Ирина Шачнева

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Галина Стельмах

Я-женщина!

(март 2013 г.)

1

Раньше во многих печатных изданиях существовала рубрика "Дебют". Нижеприведенный матерал с полным правом может быть отнесен к этой рубрике.
Символично также, что выходит он в канун 8 марта. В нем представлены даже не один, а два женских дебюта.
История его появления такова. В прошлом году мне пришло письмо с предложением оранизвать встречу с Ириной Шачневой. Автором письма была Галина. В наших планах такая встреча уже была запланирована, но без точной даты. Естественно, я был готов согласиться, но из письма следовала, что Галина давно знает Ирину, и они дружат. Основываясь на этом я решиил предложить Галине самой сделать материал с Ириной, справедливо полагая, что с подругой Ирина будет более открытой. Забегая вперед, могу сказать, так и случилось.
Галина прислала мне свой вопросы для Ирины, я добавил свои, а что из этого получилось читайте ниже.
Короче говоря, встречайте нашего нового автора- Галину Стельмах с рассказом об Ирине Шачневой.

Валерий Колпаков


Галина Стельмах



1. Как переворачивался мир.

-Ирина, как и почему появилось желание заниматься музыкой? Собственное увлечение, повлияли родители, родственники ?

Никто на меня не влиял. Петь я всегда любила сама. Не знаю с каких лет. Может быть, мне было 2-3 года. Моя сестра в семь лет начала учиться музыке на фортепьяно, а мне было тогда три года. Я подходила, тыкала пальцем в клавиши и у меня получалась мелодия. Потом выяснилось, что у меня абсолютный музыкальный слух и педагог, которая занималась с моей сестрой, сказала, что эту девочку надо обязательно отдать в музыкальную школу.
Я этому не сопротивлялась, с удовольствием поступила в музыкальную школу N18 по классу фортепьяно, но потом начала лениться.
Я была активной девочкой, мне больше нравилось играть во дворе, прыгалки, классики, другие игры, в которых всегда я старалась быть лидером, хотя потом в дальнейшей творческой жизни я к лидерству совершенно не стремилась.
Может поэтому мне всегда нравилось петь в вокально-инструментальном ансамбле.
Ирина Шачнева в ГЦКЗ "Россия".
(Фото Ирины Барышевой).


Сначала мне не очень хотелось играть классику, но потом это стало нравиться. Музыкальной информации было мало, но услышав что-то для себя интересное, научилась это подбирать. Такая способность была дана от Бога.
Настоящий прорыв был лет в 12. Пообещав родителям быть образцово – показательной, неимоверными усилиями уговорила их купить мне магнитофон «Комета». С этого всё и началось.
Я ещё была мала, а сестра была постарше, у неё были друзья среди старшеклассников и студентов, у которых родители имели возможность привозить пластинки из-за границы. И я услышала «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Холлис», Арету Франклин и т.д. Мир для меня полностью перевернулся. Я даже не могла ходить в музыкальную школу, а целыми днями слушала эту музыку. То есть, мир перевернуся полностью.
Я услышала совершенно другие мелодии, другое звукоизвлечение вокальное, совершенно другие гармонии. Я не понимала, что это за звуки, а оказывалось, что это играет электроорган, электрогитара, бас-гитара. Я не знала, что существуют такие инструменты. В нашей стране их не было. Их не было ни на эстраде, ни на пластинках, ни по радио, а по телевизору целый день одна была программа с утра до вечера – «Новости дня». Мне очень захотелось заниматься такой музыкой.
Я закончила музыкальную школу, и путь мне был, естественно, только в музыкальное училище. Сначала я поступила в одно из московских училищ, но мне там не понравилось. Мне не понравились ребята, которые там учились. Они совершенно не знали кто такие «Битлз», Эрик Клэптон, Джими Хендрикс. Я забрала документы и ушла в общеобразовательную школу.
Потом, гуляя во дворе, встретилась со своей знакомой Наташей, с которой дружу до сих пор. Она, сказала, что учится в музыкальном училище им. Гнесиных и там они поют и играют всё то, что мне нравилось. Я решила на следующий год поступать именно туда.

-Трудно было поступить в такое престижное училище?

