Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Особенности современного спора.

(Заметка для стенной газеты)

Какое мне дело до того,что кто-то считает, что купил МГ в сентябре 1979? Да, конечно, же никакого.Считает и считает. Это все равно, что спорить- есть ли жизнь на Марсе? Одни считают- есть, другие-нет.И аргументы друг друга никого не интересуют и никого ни к чему не обязывает.И я бы никогда не стал бы повторять очевиднейшие (для меня) вещи, если бы ни одно "но".В данном случае меня совершенно не интересует сам предмет спора, поскольку для меня тут все ясно.Меня больше заинтресовал сам процесс.Технология доказательств собственной правоты.На этом я и остановлюсь.
Не в моих правилах обьснять одно и тоже по нескольку раз,но на этот раз позволю от него отступить.Поскольку появился новый оппонент.Придется себя цитировать, но без этого никак.

Итак, суть спора.Я писал, что диск ВИА "Веселые ребята"-"Музыкальный глобус"(МГ) появился в продаже в 4 кв.1979 года (скорее всего ноябрь-декабрь 1979).Диск готовился к Олимпиаде".
Оппонет утверждал, что купил его в сентябре 1979 года и значит никакого отношения к Олимпиаде он не имел.
Главный аргумент -"я хорошо помню".Все, других нет.

А вот я не помню.Ни хорошо, ни как.Поэтому мне пришлось искать другие аргументы.Правда, искал я их не сейчас,а уже давно.Лет 20 назад.Итак.Следите за руками...
Начну с самого начала.За весь 1979 год было записано на "Мелодии" 870 стерео ГП (сюда входят и миньоны и гиганты).МГ по счету был 680-ой.Это была обычная годовая цифра записанных ГП.Для сравнения в 1977 годы было записано-817 СГП,в 1978-846, в 1979-870,в 1980-946 (год был олимпийским и "Мелодия" что называется постаралась),в 1981-886.
Как происходила подготовка пластинки? Сначала, естественно,записывалась фонограмма на магнитную ленту.Потом эта фонограмма попадала на Худсовет фирмы "Мелодия". Худсовет не собирался для обсуждения одной фонограммы.Как правило, набиралось определенное количество фонограмм и только после этого они выносились на Худсовет.После принятия она получала разрешение на перенос этой фонограммы на лаковый диск.И это тоже происходило не на следующий день.Дело в том,что запись на лаковый диск всех фонограмм со всех студий СССР осуществляся только на ВСГ (Всесоюзной студии грамзаписи) в Москве.Забыл сказать, что и Худсовет "Мелодии" дававший добро на запись пластинок со всех студий СССР тоже существовал только в Москве.То есть, все фонограммы со всех студий шли в Москву на прослушивание Худсоветом.
Только после переноса на лаковый диск (ЛД) пластинка получала порядковый номер по которому можно точно сказать в каком году это произошло. ЛД потом попадал на завод, где с него делают матрицы для изготовления собственно ГП.И потом уже с матриц печатается тираж.
Итак,фонограмма готова.Пока она попадет на Худсовет пройдет какое-то время.После Худсовета опять проходит какое-то время, пока появиться ЛД.Потом пройдет время пока он попадет на завод.Пройдет какое-то время пока появяться матрицы.Потом потребуется какое-то время чтобы напечатать тираж.Упаковать в конверты и отправить в ДГ (Дома грампластинок), которые уже распределяют ГП по торговым точкам.Такая цепочка имела очень много звеньев и сбой на любом этапе тормозил весь процесс.А у нас в то время быстро ничего не делалось.
Теперь цитата:
