Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Евг. ЭПШТЕЙН.

"Поющие сердца".

(статья из журнала "Музыкальная жизнь" №21-1975 г.).

ВИА "Поющие сердца".
Фото Е. Л у к о м с к о го
Поющие сердца

После первого же концерта ансамбль «Корасонас кантантас» стал любимцем Гаваны: его артистов узнавали на улице, дружески приветствовали, просили автографы, темпераментные гаванцы утверждали, что в жилах этих симпатичных парней наверняка есть примесь кубинской крови, иначе откуда бы им так владеть гитарами и барабанами, национальными кубинскими инструментами. «Корасонас кантантас», посмеиваясь про себя, тщательно исследовали «генеалогические древа» москвичей В. Дорохина (ударные) и В. Харакидзяна (гитара-бас), сыктывкарца А. Ольцмана и уроженца Нальчика В. Индрокова (гитара), но никаких латиноамериканских ветвей в них не обнаружили.
«Корасонас кантантас» — это московский вокально-инструментальный ансамбль «Поющие сердца». Ему всего четыре года, по человеческим меркам это «нежный» возраст, но на счету у этого «малыша уже два лауреатских звания, завоеванных на Всероссийском и Всесоюзном конкурсах, семь грампластинок и тысячи километров гастрольных дорог по городам и весям нашей страны и за ее рубежами.
«Поющие сердца» появились в самый разгар вокально-инструментального бума и сразу резко выделились среди многочисленных соперников. Их своеобразие, прежде всего, проявлялось в стремлении к максимальному слиянию вокальной и инструментальной структур. По существу большинство коллективов правильней было бы назвать инструментально-вокальными, поскольку состояли они из музыкантов волей судеб кое-как приобщившихся к вокалу.
Среди артистов ансамбля «Поющие сердца» — 5 музыкантов с дирижерско-хоровым образованием, людей, понимающих толк в вокальной полифонии, обладающих хорошим чувством ансамбля. Эти качества они сумели привить своим товарищам — «чистым» инструменталистам. В результате образовался вокально-инструментальный синтез, которому по плечу самые сложные творческие задачи. Критика уже нe раз отмечала инструментальную виртуозность "Поющих сердец", красоту и стройность вокального звучания, а главное, взаимопроникновение двух структур, разумеется, это пришло не сразу, а в результате упорных поисков, напряженного труда. Ансамбль работает постоянно — и находясь в Москве и в гастрольных поездках.
Каждый артист ансамбля «Поющие сердца» помимо профессионального владения инструментом стремится и к вокальному совершенствованию: к вокализам здесь относятся с таким же вниманием, как и и к пассажам и гаммам (причем вокальные упражнения разучиваются с теми приемами, которые используются в аранжировках концертных произведений). Отсюда легкость и чистота певческого строя, гибкость нюансов и точность звуковой дозировки — словом, все то, что составляет понятие «вокальная культура». Ансамбль тяготеет к песням сюжетным, драматическим. К числу наибольших удач «Поющих сердец» относится баллада О. Фельцмана и А. Богословского «4444» — произведение, посвященное памяти жертв фашистских концлагерей. Это развернутое вокально-инструментальное полотно, где исполнители нашли множество точных красок для передачи глубоких мыслей и сильных чувств. Инструментальный драматизм дополняется здесь вокальным контрапунктом большого накала — особенно впечатляют скорбные интонации высокого женского голоса, перебиваемые ударами басов...
Как всякий молодежный ансамбль, «Поющие сердца» не чураются и чисто развлекательных ритмических песен: они исполняют их зажигательно, весело и... шумно. Ритмическая моторика «битовых» песен нередко выбивает ансамбль из музыкальной колеи, и тогда в его исполнении проступают — увы! — контуры штампа. Этот штамп пришел на эстраду вместе с вокально-инструментальными коллективами: безудержный грохот, в котором ритм подминает под себя музыку. Когда таким штампом пользуются ансамбли, не имеющие больше ничего за душой, это еще можно понять, но досадно, когда к нему прибегают музыканты с богатым арсеналом выразительных средств. Естественно, что в атмосфере всеобщего азарта звуковой баланс, который так выгодно отличает от других коллективов «Поющие сердца», нарушается, оркестровые группы вступают в «конфликт» друг с другом, голосовые связки музыкантов-певцов испытывают поистине космические перегрузки, а солист вынужден даже ласковую фразу (как, например, слова «тихо шепчется листва» в песне О. Фельцмана «Любовь-беда») выкрикивать на трех форте!
Хотелось бы, чтобы присущая ансамблю требовательность не изменяла ему и в опусах развлекательного характера, тем более, что песни эти пользуются большим успехом у молодежи, музыкальные вкусы которой в значительной степени формируются именно на концертах популярных коллективов.
