"Песняры".

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков

Блуждающие в тупике.

(апрель 2023)

1

Современное кино давно паразитирует на музыкальной эстраде Советского Союза. При том, что героями сериалов всегда являются вполне конкретные исторические персонажи, в реальности все фильмы ставят перед собой одну задачу -вылить побольше помоев на страну, где эти персонажи существовали.
При этом социалистический реализм, который должен правдиво отражать исторические события, начисто подменяется развесистой клюквой дремучего незнания эпохи. И если, небылицы из жизни героев ещё можно как-то оправдать, сославшись на "недокументальность" снятого мматериала, то сознательное искажение жизни страны нечем, кроме социального заказа на подобное фуфло, обьяснить нельзя.

Как я уже говорил выше, про советских артистов наснимали множество разных фильмов, и я всё ждал, когда же возьмутся за самый популярный жанр советской эстрады и кто станет первым "героем".
И вот это время пришло.

Кадр из фильма

Сериал "За полчаса до весны" предложил нам свой взгляд на некотрые события из истории ВИА "Песняры". То, что первыми на экран вышли именно они, можно только приветствовать: первые тогда- стали первыми и сейчас.
Но вот, как это всё было представлено, вызывает немало вопросов.

У ВИА "Песняры" -славная история, которая не нуждается в дополнительных, зачастую выдуманных заслугах. В их яркой жизни были не только славные страницы, но и поступки которые их не красили. И в противостоянии артиста с государством, конфликт который всегда выставляется на первый план в таких картинах, они далеко не всегда были правы. И все те, многочисленные конфликты между музыкантами сегодняшних клонов великого ансамбля, есть плата за их поступки в прошлом, во времена советской эпохи.

А теперь обратимся к сериалу.

Эпизод первый. Всеволжск-71.


Фильм начинается со знакового концерта в г.Всеволжске в начале декабря 1971 года.

Кадр из фильма

В книге Л.Борткевича "Песняры и Ольга" этот эпизод изложен так.

...Концерт проходил в городе Волжске, недалеко от Волгограда. Местное телевидение, не спрашивая и не предупреждая нас, решило концерт записать. Была установлена камера в зале, и, что самое ужасное, звук писали не с пульта, как это обычно делается, а поставили два микрофона к динамикам колонок на сцене. Поэтому на запись шла сплошная децибельная каша. Мы это, естественно, заметили, в антракте подошли к работникам телевидения и попросили их не делать заведомо некачественной записи.
Владимира Мулявина тогда заверили, что ограничатся записью первого отделения. После перерыва концерт продолжился, открылся занавес, я вышел петь песню «Дрозды» и обнаружил, что вся съемочная аппаратура осталась на том же самом месте. Глазок камеры горит, значит идет запись. Тогда после песни Мулявин приостановил концерт и еще раз попросил не снимать, объяснив при этом публике, что запись идет некачественная. Концерт, конечно, продолжился — зрители же ни в чем не виноваты.
Телевизионная группа сняла второе отделение и уехала. А через два дня в газете «Комсомольская правда» вышла разгромная статья. В ней говорилось о том, что «Песняры» устроили дебош на сцене, сорвали концерт, ломали микрофоны, требовали денег за съемки концерта. Подписали к этому фарсу и ветеранов войны, как тогда было принято. В общем, началась настоящая травля. Это сейчас любая реклама, плохая или хорошая, притягивает публику. Тогда было другое время.
Негативная статья в центральной газете объявляла тебя вне закона и могла поставить крест на творческой карьере. На полгода нам запретили любую гастрольную деятельность...
У «Песняров» же после статьи было много неприятностей. И мы еще долго объезжали Волгоград стороной, хотя нас приглашали и извинялись много раз.


Уже много лет спустя (в феврале 1997 года), в интервью газете «Московский комсомолец» В. Мулявин, коснувшись этого инцидента, назвал его «расправой с популярным коллективом».

