Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.

Дмитрий Галицкий:
Весь период работы в «Синей птице» - жизнь при коммунизме.


(октябрь-ноябрь 2007)
2

Афиша
Ты в ансамбль пришел в 78-ом?

Да. Но «Синюю птицу» я впервые услышал в 75-ом году, этот миньон с «Кленом». Но «Клен» я не воспринял, я услышал «Слова» и был потрясен. Во-первых, это Дьячков. Во-вторых, голос Сереги Дроздова. Такого певца я до этого не слышал на нашей эстраде. Его тембр похож на Бергера. А я к тому времени очень хорошо знал пластинку Тухманова «Как прекрасен мир». Почему эта пластинка прошла особо незамеченной? «По волне моей памяти» понятно была популярной, но «Как прекрасен мир», как минимум, не хуже, не уступает ни чем. Просто фантастическая пластинка! Бродская пела «Сан Саныч», Бергер – «Танцевальный час на солнце» (напевает), Градский – «Жил-был я»… И когда Серега спел «…И все же я не верю в это» - ну один в один Бергер. На этой пластинке еще песни «Родина» и «Только море». А через две недели «Клен», который я воспринял совершенно спокойно, уже звучал из всех форточек. Раньше была «фишка» выставлять динамики в окна и включать музыку. Так вот «Клен» - из каждого окна. Они ставку делали на «Слова», но остался метраж на записи и Серега предложил записать «Клен». Записали и он выстрелил. И как выстрелил! До сих пор стреляет! Эта песня принадлежит народу. Как говорит Юрка Шевчук про свою песню «Осень», что она стала народной, она больше не принадлежит ДДТ. Ушла в народ! Также и «Клен».

А написал «Клен» участник ВИА «Калинка» Акулов?

Да, Акулов. Он написал два бессмертных произведения – «Клен» и «Наташка». «Наташку» пели все кабаки(напевает).

А в чем фишка «Синей птицы»? Все же ансамбли различались, а кто был номер один?

Мое мнение – «Веселые ребята». А для Дроздова – «Песняры». Не потому, что он белорус. Я понял это когда услышал вживую концерт «Песняров». Часто с ними сталкивались, параллельно работали. Кстати, концерты, что у «Синей птицы», что у «Песняров» были очень затяжные - два часа, три часа…
А почему «Веселые» были для меня номер один? Потому, что там гармония, голоса. Им же Серега Дьячков писал, а Серега для меня композитор- «Хай класс». Я много оттуда перенял. Я на Лермане вырос, старался под него петь. Очень уважал его. И когда сменился состав, то я просто серьезно на них обиделся…

На твой взгляд «Синяя птица входила в тройку, в пятерку?

Думаю, что в тройку…

По каким критериям? Сборы или…

Сборы, стадионы, обласканность партийного начальства, несмотря на то, что «Синяя птица» была закрыта намертво телевидением. Эфиры можно по пальцам пересчитать – пять или шесть всего. Три «Утренней почты», «Шире круг». До десятки не доберется. То есть телевидения не было. Некоторые ансамбли просто не вылезали с экрана, а наша популярность была исключительно за счет грампластинок. Это говорит о чем-то?

А была дружба с Рыжиковым?

Да, Рыжиков нас очень любил.

Чем меньше эфиров, тем больше легендарность?

Очень может быть… Пластинки, пластинки… Когда они выходили, то нам всем Рома привозил с завода по 10 пластинок. Мы в магазинах свои пластинки купить не могли.

А как тиражи?

Могу сказать, что 20 миллионов был тираж диска «Моя любовь жива». 79-ый – «Наедине с собой», 80-ый – «Моя любовь жива»…. В год по диску выходило.

А сколько получали с пластинки?

120 рублей за диск.

На всех?

Каждому!

Это было нормально?

Как нормально, если я 20 рублей за концерт получал? Если у меня выходило по три тысячи в месяц. Мы не обращали внимания на эти 120 рублей. Что для нас тогда была пластинка? Как сейчас говорят, ПиаР. К тому же мы не ограничивались собственными выступлениями, мы работали с Юрой Антоновым, с Мишей Боярским, с Сенчиной…

Это халтура была?

Нет. В то время это называлось «фонды». То есть существовала зарплата, а здесь филармония брала тебя на разовый договор. Чтобы филармония, например, выполнила местный план. Это не входило в финансовый план той концертной организации, в которой ты работаешь. Я боюсь ошибиться, но на Дальнем Востоке мы поставили рекорд – 98 концертов в месяц! Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Хабаровск, Магадан…

А как проявлялась обласканность властями?

