Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков

"Острова" невезения.

(март 2018)

Тема "Банановых островов" раньше меня как-то мало интересовала, но тут читая её обсуждение, волей-неволей пришлось погрузиться в неё глубже. Изложу своё видение этой истории, не вдаваясь в детали.

Я неоднократно говорил, что после фестиваля "Тбилиси-80" и Олимпиады-80 ВИА- жанр стал деградировать. 1981 год стал тем рубежом, когда многие руководители ВИА стали задумываться о дальнейших путях развития жанра. И Павел Слободкин - руководитель популярного ансамбля "Веселые ребята" не был здесь исключением.

На тот момент ситуация внутри коллектива была сложная. Музыканты хотели большей свободы и самостоятельности в творчестве. Всеми правдами и неправдами хотели выйти из под опеки руководителя: перейти в другие группы, создать свои собственные или устроиться в ресторан. Это породило множество внутренних конфликтов и сильно сказывалось на творчестве.
Летом 1981 года из ансамбля уходят группа музыкантов, включая двух гитаристов и аранжировщиков Алексея Пузырева и Валерия Дурандина, на которых держалась вся основная музыкальная работа внутри "Веселых ребят". На смену им Слободкин пригласил других музыкантов. В частности обязанности аранжировщика стал исполнять Глеб Май.
Состав продолжало "лихорадить": люди уходили-приходили. Падала дисциплина.
Осенью 1981 года, гастролируя в Сочи ансамбль сорвал 9 концертов на сцене "Зеленого театра" парка "Ривьера". В результате приказом Минкульта РСФСР его лишили права на гастрольную деятельность сроком на один год. Это спровоцировала новый исход музыкантов. В итоге за весь 1981 год "Веселые ребята" на студии записали всего две новых песни.

1982 год продолжил эту печальную серию. Забегая вперед скажу, что в этом году ансамбль Павла Слободкина не записал ни одной новой песни. В творческом плане этот был самый провальный год в истории коллектива.
Было уже понятно, что требовались какие-то значительные перемены. На этой почве Павел Слободкин и сошелся с Владимировм Матецким, который предложил реформировать ансамбль под новые музыкальные идеи.
Глеб Май:
... он (Слободкин) к тому времени решил, не без влияния Матецкого, сменить стиль и лицо "Веселых ребят". Он был в плену рэгги - диско - техно - рэппа и ещё не известно какой стилевой смеси. А некоторые музыканты ему в то время только мешали. Словом, он сам спровоцировал массовый исход.
Владимир Матецкий.

Осенью 1982 года из группы "Динамик" ушел на "вольные хлеба" клавишник и аранжировщик Юрий Чернавского. Узнав об этом Павел Слободкин пригласил того в свой коллектив. Именно Юрий Чернавский предложил Слободкину реформировать давнюю рок-н-рольную идеологию "Веселых ребят" в более современный стиль "новая волна".
Там в "Веселых ребятах" произошло знакомство Чернавского с Матецким.

Юрий Чернавский.

Павел Слободкин, мучительно искавший новый путь для своего ансамбля, ухватился за эту идею. Сам он в новой музыке был не слишком искушен. Откровенно скажем, она не была ему близка, но рыночный принцип "производить то, что продается, а не продавать то, что производится", требовал от него умерить гордыню личных предпочтений.

Павел Слободкин.

Кстати, в истории "Веселых ребят" так уже бывало. В подобных ситуациях Павел Слободкин умел находить человека, который в рамках его ансамбля мог реализовать модные на тот момент музыкальные идеи. Делал его музыкальным руководителем, и давал полный карт-бланш, оказывая всяческую административную помощь. Так было с Алексеем Пузыревым, который придя в "Веселые ребята" в 1971 году, сделал из рядового москонцертовского коллектива -советский Битлз.

В лице Матецкого и Чернавского в 1982 году Слободкин, как раз, и видел таких людей. Первый стал его внештатным консультантом, а второй был принят в ансамбль "Весёлые ребята" в качестве клавишника, аранжировщика и звукорежиссера.
При этом, забегая вперед, скажем, что за период своей работы в "Весёлых ребятах" Юрий Чернавский ни разу не вышел на сцену в качестве музыканта, и не сделал ни одной аранжировки для тогдашней программы группы, лишь изредка выезжая на гастроли в качестве звукорежиссера.