«Мы выступали в Волгограде, а этот скандально известный концерт давали в Волжске. По традиции телевидение имело право снимать только последний концерт, мы же должны были работать еще два дня. Выходим в Волжске на сцену, а там установлена аппаратура для съемок. Мы говорим залу: „Сейчас уберут микрофоны телевизионщиков, и мы начнем концерт“. Ждем, ничего не меняется. Публика в тот вечер была очень, так скажем, специфическая. Волжскую-то плотину зэки строили, ну и осели в окрестностях. Они, сами понимаете, долго ждать не будут. Атмосфера в зале стала накаляться, тогда наши рабочие вышли на сцену, аккуратнейшим образом разъединили штекеры и унесли микрофоны за кулисы. Концерт чуть задержался, правда, но отработали мы его как надо.
А потом эта статья в «Комсомолке»… На разборку из Минска примчался замдиректора филармонии, присутствовал председатель Волгоградского обкома партии, нам даже объясниться не дали. Такая была демонстрация, партийцы возмущались, хватались за сердце, чуть ли не в обморок падали. А нам как раз накануне скандала пришло приглашение поехать в Канны на фестиваль. Ну и плакали Канны – стали мы на несколько лет невыездными…»


Позже на эту тему высказался еще один участник тех событий Владислав Мисевич. Его рассказ хоть и расходится в деталях с рассказами Борткевича и Мулявина, но в целом подтверждает их общую версию, что в срыве концерта виновато было местное ТВ.
По этой причине, нет ничего удивительного в том, что и во всех других изложениях этого эпизода в СЕТИ, виновником скандала всегда называют телевизионщиков.
Я позволю себе высказать своё мнение на этот счет.

ТВ было главным источником оперативной информации в стране и по этой причине имела карт-бланш на освещении любых событий в стране по своему выбору. Кроме событий связанных с гостайной.

Мне видится, что ситуация в Волжском развивалась следующим образом.
Приехав в начале декабря 1971 года на гастроли в Волгоградскую область, Мулявин обговорил с руководством филармонии все финансовые условия предстоящих концертов. Никаких сьемок на этих концертах не предполагалось.
Однако концерт в городе Волжском местное ТВ решило снять. Условия сьемок и их оплату руководство студии обговорила с руководством Волгоградской филармонии (организаторами концерта). Ни с кем из "Песняров" ТВ переговоров на эту тему не вело и не обязано было это делать.
О том, что концерт будет снимать ТВ Мулявину сказал, вероятнее всего, администратор Волгоградской филармонии, который был прикреплен к ансамблю на время гастролей. Именно через него Мулявин озвучил директору филармонии новое условие- за эти сьемки "Песняры" должны получить дополнительные деньги, сверх оговоренных ранее.
В результате "торгов" между сторонами было решено, что ТВ снимет только первое отделение и за это ансамбль от филармонии получит дополнительно некую сумму.

Вариант устроил всех и в Волжский приехала сьемочная бригада Волгоградского ТВ. Концерт был дневной и до его начала телевизионщики установили свою аппаратуру на сцене и в зале.

Потом в своё оправдание "песняры" будут говорить, что ТВ писало звук через микрофоны в сцене, а не через пульт. При этом ни один из них не сказал, что они предлагали ТВ использовать для записи свой пульт. Более того, настаивая позднее на прекращении сьемок из-за, якобы, плохого качестве записываемого звука, Мулявин почему-то не предложил в качестве альтернативы писать этот звук с пульта.
Я думаю, что изначально ТВ и хотело писать звук с пульта, но по какой-то причине им в этом отказали, и поэтому в дальнейшем о записи с пульта никто не заикался.

PS

Расскажу случай из собственной жизни. Я в 80-е годы работал в дискотеке при ДК и был на всех концертах приезжавших артистов. Те концерты, которые нам были интересны, мы стирались запись на магнитофон. Для этого я обращался к руководителю коллектива с просьбой, дать возможность записать концерт с пульта. Как правило, было три возможных варианта ответа: нам давали такую возможность бесплатно, нам предлагали за это заплатить некоторую сумму, нам предлагали купить катушку с уже готовой записью такого концерта. Поскольку наличных денег у нас не было, то для нас был возможен только первый вариант.

