Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Татьяна ТЮРИНА, АПН.

"Песняры": стиль диапазон, исполнение

В мире искусства.
Газета "Известия" 1974?
Прислал Анатолий Бабай (Украина).

«Песняров» сейчас у нас знают все. Во всех программах радио и телевидения звучат песни в их исполнении. Мелодии «Песняров» легко запоминаются, их поют в семейном кругу, в самодеятельности, на молодежной вечеринке. Феномен этого современного во всех отношениях ансамбля — в его популярности у всех поколений. «Песняров» приняли пожилые люди, которые часто с недоверием встречают современные ритмы, и молодежь, всегда с энтузиазмом готовая принять любую новинку. В чем же секрет такого успеха?
— Мы не признаем песен-однодневок. Наша основа — народные песни, а они не устареют никогда, — сказал однажды руководитель ансамбля Владимир Мулявнн.
Это прозвучало как декларация и программа действий одновременно. И «секрет» успеха «Песняров» можно объяснить только их отношением к народной песне: бережном и... смелом.
«Песняры» поют чистым, «открытым», сильным звуком. Каждая фраза отточена, каждая нота безукоризненна. «Сначала был «бит». — говорят они, — потом пришел другой ритм, а завтра — еще более современный, но не в стиле суть». А суть в том, что все у «Песняров» национально. Нельзя представить творческую судьбу ансамбля вне музыки, белорусской речи, интонации народной белорусской песни Но когда «Песняры» готовят народную мелодию, они стремятся взглянуть на нее непредвзято. Как любящие внуки они достают из бабушкиного сундука старинные вещи и стирают с них слой пыли.
— Красивое, талантливое не может быть старомодным. — говорит Владимир Мулявин, и весь ансамбль подтверждает это своим исполнением. Так, они поют «Перепелочку» — песню об уставшей птице. «Перепелочка» для белоруса — то же, что для русского «Во поле березонька стояла». И вот они берут песню и возвращают с детства знакомым словам их порой стершийся от времени смысл, а мелодии придают драматизм и напряжение, которые трудно было угадать в традиционном исполнении. И песни находят отклик. Одни из них ансамбль поет в эффектной аранжировке, а другие а'капелла, традиционно, только чуть-чуть смещая акценты, ритм. Но и в этом «чуть-чуть» часть ответа на вопрос о причине их популярности. За этим «чуть-чуть» — культура исполнения и тонкое чувство меры в «перекройке» песни.
Ансамбль существует пять лет. Первоначально он назывался «Лявоны». Лявон — образ белорусского фольклора. Отсюда и кафтаны старинного покроя, короткие сапожки на ногах Юные лица «Лявонов» украшали русые усы, которые делали их похожими на деревенских парней из далекого прошлого, а руководителя ансамбля Владимира Мулявина —на строгого «дядьку» этого песенного братства.
Но за внешним озорством уже тогда чувствовалась жесткая дисциплина и упорная работа. И уже через год после создания коллектива, в 1970 году, ансамбль завоевал звание лауреата IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
Создал ансамбль, его стиль, манеру исполнения певец и композитор Владимир Мулявин. Он с детства хорошо пел и не расставался с гитарой и в армии. Окончив службу, вместе с братом Валерием пришел работать в Белорусскую государственную филармонию. Владимир Мулявин уже тогда мечтал об ансамбле и сумел убедить руководство филармонии в своих способностях музыканта и руководителя. Оставалось найти людей, обладающих синтетическим музыкальным дарованием — таких, как он сам. Одним из первых был Владислав Мисевич. Он играл на флейте, саксофоне, белорусской народной дудочке и пел. Крепкая ось «Мулявин-Мисевич» держит ансамбль и по сей день, хотя за пять лет его состав изрядно изменился.
Вот как он выглядит сейчас. Солист Анатолий Кашепаров — самый молодой участник ансамбля. До прихода к «Песнярам» он пел в студенческом эстрадном ансамбле политехнического института. Леонид Борткевич по образованию архитентор и тоже пел в студенческом ансамбле. Леонид Тышко пришел из армейской самодеятельности. Ударник Александр Демешко учился в Брестском музыкальном училище. Он тоже солирует. Нужна ли его сольная импровизация на ударных в шуточной песне «Заболела ты, моя головушка», — вопрос спорный, но это его коронный номер. Впрочем, свой «звездный» момент есть у каждого в ансамбле. Владимир Никопаев играет в ансамбле на всех инструментах. Недавно пришли в коллектив скрипач Чеслав Поплавский и пианист Анатолий Гилевич.
Каждый из «Песняров» оригинален, вносит в исполнение свою «краску», свои идеи. Но для всех бесспорен авторитет Владимира Мулявина. Его лирические песни «Александрина» на стихи А. Кулешова о первой любви и «Завушницы» на стихи народного поэта Белоруссии Максима Танка об изобретательном влюбленном, который придумал способ объяснения с девушкой — подарить серьги с выгравированным на них заклятием, — трогательны и выразительны.
Диапазон «Песняров» отнюдь не ограничен лирическим фольклором Они поют и политические песни. Среди песенной публицистики — «Темная ночь» Н. Богословского, песня-плакат «Трубачи» Я. Гришмана, полная глубокого драматизма «Хатынь» Игоря Лученка и «Баллада о четырех заложниках» Владимира Мулявина, посвященная прославленному партизанскому командиру Батьке Минаю. Но все-таки основа репертуара «Песняров» — народные песни. Отточено и ново звучит в их исполнении народная песня «Косил Ясь конюшину» — о парне, встретившем на сенокосе девушку и влюбившемся с первого взгляда. — мы слышим в мелодии даже свист косы, врезающейся в траву на лугу. Или шуточная «Скрипят мои лапти» — о предчувствии радостной встречи влюбленных...
Следом за работой идет признание. Оно подтверждено дипломами конкурсов песни в стране и за рубежом. «Песняры» — победители Всесоюзного конкурса профессиональных исполнителей советской песни 1973 года, проходившего в Минске, где они были вне конкуренции. «Песняры» принимали участие в конкурсе песни в польском городе Зелена Гура. Они— лауреаты конкурса политической песни на Всемирном фестивале молодежи в Берлине Ансамбль с большим успехом выступал в Болгарии, Польше. ЧССР. ФРГ.
Творчество «Песняров» продолжается. Идет обработка песен, за которыми вместе с композитором Игорем Лученком Владимир Мулявин ездил по богатым песнями деревням и селам Белоруссии. В состав ансамбля вводятся новые инструменты. «Песняры» экспериментируют , а это признак творческой перспективы.