Юрий Генбачёв

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян

Юрка – музыкант от Бога!

(февраль 2018 г.)

3

-От количества концертов не были в шоке?

Я обалдел от количества концертов. С Бруновым мы выступали не так много, да и особо напрягаться не приходилось. Вся энергетика у меня происходила на репетициях.

-Знаю, что вас не выпустили вместе с «Самоцветами» в Дрезден на шлягер-фестиваль в 1972 году и в Берлин на фестиваль молодежи в 1973 году?

Да, вместо меня ездили Роман Востоков и Володя Заседателев. Володю я знал лучше, очень симпатичный человек и прекрасный музыкант.

-Почему вас не выпустили?

Потому, что я не был оформлен в Москонцерте. Когда взяли мои документы, то я еще не был прописан. Видимо, отложили до решения этого вопроса и… забыли. А когда надо было выезжать, то я оказался неоформленным.
Валентин Дьяконов.

-Что можете вспомнить о фронтмене «Самоцветов» Валентине Дьяконове?

У Вали Дьяконова всегда был очень хороший инструмент. Я имею в виду гитару. Как играл – это другой вопрос, но гитара всегда отлично настроена, звук потрясающий. Пел свою «Ивушку» и был полный успех. Толпы девушек с цветами выстраивались к нему после концертов. Он очень хороший, порядочный человек. Но при этом Валя был таким простоватым, если не сказать – лоховатым. Он не выдерживал этой славы.

-Вы помните песню "Школьный бал"?

Помню несколько песен со школьной тематикой. Но особый успех у публики вызывала не эта, а «Не забывается такое никогда». Тоже Валя Дьяконов пел.

Дьяконов тогда жил на «Речном»?

Да, и жил он с бабушкой. Бабушка была очень властная, строгая. Валя мне часто жаловался:
-Представляешь, пригласил домой девушку. Сидим, пьем чай. Входит бабушка и с порога:
- А куда делась твоя вчерашняя п…а?
Как я смеялся!
Но в «Самоцветах» были и другие личности. Например, Юра Петерсон. Это наш человек. Он все воспринимал адекватно. Очень смешной и забавный человек, и большущий талант.
Был Сергей Березин воспитанный, интеллигентный человек, хороший музыкант. Но, я считаю, что он как-то растворился в мелочах.
Гена Жарков – потрясающий трубач, мой хороший товарищ…

-Вы не знаете, почему Маликов не взял хорошего гитариста после того, как он уволил классного гитариста Селезнева?

А ведь действительно, после ухода Селезнева никого не взяли. Тогда как-то об этом я не думал.
Но я не считаю Селезнева таким уж классным гитаристом. К тому же был один нюанс – папа Селезнева работал в отделе культуры какого-то обкома партии. Но ко всему прочему Селезнев был наркоманом. Это помимо алкоголизма. Я удивлялся терпению Юрия Федоровича. И когда Селезнева выносили из самолетов, и когда заносили (смеется). И когда на сцене стоял шатаясь. Даже мне было стыдно за то, что нахожусь с ним на одной сцене, а Юрий Федорович – просто святой в своем терпении.

-Вы записали с «Самоцветами» много пластинок. Хочу спросить про песню «Снежинка» с одной из первых пластинок. В этой композиции какой-то уникальный инструментал. Как родилась партия ударных?

Очень многие композиции рождались на репетициях. Эту партию я тоже придумал на репетиции, спонтанно. Стиль можно назвать «латиноамериканский джазовый твист». Юра Петерсон, как всегда, очень здорово исполнил эту песню. Музыка действительно непростая. Когда мы ее записывали, звукорежиссер здорово врубился в эту музыку и все удачно свел.

-В этой композиции ярко звучит флейта. Кто играл на этом инструменте?

На флейте и саксофоне у нас играл Тигран Асламазян. Видимо, это он записывал. Тигран был моим другом. К сожаленью, его уже нет с нами. Но Тигран работал в ансамбле периодически. Когда его не было, то эту партию исполнял Юра Петерсон на детской дудочке.
(На самом деле партию флейты в этой песне записал музыкант ВИА «Акварели» Александр Ильин, которого пригласил Юрий Маликов – прим. Автора).