"...фирма "Мелодия"-в силу ограниченных производственных мощностей и технологических особенностей выпуска ГП, была не в состоянии быстро и в количествах удовлетворяющем спрос, выпускать ГП с эстрадными новинками.Поэтому от момента записи песни до ее появления в продаже проходило НЕ МЕНЬШЕ ГОДА".
Это слова Михаила Шаброва, который работал редактором фирмы "Мелодия".
Я сделал свои расчеты и у меня вышло НЕ МЕНЬШЕ ПОЛУГОДА с момента записи на ЛД.НЕ МЕНЬШЕ!
Принимаем за истину утверждение, что фонограмма была готова к весне.На ЛД она попала в конце лета, а скорее уже осенью (680-я из 870).Когда она могла появиться в продаже? Она попала в каталог фирмы "Мелодия" на 4 квартал (октябрь-декабрь) 1979.Это выпуск пластинки на заводах "Мелодии", а оттуда она еще должна попасть на прилавки магазинов.Так когда она могла появиться в продаже?
Не раньше этого самого 4 квартала.
Давайте,порассуждаем.Могла ли она появиться в продаже в сентябре?
Теоретически,да.Волевым решением этот процесс можно ускорить.Но для чего? Чтобы успеть к какой-нибудь дате? Вполне возможно.Но это был бы тогда из ряда вон выходящий случай.И чтобы его признать требуются более существенные аргументы, чем ничем не подкрепленные воспоминания через 30 лет.Самое удивительное, что, скорее всего, такое ускорение все-таки имело место.Если запись на лаковый диск была сделана в 4 квартале (680-я из 870-это как раз попадает на 4 квартал), то при обычной ситуации попасть в план выпуска сигнальной партии пластинок этот диск имел шансы только во 2 квартале 1980 года.
Но он попал в 4 квартал 1979.Зачем? К чему такая спешка для вообщем-то совершенно ничего не значащего диска? И зачем вообще сама "Мелодия" выступила с инициативой записать подобный диск?
Идем дальше."Мелодия" ежегодно выпускала только 5% от общего тиража ГП собственно новых записей.Остальные 95% состояли из записей, которые формировались на основе заказов торговых организаций.
Далее цитирую сам себя:
"Первый тираж любого диска на "Мелодии" был 5-20 тыс. экз.Это на весь СССР.Диски поступали в региональные Дома ГП и оттуда дальше по цепочке до магазинов и киосков Союзпечати всего СССР.Потом на основании заявок торгующих организаций, которые шли обратным путем от магазинов до "Мелодии", формировался повторый тираж этой ГП, который мог быть уже достаточно большим, чтобы диск могли купить все, кто этого хотел..."
И если диск надо было выпустить к какой-то конкретной дате (напрмер, к 100-летию Ленина),то это был довольно сложный процесс увязки сроков.Причем, на всех этапах реализации этого проекта любой сбой мог привезти к срыву сроков.
А теперь факты.Газета "Московский комсомолец" имела рубрику "Звуковая дорожка", где сообщала о выходе новых дисков на "Мелодии".О выходе нового диска МГ она сообщила в марте 1980 года.Был ли это анонс выхода или уже свершившийся факт, я не знаю( в данном случае это роли не играет).Однако, в хит-парад МК лучших дисков месяца МГ попал в июле 1980.А в хит-парад лучших дисков месяца газеты "Смена" (Ленинград) диск попал в июне.Тогда же в июле МК опубликовала заметку "Кого ты хотел удивить", из которой вся страна узнала об ошибках с авторами песен этого диска.Это уже железный факт, что пошел массовый (повторный)тираж. И случилось это в аккурат накануне открытия Олимпиады.Таковы факты и мои аргументы.