Вернемся в город Волжский.
Первое отделение концерта подходило к концу, когда Мулявин узнал, что ТВ планирует снимать и второе отделение. Через администратора филармонии он попытался договорится: либо доплата, либо прекращение сьемок. Однако решить подобный вопрос самостоятельно администратор не имел возможности. А директора Волгоградской филармонии в Волжском не было.
Кадр из фильма

Тогда Мулявин обратился к руководителю съемочной бригады ТВ с требованием прекратить сьемку.
Тот, очевидно, отказался, поскольку не знал ни о каких договоренностях на этот счет, а просто имел задание от своего руководства на сьемку всего концерта.

Дальше, как рассказывал один из зрителей того концерта Владимир Михайлов, события развивались так:

-... я тогда жил в Волжском, учился в 9 классе и я был на этом концерте в ДК ВГС(ВолгоградГидроСтроя) Волжского. С друзьями смотрели с балкона. На самом деле было так: на высоких телескопических стойках в оркестровой яме телевизионщики установили 4 микрофона, а в проходе зала стояла видеокамера.
Концерт был выстроен так, что между песнями девушка-ведущая коротко рассказывала о следующей песне. К концу первого отделения в этих паузах начались какие-то хождения и разговоры музыкантов за кулисами. Потом Мулявин вышел к микрофону и сказал, что микрофоны телестудии установлены неправильно и пишется некачественный звук, что недопустимо, давайте попросим их отключить микрофоны!
Мы начали свистеть и орать... Выскочил какой-то мужичок-телевизионщик и попытался что-то объяснить Мулявину, тогда подошёл Мисевич и прямо со сцены развернул микрофон в зал и опустил его в яму, на сколько достал. Этот мужичок подбежал и поднял микрофон обратно... Мисевич тем временем сделал это же с остальными микрофонами, а телевизионщик бегал за ним и поправлял обратно.
После 2-х кругов этой беготни вышел барабанщик Демешко и, намотав на руку пару оборотов шнура, наступил на шнур и просто оторвал микрофон! Мы свистели и орали, как подорванные...
Мужичок убежал, Мулявин успокоил зал, 1 отделение закончилось, а 2-е отделение начали "Дроздами". Песняры запели и вдруг, в середине куплета начали замолкать инструменты один за другим, пока, наконец, не остался один барабан... Телевизионщики поотключали питание их усилителей! После нескольких ударов в тишине, Демешко в сердцах бросил палочки на пол и ушёл с сцены. Что тут началось! От наших воплей и свиста заложило уши, мы топали ногами, и я удивляюсь, как не рухнул балкон!
Мулявин ушёл за кулисы и после чёрт знает скольких минут этого бардака вышел, объявил, что инцидент исчерпан, концерт продолжается! Все заиграли, но уже без Мулявина, он больше не вышел, и в паузах были слышны разговоры за кулисами.


Кадр из фильма

Вероятно, в эту паузу между Мулявиным, руководством филармонии и ТВ был достигнуто полюбовное соглашение и концерт продолжился. Второе отделение тоже было снято.
Но остановка концерта не прошла бесследно, вернувшись в редакцию телевизионщики нажаловались своему начальству, а те обратились в обком партии. Дело завертелось. Спасать своих кассовых гастролеров из Минска приехал замдиректора Белорусской филармонии. Уверен, что тогда все вопросы были улажены, и скандал не имел бы продолжения, но тут 9 декабря 1971 года в газете «Комсомольской правде» появилась заметка Е. Гортинского «Скандал перед микрофоном»:

«Во вчерашней почте нас поразило обилие конвертов со штемпелем Волгограда. Когда их вскрыли, оказалось, что все письма – об одном и том же.
«У нас в городе гастролировал вокально-инструментальный ансамбль из Белоруссии "Песняры", – пишет студент Никольский.
– Мне посчастливилось достать билет на один из его концертов. Я остался очень доволен. Но, увы, вскоре хорошее настроение пошло насмарку».

«Могло показаться, – говорится в письме коллектива мартеновского цеха завода "Буровое оборудование", – что это не эстрадный ансамбль, а группа дельцов».

