Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Костин

Серебряный век «Песняров».

(Газета «Теленеделя».
Прислал Анатолий Бабай (Украина).

На ярко освещенной сцене появляются несколько музыкантов в самобытной национальной одежде, и один из них, подойдя к микрофону, скорее выдыхает, чем нараспев произносит в напряженную тишину зала: «Белый аист летит, над Полесьем, над чистым жнивьем...». Зал взрывается аплодисментами... А еще через мгновение вам уже кажется, что находитесь вы не в огромном полутемном помещении, а вместе со своим белокрылым проводником летите над прекрасными полями и весями чудесной многострадальной земли славянской, имя которой - Белая Русь. А ваш белокрылый проводник - Государственный белорусский ансамбль «Песняры», юбилейный концерт которого, посвященный двадцатипятилетию его творческой деятельности, прошел в середине этого месяца в ККЗ «Украина».
А начиналось все в конце 60-х, когда солдату Белорусского военного округа, коренному свердловчанину Владимиру Мулявину попала в руки старая расстроенная балалайка. Уральцы, как известно, народ музыкальный. Так что, обтерев пыль и подтянув струны, будущий «дембель» принялся так «наяривать» на инструменте, что своим мастерством и виртуозностью удивил не только сослуживцев. А главное - заинтересовал, убедил их создать свой музыкальный коллектив.
Костяк будущего ансамбля подобрался не сразу, но довольно быстро: Валерий Яшкин - клавишные, Владислав Мисевич - саксофон, Леонид Тышко - бас-гитара, Александр Демешко - ударные... Поначалу, как и все, «лабали» бессмертных «битлов». А чтобы высокое начальство не очень придиралось, решили для порядка сделать несколько аранжировок белорусских народных песен - благо вокруг на слуху было их много; как-никак, песенный край. Но хитрая вещь - белорусская песня, хоть и кажется простой, основана на мягком, певучем наречии, высоких нотах, переливах, многоголосье... Не заметили, как и сами втянулись и поняли: основой творчества должна стать именно народная песня. Даже название коллективу нашли подходящее - «Лявоны», самое распространенное в Белоруссии имя.
Двухлетний творческий поиск уже в стенах Минской государственной филармонии привел к успеху: с мастерством росла и популярность. А когда осенью 1970-го в Москве проходил IV Всесоюзный конкурс артистов эстрады, решили - это их шанс. Но для такого конкурса и имя коллективу необходимо представительное. Название пришло как бы само - «Песняры», то есть народные музыканты, ходившие в старину из села в село и тешившие людей своим искусством. Огромный успех на конкурсе, показавший, что на фоне безликой советской эстрады зажглась вдруг самобытная, яркая звезда, ошеломил даже самих музыкантов. А трансляция по Центральному телевидению заключительного концерта лауреатов конкурса сделала их знаменитыми на всю страну. Посыпались предложения о записи, приглашения на гастроли.
Игорь Пеня.
Через год «Песняры» стали легендой: новизна и уникальность подбора тембра голосов пленили всех. Такой легендой в зените славы появились «Песняры» в июне 1971-го в Харькове. Гастроли проходили в киноконцертном зале «Украина». На площади перед последним концертом собралась огромная толпа поклонников. И то ли от духоты — только что закончился предпоследний концерт, то ли еще по какой-то причине двери открыли, и несколько сот человек беспрепятственно вошли в зал, а остальные на площади слушали великолепный концерт, в котором было все: и народная песня, и обязательная в то время гражданская тематика — «Темная ночь» в уникальной аранжировке артистов, и поражающая своим трагизмом «Хатынь», и знаменитая «Александрина» Владимира Мулявина, и даже... художественный свист в исполнении единственной женщины, невесть как попавшей в коллектив... Это было незабываемое зрелище.
Потом была большая разнообразная творческая жизнь. Были и взлеты, и падения. Их то запрещали, раздувая вокруг непокорных искусственные скандалы, то, словно опомнившись, поднимали на вершину артистического Олимпа, впрочем, вполне заслуженную. Но всегда была стабильная популярность, постоянный аншлаг на их концертах. Вот почему вначале было непонятно, отчего через несколько лет «Песняры» дают в нашем городе лишь один концерт. Но все объяснили цены на него. Вот почему, взглянув на зрительный зал, в котором было от силы полторы сотни человек, стало вдруг неловко и обидно и за себя, и за великолепных артистов, которые выложились «вживую» в почти двухчасовом концерте. И то поражало: состав ансамбля почти полностью изменился, но остались прежними любимые, хорошо знакомые мелодии коллектива, которые в «молодом» исполнении зазвучали еще мягче, еще звонче. По заставленной аппаратурой сцене, среди своих молодых, безусых коллег, расхаживал, словно барин, в поношенном халате Маэстро и, стараясь не смотреть в зал, невесело перекидывался с ними фразами. А после концерта, сославшись на недомогание, и вовсе ушел, оставив отвечать на вопросы музыкального руководителя ансамбля Олега Молчана и бас-гитариста и солиста Александр Катикова.
