Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

"...у меня со всеми оставались хорошие отношения".

(август 2015 г.)

"Самоцветы".

3

В начале 1980 года меня пригласили в «Самоцветы». У них освободилось место бас-гитариста и по рекомендации Саши Брондмана, с которым мы были знакомы по «Магистрали», меня и пригласили. Почти одновременно со мной в ансамбль пришли гитарист Олег Погожев и клавишник Андрей Миансаров. И пока ансамбль гастролировал в прежнем составе по Чехословакии, мы втроем репетировали в квартире Андрея. А мама Андрея - знаменитая Тамара Миансарова – готовила нам бутерброды (смеется).

-На гастролях в Чехословакии работал прежний бас-гитарист?

Насколько я помню, то на басу тогда играл сам Юрий Маликов.

-Чувтвовалась разница между «Коробейниками» и «Самоцветами»?

Понятное дело, что «Самоцветы» были намного известней и популярней. Да и финансово было выгоднее работать в «Самоцветах». Поездки за границу опять же. Пусть и в соцстраны, но в «Коробейниках» и того не было. Больше, чем на две недели мы не выезжали на гастроли. Это меня очень устраивало.

-А что касается обстановки и человеческих отношений?

В «Самоцветах» была дисциплина. Тем более, что мы ездили за границу. Юрий Федорович это понимал. И музыканты все понимали. В «Коробейниках» все было демократичней.

-Впервые ваши песни стали исполняться в «Самоцветах»?

Да, в концертах исполняли три мои песни – «Человек», «Зоопарк» и «Все, что было без тебя». И одну инструментальную композицию «Барселона», в середине которой соло на барабанах играл Володя Полонский.

-Расскажите, как было создана песня "Человек?

Я сам до сих пор не понимаю как получается музыка. А в то время хотелось чего то свежего, нашёл не пошлый текст в сборнике стихов и как то придумалось.

-Вы участвовали в записи альбома «Прогноз погоды»?

Да, конечно.

-И первой песней в этом альбоме была ваша – «Все, что было без тебя»?

Она первой была?

-Да.

Ну, значит, первой.

-Эта песня на стихи Владимира Харитонова. Как стихи попали к вам?

Понимаете, авторы стихов выше названных моих песен – Маргарита Чебышева и Сергей Иванов (кстати, детский писатель, и мой друг). Но они не поэты песенники. И я из конъюнктурных соображений (он же «День победы» написал) взял сборник стихов Харитонова, нашел понравившееся стихотворение и написал музыку. Как чувствовал, что Харитонов окажется в худсовете, который принимал нашу пластинку.
Эту песню я сознательно писал для Лены Пресняковой. У нее не было сольной песни в программе и я решил ей написать. Она ее какое-то время исполняла в концертах.
Кстати, такая же ситуация у меня была в работе в коллективе Надежды Бабкиной. У нее не было хита, и я написал для нее «Казачку Надю». Принёс музыку и идею Николаю Денисову он написал текст и всё получилось.

-Кто проводил репетиции в «Самоцветах»?

Репетиции проводил тот, кто делал аранжировку. Свои песни я сам аранжировал и, соответственно, проводил репетиции этих песен. Пресняков – своих, Беликов – своих… Юрий Федорович Маликов присутствовал на репетициях всегда. Если надо вносил поправки.

-Беликов держался обособленно в коллективе?

Я бы этого не сказал. Да, Сергей довольно непростой, требовательный человек, но это и замечательно. Мы видели результат этой требовательности. Он достигал в работе того, чего хотел. Когда исполняли его номера, то это было заметно. Я и сейчас, когда слушаю те наши записи, понимаю, что сделано очень качественно. Понятно, что дотошность не всегда нравилась.

-Как вы думаете, Беликов полностью реализовал свой талант?