Лаос.
Галицкий и Дайнеко
Заграница! В 85-ом году мы пять раз заграницей были. Причем ездили с правительственными делегациями, с министрами всякими.

Самые экзотические места?

Мы объездили почти всю Африку, почти всю Азию. В Африке были в Бенине, Того, Эфиопии, Мадагаскаре, Анголе, Конго…

Все те места, где мы хотели прийти к власти?

Вообщем, да. Но, например, Того – капстрана. Кения, опять же.

Что там интересного было?

Я пел песни на местных языках(напевает). Когда мы работали в Индии, то закрывали концерт на стадионе. А из-за чего? Потому что мы единственные из нашей делегации пели индийскую песню. Как правило, пел ее я. Я очень хорошо запоминал языки, но еще я мог положить этот листочек на клавиши. Все же стоя поют, а у меня суфлерский листочек. Но на третий день этот листок уже не нужен был. И так запоминалось. Так вот в Индии мы пели «Курбани». Это был хит сезона в Индии, песня из кинофильма. Когда мы ее спели, то я думал, что трибуны рухнут, 100 тысяч человек орали. Я думал, что землетрясение будет. Четыре раза на «бис» пели. Это был год СССР в Индии. В нашей делегации были Пугачева, Бабкина, Леонтьев, а закрывали концерт мы.

А откуда эти местные песни брали?

Все было отработано до мелочей. Рома шел в посольство той страны, куда мы ехали. Нам давали шлягер того времени и мы разучивали. Было очень смешно в Эфиопии. У них гимн, на нашу «Катюшу» похож(напевает). Мы по простоте душевной спели лихо да чуть в пляс не пустились. А это гимн! Народ в шоке. На следующих концертах исправились.

А полутрагические случаи были?

В Конго возвращаемся с «шопинга», как сейчас говорят, а тогда – с рынка. Заходим в отел, на ресепшн. Целый час на разных языках объясняли человеку, чтобы нам дали ключи от номера. На английском, немецком, французском… И когда с русским матом мы стали между собой изъясняться о том, как бы нам получить ключ, то портье говорит:
- Клюц? Позалуста!
Человек говорил по-русски...

В передряги не попадали?

Афганистан.
Этого не было. Единственный напряг – это Афганистан. В 85-ом. Была дана разнарядка свыше, каждый должен был съездить в Афганистан. Все лучшие должны были съездить – «Самоцветы», «Пламя», Кобзон, Лещенко… Были на передовой – Кандагар, Шенган, Джелалабад. Жуткая поездка! Ходили по грани. Например, должны были перелетать в Кабул ИЛ-76-ым, но задержались и не успели на него. А этот самолет сбили стингером. Парашюты нам не выдавали. Летчики откровенно говорили, что лучше разбиться, чем спуститься с парашютом и попасть в плен. Все передвижения только воздухом, не рисковали земным транспортом. В середине концерта мог выйти на сцену командир и сказать, чтобы рассаживались разреженно, так как по данным разведки возможен артобстрел. Нормально после этого работать концерт?

А что больше просили исполнить?

Основные хиты. «Клен», «Так вот какая ты»…

А электричество было?

А как же! От автомобильных генераторов. Там всё было автономное, вплоть до продуктов и до воды. Когда мы прилетели обратно в Ташкент, первое, что мы сделали это побежали пить водопроводную воду. Все, что мы пили и ели в Афгане – всё консервированное, всё везлось из Союза, ничего не было свежего.

А все-таки, чем можешь объяснить, что так много было загранпоездок? Даже у «Самоцветов» столько не было.

Не знаю. Не идиоты же стояли у власти, кому-то нравилось. Вот пример Магомаева. Андропов спрашивает у Фурцевой:
- Почему не видно Магомаева?
- А он у нас наказан!
- А по нашей линии он чист!
На следующий день Магомаев работал концерт. Так вот я думаю, что были определенные люди, которым нравилась «Синяя птица».

А давление какое-то было?

Нет, давления не было. Все прекрасно знали, что мы везем русские народные песни плюс местные песни. Какие могут быть вопросы к русским народным песням?
Единственное, что было в 83 или 84 году вышло постановление. 80 процентов песен членов Союза композиторов, 16 концертов в месяц. Норма и никаких фондов! Решили задавить намертво, ВИА попали в немилость.

В правительственных концертах участвовали?

Нет, но у нас была основная концертная площадка – концертный зал «Россия». Каждый год с 29 декабря по 10 января. Каждый день! Дневной концерт в «России», а вечером в «Лужниках». Ежегодно это было в планах. Поначалу жили в непрестижных гостиницах – Байкал и т.д. Потом – Космос, Пекин, Украина, Россия.


Продолжение