Владимир Пресняков

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

"Футбольное обозрение" Владимира Преснякова.

(январь 2015 г.)

Общаясь с музыкантами в рамках тематики нашего сайта, мы практически всегда затрагиваем в разговоре тему футбола, поскольку тема эта для нас так же значима с далеких еще детских лет.
Как правило, эти разговоры происходили уже после общения на музыкальные темы и потому в основной материал не попадали.
Шло время, подобные разговоры приобретали все более обстоятельный характер и вот, наконец, мы осознали, что эта тема тоже должна присутствовать на старницах нашего сайта, так как в раскрытии характеров наших персонажей она играет важную роль.
Первой такой сознательной попыткой была беседа о футболе Галины Стельмах и Юрия Петерсона. Эксперимент был признан удачным, и мы решили продолжить.
Сегодня, как раз, продолжение.
Валерий Колпаков.

Владимир Пресняков

-Владимир Петрович, каким был футбол вашего детства?

Во дворе, где я жил, все играли в футбол. Я просто не мог этого избежать. Я помню те мячи, которые, если попадали на голову, то оставался отпечаток, а то и шрамы. Где их покупали? В спортивных магазинах их не было. Как-то доставали. А иногда играли и тряпичными мячами. Такое тоже было.
Мой отец и старший брат были болельщиками «Спартака», и это передалось мне. Тогда же в детстве я прочитал роман Джованьоли «Спартак». И все это совпало. Помню, что в те годы все только и говорили:
- Яшин! Яшин!
Я считал, что Яшин обязательно должен играть в «Спартаке», но было большим разочарованием, когда я узнал, что Яшин – динамовец. Но в «Спартаке» тоже появился культовый вратарь – Владимир Маслаченко. Спустя годы мы с Владимиром Никитовичем подружимся. И моим удивлением станет то, что он – большой любитель музыки, в частности джаза. Кроме этого, Маслаченко прекрасно пел.

-В одной из телепередач я видел и слышал, как Маслаченко поет под аккомпанемент гитариста Алексея Кузнецова известную композицию «Опавшие листья». Причем на французском?

Это была его любимая композиция. Он ее чудесно исполнял, с какой-то особой задушевностью.

-Какие отношения у вас были с прессой?

Спортивную прессу я зачитывал до дыр. У моей мамы было знакомство в киоске Союзпечати, и она мне приносила спортивные газеты. Мне довелось прочитать первый выпуск еженедельника «Футбол».
А в начале 70-х мне посчастливилось достать две книги Игоря Фесуненко – «Чаша Мараканы» и «Пеле, Гарринча, футбол». Я эти две книжки просто не выпускал из рук. Только потом я понял, что уважаемый журналист привнес в повествование много фантазий. Также с возрастом я осознал, как Фесуненко повезло. Попав в Бразилию простым корреспондентом, он нашел «золотую» жилу – футбол.

-Когда в семье появился первый телевизор?

В начале 60-х годов мы приобрели телевизор КВН. И я уже мог смотреть футбольные трансляции. Особенно запомнились трансляции матчей сборной СССР, за которую я также рьяно болел. Я был уверен, что наша сборная лучше всех, и очень сильно удивлялся, если сборная проигрывала.
Я помню чемпионат мира 1966 года. Удаление Численко в игре с немцами, сумасшедшая игра сборной Португалии во главе с Эйсебио… Все это довелось увидеть своими глазами.
Очень хорошо запомнился приезд сборной Бразилии в 1965 году. Пеле играл, как Бог. А за 15 минут до конца по требованию нашей публики тренер был вынужден выпустить и Гарринчу. Бразильцы произвели на меня неизгладимое впечатление, и с тех пор я болею за них. А вот, например, немцев я как-то никогда не любил.

-Я знаю, что Вы еще и серьезно занимались футболом?

Тогда был развит клубный футбол в Свердловске, да и не только в Свердловске, по всей стране. И я попал в клуб при заводе РТИ (Резино-технических изделий). В клубе было несколько возрастных групп, от младших мальчиков до мужской команды. Тренировали команды бывшие футболисты. Во дворе я играл нападающего, а в клубе меня поставили в защиту, но я упросил тренера попробовать меня в нападении. Получилось удачно, и я дальше играл в нападении. На наши матчи собиралась публика в довольно большом количестве. Болели, кричали. Но самым страшным ругательством было – "балерина".
Я прошел по всем возрастным группам и получил первый разряд. Это было перед армией. Собственно поэтому меня и призвали поначалу в спортроту.

