"Поющие сердца": 10 лет спустя.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

"Поющие сердца": 10 лет спустя.

(Концерт 24.01.1986 г. в ДК им. Ленинского Комсомола г.Комсомольск-на-Амуре).

Виктор Векштейн
Виктор Векштейн

Последний раз я видел ансамбль "Поющие сердца" лет 10 назад, поэтому отметить произошедшие перемены было особенно интересно. За день до концерта я подошел к руководителю ансамбля Виктору Векштейну и попросил его об интервью. Он легко согласился, наше общение проходило не только в обществе самого Векштейна, но и певицы Антонины Жмаковой и некоторых музыкантов прямо на сцене сразу после репетиции. В конце беседы я попросил разрешение записать концерт с микшерского пульта и тоже не встретил отказа. Но они предложили другой вариант решения этой проблемы. У ансамбля была готовая фонограмма, и они дали мне ее переписать.
Помню, их изумление, когда они увидели техническое оснащение нашей дискотеки. Надо сказать, что этот ДК принадлежал Министерству судостроительной промышленности и имел очень хорошие финансовые возможности. Вся наша звуковая аппаратура, включая и колонки для озвучивания зала, были японского производства. Три катушечных магнитофона: два "Шарпа" и один "Сони", четыре кассетных, усилители "Маранц" и куча еще всяких прибамбасов. Плюс у нас уже была видеокамера и 3 телевизора (кажется "Акай"), которые мы использовали для показа музыкальных клипов и мультиков во время дискотеки. Даже для озвучивания танцевальных вечеров в парке у нас был специальный выездной комплект буржуйской аппаратуры, правда, менее навороченной, чем стационарный. Аппаратура столичной команды очень бледно смотрелась на фоне аппаратуры нашей периферийной дискотеки. И нам было это очень приятно, хотя, конечно, мы не подавали виду.
Жмакова

Из полученной фонограммы потом несколько композиций я использовал в подготовке танцевальных программ. С одной из них произошла такая история. Все музыкальные номера, которые предполагаются использовать в программе, необходимо было "залитовать" в отделе культуры. То есть, получить разрешение на их публичное воспроизведение. Это было связано, как с авторскими отчислениями, так и с идеологической цензурой. Я включил в одну из программ инструментальную композицию "Ночь над Бейрутом". Но при литовке мне не разрешили ее использовать и при этом толком не объяснили- почему. На мой вопрос:"Если бы она называлась "Ночь над Тамбовом", то я мог бы использовать ее в программе?", - мне ответили утвердительно. Так я и поступил. И хотя официального разрешения на ее воспроизведение у меня не было, эта композиция звучала у нас на дискотеке под другим названием.

Немного истории.

ВИА "Поющие сердца" был создан в 1971 году в Москве. В нем объединились профессиональные музыканты, прошедшие школу в оркестрах О.Лундстрема, А.Кролла, Ю. Силантьева. Художественный руководитель ансамбля Виктор Векштейн работал с такими солистами, как И.Кобзон, М.Кристалинская, В.Мулерман. Он воспитанник дирижерского отделения Московскского училища им. Октябрьской революции. Дважды "Поющие сердца" становились лауреатами конкурсов артистов эстрады (второе место на Всероссийском конкурсе в 1973 году и первое на Всесоюзном в 1974).
Журнал "Музыкальная жизнь" писал о них: "Их своеобразие проявляется в стремлении к максимальному слиянию вокальной и инструментальной структур... в желании средствами сравнительно малой инструментальной группы добиться мощного патетического звучания..."

