Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Сергей Котлячков.

мне было интересно этим заниматься!.

(апрель 2014)

5. "Фестиваль".


5

Кадр из фильма "Куда он денется".
Людмила Ларина.

–Как Вы познакомились с композитором Максимом Дунаевским?

С гениальным Максимом Дунаевским меня познакомил Виктор Бабушкин – отличный звукорежиссёр на "Мелодии". Он записал мой голос на киностудии им. Горького для кинокомедии "Карантин", музыка Алексея Рыбникова – "Садик заболел", "Вот если бы" и лирическая тема "Признание".
После этого он познакомил меня с Борисом Рычковым и Максимом Дунаевским. Я вообще очень любила записывать песни на студии: приходишь, тебе дают ноты в руки, один раз с ф-но попробовать – и к микрофону. И отрываешься, как чувствуешь песню. За это время я записала с Б.Рычковым пару песен в фильмах.
С Максимом Дунаевским и группой "Фестиваль" были записаны песни в фильмах: "Ах, водевиль, водевиль..." (8 песен), "Куда он денется!" (с Михаилом Боярским песня "Городские цветы" и другие – "Всё пройдёт", "Остановись!"), "Проданный смех" (1 серия и 2 серия) – и на пластинке мюзикла "Три мушкетёра" я пела за Констанцию ("Констанция", "Дуэт Констанции и Д'Артаньяна"); на Киевской студии – в пяти сериях 7-серийного мультфильма "Доктор Айболит" (музыка Георгия Фиртича). Там все женские партии – только я и Зоя Пыльнова, а мужские – ВИА "Фестиваль" и гениальный Зиновий Гердт. Я всегда училась у этих профессионалов, и счастлива, что это было в моей жизни! Кстати, рок-опера "Муха-Цокотуха" (из м/ф "Доктор Айболит", фильма 4 "Коварный план Бармалея") очень популярна. Я читала, что даже в школах её ставят!
Так, с января 1980 года я официально работаю с ВИА "Фестиваль" при Белгородской облфилармонии, мы ездим на гастроли.

–Расскажите подробней о работе с Максимом Дунаевским.

Для меня лично Максим Дунаевский – №1 и как композитор, и как человек. Я была знакома почти со всеми его жёнами, и все женщины, которые были с ним, остаются его друзьями. Он настолько интеллигентен и воспитан, что о нём нельзя сказать ничего плохого.
Со всеми был честен: кончилась любовь – уходит и оставляет всё жене, с другой строит кооператив – опять оставляет и ждёт новую любовь. Я, честно говоря, была в него немного влюблена, но рядом с ним всегда кто-то был. Поэтому я благодарна ему за творческий союз! Только благодаря его музыке к фильмам меня как личность узнали миллионы людей. Ведь в ВИА тебя только представляют в конце концерта, а так – кто поёт эту песню? ВИА "Надежда". Или ВИА "Фантазия". Или... А какая у Дунаевского мелодика песен!!! Сразу запоминается – значит, хит!
Мне, конечно, нравится музыка Зацепина, особенно в исполнении Т.Анцифировой, но Максим сыграл огромную роль в моей жизни. С ним работать всегда было легко, он делал замечания, но не менторским голосом, а как просьбу. Никогда не был раздражён, всегда улыбался, а мы все хотели, чтобы то, что мы делаем, ему нравилось.
Запись музыки к фильму "Ах, водевиль, водевиль..." проходила на Мосфильме. Для того, чтобы спеть в правильной тесситуре, надо знать, за какую актрису тебе петь. Кстати, Галя Беляева присутствовала на записи. Она очень хотела спеть сама, поэтому мне не пришлось учить мелодию у ф-но, а я слушала, как Максим учит с ней. Но после двух дублей она сама поняла, что это сложно, и я записала первый вариант, потом мы обсудили, какие нотки в голосе надо добавить, чтобы было впечатление, что поёт она сама. А в третьем припеве, где она уже в возрасте, я решила дать немного Гурченко... Это по поводу песен "Ах, водевиль, водевиль" и "Куплеты Верочки".
Потом была запись заключительной песни под титры "Ах, этот вечер". Максим просил спеть с грустью и, в то же время, с восторгом в голосе, но песня была настолько чудесна, что я захлёбывалась сама в эмоциях. Сейчас слушаю и слышу пару между нот. Но не уверена, что спела бы по настроению лучше!
Ещё после выхода на ТВ мы записали "Ах, этот вечер" с Михаилом Боярским на телевидении для "Утренней почты". Показали один раз – и всё... Меня вообще нет на ТВ – говорили, что я слишком раскованная.
Песни к фильму "Куда он денется!" мы записывали в Белгороде или где-то там, рядом, на студии звукозаписи. Музыканты уже записали фонограмму, а потом приехала я и М.Боярский. Там буквально за 2 дня записали все вокальные партии. С Михаилом вообще очень легко записываться: он задаёт тон песни, и остаётся только выйти на его настроение. Так же было и на фирме "Мелодия" при записи мюзикла "Три мушкетёра", где я озвучивала Констанцию. Он этаким котом мягко подползал, что мне приходилось кокетничать, и поэтому всегда было интересно! Спасибо, Миша! За уроки актёрского мастерства! И ещё. Песня "Листья жгут" в исполнении ВИА "Фестиваль", солист Марек Айзикович. Сначала мы записали эту песню, а потом приехал М.Боярский, песня ему понравилась, и позже он наложил на эту фонограмму вокал.
(Песня "Листья жгут" в исполнении Михаила Боярского).
Кадр из фильма "Куда он денется".
Михаил Боярский и Людмила Ларина.

-Дальше?

В начале 1980 года в Куйбышеве, когда Михаил Боярский получил известие о том, что у него родился сын, какой-то партработник, не получивший контрамарку для своей семьи, пишет разгромное письмо в газету "Советская культура", что вместо Боярского выбежали какие-то волосатики и т.д. и т.п.

(Прим. автора:
Это была заметка в газете "Советская культура" от 19.02.1980 на основании письма в редакцию СК Г.Костенко – редактора Куйбышевского книжного издательства. Она называлась "Хроника одних гастролей" и была посвящена гастролям "Фестиваля" в г.Куйбышеве:
«...Во второй половине января этого года в нашем городе появились афиши: "Выступает артист театра и кино М.Боярский в сопровождении ВИА "Фестиваль". Но каково же было моё удивление, когда вместо Боярского в течение полутора часов на сцене метались, прыгали и яростно кричали в микрофон какие-то волосатые личности в нелепых нарядах».)


–Боярский не вышел на сцену, потому что уехал домой или по какой-то иной причине?

В том-то и дело, что в концерте он принимал участие. В Куйбышеве мы получили известие о рождении у него сына только после концерта. Поэтому, когда вышла эта статья, а было это уже после гастролей, мы все были удивлены, но подумали, что кто-то позавидовал количеству концертов, а их было по 4 в день, и поэтому на полгода запретили концертную деятельность.
И тогда Максим сказал нам, что не обидится, если мы в это время поработаем в других коллективах, т.к. платить деньги филармония не намерена. Вот и вся история!

Из трудовой книжки Людмилы Шабиной (Лариной):
анс. "Фестиваль": 8 января - 18 марта 1980.

Продолжение