-Кто из наших футболистов был вашим кумиром?

Сергей Сальников, Никита Симонян …
Очень я восхищался Стрельцовым, хотя он и торпедовец. У меня никогда не было отвращения к другим командам. Я болею за свою любимую команду, но уважаю чувства других болельщиков. И это до сих пор, хотя сейчас бывает ощущение несправедливости, когда большими деньгами можно купить все что угодно.
Кстати, я был знаком с самым юморным футболистом Валентином Бубукиным. Ведь ходили легенды, что он штанги ломал своими ударами. Я напрямую спросил у Валентина об этом. Он признался, что когда «Локомотив» играл в Индонезии, то однажды матч проводился в сильный дождь. Мяч был очень тяжелый и действительно от удара Валентина свалилась перекладина.
А с Никитой Палычем Симоняном мне посчастливилось познакомиться в 90-е. Замечательный человек!

-Будучи в «Самоцветах», Вы играли в футбол с другими ансамблями?

У нас в «Самоцветах» были очень сильные ребята. Леша Кондаков (царствие ему небесное!) – воспитанник футбольной школы «Торпедо», очень прилично играл. Сергей Беликов – один из самых ярких футболистов из музыкантов. Техничный, скоростной. Не индивидуалист, любил играть в пас. Правда, когда мы играли уже в «Старко», Сережа мог забыться и напихать, например, Юрию Гаврилову. Забывая знаменитое бесковское «Не знаешь что делать с мячом – отдай Гаврилову».
Мы с Сапуновым как-то смеялись. Андрей, подражая Беликову, говорил:
- Андрюша – молодец! Поборолся. А я забил!
Сапунов бился как лев, выцарапал мяч, отдал пас практически на пустые ворота, а Сережа забил (смеется).

-Сапунов тоже хорошо играл?

Очень прилично. И его старший брат Володя, который был директором «Воскресения» и «Машины», тоже очень здорово играл. Оба Сапуновы – ярые болельщики «Спартака».

-Юрий Федорович Маликов выходил на поле?

Конечно. Тоже прилично играл. Но он был всегда в весе, много не бегал, но с техникой все в порядке. Юрий Федорович – болельщик московского «Динамо», как и Вячеслав Добрынин и Лев Лещенко.

-Вы их на поле видели?

Нет, не довелось. Кстати, Добрынин посвятил песню любимому клубу – «Динамо – это сила, Динамо – это класс». Ее пел Лещенко, да и «Самоцветы» тоже как-то исполняли, правда без моего активного участия (смеется).

-Кто из упомянутых, самый лучший футболист?

Однозначно, Беликов.

-Поговорим о вашей любимой команде?

Я болел и болею за «Спартак». И уже я никуда от этого не денусь. Но хочется спросить, куда пропала игра, которой славился «Спартак»? Где изобретательность, где искра, где мысль?
Приходят и уходят тренеры, и только при Владимире Федотове «Спартак» был похож на себя. Как мне говорил Егор Титов, помимо того, что Федотов – прекрасный человек, он еще и предлагал разумные вещи. Например, потребовал от игроков опустить мяч на землю. А это главное для той игры, которую так любил народ.

-До прихода Бескова «Спартак» все-таки играл немного по-другому?

Конечно. Бесков привнес все эти стеночки, забегания. Сначала посмеивались, но потом, когда все это было доведено до совершенства, команда стала показывать изумительный футбол. Веселый футбол. Можно было за ту игру все простить, даже поражения. У меня до сих пор перед глазами голы, забитые после великолепных многоходовых комбинаций. Когда Юра Гаврилов отдает мяч в свободную зону и через долю секунды, как из-под земли, там появляется Жора Ярцев - и мяч в сетке. Никто из защитников ничего понять не может. Или Гаврилов с Черенковым так накручивают соперников, что здоровенные детины-защитники просто теряются.
Я сейчас смотрю на некоторые команды, например, «Краснодар», и вижу, что они интереснее, красивей играют. Это вызывает симпатию.
Вспоминаю мощнейшее киевское «Динамо»: сила, мощь, скорость, но ничего не могу с собой сделать, не нравится мне такая игра.

