Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

Пора отдыхать!

(апрель 2018 г.)

1

Геннадий Жарков.

-Геннадий Павлович, расскажите где вы родились?

Я родился в Мордовии, в городке Потьма. Это от Москвы километров 500. Моя мама приехала туда к своим родственникам, к бабушке с дедушкой. Там я и родился. А жили мы в Москве в районе Преображенки в коммунальной квартире. Отца своего я не помню, они развелись с мамой сразу после моего рождения.

-Получается, что вы были практически соседом Леонида Бергера? Он тоже с Преображенки…

Он, скорее, из Гольяново. Мы бывали у него дома с Юрой Петерсоном, который меня с ним и познакомил. Было видно, как Леня работал – у него весь рояль был заплеван… У него была такая методика постановки вокала через дыхание. Играл, пел и сразу записывал на магнитофон, чтобы учесть недочеты. Леня – очень трудолюбивый. Помимо музыки, он тогда, перед отъездом, усиленно учил правила дорожного движения. Готовился к тому, чтобы там сразу сдать на водительские права. А вообще Лёня – прекрасный певец, пел «фирменным» голосом. Он мне всегда очень нравился.

-Согласен с вами. Вы учились в музыкальной школе?

Нет. Позже, в 80-ом я закончил музыкальное училище. Это 2-ое московское областное музыкальное училище, которое тогда располагалось в Царицыно. Я учился на эстрадно-джазовом очном отделении. Там были замечательные преподаватели. Вспоминаются Саша Сухих, Воронцов Юрий Сергеевич – они очень хорошо преподавали. Прекрасный преподаватель Виктор Зельченко вел оркестр. Позже, на московском джазовом фестивале 1978 года я исполнил его концерт для трубы с оркестром. Кстати, из нашего цеха там много ребят училось. Я встречал Алексея Козлова, Стаса Намина, Костю Бахолдина (тромбониста из «Мелодии») и многих других.
А еще учась в общеобразовательной школе, я попал в Дом Пионеров, в музыкальный кружок, где занимался сначала на валторне, потом на трубе. Занимался с нами Анатолий Петрович Денисов. Он из династии музыкантов Большого Театра.

-Что сыграло определяющую роль?

У нас был сосед по коммуналке – музыкант. Он играл на трубе в духовом оркестре. И мне так нравился его инструмент, что появилось огромное желание заниматься музыкой.
В более старших классах я начал заниматься у Юры Перова, моего учителя. Он учился по классу баяна в училище имени Октябрьской революции, но очень любил джаз. Занятия с ним мне дали очень многое.
А с 6-го класса у меня уже начались халтуры. На Третьяковском проезде, недалеко от «Метрополя», была своего рода биржа. Там набирали музыкантов на вечер: где-то нужен трубач, где-то - саксофонист, где-то - пианист. Тогда же не было дискотек, а на танцах по большей части выступали оркестры. Во многих точках пришлось поработать. Именно тогда я познакомился со многими музыкантами. Например, с легендарным трубачом Андреем Товмасяном.
Летом я выезжал в пионерские лагеря, где был горнистом. А иногда меня, совсем мальчишку, приглашали играть на танцах в оркестре в соседних с пионерлагерем поселках и воинских частях. Обратно меня привозили уже далеко после отбоя.
С этого же времени, я начал слушать музыкальные программы «Голоса Америки». Потом купил магнитофон, чтобы записывать эти программы. Вот так все и начиналось.

-Что было после окончания школы?

Я устроился на фабрику механической игрушки, где был самодеятельный оркестр.

-Кем работали на фабрике?

Токарем. И играл в оркестре. Руководство фабрики не скупилось на самодеятельность и приобрело хорошие музыкальные инструменты. Например, трубы Вельклян.
Через какое-то время я отправился в город Кызыл, работать в оркестре местного музыкального драматического театра. Это был 1967 год. Год я там отработал и вернулся в Москву, чтобы пойти в армию. Меня уже по всей стране отлавливал военкомат (смеется).

