Вадим Голутвин.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.
Сергей Соловьев


Вадим Голутвин – я просто музыкант, пишущий музыку.

2
-Это было, вероятно, после конфликта и ухода ряда музыкантов ?

Да. Тогда ушли многие музыканты, записавшие диск «Любовь - огромная страна». И на нашу долю выпали их лавры за эту работу. Это было фантастическое состояние. Наверное, если бы тогда приехали Битлз, их бы не встречали так, как встречали нас.

-А кто тогда работал в «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ»?

Боря Богрычев - барабаны, Валера Дурандин на басу, Саша Чиненков и Андрюша Русанов- духовые... Малежик был, Алешин, Лерман и Алла Пугачева.

-Вернемся к знакомству с Лерманом. Что подвигло вас придти в «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА»?

Лерман- человек очень восторженный, ему тоже понравилась моя американская манера игры на гитаре, и он потащил меня в Ленком. Юра Шахназаров был очень рад перспективе опять работать с Лерманом. До этого Саша уже работал в Ленкоме.

Кадр из фильма "Афоня".
Юрий Шахназаров, Александр Лерман и Владимир Полонский

-Когда снимали «Афоню»?

Да. И в то же время они играли «Тиля» и «Автоград». Тогда же там работал Боря Багрычев и кто-то еще из первого состава. Может быть Эдик Касабов. И Юра Шахназаров был там руководителем. И когда мы с Лерманом пришли туда, Юра принял нас очень радушно. Он понимал, кто такой Лерман.

-Лерман тогда был уже заметной фигурой?

Это было очевидно для всех. Невозможно было обмануться на эту тему. От него просто исходило это культурное излучение. Саша познакомил меня с первой пластинкой Джеймса Тейлора (Sweet Baby James), это нежнейшая фолковая музыка. И он же познакомил меня с Блэк Саббат. Его интересы были необыкновенно обширны. Он великолепно знал старинную музыку, он прекрасно знал русскую народную музыку. Кстати, познакомившись с Петей Макиенко еще в «Добрых молодцах», они как-то попали с гастролями к Пете на Родину в Воронеж. У Петра отец – этнограф, собиратель фольклора. От него до сих пор осталась огромная фонотека народных песен. И когда они встретились: Саша Лерман и отец Петра Макиенко, то они даже не сели за стол. Они несколько часов проговорили в комнате отца о народной музыке. В Лермане прежде всего подкупала широта культурного горизонта. Он живо интересовался абсолютно всем. Недаром он сейчас профессор культурологи и русского языка в Америке. Лингвистика это только часть Лермана.
Так вот Лерман привел меня к Шахназарову. Мы съездили в одну поездку в Пущино. Тогда уже Сережа Беликов работал в Ленкоме. Он абсолютно не спасовал перед лицом "великого и ужасного" Лермана. Выступил великолепно, публику "поставил на уши". Его коньком тогда была «Шелкова ковыль трава-мурова».

-В каком составе туда ездил «Аракс»?

На барабанах- Саша Данилович, на басу или Беликов или Лерман и на гитаре – Юра Шахназаров. Я ездил туда в качестве гостя. Юра показывал свои фирменные номера с игранием на гитаре за спиной и на голове – публика ревела! На мой взгляд, он был настоящем профи-гитаристом. И при этом артистом на сцене. Шоу было настоящим. Вообще в то время так было принято. Так выступала, например,"Машина времени". Игорь Саульский говорил:
-А теперь для любителей блюза!"
И начинал играть и петь один, под орган. Это было откровенно и дерзко. А как выступал Вайт в то время!

-Алексей Белов.

Да. Он больше всего напоминал пуделя. Худой с копной рассыпанных волос, а как он играл Хендрикса! Это можно было лопнуть от восторга. Потом он стал Мэтром, который играет точные ноты блюза- великого и ужасного, который по всему миру один и тот же. С умным видом! Дай Бог, тебе Леха долгих лет жизни, много учеников, счастья и чего угодно. Но то впечатление, которое он производил своим внезапным выскакиванием вперед на авансцену, тряся губами, кудрями, гитарой и всем остальным..! Он выделывал такие кренделя, что можно было с ума сойти.
Я в то время уже мечтал работать на роковой сцене, но судьба давала мне возможность смиряться в оркестровой яме:
-Вам, пожалуйста, вниз. Вот Вам ноты, сидите и не чирикайте.
В общем, после той поездки я уже мысленно готовился работать в Ленкоме, но тут вдруг Саша звонит и говорит:
-Пошли они все на фиг, со своим театром. Сидеть целыми днями в оркестровой яме за сто рублей. Слободкин по-новой собирает состав. Обещает все на свете. Пошли туда. Там хоть бабок заработаем.
-Саша, куда скажешь, туда и пойдем.
И мы пришли к Слободкину. Это, вероятно, был март-апрель 1975 года. Мы сделали за месяц программу. А до этого состоялось мое официальное прослушивание в «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА». И хоть меня и привел Саша, прослушивание должно было стояться все равно. В этом плане в «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ» все было очень строго и отступление от такой практики не дозволялись никому.

-Как проходило прослушивание?

Оно выглядело следующим образом. Меня поставили на сцену. Дали микрофон для меня и микрофон для гитары. Я играл и пел какой-то свой американский репертуар. Что в американской музыке самое классное и несравнимое ни с чем? Два основных двигателя: кантри и чёрный ритм. Самое главное в американской музыке - это драйв. Негритянский ритм. Танцевальный ритм, который отличается от статуарного английского квадратного драйва. И именно этот ритм у меня присутствовал. В принципе это фолковый стиль, но в нем внутри заключен этот катящийся негритянский ритм. И это решило мою судьбу, потому что «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» сидели в зале и аплодировали.

