Павел Слободкин.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


Бернес и Слободкин.

ноябрь 2021, февраль 2024.

1

Давно занимаясь историей создания ВИА "Веселые ребята", время от времени приходится открывать для себя некоторые интересные факты, на которые ранее не обращал внимания или даже не знал вовсе.
Эти факты впрямую, как бы, не относятся к истории появления ансамбля, но в истории предшествующей его возникновения занимают важную роль.
Одним из них является знакомство Павла Слободкина с Марком Бернесом и их дальнейшее сотрудничество на почве концертной деятельности.

Материалов на эту тему крайне мало и они так запутаны, что приходится, даже опираясь на факты, некоторые моменты домысливать.
По другому не получается.

Сначала отмечу, что нас будет интересовать период с 1964 по 1968 год, поэтому кратко обозначу некоторые важные вехи в творческой деятельности Марка Бернеса.

Сначала фрагмент из книги "Операция "Возвращение" известного советского эстрадного администратора Павла Леонидова, работавшего с Бернесом:

-...ссора произошла у нас с ним на почве ансамбля: он (Бернес), не служа в Мосэстраде, получил от Барзиловича (директор Москонцерта) право на собственный ансамбль, но, так как Марк часто снимался в кино, его музыканты месяцами сидели без зарплаты, и вот однажды я взял его ансамбль и отправил на гастроли. А тут возьми и заявись со съемок Марк. Узнал, что ансамбль отправлен мной на гастроли, и поднял скандал. Скандал совпал во времени с заседанием коллегии Министерства культуры СССР, и вот Бернес, с которым мы в то время были друзьями «не разлей вода», облил меня грязью на коллегии. Благо Фурцева знала цену человеку-Бернесу и хорошо относилась ко мне, а не то — быть бы беде.

Павел Леонидов.

Николай Павлович Барзилович был директором Московской гос. эстрады (предшественник Москонцерта) с 1951 года. В 1960 году его сняли за многие нарушения. В том числе и за "ансамбль Марка Бернеса".
После этого уже никаких личных ансамблей в Москонцерте (организации ставшей правопреемником Мосэстрады) не стало в силу их очевидной экономической порочности.

Снятие Барзиловича совпало и, очевидно, привело к серьезным проблемам у самого Бернеса. Помимо уголовного дела там были и еще какие-то мутные дела, о которых ничего не пишут, но резкий спад в киношной и концертной карьере ( по сравнению с предыдущим периодом) продлившийся фактически до конца его жизни позволяет думать, что серьезные претензии у властей к нему были.
Вот что на эту тему вспоминал П.Леонидов:

-Обладая потрясающим актерским обаянием, Бернес, в сущности, всю свою жизнь так на нем и «ехал». У него, кроме свирепого самолюбия, не было ничего от большого актера: не было любви взахлеб к ролям сыгранным, не было недостижимой, через всю жизнь, мечты о ролях не сыгранных, не было в нем ничего значительного, исключая обаяния. Но был он бизнесменом и гордился этим. Обожал «делать дела».
Ручаюсь, что не было, нет и не будет в этой стране человека, который сумел бы выманить, выпросить, выторговать, а после втридорога перепродать столько легковых автомашин, сколько их «достал» и «загнал» Бернес. А его многолетние торговые связи с Югославией! Он торговал с этой страной почти как государственное учреждение.
Дважды в год выезжал в Белград туристом и притаскивал оттуда по полвагона шмотья, а все югославы, приезжавшие в Москву, знали, куда надо пойти, чтобы получить советских денег вдосталь и не по грабительскому курсу Госбанка СССР. Уголовные статьи о спекуляции к нему отношения не имели. Все ему прощалось, как впоследствии Магомаеву и Сличенко...
... Марк уговорил меня организовать ему пополам с покойным Огнивцевым из Большого театра ряд «левых» концертов по Московской области. Тут надо сказать, что слыл Марк очень мнительным. Каждую минуту норовил посчитать пульс, хотя сердце у него было, как у быка…
И вот на концерте в Электростали вдруг, сосчитав пульс, когда у зрителей в зале были оторваны корешки билетов — левых, Марк заявил, что выступать не будет. А зритель пришел только на него — Огнивцев был для них всего лишь приложением, не больше. Бернес надел пальто и пошел к выходу. Дело становилось угрожающим, запахло уголовным преследованием для Огнивцева, директора клуба, музыкантов и для меня. Уговоры не помогали, Марк упрямо продвигался к выходу. Тогда я встал перед дверью и сказал, что, если он немедленно не снимет пальто и не пойдет выступать, я не стану ждать, когда зрители приведут милицию, а сам пойду и расскажу все. Естественно, я не собирался этого делать, но Марк испугался. Остался, выступил, но мы долго не разговаривали.


Видимо, все-таки, Бернесу прощалось не всё. С 1960 года его творческая карьера сильно пошатнулась и до конца своей жизни он так и не смог её восстановить.
Марк Бернес.

Бернес в Москонцерте не работал, он числился, как артист кино в системе Госкино СССР и выступал от Бюро пропаганды советского киноискусства, которое находилось на хозрасчете. И, следовательно, могло самостоятельно зарабатывать деньги. Одним из его видов деятельности было "проводить творческие вечера мастеров кино с показом их произведений, организовывать встречи зрителей с постановочными коллективами, а также проводить концерты силами артистов кино с показом фрагментов из фильмов, исполнение кино-музыки".
Открытка выпущенная Бюро пропаганды советского киноискусства в 1960 году.

Вот здесь и развернулась концертная деятельность М.Бернеса. БПСК начало организовываться в 1959 году, но реально функционировать стало с 1960 года.
Жена Бернеса Л. Бодрова вспоминала:
-До встречи с Марком я занималась на курсах французского языка и работала. Марк сказал: «Будешь ездить со мной». И тут же поехал в бюро пропаганды и оформил меня на работу. С тех пор я вела все его концерты. Мы не расставались ни на минуту. И когда его отправили в Польшу с концертом без меня, он заболел и слег...

В Польшу Бернес ездил в ноябре 1964 года.

В Бюро пропаганды советского киноискусства у Бернеса был свой гастрольный состав, руководителем его был аккордеонист Евгений Алексеевич Выставкин.
С эти коллективом и проводил свои Творческие встречи Марк Бернес в 1965 году.

газета "Вечерняя Москва 23 апреля 1965.

А кроме того Бернес на договорной основе сотрудничал и с Москонцертом.

В следующем 1966 году Бернес начнет сниматься в своем последнем фильме и почти не будет работать на эстраде. Так в Москве он выступит только один раз, но зато, КАК!
15 дней в сборном концерте в Лужниках с 1 по 15 марта.

газета "Вечерняя Москва 14 февраля 1966.

В 1967 году фильм режиссера Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша», где Бернес снялся в эпизодической роли полковника Караваева выйдет на экраны. На этом актерская карьера Бернеса закончилась, но он продолжил работать в БПСК и на договорной основе, как и раньше, сотрудничать с Москонцертом.

газета "Вечерняя Москва 20 января 1967.

В последние несколько лет своей жизни Бернес мало гастролировал и редко выезжал за пределы Московской области со своими выступлениями. В Москве участвовал только в больших эстрадных концертах во Дворцах спорта.

газета "Вечерняя Москва апрель 1968.


Продолжение