Концерт

Начало концерта, когда в полной темноте под звучание фонограммы музыканты занимали свои места на сцене, показалось мне виденным уже не раз. Зажегся свет и концерт начался. Все музыканты были мне незнакомы,10 лет назад никого из них в ансамбле не было. Сегодняшний состав выглядел следующим образам: Владимир Холстинин - соло-гитара, 0лег Грановский-бас, Андрей Большаков-гитара, Валерий Кипелов-вокал, Кирилл Покровский-клавишные. Барабанщики Игорь Молчанов и Александр Львов поочередно менялись.
Первое отделение было с креном в "хард-рок". Прозвучали 8 композиций. Все довольно длинные с продолжительными гитарными импровизациями, но предельно безликие и однообразные. Чувствовалось, что это авторские творения, как в смысле стихов, так и музыки. И, если говорить откровенно, и то и другое выглядит довольно уныло. Наиболее интересными были композиции антивоенного цикла "Волонтер" и "Ночь над Бейрутом". И то, в первой из них впечатление от неплохих стихов начисто было смазано примитивным "забоем". "Ночь над Бейрутом"- спокойная инструментальная пьеса с тревожным ускорением темпа в середине дала возможность оценить способности музыкантов. Увы, нет претензий, пожалуй, лишь к Холстинину. Раньше он выступал с группой "Альфа". Вообще на сцене он выглядит довольно колоритно: высокого роста, плечистый, гитара, необычного вида с узким грифом, в его руках смотрится, как тросточка.
Песня "Тореро", как объявил Кипелов, написана под впечатлением стихов испанского поэта Гарсиа Лорка. Все возможно, но, думаю, если бы ее услышал сам Лорка, он бы этому не поверил.
Следующий опус "Мечты" с банальнейшим сюжетом был исполнен с надрывом и полнейшей безысходностью. Еще одна инструментальная композиция "Новый день" с бенефисом А.Львова на ударных выглядела очень эффектно. Аналогичный номер я видел в исполнении "Поющих сердец" еще 10 лет назад. Тогда в песне "Нас пугали в сказках бесы" нечто подобное творил В.Дорохин. В то время это смотрелось с большим интересом.
Ударным номером I отдаления, видимо, должна была считаться шуточная песня "Вокруг света за 20 минут", посвященная популярному журналу с одноименным названием. В общей программе она действительно выделяется, но взятая отдельно может вызвать лишь недоумение, потому что желание создать шлягер, используя столь примитивные средства, выглядит неубедительно.
Закончилось I отделение песней К. Покровского "Ноктюрн". Автор исполнил ее, аккомпанируя себе на синтезаторе. К попытке вложить глубокий смысл в сентиментальную пустышку на "три аккорда" зрители остались равнодушными.
По сравнению с событиями десятилетней давности кое-что, конечно, изменилось. Во-первых: состав, из основателей остался только Векштейн. Во-вторых: стали более насыщенными аранжировки. Однако 10 лет назад этот ансамбль исполнял более интересную и разнообразную музыку, хотя сделана она была порой крайне просто. Было и сходство. Если 10 лет назад концерт "вокально- инструментального ансамбля "Поющие сердца" так и не убедил меня в потенциальных возможностях коллектива, то и сегодня такое же впечатление оставил концерт "группы "Поющие сердца" с ее новой программой в стиле "рок".
Бросается в глаза и совершенно не отрепетированное сценическое поведение музыкантов, которое, впрочем, заключалось в периодическом подпрыгивании 3-х гитаристов. Каждый из них делал это, когда ему вздумается, совершенно не заботясь о том, что в этот момент делают остальные. Это напоминало сюжет известной басни о лебеде, раке и щуке.
Второе отделение в сопровождении группы "Поющие сердца" пела Антонина Жмакова. Несколько слов о ней.
Она воспитанница отделения музыкальной комедии Государственного института театрального искусства им. Луначарского. После окончания института она вначале работала в Ленинградском театре музыкальной комедии, затем в Московском академическом театре им. В. Маяковского. Однако вскоре любовь к песне приведа её на эстраду. В 1972 году на Токийском музыкальном фестивале эстрадной песни, организованном телекомпанией "Ти-би-си" получила специальный приз за интерпретацию песни и золотую медаль, которой было отмечено её вокальное мастерство и артистизм. Принимала участие в гала-концерте на Олимпиаде в Мюнхене. С 1976 года солистка ансамбля "Поющие сердца".
На концерте во 2 отделении Жмакова показала свою новую программу "Театр, музыка, искусство". По сравнению с 1 отделением она была более разнообразной в музыкальном плане, но в целом так же малоинтересна. С чрезмерным драматизмом, граничащим с умопомешательством, сделаны песни Векштейна "Уходят годы" и "Баллада о королеве ". Лучшими в её программе, да и в концерте в целом были две шуточные песенки "Карабас" и "Пардон, мадам". Но при всех положительных моментах в "Карабасе" явно прослушиваются интонации А.Пугачевой. В "Пардон, мадам" интересную пантомиму показал гитарист Андрей Большаков.
Закончился концерт двумя песнями зарубежных авторов: итальянской и супербоевиком Г.Гейнер "Я преживу". В последней оптимизм автора (русский текст И. Кохановского) Жмакова выплеснула в зал и металась с микрофоном между рядами кресел, пугая зрителей и администрацию дворца культуры и техники завода им. Ленинского Комсомола. Слава богу, все обошлось.
Об ансамбле в целом могу сказать, что к своему 15-летнему юбилею "Поющие сердца" пришли, как это не странно, без четко намеченной программы, с неясным пониманием своей цели в искусстве и тем более путей ее достижения. И это в таком солидном для музыкального коллектива возрасте, когда все эти вопросы давно должны были быть сняты.

1 отделение:

  1. "Человек"
  2. "Ноктюрн"
  3. "Волонтер"
  4. "Ночь над Бейрутом"
  5. "Тореро"
  6. "Мечты"
  7. "Новый день"
  8. "Вокруг света за 20 минут"
  9. "Ноктюрн"

2 отделение:

  1. "Ты, только ты"
  2. "Уходят люди" (Векштейн-Евтушенко)
  3. "Театр"
  4. "Рафаэль"
  5. "Баллада о королеве" (Векштей- )
  6. "Воодопады" ( -Р.Казакова)
  7. "Карабас"
  8. "Пардон, мадам"
  9. Итальянская
  10. "Я переживу"
Автограф Антонины Жмаковой.
Автограф Антонины Жмаковой

Январь 1986 г.