Веселые ребята.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Как ВИА "Весёлые ребята" не поехали на МИДЕМ-76.

(январь 2022)

1

Ежегодно, начиная с 1966 года во французском городе Канны проходит Международная ярмарка-фестиваль грамзаписей и музыкальных изданий. Среди его участников были и фирмы грамзаписи, которые в рамках фестиваля проводили между собой конкурс исполнителей, выпустивших наибольшее количество грампластинок за истекший год.
С 27 января 1976 года там проходил Десятый юбилейный фестиваль. В нем приняли участие от СССР ВИА "Песняры", Алла Пугачева и цыганское трио "Ромэн".

От СССР участия в это фестивале принимала фирма грамзаписи "Мелодия" и Госконцерт. Они отбирают своих участников опираясь на два главных критерия:
- исполнитель, который имеет наибольший тираж своих дисков за истекший год;
- исполнитель, который имеет наибольший коммерческий потенциал привлекательности для иностранного зрителя.
По обоим этим показателям ВИА "Песняры", что называется, был вне конкуренции на советской эстраде. Когда я впервые увидел "Песняров" живьем на концерте в 1974 году, то испытал культурный шок.



Что касается Пугачевой, то на конец 1975 года она уже год была солисткой ВИА "Веселые ребята". Однако в Канны она поехала без них и ей там аккомпанировал ВИА "Песняры".
В чем причина?

Чтобы понять все обстоятельства следует начать издалека.
Как фирма грамзаписи "Мелодия" отбирала своих кандидатов?
Как она это делала, можно только предполагать, основываясь на приведенных выше правилах отбора. Главная позиция: количество выпущенных дисков в 1975 году. Обычно, эти данные становятся ясны в январе следующего года, по этой причине фестиваль и проводится в конце января-начале февраля года следующего. Однако, "Мелодии" для того, чтобы успеть подготовится к этому фестивалю надо определится со своими кандидатами примерно в ноябре. Дело в том, что все эстрадные артисты, а популярные особенно, очень плотно в течении всего года заняты на гастролях в своих концертных организациях. Планируемая поездка на Международный фестиваль автоматически приведет к нарушению их гастрольного плана. Это связано со сложной системой оформления документов для выезда за рубеж. Ниже я остановлюсь на ней поподробней.

Итак, где-то к середине ноября с учетом прогноза по выпущенным дискам на конец 1975 года "Мелодия" определилась с кандидатами на поездку в Канны. Помимо бесспорных лидеров "Песняров" другим кандидатом на поездку стал ВИА "Веселые ребята под руководством Павла Слободкина. Мы не знаем точно как и с кем конкурировали "Веселые ребята" по количеству выпущенных пластинок в 1975 году, но можем это предположить основываясь вот на этом материале.
Исходя из него видим, что наиболее продуктивно в 1975 году сработали 4 ансамбля: ВИА "Ариэль", ВИА "Поющие сердца", ВИА "Веселые ребята" и ВИА "Самоцветы". Однако, учитывая общее количество разных дисков, выпущенных к концу 1975 года, первые два коллектива из этого спора мы можем исключить. Остаются "Веселые ребята и "Самоцветы". Вот между ними, вероятно, и происходил выбор. Я думаю, что общий тираж грампластинок за 1975 год у "Самоцветов" был выше, чем у конкурентов. К этому времени они выпустили 8 виниловых миньонов и 2 гиганта, а у их соперников было больше миньонов-11, но меньше гигантов-1.
Вообще в 1975 году больше всех в грамзаписи сработали именно "Самоцветы".
Справедливости ради, надо сказать, что их коммерческий потенциал за рубежом вызывал вопросы, но это же в 1975 году можно было сказать про все ВИА СССР. При этом "Самоцветы" к этому времени уже неоднократно выступали за рубежом, практически одним и тем же составом. А "Веселые ребята единственный раз были за границей в 1971 году в ЧССР. И из того состава к концу 1975 года сохранился только руководитель.

Однако, к концу 1975 года ВИА "Самоцветы" сам выбыл из этого соревнования по объективным причинам. Осенью почти весь состав ансамбля покинул коллектив. Юрию Маликову удалось довольно быстро найти им замену, но новый коллектив ещё оставался в стадии формирования и его потенциал был не ясен.

ВИА "Веселые ребята" в этом соревновании имели дополнительный козырь, их солистка Алла Пугачева летом 1975 года на Международном конкурсе в Болгарии "Золотой Орфей" получила главную награду Гран-при. Все эти обстоятельства и предопределили участие ансамбля в фестивале МИДЕМ-76. Кроме того, летом 1975 года вышел первый гигант коллектива "Любовь-огромная страна", ставший лучшим за всю его историю и разошедшийся в итоге тиражом около 12 миллионов копий.

Где-то к середине ноября "Мелодия" определилась с "Веселыми ребятами", как с кандидатами на поездку во Францию. Чтобы успеть оформить все необходимые документы на выезд за рубеж и на участие в фестивале, весь ансамбль, надо срочно снимать с гастролей и отзывать в Москву. Однако для Москонцерта гастрольный план всегда являлся главной составляющей его существования, и просто отменять запланированные концерты (на которые уже продавались билеты) не хотелось. Вариант был такой, запланированные концерты не отменялись, а переносились на другие дни. Выглядело это так, отработав концерты в каком-то городе, ансамбль возвращался в Москву, где проходил какой-то этап оформления документов для поездки. После этого ансамбль опять отправлялся на гастроли, где отработав опять какой-то город возвращался в Москву на очередной этап оформления документов. Такая "челночная дипломатия" позволяла не отменять концерты, а переносить их другой срок.