Журналисты - народ дотошный, но так и не узнали, отчего распался коллектив, который двадцать лет был вместе. Выяснилось только, что бывший солист Анатолий Кашепаров занимается сегодня бизнесом в Нью-Йорке, эмигрировал в США, в Атланту вместе со своей женой Ольгой Корбут и солист Леонид Борткевич. А бас-гитарист Леонид Тышко живет в Израиле. Клавишник Валерий Яшкин — режиссер концертных программ в Москве. Там же живет и занимается бизнесом ударник Александр Демешко. Несмотря на далекие расстояния, они поддерживают с «Песнярами» тесные отношения.
- В прошлом году они приезжали на наш юбилей. Даже из Нью-Йорка прилетели. Сам юбилей прошел очень помпезно. Начался он в конце июля прошлого года на фестивале «Славянский базар». Было много теплых поздравлений, много гостей - больших и известных артистов. Юбилейные торжества мы продолжили в Америке на очень представительном фестивале «Духовные голоса» в рамках Вудстока. Затем были концерты в Москве и в Минске. А сейчас продолжаем давать юбилейные концерты во всех крупных городах Украины. Нас везде хорошо принимают, как в старые добрые времена.
- И тем не менее, в вашем репертуаре отсутствует популярная пахмутовская композиция «Беловежская пуща». Это не случайно?
- Нет, конечно. Депо в том, что у нас такой принцип: если нет подходящей замены исполнителю, у которого хорошо звучала та или иная песня, мы стараемся ее не исполнять. И хотя мы восстановили практически все наши прежние «хиты», «Беловежскую пущу» мы исполняем лишь при необходимости. На недавнем авторском вечере Геннадия Хазанова в Театре эстрады в Москве мы пели ее на шуточный текст. Если же говорить о том, по какому принципу строится наша работа, то основа — это народная музыка. Затем — авторская песня, основанная на тех традициях, которые были заложены в начале образования коллектива – многоголосное звучание, визитная карточка нашего ансамбля, то, что отличает нас от других. Немного изменился репертуар, стал более современным. А стиль и манера исполнения, на наш взгляд, остались прежними.
- А как ваш руководитель Владимир Георгиевич относится к тому, что рядом с ним работают другие композиторы?
- Спокойно. Нас лично он приглашал в свой коллектив как композиторов. То есть музыкой занимался всегда весь коллектив. Владимир Георгиевич — это своего рода генератор идей, человек, который дает самое главное — направление. А мы уж эти идеи воплощаем. Откроем вам небольшой секрет: сами себя в своем коллективе мы называем «Маленький союз композиторов», потому что у нас все пишут. Олег Козлович, Владимир Марусич, Витя Молчанов, Игорь Пеня — все прекрасно пишут и делают аранжировку. И в этом, мы считаем, немалая доля успеха коллектива.
Владимир Мулявин.
Мы — ансамбль не коммерческий, а государственный. Невозможно заниматься фольклором на негосударственном уровне, на коммерческой основе. Мы везде представляем свой народ, свою культуру, свое государство. Но при этом остаемся еще и коллективом, который вплотную занимается роком, а не только фольклором. В Америке мы работали рядом со Стингом, Полом Маккартни и поразили не только их, но и публику. Так что отзывы о нас как о рок-музыкантах со стороны звезд рока были прекрасные. У нас ведь есть немало других программ, в том числе и в стиле рок. Но мы их практически никогда не показываем, потому что зритель знает нас как фольклорную группу и платит деньги за то, что готов и хочет услышать. У нас был такой эксперимент с программой на стихи Владимира Маяковского — прекрасная программа, которая, к сожалению, появилась позже своего времени, когда к самому поэту и его творчеству относились уже по-другому. Ее показ, к сожалению, несколько снизил наш рейтинг, и поэтому, в конце концов, от подобных программ пришлось отказаться. Нынешний состав специально взял курс на восстановление старых хитов коллектива. Недавно мы записывали свой компакт-диск в Голландии, на фирме «Poligram», сделали сборник старых песен. И, конечно, записали несколько новых. Мы были первыми русскоязычными исполнителями на этой фирме. В Москве у нас вышел новый компакт-диск. Есть еще несколько предложений, а главное — очень много материала для записи. Ведь в свое время мы побили все рекорды по количеству грамзаписей в Союзе.
Вот такие они – старые новые "Песняры". Меняется время, меняется репертуар и даже состав ансамбля. Неизменным все эти годы остается стиль коллектива, его направленность на популяризацию белорусской народной песни, которую сегодня знают во многих странах мира. «Серебряный век» «Песняров», несмотря ни на что, продолжается. Поэтому хочется пожелать и ребятам, и бессменному руководителю ансамбля заслуженному деятелю культуры республики Польша, заслуженному артисту Белоруссии, кавалеру ордена Франциска Скорины, народному артисту СССР, советнику президента Белоруссии по культуре Владимиру Мулявину донести свой талант, энергию, неуспокоенность до золотого юбилея. Хочется верить, что он придется на лучшие времена.