Откуда такое льготное отношение к одному человеку, на фоне "каторжного" труда всех остальных?
Тот же А.Пузырев рассказывал мне о похожем случае в "Весёлых ребятах":
-В конце 70-х я оформился в Ленком для поездки в составе "Аракса" в Португалию. Я отдыхал в Крыму и опоздал на репетицию, а когда приехал, то узнал что Слободкин, каким-то образом через Москонцерт, это оформление аннулировал, мотивируя что нам предстоят правительственные концерты, которых конечно же не было.
Мы поругались, и я не ездил с ними никуда, а сидел дома и писал оркестровки для них и получал деньги. Потом ... выступил Буйнов:
-Я не буду работать, если Пузырев не будет на сцене.
В результате мне пришлось с ними ездить, сидеть за кулисами и что-то там играть и, в конце концов, снова выйти на сцену.


То есть, в том случае, реально второму человеку в коллективе, не позволили получать деньги, не выходя на сцену. При том, что аранжировки для них он продолжал писать исправно.
А тут пришел новый человек, ничего для коллектива ещё не сделавший, ему создают курортные условия, и никто этому не противится (включая Буйнова). Понятно же, что подобное могло произойти только с согласия и по повелению Павла Слободкина.

Таким образом, в итоге ситуация сложилась следующая.
Встретившись с Павлом Слободкиным, Чернавский предложил сделать на базе ансамбля демо-запись музыкального материала, на котором впоследствии предполагалось построить новую театрализованную программу группы. Павел Слободкин согласился и дал новому проекту зеленый свет. При этом Чернавский был освобожден от концертной работы, и мог использовать в полном обьеме и по своему усмотрению студию ансамбля и нужных ему музыкантов.
Хотя студия эта была в тот момент на стадии формирования. Идеи Чернавского сильно ускорила процесс её технического оснащения. Как говорил позже сам Павел Слободкин:
-Я Юрию Чернавскому купил, по тем временам за 4тысячи рублей, у Мариуса Лиепы полный комбайн «PIONEER» - и первые колонки, которые у Юрия были для сведения – это «PIONEER» , которые я выклянчил у Мариуса Лиепы… И я тогда договорился с «Мелодией», и купил Юре «STUDER» четырёхканальный, плюс мидийную группу, плюс два «STM» и плюс, тогда помните колонки были, АС-35 .

Пока студия ещё только создавалась, была сделана первая пробная запись на бытовой магнитофон-пристаку "Нота-203", которую принес бас-гитарист Юрий Федоров. Это были наброски будущего альбома. Запись осталась у Чернавского, а "Веселые ребята" уехал на гастроли. Эту запись Юрий дал послушать своим давнишним друзям-коллегам Сергею Рыжову (бас) и Юрию Китаеву (барабаны), которые в тот момент продолжали работать в "Динамике", с предложением высказаться на тему разития этой идеи.
К этому времени была скомплектована студия на базе "Веселых ребят" и процесс звукозаписи стал более профессиональным.
Когда некоторые музыканты говорят, что Юрий Чернавский был и музыкальным руководителем "Весёлых ребят" (что Слободкин всегда отрицал), то это имеет под собой реальное основание. Поскольку, по факту он проводил репетиции с музыкантами, работал над записями, искал новые формы и формировал звук группы. Однако, делалось это, только и исклютельно, на материале будущего альбома "Банановые острова".