Что мы имеем с противоположной стороны кроме воспоминаний о том времени, когда колбаса была по 2-20?
Аргумент №1-"Написано на диске 1979! Или ты уже своим глазам не веришь?Я его купил в сентябре 1979 года. Есть такой магазин "Аккорд" в Москве".

Магазин "Аккорд" в Москве есть.Верю.Что это означает?
Цитирую журнал "Мелодия"№4-1981:
"С 1980 года на оборотной стороне конверта обязательно указывается время звучания каждого произведения, фамилии звукорежиссера, редактора, автора фото, художника-оформителя, год записи фонограмм и ГОД ПЕРВОГО ВЫПУСКА КОНВЕРТА данного произведения."
Не год выпуска ГП, а ГОД ПЕРВОГО ВЫПУСКА КОНВЕРТА.Почувствуйте разницу!
Справедливости ради надо сказать, что и до 1980 года появлялись пластинки, где указывался год, но это было достаточно редкое явление.

Аргумент №2-"Никаких разговоров об олимпиаде тогда и в помине не было".

А какие разговоры и где должны были происходить? Внутри ВР? Внутри фирмы "Мелодия"? Или внутри стран Варшавского договора?
Последний вариант сразу отбросим, поскольку если они там и происходили, то уважаемые оппоненты о них все равно бы не знали.Сначала разберем второй вариант.
Гипотетически такой факт мог бы иметь место.Представим, приходит В.Сухорадо (генеральный директор фирмы "Мелодия") в ансамбль ВР, в момент, когда они записывают в студии "Мелодии" диск МГ и спрашивает у (к примеру) Михаила:
"Михаил, вот мы решили этот диск выпустить к московской Олипиаде.Что ты по этому поводу нам посоветуешь?"
Мог такой разговор произойти?
Нет, не мог.
Хорошо оставим гендиректора и спустимся пониже.Возмем редактора этой пластинки Владимира Дмитриевича Рыжикова.Он мог обратиться с подобными вопросами к Михаилу?
Тоже не мог.
Потому что, чтобы ему Михаил не посоветовал, это никак не влияло на принятие решения по этому поводу.Ибо подобные решения принимаются совсем на другом уровне и другими людьми.Такие вещи могли не обсуждаться даже с П.Слободкиным, поскольку впрямую его они не касались.
Для примера.
Захочу я на свое 100-летия приобрести "Мерседес" с квадратными колесами.Что я сделаю? Обращусь в представительство "Мерседеса" с данной просьбой.И совсем не обязательно, что я поведаю представителю "Мерседеса" зачем мне аппарат с квадратными колесами.И уж, совершенно точно, об этом не будет знать немецкий рабочий Ганс, который будет его собирать для меня в Штудгарте.
Теперь разберем самый первый вариант-разговоры на эту тему внутри ВР.
Самый возможный из всех невозможных вариантов развития событий.Собственно, разбирая второй вариант, я уже оценил вероятность происходжения данного события.Но все-таки.
Предположим, что диск готовили выпустить накануне Олимпиады.И предположим, в ВР об этом знали и даже обсуждали этот момент.
Правда, зачем? Непонятно.Ну да, ладно.
Почему Михаил не знал об этих разговорах ничего? Да и о многом другом, что связано с этим диском?Тут все просто.Подобное решение принимается до записи диска, а не после.И актуальность может в себе нести только на первом этапе работы.Михаил же пришел в ВР, когда: "... Почти все инструментальные фонограммы песен этого альбома были УЖЕ ЗАПИСАНЫ и на большинство из них был уже наложен вокал. Оставались не спеты три или четыре песни."
Диск был почти готов.
Что тут обсуждать и какие еще нужны коментарии?
Я практически уверен, что Михаил (да и все другие, кого это не касалось напрямую) не знал до появления пластинки в продаже, какие авторы будут указаны у этих песен.
Этого не знал даже А.Пузырев, а уж он-то имел куда больше шансов знать об этом, учитывая его роль в этом деле и стаж работы над этим диском.
Цитурую:
"- Как был записан диск "Музыкальный глобус"? В "МК" была заметка, где говорилось, что на конверте, в перечне песен, много ошибок.
- Это не ошибки. Это от фонаря. Не знали какие авторы. Слободкин с Луговым что-то там сидели..."

А чего ж тогда обсуждать, знал ли Михаил о причинах по которым эта пластинка была задумана на "Мелодии"?
Попутно хочу задать один вопрос Михаилу основываясь на его высказывании:
"Авторы песен на МГ указаны «от фонаря», за исключением S. Wonder’а. Как можно сотрудничать со «смитами», «родригесами» или «гомесами», если таковых в природе не существует".
Но S. Wonder-то существовал.А с ним было сотрудничество?
Еще позволю одну цитату:
"Объясняется это просто – за «Железным занавесом» можно было делать всё, что угодно".
Никакого железного занавеса в том понятии, какой в него вкладывается не существовало.В 1973 году наша страна присоединилась к Женевской всемирной конвенции об авторском праве. И только после этого в СССР стали появляться ГП зарубежных исполнителей на лицензионной основе.Так что авторские права соблюдались. Если бы этого не происходило лицензии нам просто перестали бы продавать.Как было в этом случае я просто не знаю, поэтому ограничусь просто канстатацией факта.

Аргумент №3-"Аннотация к пластинке МГ,цитата:" Предлагаемая вашему вниманию пластинка была создана при взаимодействию и при тесном сотрудничестве с вышеперечисленными певцами, /или музыкантами там/". Наверное имелось ввиду с настоящими исполнителями этих всех песен. Ни про какую "Олимпиаду Ивановну" там вообще не упоминалось.Да и вообще нигде и не проходила эта тема никогда.Ну допускаю, что была у них такая идея, да быстро её оставили,т.к. сами видите- никак не вписывается..."

Вопросы:
-А вы вообще знаете кем, когда и как пришутся аннотации на пластинках? Для начала посоветую внимательно прочитать мою статью 1987 года "Записки постороннего" (она есть на сайте) и раздел касающийся именно аннотации к этой пластинке.Боюсь будете сильно разочарованы.
-А где эта тема должна проходить, чтобы вы об этом узнали?
-Если вы допускаете, что " у них эта идея была" (кстати, у кого " у них"?), то откуда вы знаете, что они ее быстро оставили?

Аргумент №4-"мне кажется, что страна принимающая олимпиаду, старается показать гостям свою национальную культуру, поэтому выпуск к олимпиаде перепевок зарубежных песен выглядит, согласитесь, несколько странно."

Наверное, вы решили, что я утверждаю, что к Олимпиаде "Мелодия" подготовила только диск ВР и больше ничего? Я все еще раз внимательно прочитал и не нашел того места откуда это могло бы вытекать."Мелодия" к Олимпиаде выпустила очень много ГП. В том числе и тех где представила "свою национальную культуру".
А что касается странности.То вот, в то время у нас к каждому сьезду КПСС животноводы брали повышенные обязательства надоить от каждой коровы не 100 литров молока, как обычно, а 101,5. И потом с трибуны сьезда рапортовали об успешном выполнении этих обязательств.Казалось бы, какая связь? Однако это почему-то никого не удивляло.