«Поющим сердцам» никогда не приходилось испытывать недостатка репертуара: лучшие композиторы-песенники с первых шагов молодого ансамбля охотно доверяли ему свои сочинения. Тесные контакты связывают артистов с О. Фельцманом, М. Блантером, М. Фрадкиным, много пишут для них Д. Тухманов, Б. Савельев, В. Добрынин.
Музыкальный состав «Поющих сердец» сложился сразу, без долгих поисков. Сочетание электро- и духовой групп открывало широкое поле деятельности, придавало теплоту звучанию, сглаживало металлический акцент электрогитар.
В "Поющих сердцах" объединились десять крепких профессионалов, прошедших хорошую школу в оркестрах Лундстрема, Кролла, Силантьева. Ударник В. Дорохин — лауреат джазового фестиваля в Москве — своими инструментами владеет с подлинно виртуозным блеском. Так, композицию на темы американских песен «Подари мне улыбку» можно назвать «бенефисом ударных». Дорохин демонстрирует здесь целый калейдоскоп ритмических головоломок.
В. Избойников — опытный трубач. Трагические всплески звучания его трубы в балладе Фельцмана «4444» надолго остаются в памяти. Музыкант изящен в ритмических песнях, где с легкостью преодолевает все технические трудности.
Тромбониста И. Офицерова отличают благородство звучания, виртуозное мастерство. Выразителен он и как певец-солист, обладающий голосом приятного тембра.
В. Шеманкову аплодировали на джазовых фестивалях в Москве и в Варшаве: его саксофон то ведет гибкий мелодический контрапункт, то рассыпает каскады пассажей. Иногда, правда, музыканта захлестывает азарт, и он пускается в рискованное звуковое состязание с гитарами и ударными... Тогда — берегись, вокальная группа!
В. Харакидзян начинал свою музыкальную биографию как баянист — он учился в институте имени Гнесиных. Но подспудно зрела его любовь к гитаре, которая вытеснила из сердца Харакидзяна все остальное. Как видно, он не ошибся в выборе инструмента: его бас-гитара пользуется в «Поющих сердцах» большим авторитетом.
A. Ольцман — воспитанник дирижерско-хорового отделения сыктывкарского училища. Легкость, с которой он владеет гитарой, свидетельствует не только о его богатых технических возможностях и исполнительском таланте, но также и о большой работоспособности.
B. Индроков — тоже хоровик и тоже играет на гитаре. И, что самое приятное, умеет заставить звучать электроинструмент лирично. Именно такой выступает его гитара в одном из самых проникновенных номеров программы «Поющих сердец» — «Балладе о солдате» М. Блантера и К. Симонова. Эту балладу поет под собственный аккомпанемент В. Индроков, — поет просто, благородно, сдержанно.
Н. Жучкевич — «чистый солист-вокалист» — порой в ущерб самому себе увлекается модным «задавленным» звуком с элементами надрыва, отчего у слушателя создается ощущение вычурности.
В. Чирков — пианист, арсенал отпущенных ему профессиональных средств выразительности велик и разнообразен, к тому же от природы он наделен, на зависть многим своим коллегам, красивым басом, который с удовольствием демонстрирует в немецкой песне «До свидания, мама!», исполненное очень музыкально, с хорошим вкусом.
И, наконец, «лирический центр» коллектива — Н. Шеманкова, призванная своей женственностью, теплотой вносить свежую краску в звучание ансамбля. Ее прозрачный, чистый голос особенно хорош в кантиленных вокализах. Н. Шеманкова уверенно солирует во многих номерах программы, легко и пластично передвигается по сцене и своим обаянием быстро располагает к себе зрительный зал. В упрек певице можно поставить только некоторую «пригнусавленность» звука в верхнем регистре и иногда проскакивающий «заграничный» акцент в русских словах.
Руководитель «Поющих сердец» Виктор Векштейн — опытный музыкант, прошедший хорошую ансамблевую школу с такими солистами, как И. Кобзон. М. Кристалинская, В. Мулерман. Он отлично слышит гармонию любит развитое многоголосие (В. Векштейн — воспитанник дирижерского отделения Московского училища имени Октябрьской революции), увлечен идеей слияния вокальной и инструментальной музыки и воплощает эту идею в своих многочисленных аранжировках и оригинальных сочинениях.
... Если заглянуть после концерта за кулисы и подойти к двери артистической комнаты, можно услышать шумную нестройную разноголосицу. Это не выяснение отношений, не сведение личных счетов, это своего рода производственное совещание по горячим следам концерта, на котором обсуждаются все погрешности и неудачи. Повышенные тона объясняются неостывшим концертным возбуждением. Поздней, на репетициях, все то же самое будет разобрано в более спокойной атмосфере. Такие обсуждения свидетельствуют о неудовлетворенности участников ансамбля, не обманувшихся шумным успехом. А эта неудовлетворенность, в свою очередь — доказательство того, что творческий рост «Поющих сердец» продолжается.