Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.

Три судьбы Игоря Офицерова (2011).

3

Теперь по персоналиям. Индрокова нашли на Северном Кавказе?

Да, он из Нальчика. Кстати, по приезду я его встречал в аэропорту и отвез на нашу базу.

Николай Жучкевич

Николай Жучкевич?

У него был тембр Тома Джонса. Но, как бы это сказать, не для сцены. При этом он прекрасно выглядел.

Он откуда?

Из Люберец. Его Витя Дорохин привел. Характер у него был очень странный. Мог не с того не с сего отказаться петь, Сказать, что болит голова и уйти. При этом был абсолютно не пьющим.

Куда ушел?

Он мечтал уехать из страны и уехал. Женился на бывшей жене Саши Ольцмана, она была еврейкой. Чтобы стать москвичом Саша фиктивно женился, а потом развелся, и именно на ней женился потом Жучкевич.
Помню, что у Коли был жуткий комплекс по поводу его длинной шеи. Кто ему это сказал? И шарфик поддевали. Но он жутко комплексовал. А еще страшно боялся сцены, волновался, потел. Не сценический парень.

Вид у него был довольно мальчишеский, судя по фото...

Да он и моложе был всех нас. Ненамного, но моложе.

Еще был такой солист Виктор Камашев?

Витя пел очень неплохо, высоким голосом. Довольно творческая личность. Но когда он появился у нас, случилась очень неприятная ситуация. Слава Индроков в присутствии Камашева стал выговаривать Векштейну, мол, зачем взяли этого человека? Зачем он нужен? В общем, много помоев на него вылил.
Конечно же, это подействовало на Камашева, и он после этого быстро уволился. Даже сейчас, когда мы встречаемся с Витей Камашевым, он часто вспоминает этот эпизод. И Славу…нехорошими словами. Не забылась обида...
Он ушел в «Верные друзья». Сейчас у него команда называется «Сборная СССР», работают в «чистый плюс». На Дмитровском шоссе есть элитный пивбар, они там постоянно работают.

Вспомните первые зарубежные гастроли?

После наших лауреатств - Всероссийского и Всесоюзного – нам разрешили выезд за рубеж. В Польшу, в Катовице. То ли конец 74-го, то ли начало 75-го. Во Дворце спорта выступали. Там же мы сходили на концерт Чеслава Немена. В первом отделении выступала польская девичья группа (забыл название), а во втором – Чеслав. Мы просто обалдели от количества аппаратуры, от звучания. Еще больше мы удивились, когда увидели, что Немен ходит с пистолетом. Газовым, но все-таки. Для нас по тем временам – это был шок. Набрались смелости и подошли к Немену пообщаться. Оказалось, что он говорит по-русски. Довольно доброжелательный, симпатичный человек. Он тогда уже жил в Италии и приехал специально на этот концерт. Разрешил нам «пощупать» инструменты, аппаратуру. Я тогда впервые попробовал Коку-Колу в стеклянной бутылке.

Игорь Офицеров, Наталья Шеманкова, Александр Ольцман и Слава Индроков
Джинсы привезли?

Нет, я купил себе кримпленовый костюм и жене всякие шмотки. А джинсы я в Москве купил, на Неглинке.

За 120 рублей?

За 75. Super Rifle.
А потом мы поехали в Чехословакию, дальше – на Кубу. Чтобы выехать в капстрану, надо было посетить три соцстраны.

Сколько было концертов в месяц, например, в 73-74 гг.?

В среднем 30 в месяц.

Всю страну объездили?

Да, но тут года четыре назад был в Ханты-Мансийске и с удивлением для себя обнаружил, что с "сердцами" мы там не были.

«Поющие сердца» до определенного времени вообще не появлялись на ТВ?

Могу предположить с чем это было связано. Фамилия руководителя была неправильная.

Но позже были съемки в «Кабачке 13 стульев», сериале про Знатоков….

…еще в фильме «SOS над тайгой». Это все Тоня Жмакова проталкивала, устраивала. Меня тогда уже не было в ансамбле.

Давайте вернемся к конкурсам?

В 73-ем мы заняли второе место на Всероссийском конкурсе артистов эстрады, но фактически победили, так как первое не вручалось. А в 74-ом заняли первое место на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.

Чем запомнились конкурсы? Как проходила подготовка?

Готовились очень серьезно. Были всякие комиссии. На базу приезжали композиторы: Богословский, Фельцман, Тухманов.
С Тухмановым не сложилось для конкурса, но потом сложилось озвучивать фильм «Эта веселая планета». Мы записывались на Мосфильме и на студии звукозаписи. Помню, что поначалу я должен был петь «А жизнь меня по все земле бросает…», но Тухманов передумал и отдал ее Лещенко. Наташа Шеманкова спела в фильме за героиню Екатерины Васильевой.
А с Фельцманом у нас сложилось для конкурса – мы взяли его песню «Мир дому твоему». Шнейдерман сделал аранжировку, я – спел. Благодаря этой песне и получили лауреатство.

Гастроли не переносили?

Нет, обкатывали конкурсные песни на гастролях.
А через год к Всесоюзному конкурсу подготовили композицию Фельцмана «4444».

Эта запись не сохранилась?

Нет. У меня была эта композиция в исполнении Кобзона, он тоже ее пел, но потом потерялась. Это концертная вещь, тяжелая, о войне, о концлагере.

Добрынин часто у вас бывал?