Аргумент №5-"Я ЗАЯВЛЯЮ С ПОЛНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, ЧТО МГ Я ПРИОБРЁЛ в 1979 году!

Тут уже месяц покупки куда-то пропал, остался только год.Так я в самом первом своем постинге об этом же и писал.Разногласия были только по месяцу-сентябрь или позже.

Аргумент №6 -"...и ОЛИМПИАДА ЗДЕСЬ ни причем...Объясни мне, пожалуйста, идиоту, какая связь между Олимпиадой и выходом МГ. Ты ж сдрыснул в кусты.

Обьясняю из кустов. "Мелодия" хоть и была государственной организацией имела очень сильную коммерческую составляющую.И ей было небезразлично каким тиражом будет продана та или иная пластинка.
Приведу цитату от Михаила:
"амбиции руководства не распространялись на весь мир. Им было достаточно многомиллионных тиражей внутри страны".
Совершенно верно.Так вот если бы МГ вышла сигнальным тиражом, скажем, в 1981, то основной тираж, заказанный торговлей уже на 1982 год был бы существенно меньше, поскольку сама по себе пластинка никакой ценности не представляет.А вот выпущенная накануне Олимпиады на волне всеобщего ажиотажа и ожидания она вполне могла бы иметь хороший тираж и как следствие продолжительный успех.Это обычный прием, который используется и до сих пор.И он, безусловно, сработал.Пластинка выпускалась довольно долго.У меня их две.Вторую я купил в 1985 году и была она Ташкентского завода.

Аргумент №7 (последний)- Суть его в том, что если б фирмачи приехали на Олимпиаду и увидели этот диск, то они просто разорили бы весь СССР за авторские гонорары.

Тут все очень просто.И можно было бы не отвечать.Но я отвечу и приведу очень простой способ ответа на подобные вопросы.
-Была Олимпиада в Москве?-Была.
-Диск МГ перед и вовремя Олимпиады продавался в Москве?-Продавался.
-Были фирмачи в Москве на Олимпиаде?-Были.
-Знали они об этой пластинке?-Знали, об этом даже газеты писали.
-Раззорили они весь СССР после этого?-Нет.

Вопрос исчерпан.

Все что я написал выше по сути это только предисловие.Что я хотел показать этим?
А вот что. Современный спор, как я понял из обсуждения этого вопроса, не сводиться к установлению истины.Поскольку, когда своих фактов нет, то противополжные просто не интересуют.А потому не обьяснять ни опровергать их просто не требуетсе. Кто громче, тот и прав.
Иначе, чем можно обьяснить, что подобный аргумент считается самым верным и после него прения считаются закрытыми и обявляется вердикт- "виновен". Цитирую:
"К весне пластинка была закончена, так что в споре KWN c Ренатом выиграл Ренат. Он вполне мог купить МГ в сентябре 1979 года".
Я сомневаюсь, что разница в словах "мог купить","купил", (от себя добавлю) " а мог и не купить" настолько не очевидна, что требует какого-то толкования.В обычной ситуации всем все понятно.Но в процессе спора вдруг выясняется, что между первыми двумя разницы нет.
Представим на минуту.
Суд.Выступает свидетель:
-Я считаю, что такой -то мог эту вещь украсть!
Судья:
-На основании показания свидетеля признаю вас виновным в краже и назначаю срок-10 лет.
Возражений и сомнений ни у кого не было.
Смешно? До слез!
Вот такие нынче особенности современного спора.Поэтому в спорах давно уже никакой истины не рождается.Один треп-пустопорожний. Эту тему можно развивать до бесконечности.Я же предлагаю создать новую рубрику под названием: "Я вспоминаю...",где можно высказывать любые гипотезы и при этом не утруждать себя поиском их доказательств.Я даже эпиграф к этому придумал:

"Я вспоминаю, сейчас вспоминаю
И радость шальная взошла, как заря.
Ты с пачкой лонгплеев вдруг вышла из мая,
Но я их купил в пелене сентября..."

Если случайно кого-то задел в этой заметке для стенной газеты, то прошу прощения заранее.Я этого не хотел.Повторяю, тема этого спора меня не интересовала.Я хотел, исключительно, об аргументах и фактах.

"Но если я кого ругал,
Карайте строго.
Но это вряд ли,
Скажи...хоть кто-то".

С музыкальным приветом из самого веселого глобуса!

11 апреля 2006 г.
Сайт управляется системой uCoz