Первый вариант инструментальной фонограммы делали только музыканты ансамбля "Веселые ребята". Однако, группа была постоянно на гастролях и вносить своевременно изменения в фонограмму было сложно. Тогда Чернавский пригласил Рыжова и Китаева на базу "Веселых ребят", и они в студии ансамбля (в отсутствии самого ансамбля) стали вносить изменения в фонограмму. В таком режими эта работа продолжалась около трех месяцев и в феврале 1983 года была закончена.
Однако получившийся вариант будущей концертной программы Слободкину концептуально не понравился. Делать всю программу на этом материале он отказался. В этом его поддержал и В.Матецкий. Они решили вернуться к обычной практике- песенная программа без сквозного действия, но на основе музыки своего тандема Слободкин-Матецкий.
В феврале 1983 года на "Мелодии" после долгого перерыва (с 1981 года) был записан миньон четырьмя песнями (Матецкий - 3, Слободкин -1).
В новую программу были включены и три песни из "Банановых островов". Для этого в апреле-мае 1983 года были взяты в коллектив Рыжов и Китаев.
Юрий Китаев и Сергей Рыжов
Китаев и Рыжов

В этот момент в "Веселых ребятах" сложились две ритм-секции. В основной концертной программе играли Федоров и Тамаров, а на фрагменты "островов" выходили Рыжов с Китаевым. При этом Рыжов исполнял и вокальные партии, поскольку Чернавский на сцене не работал.

Чтобы готовая запись "Банановых островов" не пропала зря, Чернавский и Матецкий решили попытаться выпустить её в виде диска на "Мелодии". Однако усилия Владимира Матецкого не увенчались успехом. Худсовет "Мелодии" диск отверг.
Тогда Юрий Чернавский решил отдать его подпольным "магнитописателям", индустрия которых в тот момент цвела по всей стране пышным цветом, создавая серьезную конкуренцию "Мелодии" прежде всего скоростью распространения и актуальностью музыкального материала. И это был правильный шаг. В короткий срок магнитоальбом разошелся по стране, став хитом дискотек и региональных хит-парадов, существовавших при молодежных газетах. Всё это в совокупности дало возможность застолбить за тандемом Чернавский-Матецкий его официальное авторство. Это вызвало негативную реакцию Павла Слободкина, которая сохранялось у него на протяжении всей его жизни.
Когда во все последующие времена его спрашивали на эту тему, то он всегда однозначно утверждал, что это работа ансамбля "Весёлые ребята".
РОК ИЗ ПЕРВЫХ РУК. (Молодая гвардия, 1992.)Глава 9.
— Ну а что Слободкин мог бы сказать о «Банановых островах»?
— Ну что можно сказать о «Банановых островах»? Ни Матецкий, ни Чернавский не ожидали такового эффекта, а когда он обнаружился — началась опять-таки борьба за то, кто это сделал и как это сделал...
— И кто же все-таки это сделал?
— Как кто? «Веселые ребята»! А запись производил Юра Чернавский в нашей студии... Ну... мы, естественно, молчали насчет своего авторства. Между тем записанную нами на магнитофон музыку начали тиражировать по стране. Позже некоторые молодежные издания были вынуждены признать «Банановые острова» лучшим альбомным открытием года.


Из интервью на концерте, посвященном 80-летию Москонцерта 1 марта 2011 года:
Сколько нас топтали, сколько нас ругали?
А "Банановые острова" писали?
– Писали!...
Всё сделал Юрий Чернавский... И вот я хочу вам сказать, что Юра всё сделал, и я, как мог помогал, но у меня была договорённость – нас очень не любил Дима Шавырин… Ненавидел… Он сказал: «Я никогда не поставлю ансамбль «Весёлые ребята» на первое место!» ...
И когда диск раскрутился, и его поставили на первое место – я говорю Шавырину: «Дима! Ты проиграл! «Банановые острова» записал ансамбль «Весёлые ребята»!»…
И тут он рухнул…


Если вам посчастливится попасть на официальный сайт ансамбля "Веселые ребята" в раздел, например, "История", то там вы прочтете следующее:
В 1983 году в своей студии ансамбль «Веселые Ребята» записывает новый магнитоальбом молодых авторов: Ю.Чернавского и В.Матецкого — «Банановые Острова». в стиле электро-поп, куда вошли песни «Здравствуй, Мальчик Бананан!» (вошла в фильм «Асса», реж. С.Соловьёв), "Банановые острова", «Зебра», «Робот», "Мечта идиота" и др.
А если, затем перейдете в раздел"Дискографии", то там вы обнаружите CD- релиз этого диска, с соответствующей информацией.

