Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.


Александр Лопаткин:
Вот такие были времена.

(апрель 2012 г.)
2

Часть 2. «Веселые голоса».

И как оказались в ВИА «Веселые голоса»?

Я знал Алика Асадуллина. А он ранее работал в "Веселых голосах". Кроме того, с их гитаристом того времени Колей Комаровым они были женаты на сестрах. И однажды Алик познакомил меня с Колей. Коля договорился с Виктором Ивановичем Щепочкиным, руководителем ансамбля, и меня пригласили на прослушивание Прослушался. Взяли меня как вокалиста. А в это время из ансамбля уходил клавишник Олег Мошкович (по кличке «Пашека»), он в Америку уезжал. Пришлось мне становиться и за клавиши. Честно говоря, я предполагал, что буду играть на органе, но то, что мне придется играть и на фортепиано, я не мог предположить. А это все-таки разные инструменты.

Вспомните, кто тогда работал в ансамбле?

За барабанами работал Виталий Голубев. На гитаре играл, как я уже сказал, Коля Комаров. На бас-гитаре Толя Никифоров. Дудки: Толя Александров – тромбон, затем его ненадолго заменил Саша Сизов, Володя Яковлев – труба (и вокал), Эдик Мертэнс – саксофон.Солистами были – Нина Воробьева, Изабелла Вардак, Михаил Волчёнков, Саша Погорельцев.
Правда, последний очень быстро ушел из коллектива. Сгубила его пагубная привычка. Далее он работал в доме свадебных торжеств.
Был еще шоумен Леня Аллахвердов. Работали мы вместе недолго, всего одни гастроли. Но его талант я сразу почувствовал. Однажды во время нашего выступления, не помню в каком городе, отключился свет, и в течение получаса, пока не устранили неисправность, в полной темноте, Леня травил байки и держал зал. Это было чудо!
Уже при мне, где-то через год, пришли Юрий Акулов, Володя Снопковский и саксофонист Валерий Павлов (по кличке «Чапаев») из «Калинки». А тромбонистом стал разносторонний человек Дима Живописцев. Кроме игры на духовых, аранжировок, он ставил в том числе и танцы, и некоторые сцены.

Владимир Снопковский и Юрий Акулов.
Что вспомните о Юрие Акулове?

Он был очень интересным музыкантом, джазменом. Еще до «Калинки» он работал в ленинградском диксиленде. Веселые сценки, концерты. Короче говоря, они дошутились до КГБ. Их всех вызывали и вменяли создание подпольной организации.
Когда он брал в руки банджо, то сразу было понятно какой он музыкант, какого уровня его музыкальный интеллект. А вид у него был очень забавный. Однажды его не пустили в автобус, который для нас подогнали. Шофер подумал, что это посторонний. Вид у него был такой простецкий, совершенно не сценический. Причем, казалось, он даже этим даже немного бравировал.
Очень весело проходили его номера. Он же работал только вставные номера, и в «Калинке», и в «Веселых голосах». Пел что-то юморное сначала, потом свои «Две копейки», «Наташку»…

«Клен» не пел?

Нет, «Клен» никогда не пел, уж не знаю почему.

Щепочкин не выходил на сцену?

Нет. Он осуществлял общее руководство, писал аранжировки, занимался распевками.

Как Вас вводили в состав?

Я пришел летом 1978 года и мы сразу поехали на гастроли. Работали в Пермском цирке. Осталось в памяти, что зрители сидели очень близко и даже сзади по кругу. Очень необычное впечатление.

Какой был репертуар ансамбля «Веселых голосов»? Пели ли песни других ансамблей?

Нет, из репертуара других ансамблей почти ничего не пели. Очень хорошо проходила наша песня Соловьева-Седого «На солнечной поляночке». Это был обязательный номер. В этой песне солировал наш трубач Владимир Яковлев.
Мы старались исполнять произведения не шаблонные, не изъезженные. Были отличные песни Толи Никифорова: «Трамвай», «Телефон», пели песню «Виталий Палыч» на стихи Юрия Визбора. Были также песни из кинофильмов – «Пора, пора, порадуемся…», «Ежедневно меняется мода». Пели песню ленинградского композитора Морозова «Кукла» (исп. Н.Воробьева). Волчёнков исполнял песни Тома Джонса, Клифа Ричарда, гр. «Иглс» (Отель Калифорния) и т.п.
А вообще, в первом составе пели у нас все. Может быть только тромбонист Анатолий Александров не пел никогда.
Конечно же, нам через какое-то время надоедало играть одно и то же. Но здесь надо отдать должное Виктору Щепочкину. Во-первых, он позволял творить, и включал в репертуар песни своих музыкантов. Правда, неофициально. И при этом назвать его реформатором было нельзя. А во-вторых, он четко понимал, что аудитория на наших концертах очень разная. И надо исполнять песни для людей разного возраста. Что мы с успехом и делали.

Состав часто менялся?

Первые года полтора почти не менялся. Потом стали уходить. Ударники стали меняться, пришли гитарист Саша Симагин и солист Михаил Кошелев. Впоследствии они работали в группе «Форвард».
Еще из гитаристов у нас работали Олег Еремин, а за ним Игорь Кононыхин.
Пришла вокалистка Марина Цхай. Они с Лялечкой (Ниной Воробьевой) здорово вместе пели.
На некоторое время к нам вернулся Коля Подгорнов. Он выступал номером, под фортепиано исполнял несколько своих песен.