-Вы же знакомы с Юрием Гавриловым?

О нем я могу рассказывать часами. Расскажу смешной эпизод. Однажды с нами играл Шоколадный Заяц (Пьер Нарцисс). И все время ворчал:
- Отдай мяч, отдай мяч!
Юра терпел, терпел, а потом и говорит:
- Слушай, негатив! Ты беги куда-нибудь, опусти голову и увидишь, что мяч у тебя в ногах.
А потом – еще более заковыристо:
- Ты сядешь в метро на Преображенке, выйдешь в Сокольниках из метро, и посмотри вниз. Мяч будет у тебя в ногах.

-Нарцисс не понял юмора?

Нет, не понял. Хотя нашу российскую действительность в других отношениях он просек довольно хорошо и быстро.

-У «Спартака» не плохой состав по именам, но выйти на более высокий уровень эти игроки в «Спартаке» не могут.

Состав может и неплохой, но подобран как-то непонятно.
Мне очень нравится, как работает Евгений Гинер. Практически безошибочно приглашаются футболисты. Более того, приходит молодой, не особо известный футболист, и вырастает в звезду: Вагнер, Карвалью ( ведь мог играть сейчас в Европе), Думбия, Муса…

-Что Вы думаете об огромных деньгах, которые платят футболистам? И не только легионерам.

Вы имеете в виду историю с Дзюбой? С его непомерными запросами.
Дзюба мне всегда нравился. Свой воспитанник. В отличии от легионеров никогда не опускал рук, всегда бился до конца, всегда был неуступчив. Я был категорически против, когда его ссылали в Томск и Ростов. Мне казалось, что ему интересен и сам футбол ради футбола. Знаете, как музыкантам бывает интересна сама музыка, а деньги – это вторично.
И вдруг такая история. Помните, историю с Сычевым? Ведь так, как он играл в «Спартаке» до той скандальной истории, он больше нигде не играл. Только скатывался вниз. Видимо, советчиков было много. Возможно и здесь что-то насоветовали Артему. Я в данном вопросе не на стороне Дзюбы.

Александр Бубнов.
-Вы приобрели книгу Александра Бубнова «Спартак: 7 лет строго режима»?

Да, купил в нашем книжном в Медведково. Надо сказать, что ее раскупали очень хорошо. Что можно сказать о книге?
Зная Сашу, я могу утверждать, что в нем деликатности не больше, чем в веревке для повешения. И дипломатичности не больше, чем у кошки. О многих людях, которых с нами уже нет, таких, как Старостин, Бесков, Черенков, он говорит хорошо. Но потом и им достается. Я Сашу Бубнова уважаю за прямоту, но об ушедших либо хорошо, либо никак.

-А уж ныне живущим достается по полной?

Да, Шавло, Позднякову, Морозову, Романцеву... А Ринат Дасаев – это просто сосредоточение зла (смеется). Но я прекрасно знаю этих ребят. Не такие они уж и монстры (смеется).

-Почему у Бубнова не получилось на тренерском поприще?

Потому, что Саша не может ладить с людьми. Он не будет прогибаться, не будет выбирать выражения, не пойдет на компромисс. Разве тренер может быть таким в нынешних условиях?
Вспоминается, что я как-то встретив Сашу, рассказал ему историю о том, что римский полководец и государственный деятель Катон Старший все свои речи заканчивал фразой:
-Карфаген должен быть разрушен.
А Саша в то время постоянно повторял фразу:
-Колосков должен уйти.
И когда Саша пригласил меня на свое 50-летие, то он очень меня попросил рассказать эту историю в процессе моего тоста за столом.
А однажды я попытался при нем порассуждать о тактике футбола уже не помню по какой игре. Это вызвало Сашин гнев:
- Вот ты играешь на саксофоне! Я же не лезу и не даю советов, как надо играть на саксофоне!
В этом весь Саша (смеется).
И, тем не менее, вызывает огромное уважение Сашина беззаветная любовь к футболу, его пристрастие к режиму, к дисциплине, к самоотречению ради любимой игры. Я считаю, что эту книгу обязательно надо прочитать нашим тренерам. В ней есть очень четкие рекомендации по тактике игры, организации прессинга, по выбору схем игры против того или иного соперника.