Очень. Там было 70-80 человек на место. Поступила на дневное отделение. Там была возможность заниматься своей любимой музыкой более серьёзно.
Выписывала партии разных инструментов, кто что играет, какие подпевки (сейчас это называется бэк-вокал). Английский мы, конечно, никто не знали, потому что нас специально плохо учили, чтобы мы не могли общаться с людьми из других стран. Мы сами переписывали слова по слуху, знали все тексты, и я пребывала в состоянии полного восторга.
Потом у меня стали появляться свои деньги, которые я зарабатывала, даже ещё не имея паспорта, по трудовому соглашению. Тогда я начала записывать музыку на магнитныу ленту. В 13-16 лет приходилось ехать с тяжеленной «Кометой» в метро, на автобусе, когда узнавали друг от друга, что у кого –то появился новый альбом и его можно переписать. Пластинку в руки никто не давал, настолько она была дорогая и ценная. Потом уже появилась возможность покупать кое-какие пластинки.
Годы в музыкальном училище – это было самое счастливое время в моей жизни, потому что я каждый день полностью находилась в музыке. С одной стороны, в классической, потому что мы каждый день бывали в Консерватории, зале им. Чайковского, бегали на театральные премьеры, где иногда сидели даже на полу.
А та, другая прекраснейшая музыка, которую наши критики ругали, но которая нам так нравилась, тоже со временем оказалась классикой. Получилось, что я воспитывалась полностью на классике и меня окружали люди, влюблённые в классику.
Вот с этого детства и до сих пор я влюблена в музыку и всегда пребываю в этом состоянии 24 часа в сутки.

- А когда было первое выступление на публике?

Первое выступление на публике было в городе Химки, когда я училась в музыкальном училище. Это заслуга, царство ему небесное, Валерия Сухорадо. Он тогда работал в Химкинском комсомоле и провёл в 1965 году песенный конкурс «Лучшие исполнители».
До этого я записала под собственный аккомпанемент на магнитофон 10-15 песен на русском и английском. Знакомая девочка попросила у меня их переписать. Эта кассета попала к Валерию Сухорадо. Он узнал мой адрес и пригласил меня участвовать в конкурсе. Я там пела на английском, французском и ещё «Ехали на тройке с бубенцами»! Репертуар у меня был потрясающий! Не знаю, почему я так подобрала свою программу, но всё же я заняла первое место и мне подарили маленькую хрустальную вазочку.
Ещё публичные выступления, опять же во время учёбы в музыкальном училище, у меня были в международном лагере под Туапсе от МГУ, потому что я очень много времени проводила в МГУ. Туда ездили многие наши музыканты, например, Слава Малежик.
Теперь это называется дискотеки, а тогда танцы. Мы там пели только на английском языке. На июль – август ездили работать на танцах.
Так что до «Самоцветов» у меня уже было немало выступлений на публике.

-Валерий Сухорадо стал потом Генеральным директором фирмы «Мелодия». Расскажите о нём?

Он работал в комсомоле, занимал разные ответственные посты. Вначале он был секретарём Химкинского обкома комсомола, затем перешёл на работу в Москву.
Тогда, после конкурса мы вместе ездили на Байкал. Мы подружились с Валерием и его женой. Несмотря на разницу в возрасте, которая тогда казалась значительной, мы все были на «ты» и общались, как ровесники. Валерий был очень творческий человек, великолепно играл на аккордеоне, прекрасно пел, владел актёрским мастерством, исполнял очень смешные скетчи.
У него был друг под Иркутском, у которого там была изба, в ней можно было остановиться. Мы: Валерий, его жена, я и ещё четверо ребят поехали на Байкал отдыхать и давать концерты, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Денег у нас ни у кого не было. Набрали только себе на дорогу туда. Там остановились, а потом ездили на разных теплоходах - давали концерты. Теплоходы были пассажирские, рыболовецкие, перевозящие грузы. Мы там давали концерты, нас за это кормили. Потом наш теплоход сближался с другим, и мы перескакивали с одного теплохода на другой и опять давали концерт.

Слева направо- Шачнева, Сухорадо, местный проводник, Слава Гончаров (клавиши) , Татьяна Фёдорова-жена Сухорадо, Гена Лебедев, Володя Алексеенко.

Потом ещё по берегам было много туристических лагерей, мы там жили в палатках. Опять же давали концерты, а потом всё это продолжалось сидя у костра, и они нам пели, мы им пели. Они нас тоже как-то кормили. Короче, выступали за еду.
Под конец у нас даже был в Иркутске какой-то небольшой концерт за деньги, чтобы нам было на что купить билеты назад. Народу было немного, в основном друзья Валерия, но мы выступали на настоящей сцене. Мы там много пели и показывали скетчи.
Этот снимок прямо на сцене ДК Родина в Химках. Перед концертом 1 мая 1969 года.
Слева на право(верхний ряд)-Шачнева, Сухорадо, Гена Лебедев, Володя Алексеенко.
Внизу-Коля Петров (басист), Таня Фёдорова, Славик Гончаров.
Лебедев и Алексеенко - актеры из программы.

Валера был умнейший и остроумнейший человек. То, что он возглавил фирму «Мелодия», было большой удачей. Через него на «Мелодии» стали выпускать пластинки с качественной западной продукцией, не только Польши, Болгарии, Венгрии (хотя и та музыка была очень хорошей), но и, например, Элвис Пресли и другие подобные исполнители. Он был очень продвинутый, как мы теперь говорим, человек и своей волей разрешал приток в нашу страну западной культуры очень высокого качества.
Продолжение