-Не вспомните, чья аранжировка?

Большинство аранжировок делал Березин, но эту песню, кажется, Маликов.

-Вспомните, пожалуйста, композицию «Если будем мы вдвоем» Вячеслава Добрынина, записанную «Самоцветами» на пластинке «Вокально-инструментальные ансамбли мира», вместе с Битлз, Шокинг блю и Криденс. В песне солировали Могилевский и Шачнева.

Помню, что была такая песня. Помню, что репетировали. Но, по-моему, я ее не записывал на пластинку. На концертах, помнится, ее исполняли. Она была не «Самоцветовская», не типичная.Добрынин – прекрасный мелодист и его песни всегда похожи на что-то хорошее (смеется).
Что касается моего друга Толи Могилевского, то могу сказать, что он обладал колоссальной вокальной амплитудой. Это уникальный природный дар. Несмотря на то, что Толя работал в разных коллективах, он не вокально-инструментальный человек. Он солист-вокалист. И он всегда хотел быть сольным певцом. Можно спорить о его заокеанской карьере. Но по потенциалу он мог достичь большего.
"Самоцветы" перед расколом:
С.Березин, Ю.Петерсон, И.Шачнева, Ю.Генбачев, В.Дьяконов, Г.Жарков, А.Могилевский, Ю.Маликов.

-В истории «Самоцветов» случился эпизод, который разделил историю ансамбля пополам. Вы помните, как возник этот конфликт?

В тот год мы поехали на долгие гастроли по Латинской Америке. Гастроли проходили тяжело. А тут еще с нами увязался чиновник из Москонцерта - Мелик Сергей Христофорович, аферюга тот еще.

-Он же композитор, песни писал?

Кто? Мелик? Да воровал, наверное. Что он мог написать? Наглая, бездарная личность. А вот обмануть музыкантов - это он мог. От Юрия Федоровича я не видел ничего плохого. Он для меня очень многое сделал. Как я мог на него обижаться? Но другие почему-то посчитали, что с деньгами их обманул именно Юра. Но я понимал, что это дела Мелика.
К тому Юра взял в поездку свою супругу Люсю. Это тоже вызывало раздражение коллектива. Я пытался им объяснять, но телега уже покатилась. Стали поедать Маликова. Ведь он создал коллектив, обеспечил ребят заработками, никогда не брал с музыкантов никаких денег, в отличие от других руководителей. Но неприязнь с того момента стала нарастать как снежный ком. Стали возникать какие-то заговорщицкие группы. А тут еще мой друг Толя Могилевский начал предъявлять претензии Маликову, чуть ли не в антисемитизме его стал обвинять. Это, конечно, полная глупость.
И вот на самом пике конфликта появился Коля Рапопорт и возглавил восстание. Ну, мы всей толпой и пошли за ним. И хотя, он перетащил нас в Росконцерт, достал какую-то аппаратуру, договорился насчет первых гастролей в нескольких городах, он все равно не тянул на руководителя. И все музыканты довольно быстро стали осознавать, что совершили ошибку.

-Вы же какое-то время работали с Рапопортом. Каков он как музыкант?

Да, Николай выходил барабанить на пару песен в концерте. Коля симпатичный, приятный, интеллигентный человек, но он не совсем попал в этот жанр.

-Где он был до появления и участия в конфликте?

Работал в Москонцерте, кому-то аккомпанировал. Так что был в курсе ситуации.
ВИА «ПЛАМЯ» (1976 год):
впереди- Алексей Шачнев; за ним- Валентин Дьяконов, Юрий Петерсон, Анатолий Могилевский, Ирина Шачнева, Геннадий Жарков, за ним -Сергей Березин, Николай Раппопорт и Юрий Генбачёв.

-Юрий Борисович, известно, что у вас неожиданно вспыхнул роман с солисткой «Самоцветов», а потом «Пламени», Ириной Шачневой?