При этом по некоторым сведениям у Павла Слободкина сохранился какой-то необычный вариант "Банановых островов". Возможно, с вокалом участников ансамбля "Веселые ребята".

Состав ансамбля "Веселые ребята", который записывал демо-вариант магнитоальбома "Банановые острова":
Александр Тамаров, Игорь Гатауллин, Александр Буйнов, Алексей Глызин, Игорь Фёдоров.

Неожиданная популярность магнитоальбома придала его создателям авторитет в музыкальных кругах и желание продолжить его раскрутку.
В. Матецкий:
-Самым близким к нашему успеху была съемка в программе «Новогодний аттракцион» с 1983-го на 1984 год, наверное. Значит, это был «Новогодний аттракцион», который снимал режиссер Гинзбург Женя, снималось это в цирке на Ленинских Горах. И мы, вдвоем с Чернавским, снимались с песней «Робот»… Так вот, мы снимаемся в самой популярной программе. Автоматом это означало, что наш дуэт – Чернавский-Матецкий – после показа в новогоднюю ночь становятся абсолютно легальными... конечно, мы понимали, что нас могут вышибить в одну секунду. Что происходит? Нас вышибают из «Огонька». Но мы с Чернавским эту идею не бросаем. Мы едем сниматься в Минск, и снимаемся в программе новогодней, боюсь сказать, новогодней или нет, короче, в Минске снимаемся. Получаем приглашение в Таллин, снимаемся в Таллине с двумя песнями: «Здравствуй, мальчик Бананан», и, по-моему, «Робота» мы снимаем».

Однако, "весомости" дуэта Чернавский-Матецкий опять оказалось недостаточно для раскрутки. Их номер из окончательной редакции «Новогоднего аттракциона» безжалостно вырезают.

Тем не менее, этот магнитоальбом признан лучшим дебютом 1983 года по анкете газеты "Московский комсомолец", где было упомянуто и об участии в его записи ансамбля "Весёлые ребята".
Газета "Московский комсомолец".

Осознав окончательно, что его идеи не пользуются спросом у Павла Слободкина (а концертная деятельность его уже давно не привлекала) Юрий Чернавский в начале 1984 году уходит из "Веселых ребят", чтобы создать свою студию и плотно заняться звукозаписью.
В октябре 1986 года в газете "Комсомольская правда" появилась статья, где утверждалось, что песенная сюита "Банановые острова" была написана для ансамбля "Веселые ребята".

Через год в газете "Московский комсомолец" Ю.Чернавский так изложил историю появления "островов":
Идея "Бананов" родилась еще в "Динамике", а в "Веселых ребятах" удалось её осуществить. Пока ансамбль был на гастролях, я скомпоновал кассету и дал ребятам её послушать. Все загорелись этой идеей, и Володя Матецкий предложил несколько интересных тем песен. За пару недель мы записали этот цикл.

Дальше "Банановые острова" стали жить собственной жизнью. В конечном итоге, когда А.Троицкий в 1987 году написал книгу "Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…" и издал её в Англии, США, Японии и нескольких европейских странах (в СССР она вышла в 1991), то там уже об этой работе было написано так:
-Это один из самых весёлых советских рок-альбомов, записанный одним из самых мрачно выглядящих людей. Юрий Чернавский тощ как спица и угловат в движениях, он носит огромные очки, говорит скрипучим «индустриальным» голосом и вообще похож на персонажа из видеоклипа — не то гуманоида, не то «безумного профессора»...
«Банановые острова» — первый сольный проект Чернавского, записанный с помощью экс-члена «Удачного приобретения» Владимира Матецкого и ритм-секции Рыжов—Китаев...

Много позже В.Матецкий скажет:
«Бананы» были буквально на грани, в пяти минутах от того, чтобы оказаться «взятыми в колоду» средствами массовой информации. И кто знает, что бы случилось, выйди этот альбом на пластинке. Ему не хватило чуточку счастья.

Да, наверное, дело было именно в этом.
"Острова" оказались невезучими.
В жизни так бывает не редко...