен знать Виктор Андриевский.

–Зенон, Вера Капустина... А как они вообще попали на гастроли с вами, не будучи в составе "Надежды"? Кто пригласил? С какой целью? Они знали ваш репертуар?

Приглашал Плоткин. Конкретно Зенона – Виктор Андриевский. Перед поездкой репетировали, но, какая цель, я не знаю.

-Что Вы лично пели в "Надежде"?

В "Надежде" я, в основном, был на бэках, и были сольные куски (песня А.Пахмутовой "Горячий снег").

-Кто занимался аранжировками в "Надежде"? И кто из аранжировщиков того времени нравился?

В общем, у нас в "Надежде" хорошие аранжировщики были – Саша Шабин, Евгений Печёнов, Слава Улановский, и даже я аранжировал пару калмыцких песен, за что Кузьмин назвал меня в шутку аранжировщик года. Из других аранжировщиков никто не нравился.

Из трудовой книжки Петра Наумова:
ВИА "Надежда"
20 января 1977 - 23 января 1978.


Во второй раз я приехал работать в "Поют гитары" в апреле 1979 г. Там уже работал и был одним из главных солистов ансамбля Саша Нефёдов. Я за барабанами и пел несколько песен – как за барабанами, так и сольно у микрофона. Конечно, у меня уже был опыт работы на больших площадках (ВИА "Надежда") и в студии. Это сказывалось на моей исполнительской манере, что не нравилось руководителям. А руководителями были пожилые люди – Валерий Муратов и Валентина Макарова, которые через два месяца попросили меня об отставке. Сами они были театральные актёры когда-то, но уже давно занимались с ВИА.

–Что изменилось в ансамбле за это время?

В "Поют гитарах" ничего не изменилось, изменился я.

Из трудовой книжки Петра Наумова:
Московская областная филармония (ВИА "Поют гитары")
23 апреля - 24 июня 1979
.

–Как сложилась Ваша дальнейшая судьба?

В 1979 г. я поступил певцом в варьете, которое работало в Мариуполе, и уехал с ним в Воркуту. Думал, временно, но оказалось на 25 лет. Там же в 1990 г. поступил на работу в военный ансамбль песни и пляски "Пограничник Арктики". Объездили с гастролями весь север от Мурманска до Чукотки. Участвовал во многих фестивалях и конкурсах, был представлен командованием к званию заслуженный артист республики Коми.

-На каких барабаны Вы играли в то время?

В то время в магазинах были только немецкие установки и чешские. Я купил себе Supertrova, потом подкупал малый барабан Premier и тарелки Super Zyn. С ними я работал и в Мариуполе, и в "Поют гитары", и в "Надежде".

-Кто из барабанщиков того времени нравился?

Из западных барабанщиков нравились Бадди Рич, Дэни Серафино из группы "Чикаго" и, конечно, Ян Пэйс из Deep Purple. Из советских – Саша Симоновский и Юрий Генбачёв. Почему? Потому что техничные.

-Какие ВИА нравились тогда?

Нравились ВИА с сильными музыкантами и певцами – "Арсенал", "Чаривни гитары", "Поющие сердца".

-Как, по прошествии стольких лет, Вам вспоминается работа в ВИА?

То время ВИА было весёлым, гастрольным. В отсутствие хорошей музыки на экранах ТВ и на радио мы были звёзды эстрады – нас любили, за нами ездили тучи поклонниц, друзей. Вспоминаю с удовольствием.

-Чем занимаетесь сейчас?

У меня двое детей, трое внуков и любимая жена. Сейчас на пенсии, живу в Сыктывкаре.Иногда даю сольные концерты и выступаю на корпоративах. Недавно, в 2010 г., предложили поучаствовать в ВИА "Время Союза" с сыктывкарскими старыми музыкантами. Иногда выступаем.
Пётр Наумов и Ирина Ким (концерт "Время Союза" в театре Драмы).


Песни в исполнении Петра Наумова (современные записи):

Ave Maria
E lucevan le stelle
Have You Ever Seen the Rain
Miserere
Nessun dorma
Бархатный сезон
Дожди России
Заполярный край
Курортный роман
Три поради
Ты сама придумала