Так например, ВИА "Веселые ребята" дали в Красноярске с 27 ноября по 1 декабря серию перенесенных концертов. Тогда же в газете "Красноярский рабочий" прямо написали, что изменение гастрольного расписания было связано именно с зарубежной поездкой.
Газета "Красноярский рабочий" от 25 ноября 1975 года.


Из Красноярска ансамбль перебрался в Омск. Где ещё в прошлом месяце с 15 по 20 ноября были запланированы 10 его концертов, и которые тогда не состоялись.
В итоге со 2 по 9 декабря "Веселые ребята" в Омске вместо десяти отмененных концертов дали 25. Каждый день по три концерта и в последний день- четыре. Это при том, что в приказном порядке Министерство культуры СССР запрещало давать больше двух концертов в день, а месячная норма была 13-15 концертов.
Почему же в этом случае на это закрыли глаза?
Объяснение этому простое: из 25 концертов 10 были отнесены к ноябрьскому плану, а остальные 13 были отработаны в счет всего декабря, чтобы высвободить остальное время для оформления выездных документов.
Перенос концертов в Омске.


Отработав 9 декабря последние концерты в Омске ВИА "Веселые ребята" вернулся в Москву, отменив при этом серию концертов в Ульяновске с 17 по 21 декабря. Точнее, их сначала перенесли на неопределенный срок, а потом компенсировали владельцам билетов в марте 1976 года.

Перенос концертов в Ульяновске.


Чтобы понять насколько сложна и продолжительна была система оформления документов для поездки на МИДЕМ, объясню всю эту процедуру в общих чертах на примере ВИА "Веселые ребята".
После того, как "Мелодия" выбрала их на участие в Международном фестивале она направляет заявку в Минкульт СССР, там её согласовывают и отправляют в Госконцерт СССР. Последний направляет письмо в Министерство культуры РСФСР, а оно уже направляет уведомление об этом в Москонцерт с просьбой согласовать участие ВИА "Веселые ребята" в этом мероприятии.
Москонцерт информирует об этом Павла Слободкина. Последний уже готовит список участников поездки. Этот список проходит согласование в Москонцерте, сначала руководитель вокального отдела, где числись "Веселые ребята", потом профком, партком, комсомольская организация и рук-во.
Затем, каждый участник поездки заполняет анкеты и предоставляет необходимые справки. Каждый участник поездки проходит собеседование в выездной комиссии Сокольнического райкома партии или по месту жительства. Только, когда руководитель соберет все эти первичные документы от каждого музыканта, он передает их в гастрольный отдел. Там их проверяют и направляют в Госконцерт. Последний направляет их для проверки кандидатов по линии КГБ. После их проверки Госконцерт оформляет документы на участие в фестивале и передает их в МИД для оформления виз.
На всех этих этапах любой из участников поездки может быть вызван для уточнения или прояснения каких-то моментов, касающихся его лично. Каждый этап заканчивается только тогда, когда все участники пройдут необходимые на этой стадии процедуры. Например, пока последний участник поездки не сдаст все свои документы, не начнется их следующие оформление для всего коллектива. По этой причине на этапе оформления документов для выезда за рубеж коллективы старались находится в Москве или около неё.

Помимо административных хлопот, "Веселые ребята" должны были так же отрепетировать концертную программу для показа на фестивале. Готовую программу потом должен был принять Объединенный Худсовет Минкульта СССР. Вот этим они и занимались в Москве оставшуюся часть декабря.
Правда, с 22 по 25 декабря ансамбль выступал в Горьком. Это произошло из-за того, что в процессе подготовки образовалось свободное окно и Слободкин этим удачно воспользовался.
Дальше до самого отьезда во Францию ВИА "Веселые ребята" должен был находится в Москве.
С 28 декабря по 12 января 1976 года были запланированы концерты во Дворце спорта в Лужниках. На одном из таких концертов 29 декабря я был.

В процессе оформления документов для выезда на МИДЕМ, выяснилось, что один из музыкантов Сергей Кукушкин (вокал, бас-гитара)- "невыезной". Подобный случай, при отсутствии альтернативы, мог привести к тому, что весь ансамбль сняли бы с поездки. Однако, Павел Яковлевич Слободкин был человеком дальновидным в подобных вопросах. Слово Вадиму Голутвину- гитаристу ансамбля "Веселые ребята" в тот период:

-У "Веселых ребят" всегда был дублирующий состав: ходят какие-то люди за кулисами, зачем, почему, а они в любой момент могут заменить любого члена ансамбля.

В тот момент С.Кукушкин сам был "дублером" Валерия Дурандина и потому его проблема не стали проблемой всего коллектива.
Для поездки на фестиваль сформировался вот этот состав.

Первый ряд: Валерий Дурандин, Алла Пугачева, Александр Буйнов, Вадим Голутвин.
Второй ряд:Борис Богрычев, Роберт Мушкамбарян.
Третий ряд: Анатолий Алешин, Павел Слободкин, Александр Чиненков.

Окончание