Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Сергей Котлячков.

Мне было интересно этим заниматься!

(апрель 2014)

3. ВИА "Надежда".


3

Л.Шабина и М.Плоткин.
Норильск, июнь 1977 г.

–А как вы с Александром попали в "Надежду"? Кто вас пригласил?

Как и кто нас пригласил в "Надежду", я не помню, но предполагаю, что среди музыкантов всегда есть люди, которые знают, в какую группу требуется солист или гитарист. А так как Ю.Антонов уже в то время был известен, то на репетиции часто сидели люди из других ансамблей.
Кроме того у нас была личная голосовая аппаратура (колонки, пульт и 3 микрофона), а в "Надежду", как раз, нужны были бас-гитарист и вокалистка. Вот нас и взяли без прослушивания. Мы сразу согласились – и не прогадали. Михаил Плоткин, конечно, гениальный организатор и администратор. Буквально через полмесяца мы уже отрепетировали концертную программу и обкатали её по провинции.
Тогда ансамбль числился при Кемеровской филармонии, потом перешли во Владимирскую, а дальше в Калмыцкую. В моей трудовой книжке записано так:
-работа во Владимирской филармонии – с 23.03.1976 до 01.03.1977, а в Калмыцкой госфилармонии – с 02.03.1977, т.е. один день – на оформление документов. В Калмыцкой госфилармонии мы по документам работали 2 раза – с 02.03.1977 по 21.06.1978 и далее – с 22.06.1978 по 01.01.1979. Так написано не только у меня в трудовой. Я не знаю, почему, но Плоткин приказал всем музыкантам написать заявление по собственному желанию, а на следующий день мы были приняты на условиях трудового договора. Может быть, для повышения ставок?! Кто знает!
В 1976 году мы развелись с Шабиным, но продолжали вместе работать.

-Как создавался репертуар?

Много песен мы получили от Александры Николаевны Пахмутовой. Сразу были записаны первые песни: "До отправленья поезда", "Яростный стройотряд", "Нежность". В "Надежде" я записала "Ясные, светлые глаза". Правда, сейчас послушала – и не нравится, слишком бесчувственно. В то время я не слышала эту песню в исполнении А.Пугачёвой, а иначе у меня бы были другие эмоции при записи.
Вскоре к нам пришла и Люда Барыкина. Это она, а не я, поёт песню "Семнадцать лет", хотя все сайты пишут, что я.
И песню "Девчонки танцуют на палубе" пою не я! Это не мой голос, и я бы спела по-другому.
За это время с Игорем Ивановым – нашим солистом – записали песни:"Навсегда", "Люблю тебя", "Песенка студента" ("Из вагантов") с пластинки "По волне моей памяти".

–Песня "Люблю тебя", которую Вы пели дуэтом с Игорем Ивановым в «Надежде» была потом победителем конкурса "Песня-79", только её исполняли ВИА "Верасы". Кстати, мне Ваше с Игорем Ивановым исполнение нравится больше.

А я и не знала, что "Верасы" пели эту песню. Просто я никогда не слышала, чтобы они (авторы музыки и текста – Игорь Якушенко и Владимир Харитонов – примеч. автора) отдали песню другому ансамблю. Для меня это сюрприз!!!
А Ядвига поёт под меня, а это говорит о том, что песню им дали послушать в нашем исполнении. Мне наше исполнение нравится тоже больше!
"Люблю тебя" была уже раскрученной песней, мы её пели с 1976 года. Я помню, однажды, где-то в 1986 г., была в Сочи, а там была "Надежда" на гастролях, и Игорь уговорил меня спеть с ним эту песню.

–Но Игорь не работал с "Надеждой" в 1986 году.

Дуэт с Игорем в Сочи мы пели, оба не работая в "Надежде". Просто я пришла посмотреть концерт и он – тоже, а Михаил Плоткин предложил спеть, и Игорь его поддержал.Ну, мы и спели одну песню.