-Мы с вами пересеклись на печальном событии – прощании с Федором Черенковым. Чем запомнился Федор в жизни?

Федор Черенков.
Фантастической скромностью! В середине 90-х мы поехали играть ветеранский турнир по мини-футболу. То есть, спартаковские ветераны пригласили меня с собой, хотя участвовали и наша артистическая команда. Поехали мы на остров Мадейра. Еще в турнире участвовало несколько команд, в том числе и португальские ветераны. В матче с нами они быстро открыли счет. И начиная с центра поля, я откатил мяч Феде. Он сымитировал пас назад, потом чуть отклонился и с места пробил по воротам португальцев, поймав на этом вратаря. Чудо-гол, который я увидел своими глазами. В этом же матче Саша Бубнов подрался с одним из португальцев. После матча мы присели в баре выпить пива. Федя купил пива на всех. При этом он попросил прощения за то, что позволил себе угостить нас пивом, упреждая наше смущение. Это говорит о многом.
Официально было объявлено, что на церемонию прощания с Федором пришло пятнадцать тысяч человек. Но я уверен, что было гораздо больше народу – просто людское море. Кончилось положенное время прощания, а народ все подходил и подходил.

-Говорят, что такое было только на прощании со Стрельцовым?

Наверное. Эти две личности вполне сопоставимы по народной любви. И особенно было приятно, что на прощание с Федором пришли болельщики других команд. Я видел толпы армейцев, динамовцев с флагами… Именно в такие моменты и начинаешь понимать, кем для нас всех был Федор Черенков.

-Расскажите о вашей дружбе с Игорем Корнеевым?

Игорь Корнеев.
С Игорем был знаком мой сын. И однажды на дне рождения моего сына Вовы мы и познакомились с Игорем. И когда Игорь играл в «Барселоне», он меня пригласил в Испанию. Остановился я у него дома. За то время, что я провел у Игоря, «Барселона» играла матч с «Сельтой». На этот матч я и попал. Игорь меня провел, но мест практически не было, и я сел недалеко от главного тренера барселонцев на тот момент – Йохана Кройфа. Представляете, матч с аутсайдером («Сельта» шла на предпоследнем месте), а мест нет. На противоположной трибуне подняли баннер. Я попросил Игоря перевести текст – «Кройф, ты нам делаешь больно». На тот момент игра у «Барселоны» не ладилась. Впечатление от «Ноу Камп» осталось неизгладимое. А после этой игры Игорь познакомил меня с великим голландцем.
Кстати, тогда же я познакомился со Стоичковым. Игорь и Христо – два славянина, дружили семьями. Игорь был тогда женат на Наташе, и она общалась в основном с женой Стоичкова. Но, что интересно Стоичков категорически не желал общаться со мной на русском, хотя знал язык. Пока Корнеев не рассказал ему, что мой сын женат на дочери Пугачевой. Стоичков сразу спел «Миллион алых роз» и все разрешилось.
Мне довелось посетить тренировки «Барсы». Поразило количество журналистов, и особенно журналисток. А также удивительным было, что на каждой тренировке присутствовали несколько сотен болельщиков. Правда, они держались немного поодаль. Как рассказал Игорь, не дай бог отказать кому-нибудь в автографе. Это серьезное клубное нарушение. Когда мы с Корнеевым поехали в музыкальный магазин на главной улице Барселоны, то пока я копался в дисках, Игорь полтора часа раздавал автографы.
Знаете такую игру, когда двое играют мячом ногами на отскоках от стены. Сквош, кажется. Подобная игра есть и в теннисе. Так вот Игорь всех делал в «Барселоне». Все-таки, техника у него была замечательной. Мяч на грудь принимал как на липучках – вообще не отскакивал. Ведь были же и у нас сильные футболисты!

-Давайте поговорим о ЧМ -2014. Как вам итоги выступления сборной России?

В большей степени я ожидал такого исхода. И поймал себя на мысли, что не очень огорчен. Россия обязана была выходить из этой группы, но зачем? Игра боязливая, неинтересная, оборонительная.
Я и сейчас думаю, что мы выйдем на Евро-2016, но опять-таки, что мы там покажем. Может потому, что я артист, музыкант, мне всегда нравились команды творческие, креативные. Я никогда не спорил до хрипоты с болельщиками других команд, если видел, что та или иная команда действительно красиво и здорово играет.
Думаю, что во многом виноват наш чемпионат. У нас некоторым командам дозволяется больше, чем другим. Или такая ситуация. Не нравится нам летать на Дальний Восток, в Новосибирск, в Томск, значит, надо команды из этих городов убрать в первый дивизион. Отсюда и наши «успехи» в еврокубках.