-И где служили?

В очень известном ныне ансамбле МВД.

-С Елисеевым пересеклись?

Да, он рядовым был и пел в хоре ансамбля. Елисеев был хоровиком, то есть выпускником дирижерско-хорового отделения. А я был музыкантом оркестра ансамбля.
Геннадий Жарков в центре с трубой.

-Куда вы направились после службы?

В ансамбль «Серебряные гитары» Владимирской филармонии. Я не помню точно, кто меня туда порекомендовал. У них не было трубача и меня взяли.

-Сергей Березин уже там работал, когда вы пришли?

Да, Сергей уже был. А руководителем коллектива был Евгений Латышев.

-На каком инструменте играл руководитель ансамбля?

Латышев играл на бас-гитаре, хотя по образованию был домристом. Кстати, в дальнейшем он работал в оркестре Зыкиной именно на домре.

-Кто из известных в будущем музыкантов еще работал в составе?

Не знаю, насколько он известен, но солистом был Ионас Мажейка – лауреат какого-то конкурса. Более известна тогда была его сестра, которая работала в ВИО-66. Это Джильда Мажейкайте – яркая джазовая певица.
Еще работали: Павел Левицкий – саксофонист высочайшего уровня, играл в оркестре Эдди Рознера. Мой напарник по духовым инструментам. Мы с ним на гастролях селились в одном номере. Был барабанщик Виктор Канишев. Неплохой музыкант, но насколько я знаю, судьба его сложилась трагически. Он попал в жуткую автокатастрофу, от которой так и не оправился.
Еще был вокалист Николай Воробьев. В дальнейшем он организовал ВИА «Музыка». Очень неплохо пел. Исполнял пару песен на английском, одна из которых - рок-н-ролл. Также вокалистом был Слава Гешкенбейн.
Чуть позже появилась тройка - гитаристы Валера Селезнев и Дарик Щукин, бас-гитарист Юра Захаров. Они очень здорово и слаженно пели композиции Битлз. Тогда я и познакомился с Валерой Селезневым.
ВИА "Серебряные гитары" (1971):
Павел Левицкий, Валерий Селезнев, Юрий Захаров, Адриан Щукин.
За барабанами Виктор Канишев.
Внизу Слава Гешкенбейн.

-А еще что исполнял ВИА «Серебряные гитары»?

Эстрадные песни. У нас были очень неплохие аранжировки, песни слушались довольно свежо. И исполняли обработки народных песен. Это шло от Евгения Латышева, от его народности.

-По всей Владимирской области проехали?

Это была наша обязанность. Но выступали и в крупных городах в других регионах. Помню точно, что были в Тюмени, в Челябинске, в Нефтеюганске…
Где-то год я там проработал, а потом Сергей Березин перешел в Москонцерт, в «Самоцветы», и пригласил меня. Так я оказался в составе вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы». Это было лето 1971 года. Только тогда у нас не было названия, просто – вокально-инструментальный ансамбль под управлением Юрия Маликова.

-Аккомпанировали Олегу Анофриеву?

Этот период я не застал, так как пришел позже. А через несколько месяцев по радио в передаче «С Добрым утром» объявили конкурс на название нашего коллектива.

-Название «Самоцветы» всем пришлось по душе?

Вроде бы несогласных не было, довольно спокойно было всеми воспринято.

-Ощутили разницу с Владимирской филармонией?

Пожалуй, только по масштабам и в организации гастролей. По уровню музыкантов и по оплате не почувствовал. Ставки были такими же. Уже позже мы получили ставку высшей категории - 10 рублей.

-Где были первые выступления с вашим участием?

На ВДНХ, на открытых площадках. Это были сборные концерты, кажется, «Товарищ кино».

-Кто тогда был в составе?