Каким было финансовое положение музыканта ВИА «Веселые голоса»?

Хорошим по отношению простому народу. Среди музыкантов довольно средним. Самое большая сумма, которую я получил в месяц – это рублей 600. Нам было положено играть 14 концертов в месяц, не больше. Но руководство договаривалось с областными филармониями и мы работали от них, так называемые фонды. Особенно хорошие связи были почему-то с Владимирской филармонией. В Сибири, на Дальнем Востоке тоже можно было всегда договориться. Так и набирали количество концертов в месяц.

В Питере приходилось снимать квартиру?

Да, снимал комнату в коммуналке.

Анатолий Королев уже не работал?

Сначала его не было. Но потом он появился, вернулся из бесконечных гастролей в Сибири. Но у него уже были проблемы с ногами. Он немного поработал и окончательно ушел.

Не вспомните, когда это было?

Думаю, что 82 год. Это был эксперимент, так как ансамбль уже переходил на более прогрессивную музыку. А Толя вроде как из прошлого. Но пел он здорово, особенно романсы.

Жена Щепочкина была на особом положении в исполнительском смысле?

Нет. Она пела сольно несколько песен, и всегда работала в вокальной группе.

Вы пели сольно что-то на концертах?

Да, пел две песни Маккартни.

А на русском?

На русском у меня как-то не очень получалось.

В программе были вставные номера?

Конечно, были. С нами и Полунин выступал с коллегой, и многие другие. Клоуны, мимы…

А как в коллективе было с выпивкой?

Бывало. Щепочкин боролся как мог. А закончилась эта борьба тем, что все написали заявления об уходе, а Виктор Иванович положил их в стол. Так сказать, до первого прокола. Прокол случился скоро. И закончилось все это тем, что большинство музыкантов были уволены и набран новый состав из консерваторских.
Из прежнего состава остались Толя Никифоров, Миша Волченков, две солистки и я. Немного поработав с новыми музыкантами, Толя вместе с Изабеллой Вардак тоже ушли.

Кто вместо него стал работать на басу?

Саша Данилин а потом и Миша Волченков. Миша – неплохой бас-гитарист. Еще позже в составе появился флейтист и бас-гитарист Олег Зосин. Хронологию уже трудно вспомнить.
Но случилось так, что набрав новых музыкантов с консерваторским образованием, Виктор Иванович подписал себе приговор. Они тоже пришли с идеями, они хотели играть другую музыку.

Они -это кто?

Меньшов, Борейко, клавишник Ручкин, бас-гитарист Олег Зосин и барабанщик Егикян.
Поначалу в программу концерта были включены несколько произведений новых музыкантов – Вали Меньшова, Анджея Борейко. Но хотелось большего. И мы, можно сказать, подпольно подготовили новую программу в стиле «новая волна». Конечно, было неправильно не поставить в известность нашего руководителя. Но…
Короче говоря, состоялся открытый худсовет. То есть худсовет с участием публики. Народу было очень много и наша программа публике очень понравилась. Худсовет же счел, что данная программа не подходит такому коллективу как «Веселые голоса» и…весь их гнев обрушился на голову Щепочкина. Ему поставили на вид и руководство Ленконцерта назначило художественным руководителем Аркадия Герштейна. Это бывший барабанщик «Поющих гитар».

Как прошла Олимпиада-80 для ВИА «Веселые голоса»? Может быть стиль поменялся?

Ничего у нас не поменялось! А на время Олимпиады нас загнали то ли в Омск, то ли в Томск. И только Володя Снопковский оказался во время Олимпиады в Москве, но по другому поводу. Он ездил на похороны Высоцкого…

И даже позже стиль не менялся?

Мы-то хотели, но Щепочкин не хотел. Хотя в концертах и стало появляться больше западной музыки. Но при этом руководство Ленконцерта нам постоянно твердило, что нельзя увлекаться западной музыкой, когда есть произведения наших ленинградских композиторов. Да и побаивался Щепочкин.
Был такой случай. Во время концерта в Мурманске Миша Волчёнков во время исполнения одной песни надевал военную фуражку. Кому-то это очень не понравилось и появилось письмо, а потом и статья в одной Мурманской газете. Дошло до Ленконцерта. Вызвали Щепочкина и пропесочили по полной. Да к тому же эта песня оказалась незалитованной. Вот такие были времена.

Больше придирались к тексту, к музыке или к внешнему виду?

Конечно, к тексту и внешнему виду. А музыку… мы же даже из Deep Purple играли. И нормально проходило.
А к текстам всегда были претензии, даже к песням, уже давно исполняемым и прошедшим худсоветы. У нас была песня «Парень доволен судьбой». Ее еще до меня лет пять исполняли. А тут во время гастролей по Дальнему Востоку в газете появляется критическая статья про нас под названием «Парни довольны собой». И нам выдают по полной…

Эпизод с назначением Герштейна в каком году произошел? И сколько Вы работали под его руководством?

Где-то в начале 1983 года. С Герштейном я поработал пару гастролей.
Окончание
Сайт управляется системой uCoz