Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

Олег Погожев:Только от музыки у меня могут появиться слезы.

(май 2011 г.)
4

3."Самоцветы".

-Итак, Вы уходите из «Ровесников» в никуда...

Да. Сначала попробовал прослушаться в коллектив Ксении Георгиади. Брали, но я взял паузу.
Потом пошел прослушиваться в «Самоцветы». Я был в дружеских отношениях с Олегом Сорокиным, руководителем «Девчат». Вторым руководителем у них был Сергей Бондаренко.
Перед моим уходом из «Ровесников» в Сочи мы с Олегом разговаривали. Я сказал, что собираюсь уходить. Уж не знаю, с кем Олег общался, но именно он порекомендовал меня в «Самоцветы». Женя Курбаков сломал ногу и ансамбль остался без гитариста.
Кстати, Женя, царствие ему небесное, был очень талантливым. Хорошо играл на гитаре, пел, увлекался Стиви Уандером. Простая русская внешность, улыбчивый, очень располагал к себе…
Работали «Самоцветы» в концертном зале «Россия». Я пришел перед концертом, мне дали какие-то нотки. С трудом разобрался и после концерта я наиграл что-то (меня уже потом Пресняков научил играть по нотам). В итоге Маликов сказал, что перезвонит.
Звонков не было, и меня пригласил поработать в кафе у Крестьянской заставы Сережа Коржуков. У них гитарист запил.
Я пришел, достал гитару – все ахнули. «Ибанес»! Их руководитель попросил сыграть «Отель Калифорния». Сыграл, сразу взяли. Поработали пару вечеров. Точка раскрученная, с деньгами проблем не было.

-Коржуков ведь тоже работал в «Ровесниках»?

Да, конечно. Он с нами на БАМ ездил. Думаю, что это был 79-ый год. Не знаю, почему он Сегалу не приглянулся. Пел очень хорошо. Не пил, что ценно для гастролирующего коллектива.

-Пел так же, как в «Лесоповале»?

Нет. Совершенно по-другому. В «Лесоповале» - это чистый шансон.

-Потом с ним общались?

Нет. Я и не следил за ним. Когда в прессе написали, что погиб солист «Лесоповала» Сергей Коржуков, я подумал, не тот ли это Коржуков. К сожаленью, оказался тот…
Так вот, возвращаюсь домой после работы в кафе, а моя мама говорит, что мне звонил какой-то Юрий Федорович и просил обязательно перезвонить в любое время. А время где-то около 12-ти ночи. Звоню. Юрий Федорович Маликов приглашает меня на следующий день на репетицию «Самоцветов» к 10-ти утра с инструментом.

"Самоцветы" после концерта.
Слева-напрво: Михаил Чекалин,Брондман, ?, Нефедов,?, Курбаков, Маликов, ?, Кузнецов, Погожев, Кондаков, ?, ?,?, Полонский, ?, Беседин, Миансаров

-База где была?

Улица 25-летия Октября (сейчас – Никольская улица). Во дворах был клуб фабрики «Красная швея». Все четыре года, что я работал в ансамбле, база была там. Уже потом они переехали.
Так вот пришел я на репетицию, опять разложили передо мной нотки. Я раз – не туда, два – не туда. Видимо, нервы. Пресняков разочарованно так посмотрел и предложил заняться репетицией вокальных партий. Начали репетировать «Фантазию». Володя Пресняков сел за рояль, остальные стали петь. А я подключился и на слух всю эту «Фантазию» и сыграл. Без сольных кусков, правда. Пресняков предложил сыграть еще одну песню Я успокоился и сыграл.
Подходит Маликов и говорит:
- Где Ваша трудовая книжка?
- С собой.
И поехали в Москонцерт оформляться. В этот же день вечером я уехал с «Самоцветами» в Ригу.
Времени в поезде было много и мы с басистом Камилем Бикселеевым кое-что обговорили, порепетировали.
Камиль сам из Свердловска, одно время работал с Пресняковым в каких-то командах. В «Самоцветах» проработал недолго, так как был выпивающий. И однажды после того, как по причине нетрезвого состояния забросил на концерте бас-гитару за голову, его участь была решена.
В Риге я сидел за кулисами и играл весь концерт. На сцену не выпускали, так как костюма не было, да и многого еще не знал.
А вечером ко мне в номер пришел Саша Брондман и поведал, что я – первый из гитаристов, который сразу же сыграл сольный концерт. Все, кто приходил, разбирались по нескольку дней, а то и дольше. И выразил уверенность в том, что я задержусь в ансамбле. И оказался прав. Я задержался на четыре года.