Я думаю, нет. Может он себя неправильно позиционировал с определенными людьми. Понимаете, быть гениальным композитором (поэтом, музыкантом) это совсем не означает, что тебя все узнают, что ты будешь популярным. Если рядом нет мощного толкателя – продюсера, жены, друга, спонсора, то о популярности не может быть и речи. И плюс надо иметь характер с набором определенных качеств. Возможно, Сергею не хватило каких-то составляющих этого. Но, главное, что он – Музыкант.

-Какова была роль Сергея Кузнецова в ансамбле?

Конферансье. А также принимал участие в наших ансамблевых юмористических номерах.

-У многих коллективов в те годы в репертуаре присутствовали пародии. У «Самоцветов» тоже был такой номер. Вы не помните, кто это придумал?

Это было придумано до меня, и мы в этом номере ничего не меняли с годами. Он почти всегда проходил на "ура". А вообще лучше об этом спросить Юрия Федоровича Маликова, он точно знает.

-Сергей, а бывшие участники «Самоцветов» - Кузьмин, Барыкин – производили впечатление свои творчеством?

Если честно, то не очень.

-Пришедший уже после вас в «Самоцветы» клавишник Георгий Власенко, мне рассказывал, что его восхитил высокий профессиональный уровень музыкантов ансамбля «Самоцветы». Это было одной из причин его перехода из группы Стаса Намина…

Уровень был очень высокий. Это действительно так. И этот уровень поддерживал, прежде всего, Владимир Петрович Пресняков. Петрович и сам музыкант международного уровня, и рядом с ним не могло быть музыкантов недостойного уровня. Понимаете, в исполнении профессионалов высокого уровня есть такие фишки, которые могут заметить только музыканты-профессионалы. Дилетанты этого не заметят. И вот по этим фишкам профессионалам сразу понятно, кто является супермузыкантом. Так вот Петрович – Супермузыкант. И не могло быть при нем в коллективе слабых музыкантов.

-Вас прослушивал в «Самоцветы» Владимир Петрович?

Да, прослушивал именно он. Ну и Маликов, естественно.

-Гитарист Олег Погожев мне говорил про вас, что вы очень порядочный и честный человек, и всегда говорили правду в глаза. Вам это не мешало в жизни?

Скорее, помогало (смеется). Вы знаете, откуда я бы не уходил, у меня со всеми оставались хорошие отношения. И если обо мне интересовались у прежних коллег, то всегда получали положительные характеристики. При этом я никогда не допускал грубости, со всеми были нормальные, ровные отношения.

-В начале 80-х в «Самоцветах» работал очень интересный гитарист Игорь Мялик. Можно несколько слов о нем?

Он упал с неба (смеется). Все, что я говорил о Григории Новосельцеве, относится и к Мялику. Уникальный, не поддающийся никакой логике. Ведь были гениальные сюрреалисты или импрессионисты? Вот Игорь из этой же категории. Он играл всё по-своему, уникально.

-Скажите, Сергей, ваш напарник по ритм-секции барабанщик Владимир Полонский действительно один из лучших в этом жанре?

Понятие «лучший» это относительное понятие. Кто может это вообще определить? А то, что Володя действительно прекрасный барабанщик – это факт.

-Что можете сказать об Олеге Погожеве?

Олег – безотказный. К нему можно обратиться с любой просьбой и он обязательно поможет. В любое время дня и ночи. Таких людей редко можно встретить. Ко всем замечательным человеческим качествам Олег еще и прекрасный музыкант.

-Ему на смену пришел Борис Лобанов?

Я помню, что какое-то время они вместе работали, и только потом Олег ушел. Борис был очень уверенным гитаристом. Играл довольно качественно. Хороший музыкант. К сожаленью, уже покойный.

-…как и Евгений Курбаков?

Очень жаль Женю. Мы с ним на гастролях почти пять лет жили в одних номерах. Женька был необыкновенно добрым. Да это на его лице было написано.
И вообще все ребята были очень хорошие. И Андрюша Миансаров, и Саша Нефедов, и Саша Брондман…

-В 1983 году после концерта в Протвино на вопрос анкеты Валерия Колпакова «Какие отечественные и западные исполнители вам нравятся?» вы ответили – многие (из отечественных) и многие (из западных). Скажите, из нынешних исполнителей вам кто-то нравится?