Это было очень неожиданно. Мы два года вместе к тому времени проработали и вдруг… Целый год у нас это продолжалось. Но все было по-честному. Могу сказать, что это была любовь. Я ведь от жены ушел. Я до сих пор очень ценю и уважаю Ирину. Она – замечательная певица, музыкант и прекрасный человек.

-В «Самоцветах» работал ее мух – Алексей Шачнев?

Да, звукорежиссером. Алексей был маменькиным сынком. Его мама многое решала за него. Плюс к этому, его отец – известный поэт. Но, надо признать, что он был очень неплохим бас-гитаристом. Это было заметно, когда он брал в руки инструмент. Но как-то его музыкальная жизнь не сложилась.

-В записях «Самоцветов» он не участвовал?

Нет, все партии бас-гитары записывал Юрий Маликов.

-Какие отношения были между вами?

Если у нас с Ириной возникли такие чувства, то как он мог ко мне относиться?
ВИА «ПЛАМЯ» :
Алексей Шачнев, Сергей Березин, Анатолий Могилевский, Ирина Шачнева, Юрий Генбачёв, Валентин Дьяконов, Юрий Петерсон, Геннадий Жарков.

-Ваш разрыв с Ириной совпал с вашим уходом из «Пламени»?

По времени получилось так. Но по существу я давно хотел уйти. Надоело мне это комсомольско-молодежное творчество. «Сегодня не личное главное, а сводки рабочего дня» (смеется).
Мы давно были знакомы с известным джазменом Лёней Чижиком. Иногда музицировали вместе. И он давно звал меня к себе. И незадолго до моего ухода из «Пламени», Чижик мне позвонил и сообщил, что ему дали разрешение на сольный концерт. А в те времена для джазменов это было очень сложно выбить. Для классиков и эстрадников это было проще. И вот Лёне удалось, чему я был очень рад. Я моментально согласился перейти в состав Лёни Чижика.

-Это было трио Леонида Чижика?

Да. Третьим у нас был контрабасист Толя Бабий. Своеобразный, маловоспитанный человек, родом из Донецка. Но очень талантливый. Много подсматривал у американских джазменов всяких штучек. Например, придумал прицепить к контрабасу пятую струну.

-Вы долго работали с Чижиком?

Где-то два с половиной года.

-Расскажите, пожалуйста, про один эпизод из фильма «Миг удачи» (год выхода – 1977). Ресторанный ансамбль исполняет песню Юрия Визбора со словами:
«…Вот вам от полночи ключи, Быть может вам приснится
Окно в ночи, огонь в печи И милая девица…» ?


Хорошо помню те съемки. Снимали в ресторане «Архангельское» ночью. Насколько я помню, снимали этот эпизод несколько ночей.
Этот коллектив, который там снимался, организовал Анатолий Бальчев, известный по кличке «Кипа». В него входили: пианист Эдик Асанов, бас-гитарист Юрий Иванов, гитарист Алексей Мазепус и ударник Борис Новиков.
Борис Новиков - настоящий москвич, интеллигент и очень приличный ударник, увлекался исполнением песен в стиле «городской романс». И стал очень популярным исполнителем в этом направлении. Ему не всегда было удобно ездить в Архангельское, да и по другой, известной всем причине, он часто пропускал работу. Мне и предложили влиться в этот состав. В присутствии Бори я играл на конгах, а когда его не было, то играл на ударных.
Кадр из фильма:
Юрий Генбачев, Юрий Иванов, Алексей Мазепус.

"Кипа" был очень известным администратором, но и иногда пел. Довольно интересный человек, но при этом его можно охарактеризовать как обаятельного жулика. "Кипа" давал возможность людям заработать.

-Как вы попали в этот фильм?

Кипа увлекался кинематографом, работал директором картин, даже снимался в каких-то ролях. Кроме того, он был знаком с Юрием Визбором, который принимал самое активное участие в фильме. Благодаря этим обстоятельствам мы и попали в фильм.
Продолжение