–А Вы помните, как и где происходила запись песни "Из вагантов"?

Я помню, что это было на "Мелодии". Сказали, что нам надо петь как на проводах в армию, т.е., приняв 2 стакана водки, и смеяться как сумасшедшим.
Включали музыку только в тех местах, где надо было петь "ла-ла-ла" и смеяться. Так что, мы даже и не поняли, что это за песня. Игорь присутствовал при записи и, кажется, даже пел с нами. Но много голосовых наложений мы не делали, поэтому звучит, как звучит.
При записи "Из вагантов" пели не только вокалисты, но и музыканты – Саша Шабин и кто-то ещё, потому что нас было человек пять.

–Кто-то ещё – это Иван Денежкин и Сергей Бурченков?

Серёжа Бурченков – возможно...

–В Интернете была информация, что композицию "Посвящение в альбом" на пластинке "По волне моей памяти" записали Татьяна и Елена Зайцевы. А Вы ничего не слышали об этом?

Я уверена, что песню исполнили Наташа и Вера Капустины. Я знаю тембр голоса Тани и их манеру исполнения.

Примечание автора: позже, по информации Н.Олеарник и В.Енченко, было установлено, что композицию "Посвящение в альбом" записала вокальная группа ВИО "Современник" в составе: Вера Капустина, Людмила Иванова, Наталия Олеарник, Алла Гавричкина, Виктор Енченко.

–С Наташей Капустиной Вы были лично знакомы?

С Наташей близко я не была знакома, но видела на записях, и она мне и внешне нравилась, ну а голос – тем более. А когда услышала её на пластинке "По волне моей памяти", ещё больше стала уважать.

–В 2000 г. выходил компакт-диск альбома, на котором песню "Из вагантов" спел сам Давид Тухманов под совершенно новую свою аранжировку. Кстати, именно на этом издании впервые были указаны имена "Наталия Капустина" и "Александр Лерман".

Послушала песню в исполнении Тухманова, и могу сказать следующее: подпевки он не заменил, а сдвинул по времени, потому что я слышу там мой смех и голос. Его исполнение – не лучший вариант.

ВИА "Надежда" (Норильск, июнь 1977 г.):
Репетиция перед концертом.
В.Кузьмин, гитарист ВИА "Чаривни гитары", М.Плоткин, П.Наумов, Л.Шабина, А.Шабин.

-На этом фото в составе "Надежды" гитарист ВИА "Чаривни гитары". Как это понимать?

Мы работали во Дворце спорта по отделению. Первое – ВИА "Надежда", а второе – "Чаривни гитары". Или наоборот, так как "Надежда" была более раскрученной – постоянно песни по радио, выступление на ТВ. Так что, нас знали, а "Чаривни гитары" были с Украины, и их в Сибири не знали. Хотя после совместных концертов у меня о них очень высокое мнение. Очень сильный ансамбль!
А на этом фото – мы заканчивали репетицию, то есть, настройку звука, а они уже стояли и ждали, когда мы закончим, чтобы их звукорежиссёр настроил звук. Раньше все группы выступали вживую, и, естественно, нужно было время для настройки. Поэтому гитарист стоит сзади и ждёт, а не репетирует вместе с нами.

-Как приходили гастроли?

Ансамбль много гастролировал, был в таких местах, где даже нет телевизора.
Как раскрученный коллектив, мы начали работать во Дворцах спорта со Львом Лещенко, ВИА "Пламя", "Чаривни гитары". Ведь к тому моменту нас крутили на радио и по ТВ. Конечно, мы всегда работали первое отделение как разогревающая группа, зато второе отделение – Лев Лещенко со знаменитым ансамблем "Мелодия", где я с Людмилой Ивановой (она поработала только 2 месяца и уехала жить в Америку) и Валентиной Пуляевой работали на подпевках.
Валентина была взята на одну поездку, чтобы было 3 бэк- вокалистки – для аккордов. Мне кажется, что её пригласил Гаранян. В "Надежде" она не работала. Может быть, даже из ансамбля "Советская песня". Эта поездка была на 3 недели. И после этого я её больше не видела. Кто-то говорил, что она решила быть домохозяйкой после рождения первого ребёнка.