-Вот ситуация. Халк, Витцель, Гарай играя в других командах, доходили до полуфиналов и финалов еврокубков. А в «Зените» у них ничего не получается. Почему?

Вы знаете, мне Егор Титов как-то сказал:
- Сегодня Халк не выйдет, у него перебор карточек. Значит «Зенит» выиграет.
И «Зенит» выиграл. С приходом Халка у «Зенита» пропала игра. А еще меня просто покоробило вручение Халку звания «Джентльмен года». Как можно вручать такое звание футболисту, который возмущается каждым решением судьи не в пользу его команду. Орет на судей, выдумывает какие-то расисткие истории. Вспомните прежних обладателей этого звания: Аленичев, Титов, Тихонов, Лоськов… Кто-нибудь из них так себя вел? Дутая фигура. И его игра за сборную Бразилии это доказала.

-Я бы дал это звание динамовцу Гранату за то, что не ответил этому придурку, который набросился на него с кулаками.

Полностью с вами согласен. Гранат проявил сверхтерпение.

-Возвращаясь к чемпионату миру. Как вам выступление немцев?

Могу только вспомнить слова Линекера:
- Футбол это игра, в которую играют 22 человека, а побеждают немцы.
В финале я болел за аргентинцев, и был очень расстроен стопроцентным моментом, неиспользованным самим Месси, но в итоге произошло так, как произошло.

-А 1:7 в матче Бразилия - Германия?

Это был футбол Халка (смеется). Жаль, что не играл Неймар, он мне очень нравится. Интересный футболист.

-Владимир Петрович, какой из увиденных вам чемпионатов мира был самым ярким?

Конечно же, чемпионат 1970 года в Мексике. Я болел за бразильцев. Пеле к тому чемпионату пришел в себя после предыдущих разочарований. Команда усилилась Ривелино, Тостао, Жерсоном… Феноменальная команда! Как они легко и красиво переиграли итальянцев в финале.

-А на второе место какой бы поставили?

1982 год в Испании. Один матч Франция – ФРГ чего стоил. Это же фантастика!

-Вы продолжаете играть в команде «Артист»?

Конечно. У меня был перерыв, связанный с травмой ноги. Но сейчас снова в строю.
Владимир Пресняков и Егор Титов.
Из бывших профессионалов у нас играют Егор Титов - мой хороший друг, Александр Ширко. Играл Юра Гаврилов, но сейчас реже появляется. Юра Ковтун приходит. Мы тренируемся два раза в неделю – во вторник и в четверг, на «Локомотиве».

-Кто из звезд эстрады и театра играет в команде?

Коля Трубач, Леша Глызин, Витя Салтыков, Миша Муромов, Крис Кельми…

-Крис Кельми? О нем говорят….

Я в курсе. Но он приходит и играет. А уж чем он там вечерами занимается, не знаю…

-Кто еще?

Миша Химичев, племянник ушедшего в этом году Бориса Химичева. Актер театра «У Никитских ворот». Артур Смолянинов. Артур – довольно прилично играет, один из лучших. Но в виду загруженности на ТВ в «Ледниковым периоде» и в театре, он появляется реже. Он в «Современнике» и актер и режиссер. Еще из известных Сергей Белоголовцев, тоже спартаковский болельщик, приходит…

-Как Вы относитесь к идее Валерия Колпакова о подготовке сборной к ЧМ-2018: собрать игроков и заявить команду в чемпионат России?

Очень хорошо отношусь, но в тоже время понимаю, что это нереально. Даже в советские времена такого не было, а сейчас… Не знаю, футбол стал бизнесом, а бизнес интересы превыше всего.
Кстати, по поводу материалов о спорте на сайте ВИА-эра. Думаю, что многим музыкантам есть что рассказать. Мне очень понравилось интервью Юры Петерсона о футболе. И что особенно меня впечатлило, что интервью делала женщина. Галина, кажется зовут. Потрясающее знание футбола. По всему видно, что очень умная женщина.