-А кто там присутствовал?

Слободкин, Лерман, Алешин, Чиненков, Малежик… все. Всем очень понравилось. Разговоров не было никаких. То, как я пел, для них не имело никакого значения. Само собой разумеющимся считалось то, что человек умеет петь, потому что по-другому для них было просто невозможно. Потому что «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» – это, прежде всего, высокая вокальная культура. Она не просто народная, как у «Песняров», которых я очень уважаю, но, что вдохнул в «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» Леша Пузырев - это ни с чем несравнимо. Его вокальная полифония просто изумительна!

-В чем вокальная фишка «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ» в сравнении с «Песнярами»?

Фишка в интеллекте. Именно в музыкальном интеллекте, который был приложен Лешей Пузыревым, благодатно приложен к структуре «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ». Это ведь Слободкина заслуга, что «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» стали кузницей кадров, потому что лучшие музыканты работали именно у него. И несмотря на то, что их никогда не показывали по ТВ, потому что ни одной комсомольской песни они не спели, а только песни про любовь. Но, тем не менее, любовь народная была на стороне «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ». Это было, наверное, круче, чем, если бы приехали Битлз, когда я работал с ними. Это была фантастика, когда из-за окурка, который ты выбрасываешь в окошко автобуса, выезжая со стадиона где-нибудь в Донецкой области, начиналась драка. Это было настоящим умопомешательством. И они действительно заслуживали этой любви!
Когда я попал впервые к ним за кулисы в 1974 году, у них был концерт в ЦДКЖ (Центральный дом культуры железнодорожников), тогда еще были и Барыкин, и Хабазин, и Пузырев и Малежик. Женя Казанцев играл тогда.
Газета "Вечерняя Москва" 4 января 1974.

Их было человек двенадцать. Я был приглашен за кулисы. Они встали к фоно и стали распеваться. Распевку вёл Буйнов. Сначала они запели какие-то унисонные упражнения вверх-вниз хором, как положено. А потом вдруг сразу, внезапно запели аккордом с удвоением голосов, с этим потрясающим раскладом, который сделал Леша Пузырев… Я подумал тогда, что я сейчас просто умру от этого кайфа.

Алексей Пузырев

-Это об этом, видимо, говорил Алешин, когда рассказывал, что у «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ» при унисонном пении были задублированы голоса.

Это бесподобный унисон. Вообще культура унисонного пения Леннон - Маккартни была путеводной звездой для «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ» с подачи Леши Пузырева, потому что он знает все их песни , наверное, лучше, чем сами битлы. В этом пении все было очень грамотно выстроено. Я, к сожалению, не знаю эту науку, как Леша. Какие именно голоса удваиваются, какие остаются одиночными, тут все очень важно и ничего случайного нет. Не просто все удваивались, там были определенные законы. Это было по-настоящему восхитительно. Я восхищался этим.
А потом, когда на концерте Саша Барыкин исполнил «О, мами блю» и в конце плюхнулся на авансцене на колени… Что было в зале невозможно описать.
Лерман, при всей своей величественности и холодной интеллигентной отстраненности от публики, не мог соперничать с Бырей по приему публики. Хотя Барыкин всегда отдавал должное Лерману, потому что понимал, что музыкальный интеллект Лермана, просто не имеет себе равных вокруг. Это была смесь потрясающего исполнительского дарования с познаниями настоящего культуролога. На мой взгляд, если бы Лерман занимался вокальной аранжировкой «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ», то он мог бы сделать не хуже, чем Леша Пузырев. Но в этом не было необходимости, потому что Леша делал это блестяще и Лерман великолепно исполнял эти вокальные аранжировки. Все голоса, все эти песни «Таня, Таня…», где потрясающее голосоведение с развитием… Это все дело рук Леши Пузырева блестяще реализованное Сашей Лерманом.

Александр Лерман

-Алешин говорил, что «Таню» записал практически он. Из четырех голосов три записал он и один- Лерман.

Может быть. Надо сказать, что Алешин был всегда незаслуженно отодвинут на задний план. У него практически не было в «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ» сольных песен. Я не знаю почему это происходило. Для меня это была загадка. Алешин и Лерман – это было ядро группы «Ветры перемен». Они были спеты блестяще. Когда они вдвоем под куцую гитарку, которую изящным контрапунктом с идеальным штрихом небрежно "выцарапывал" Лерман, пели расклад, который предполагает четыре голоса, ну три, минимум. «Я для песни задушевной…» или «Ты по этой лестнице», это звучало так, как будто пел хор. Настолько они были идеально спеты, настолько они идеально слышали друг друга, так сливались голоса, так они тембрили здорово. При этом они не кричали, а пели очень взвешено. Ведь Алешин обладает великолепным музыкальным вкусом. Он никогда не сделает голосоведение параллельным, он всегда его сделает вкусно : какой-то голос уйдёт вниз… Это будет красиво. Толя мастер в этом отношении. Чувство вокальное ему просто подарено. При этом он скрипач по образованию, и он очень точно понимает, что поет. У него великолепное сольфеджирование. Он очень много снимал Стиви Уандера. И поэтому вот эта вся мелизматика, которая всем сейчас навязла в ушах, она на самом деле имеет очень точные очертания. Вот в этом во всем Толя великолепный знаток. Он настоящий мастер вокального исполнения. И это в них с Лерманом одинаково присутствовало. Их дуэт был настолько законченным, что после него можно было никому уже не петь. Еще была Алла. И они некоторое время пропели в таком прекрасном составе.
Анатолий Алешин


Продолжение