Кроме Березина и Маликова были: Леша Пузырев, вместе поработали пару месяцев, и он перешел в «Веселые ребята». Гитарист и вокалист Эдуард Кролик, солист Лев Пильщик. Они тоже проработали недолго. Лев собирался уезжать на Запад, и поэтому покинул коллектив. А Кролик ушел к Лундстрему. Еще Ирина Шачнева и ее муж, который был звукорежиссером.
Еще не "Самоцветы (1971 г.):
Пузырев, Шачнева, Маликов, Кролик, Раппопорт, Жарков и Березин.

-Алексей Шачнев был неплохим бас-гитаристом, но много лет не выходил на сцену?

Да. По сути он только в «Пламя» стал выходить на сцену.

-Когда пришел Валентин Дьяконов?

Немного позже пришел Валя Дьяконов. Как он попал в ансамбль – я не знаю.

-Вы наблюдали ажиотаж вокруг Дьяконова?

Была у Вали популярность. Симпатичный мальчик, девочкам очень нравился, как солист ярко выступал.

-Вы не застали среди участников ансамбля Вячеслава Добрынина и Глеба Мая?

Нет. Добрынина помню только с того момента, когда он нам стал песни приносить.

-На ударных был тогда Николай Рапопорт?

Да. Но мне почему-то запомнился момент, когда Рапопорта подменял Роман Востоков. Дело в том, что Рапопорта направили в Канаду в составе группы от Москонцерта. А у него в Канаде были родственники. Но в Москонцерте об этом не знали, иначе Первый отдел не разрешил бы ему выезд. Он же мог там остаться. Но обошлось.

-Какова была роль Алексея Пузырева до его ухода? Аранжировки?

Насчет аранжировок я не помню, но у него был интересный голос. Абсолютно ансамблевый. Он пел очень чисто, четко интонировал. Мог подстроиться под любой вокал. Незаменимый человек в вокальной группе.

-Могли бы сравнить двух руководителей – Латышева и Маликова?

У Маликова фирменная аппаратура, он вхож в любую дверь. Разные уровни, какое тут сравнение?

-Скажите, кто поначалу играл на саксофоне?

Сергей Березин. А когда пришел Петерсон, то он стал играть.

-Уровень его игры устраивал Юрия Федоровича?

Да, вполне. Он всех устраивал.
"Самоцветы":
Жарков, Петерсон и Березин.

-Не помните, как попал в коллектив Валерий Селезнев?

Я и Сергей Березин его хорошо знали по «Серебряным гитарам». Но кто его порекомендовал Маликову – я или Березин, не помню.

-Селезнев оставил заметный след в «Самоцветах». Гитара интересно звучала…

Конечно, Валера – очень хороший гитарист. Потом, когда он создал «Лейся, песня», его уровень стал особенно очевиден.
Он меня потом приглашал в «Лейся, песня». Я приехал в Ташкент, где они выступали, и одну поездку с ними проехал. Но там начались какие-то перемещения, плюс дела, связанные с алкоголем. Мне это не понравилось, и я уехал в Москву.

-Это был состав «Лейся, песня» с Андриановым?

С Андриановым, Захаровым и Заседателевым и другими.

-Что явилось поводом для увольнения Селезнева из «Самоцветов»?

У «Самоцветов» должно было быть какое-то очередное прослушивание в Управлении культуры. А Валера встретил за день до этого, то ли однокурсника, то ли однополчанина. И они всю ночь пили. Когда он появился, то Маликов его поставил на самый задний план, лишь бы никто его не заметил в таком состоянии. Кое-как мы отыграли этот показ. А Селезнев тогда сочинил песню про Вьетнам, которая в тот момент очень нужна была. Но исполнить мы ее, разумеется, не смогли. И после этого Юрий Федорович сразу уволил Валеру.
"Самоцветы":
Селезнев, Березин, Могилевский и Жарков.

Продолжение