-Разница в оплате была существенной между «Ровесниками» и «Самоцветами»?

Существенная. В «Ровесниках» я получал 7 рублей за концерт и как аккомпаниатор еще столько же. В «Самоцветах» была 9-ти рублевая ставка, а всего выходило 18 за концерт. Да и концертов было больше.
Надо сказать, что поездки у «Самоцветов» были короткие. Самое большое – это дней десять, не больше. А обычно пять- шесть дней. Это было довольно удобно. Плюс ощущение, что работал в одном из самых популярных ансамблей страны.

-Давайте вспомним кто на тот момент работал в «Самоцветах»?

Володя Полонский – ударные, Камиль Бикселеев – бас-гитара, Валера Беседин – труба, Володя Пресняков – саксофон, Михаил Чекалин – рояль, Женя Курбаков – гитара, вокал, Александр Кальянов – скрипка, вокал, Андрей Рыбаков, Лена Преснякова и Саша Брондман – вокал.
Было еще два солиста. Первый – Валерий Павлов. Его Юрий Федорович очень быстро перевел в «Акварели». Он пришел одновременно со мной, но пел вокальные партии только за кулисами. Непонятно почему он не пришелся ко двору. Второго я совершенно не помню, он очень быстро исчез.
У Юрия Федоровича была хорошая черта: он никого не выгонял просто на улицу. Он всегда куда-нибудь пристраивал. Позже и со мной будет такая ситуация. Причем все происходило очень культурно.

-Беседин еще работал?

Да, мы с ним года два проработали прежде, чем он ушел к Кобзону.

-Миансаров позже пришел?

Они пришли вместе с Сергеем Горбачевым месяца через три-четыре после меня. Миансаров всегда любил всякие синтезаторные эффекты. Мы его между собой иногда называли человек-эффект. Ну и перебарщивал, разумеется. Пресняков его постоянно одергивал. Но это не мешало Андрюше быть прекрасным музыкантом с консерваторским образованием.

-Что скажете про Чекалина?

Он чаще работал несколько отдельных сольных номеров. Под рояль исполнял песни Элтона Джона на тарабарском языке. Классный музыкант, любил импровизировать. Правда, как аккомпанирующий музыкант никакой. Играл что-то свое. Преснякова это очень раздражало:
- Ты что играешь? Ведь написано вот так!
- Ну, также красивее!
В общем, его было сложно заставить играть в коллективе.

-А Курбаков как быстро восстановился?

Через месяц или полтора

-Быстро…

Да, быстро.
Кстати, очень интересный момент. В 78-ом году во Фрунзе мы познакомились с Валерой Хабазиным, тогдашним гитаристом «Самоцветов». Много тогда общались. Перед его отъездом в Испанию, я у него купил гитару «Ибанез» И я пришел в «Самоцветы» с его гитарой и, мало того, мне выдали его сценический костюм. Вот такие совпадения!

-Кто такой Кальянов?

Скрипач, неплохо пел. Он исполнял в концертах «Где же ты была». Его нашли в ресторане «Арбат». Он довольно долго работал, так как я его помню еще по Фрунзе 78-го. После моего прихода он довольно быстро ушел.

-Скажите, обстановка в коллективе на тот момент какая была?

Понимаете, в «Ровесниках» все были друзьями, а в «Самоцветах» такого не было. Никаких совместных выездов на природу и пикников не было. Может и правильно.

-Пластинка «Путь к сердцу» уже была записана?

Да. В ней самое активное участие принимал Володя Кузьмин. Первые песни, которые я записывал, - это «Ты встречай» Френкеля и Танича , «Солдатское письмо» Маликова-Преснякова на стихи Шумакова и «Белый снег» Добрынина.« Ты моя единственная» - инструменталка Володи Преснякова. Я ее записывал. А на концертах с ней случались интересные моменты. Однажды, когда ее Володя играл, после основной мелодии он ее стал обыгрывать, и я услышал в его импровизации какую-то известную мелодию. Ну, скучно было Преснякову и он очень здорово вставил ее в соло. Причем, чтобы это заметить, нужно было достаточно внимательно слушать. Я ему предложил сыграть в этом моменте «Мурку». Он сыграл. И мы так развлекались в течении долгого времени. Я ему заказывал мелодии, а он играл. От импровизационных способностей Владимира Преснякова я был в полном восторге!
Продолжение
Сайт управляется системой uCoz