Все самые хорошие исполнители работают по клубам. Они были совершенно не медийные персонажи. После того же «Голоса» мы увидели, что у нас есть прекрасные исполнители, замечательные музыканты. Например, Антон Беляев, Наргиз Закирова или Тина Кузнецова и многие другие. Это настоящие музыканты, которые всегда были, а тут вдруг их показали всем. Кстати, что касается детского «Голоса», то мне кажется, что это неправильный проект. Какое-то издевательство над детской психикой.

-А кто вам нравится из музыкантов прошлых лет?

Тот же «Круиз» мне очень нравился. Они раздвинули рамки совкогого исполнения. Понимаете, та западная музыка, которая всем нравилась, это тоже попса. Но попса высокого уровня. Так вот «Круиз» приблизился к этому уровню попсы. Например, их знаменитая композиция «Крутится волчок». Видно, что они думали, создавая такую музыку, не просто бабки срубить, а сделать хит. Но не стыдный хит, а достойный. С их появлением стали многие коллективы подтягиваться к такому уровню.

-К тому же в «Самоцветах» работал Сергей Сарычев, один из идеологов музыки «Круиза». Вы его застали?

Да, но я с ним не работал, он пришел после меня.

-Кстати, в «Самоцветах» работал еще один культовый музыкант – Андрей Сапунов…

И с ним не пересеклись. Я ушел, а он пришел в коллектив.

-Как складывалась ваша дальнейшая судьба?

Какое-то время я проработал в Москонцерте в ансамбле В. Мильмана. Этим коллективом мы даже съездили за границу, в Монголию (смеется). Солисткой у на была Мария Лукач. Позже пришёл человек с уникальным голосом бас-профундо Павел Бабаков. Паша выходил и по-шаляпински начинал исполнение и весь зал замирал.
Потом какое-то время я работал в оркестре Гостелерадио имени Ю. Силантьева под руководством Мурада Кажлаева. Туда меня опять же зазвал Володя Смирнов. Он уходил оттуда в другой коллектив и порекомендовал меня на свое место.
На какое-то время я устроился на подработку в театр-студию киноактера. И там познакомился с барабанщиком Андреем Заседателевым, братом мужа Надежды Бабкиной. Он ещё работал и в «Русской песне» и пригласил меня к Надежде Георгиевне.И я 12 лет проработал у Надежды Бабкиной в ансамбле «Русская песня». Сначала – музыкантом, а потом и музыкальным руководителем.

-Каков там был музыкальный состав?

Полный состав - бас-гитара, гитара, саксофон, ударные, клавишные. Клавишник играл еще и на баяне и аккордеоне. И один человек играл на балалайке, рожке и т.д. А в какой-то момент работала и полная духовая секция – саксофон, труба, тромбон.

-Скажите, вот вы воспитывались на западной музыке, а тут пришлось играть русское народное. Не ломало?

А что было играть? Русский рок? Это не моя музыка. Вокально-инструментальной эстрады я уже наелся. А здесь этно, фолк. В этих жанрах можно было творить. Мы делали очень интересные аранжировки, играли классную музыку. Даже в известных произведениях придумывали очень интересные неожиданные ходы.

-Почему ушли из ансамбля «Русская песня»?

Хочу сказать, что коллектив «Русская песня», как в музыкальном, так и в человеческом отношении был изумительным. Я таких отношений между людьми в коллективе никогда не встречал. Пятнадцать человек – все, как один. Весь мир объездили, зарабатывали очень хорошо. Но за 12 лет я просто устал.

-А чем сейчас занимаетесь?

Пишу в стол…

P.S. Если я ошибся в фамилиях и датах, прошу меня извинить.