«Видимо, молниеносный успех, который "Песняры" завоевали у публики, вскружил молодым артистам головы. Но, честное слово, не грех певцам подумать и о том, что успех этот они могут так же молниеносно и потерять», – заключают свое коллективное письмо рабочие химического завода».

Что же случилось в Волгограде?

Оказалось, работники местного телевидения договорились с художественным руководителем «Песняров» В. Мулявиным о видеозаписи концерта. Однако в последний момент В. Мулявин заявил, что «Песняры» бесплатно записываться не намерены. Более того, артисты прервали концерт, один из них на глазах у сотен зрителей оборвал микрофонный кабель, а второй ударил по микрофону, выведя его из строя.

Наши читатели справедливо возмущаются поведением новоявленных «звезд», их пренебрежением к зрителям города-героя.
«Очень хотелось бы, – говорится в одном из писем, – чтобы артисты и их руководитель т. Мулявин публично объяснили свое поведение на страницах "Комсомольской правды".
К этим словам мы можем только добавить, что одного объяснения мало. Хотелось бы услышать оценку этого поступка Министерством культуры Белоруссии и общественными организациями республики».


Про эту заметку принято говорить, что она была инспирирована некими "партийными чиновниками", которым не нравились "Песняры". Уверен, что это не соответствует действительности. Просмотрев огромное количество советских газет, на предмет освещения ими концертной деятельности, могу с уверенностью сказать, что подобная критика с обращением в прессу, была массовым явлением того времени.
И то, что виновными в инциденте зрители посчитали "песняров", вполне обьяснимо, ведь они своими глазами видели, что прекращение концерта добивались Мулявин, Мисевич и Демешко.

Юрий Михайлович Михневич

В итоге скандал вылился в прессу и замять его по-тихому уже не получилось. Скандал вышел на уровень Министерства культуры Белорусской ССР и все решения по его последствиям принимал уже лично министр культуры Юрий Михалович Михневич. В фильме он выведен под фамилией Черневич.
Кадр из фильма

В итоге "Песняров" сняли с гастролей, посадили на три месяца на "репетиционный период", а Мулявину предложили публично на страницах той же газеты принести извинения. Что он и сделал.

29 декабря в «Комсомольской правде» было опубликовано письмо В.Г. Мулявина.

«Уважаемая редакция!

9 декабря 1971 года в вашей газете под заголовком «Скандал перед микрофоном» была опубликована статья по поводу возмутительного поступка, совершенного мною в городе Волжском во время концерта вокально-инструментального ансамбля «Песняры», руководителем которого я являюсь. Мы все глубоко сознаем тяжесть своей вины и понимаем, что нами было нанесено оскорбление зрителям и моральный ущерб ансамблю «Песняры» и всему коллективу Белорусской государственной филармонии.

Просим верить: коллективом и лично мною сделаны все необходимые выводы из случившегося. Подобное никогда не повторится!

Просим через вашу газету передать всем зрителям, присутствовавшим на концерте в г. Волжском, наши искренние извинения.

С уважением, В. Мулявин».


На этом скандал был исчерпан. Через три месяца в марте 1972 года ВИА "Песняры" сдали худсовету Белорусской государственной филармонии новую программу и продолжили свою творческую деятельность. Избегая в дальнейшем посещения Волгограда и его окрестностей.

В фильме этот случай представлен совершенно по-другому. О съемках концерта Мулявин не знал и увидел телевизионщиков только выйдя на сцену. Это его возмутило, он "наехал" на руководителя ТВ, сбросил их звукозаписывающую аппаратуру на пол и продолжил концерт.

Дальше газетная публикация, но не в молодежной газете "Комсомольская правда", а в главной партийной газете страны "Правда".
Покаянное письмо Мулявина было опубликовано в газете спустя год, хотя в реальности все основные события скандала уместились в неполный месяц декабря 1971 года.

Казалось бы, нет ничего крамольного в том, что история с Волжским, переиначена авторами фильма на свой лад, это же не документальное кино. Но уже по этому эпизоду становится понятной линия создателей фильма- трактовать все спорные поступки в пользу ансамбля (даже вопреки фактам).
Продолжение