Часто, но намного чаще бывал в «Самоцветах». Это и понятно.
Была интересная история с записью песни Добрынина «Кто тебе сказал». Ее должен был записывать в качестве солиста Саша Ольцман. Она ему очень шла, даже внешне. Но не получалось у него и всё. Меня же на той записи в ДЗЗ на Качалова вообще не было. Но поскольку я жил ближе всех из солистов, меня срочно вызвал Векштейн. Я и слов-то не знал, но приехал и быстренько ее записал. В концертах я ее не пел, пел Саша, не нравились мне эти «частушки». А сейчас эти частушки кто только не поет.

После Гальперина кто работал конферансье?

Помню, был такой еврей из Молдавии. Очень интеллигентный, но все время пьяный. Потом долгие годы – Романцев. Принципиальный, честный человек. Спорил с Векштейном из-за репертуара, из-за музыкантов. Часто говорил:
- Будь проклят тот день, когда я привел сюда Жмакову!
Еще Олег Марусев работал с нами.

Харакидзян,Ольцман, Антонина Жмакова,Барилов, Векштейн, ?

А дальше получилось так, что Векштейн оставляет свою семью и…

По прошествии лет я стал понимать эту ситуацию. Когда мы были на гастролях в Сыктывкаре Виктору Яковлевичу сообщили о рождении второго ребенка – дочери. А до этого Витю все вокруг убедили, что у него должен родиться сын. Я помню его выражение лица, когда он услышал о рождении дочери:
- Как? Опять дочь?
Видимо, это его немного надломило.
Потом он стал нас постепенно готовить к тому, что скоро в коллективе появится новый человек, настоящий артист. И мол, мы увидим, как надо держаться на сцене, двигаться и т.д. Короче, заинтриговал.
А мне всегда было интересно работать с людьми, у которых можно было бы чему-то научиться, что-то перенять. Приятно, когда рядом настоящий профессионал, на которого можно всегда опереться. Да и спрятаться за его спину иногда бывает полезно.
И тут появляется Тоня Жмакова, солистка Москонцерта. Яркая, эффектная женщина. Высокая, платье длинное, но когда она начинала петь всё заканчивалось. Всё меркло! Махнет рукой – трубачу даст по зубам. Махнет другой рукой – стойка полетит. Глотка луженая, орет, но поет не понимая о чем, в ноты не попадает.
Тоню в наш коллектив сосватал конферансье Ян Романцев, ныне покойный. На нашу погибель и на развал семьи. Говорили, что увела мужа из семьи. Как можно увести, если человек не хочет? Значит, хотел.
В общем, напряжение нарастало. Первым свалил наш звуковик Володя Соловьев. Ушел в «Самоцветы».

Куба.
Ольцман, Офицеров, Векштейн, Избойников, Соловьев, Шнейдерман, Индроков

Там он стал известен.

Да, сначала как звукорежиссер, а позже, когда Маликов отошел от дел, был директором состава с Леной Пресняковой. Года три-четыре назад он вышел на пенсию.
Кстати говоря, Володя Соловьев был первым, с кем я решил посоветоваться по поводу возобновления деятельности «Поющих сердец». Я к нему приехал в Крылатское и мы долго разговаривали. Я тогда был в Америке у детей в гостях, а сразу по приезду мне позвонил Витя Дорохин и подал идею восстановить «Поющие сердца». Вот я и поехал к Соловьеву, у него был огромный опыт работы уже в новое время. После этого я позвонил Харакидзяну и Индрокову. Те категорически отказались работать с Дорохиным. Созваниваюсь с Ольцманом, решаем сделать кое-какие записи. Опять звоню Харакидзяну и говорю, что уже есть кое-какие фонограммы. Решаем встретиться. Харакидзян рекомендует Андрея Грегера, так как у него есть хорошая домашняя студия, да и сам неплохой клавишник. Я предлагаю взять Сашу Ольцмана, но они опять категорически против, мол, напьется, подведет. Как же так? Ведь столько вместе работали. Ведь можем собраться практически оригинальным составом, только те, кто действительно работали в «Поющих сердцах». Слава и Витя стоят на своем. Неудобно перед Сашей, он же аранжировки делал. Ладно.
Я предлагаю Вите работать директором, а бас-гитариста найти другого. Что тут началось! Я – музыкант, то да сё. Не стал я развивать эту тему, просто хотел как лучше. Должен же человек себя реально оценивать. Ладно, проехали.
Возникает вопрос – как делить деньги? Я предлагаю делить на пять частей. Почему на пять? Пятая часть должна пойти на афиши, рекламу, костюмы и т.д. Дальше – у кого будут храниться деньги? В общем, мне так неприятно стало. Отработал три концерта, извинился и ушел от них. Это при том, что я уже подал приоритетную справку в ФИПС (Федеральный институт прав собственности), который регистрирует брэндовый знак. У меня до сих пор дома эти документы лежат.

Поговорили с Ольцманом и решили создать проект «Отцы и дети». Я с дочкой, Саша с сыном и пригласили внучку Виктора Векщтейна – Кристину. Это дочь его старшей дочери Лилии.

Сколько ей тогда было лет?

Восемнадцати точно не было. Когда мы летели в Киев, ее не пустили без разрешения родителей. Она плакала в аэропорту:
- Дядя Игорь! Я никогда не была заграницей!
Это очень удивительно для нашего поколения: Киев – заграница!

Первая жена Векштейна жива?

Нина Михайловна живет на Преображенке в трехкомнатной квартире вместе с семьями своих дочерей. Тяжело им приходится. Я периодически беру Кристинку на выступления, чтобы хоть что-то заработала. Она учится в Институте культуры и потрясающе поет русские народные песни. Озорная, боевая. Настоящий талант!

Как ее фамилия?

Иноземцева.
Знакомые из Института культуры в восторге от нее.


Продолжение