–То есть, Вы одновременно, работали в "Надежде" и у Лещенко?

Когда мы работали от Владимирской филармонии, то была поездка (гастроли) по Золотому кольцу. И вот во время этих гастролей мы работали вместе с Л. Лещенко: первое отделение – я была в составе "Надежды", а во втором –Лещенко с "Мелодией", и я в составе женского трио у них на подпевках.
И ещё раз мы так же работали в Ташкенте.
Ташкент (май 1977 г.).
Слева направо: Людмила Шабина, Валентина Пуляева, Людмила Иванова.
За ф-но – Борис Фрумкин.

-Что за музыканты работали в "Надежде"?

Я благодарна судьбе за то, что мне посчастливилось работать с гениальными музыкантами. В это время в ансамбле поменялось много музыкантов и певцов. Я только помню, что у нас всегда были крепкие музыканты, а говорить только об известных людях я не хочу, о них и так говорят много.
Духовая группа была просто замечательная!!! Вячеслав Улановский (саксофонист и аранжировщик), Толя Мешаев, пришедший вместе с Витей Горбуновым из ВИА "Лира", Юра Назаренко, Витя Андриевский – все они талантливые музыканты.
Солисты: Леонид Белый, Евгений Печёнов, Евгений Гудков. Все они были разные, и голоса всегда можно было отличить. Девушки тоже часто менялись. Я помню Светлану Дулину, она была совсем юная и у неё был роман с Кузьминым. Я не помню, сколько месяцев она проработала в "Надежде", но голос у неё был.

–Что можете рассказать о Леониде Белом, о Евгении Гудкове?

О Лёне Белом – только хорошее. Пришёл интеллигентный московский мальчик с голосом, похожим на Лермана, немного восторженный, но добрый. Пел с чувством, не пил, не курил. С Лёней Белым мы записали первый вариант "Нежности". В общении был мил и доброжелателен. Как-то сразу влился в коллектив, получил много сольных песен. Кстати, когда Игорь Иванов ушёл, то "Люблю тебя" в концертах он пел со мной. То, что он так рано ушёл из жизни, я узнала только сейчас, и мне очень жаль. Ему бы ещё жить и петь и сочинять...
Женя Гудков был такой красавчик! Когда он выходил на сцену, такой вальяжный и уверенный в себе, я даже робела. Он был профессионалом! А в жизни – простой советский парень.

Людмила Барыкина, артист оригинального жанра Друян,Ян Гальперин (поэт-песенник), Людмила Шабина, Евгений Гудков

–Вы начинали работать с гитаристами Сергеем Бурченковым, после его ухода с Вячеславом Семёновым, а перед самым Вашим уходом из "Надежды" – с Олегом Чесноковым. Что Вы можете рассказать о каждом из них?

О Серёже Бурченкове я вообще мало знаю, он был такой стеснительный и неразговорчивый. По поводу Славы Семёнова: он пришёл вместе с Женей Гудковым из ВИА "Коробейники". В том ансамбле он работал вместе со своим братом Владимиром. Куда он ушёл, я не знаю, но после него сразу пришёл Володя Кузьмин.
О Чеснокове ничего не могу вспомнить.

Из трудовой книжки Людмилы Шабиной (Лариной):
анс. "Надежда" 23 марта 1976 - 1 января 1979.


(Примечание автора: Первая трудовая книжка Людмилы была утеряна при переводе из Кемеровской облфилармонии во Владимирскую. Поэтому точную дату начала её работы в ВИА "Надежда" документально установить не удалось. Вероятно, что это был 4 квартал 1975 г.)
Продолжение