Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru

Радиостанция "Эхо Москвы".
Передача "Какого черта" (Эфир Суббота, 29.11.2008 ).

1

Гости: Павел Слободкин
Ведущие: Элина Николаева

Э.НИКОЛАЕВА: Вот так – живешь себе живешь, а потом – бац! – и оказывается, что российская поп-музыка, можно сказать, произошла от одного человека. У нас в студии, не побоюсь этого слова, легенда нашей эстрады Павел Слободкин. Здравствуйте, уважаемый Павел Яковлевич.

П.СЛОБОДКИН: Так официально. Здравствуйте, Элина.

Э.НИКОЛАЕВА: Академик, народный артист России, вице-президент международного союза музыкальных деятелей, вице-президент авторского совета РАО, художественный руководитель и директор Московского театрально-концертного центра. Павел Яковлевич, как же так случилось, что вы из семьи профессиональных музыкантов, отец ваш был серьезным виолончелистом, с таким образованием – и пошли в этот легкий жанр? Слава, деньги – что вас привлекло?

П.СЛОБОДКИН: Нет, вы знаете, как ни странно, тогда скорее этих компонентов не было. Я имею в виду наполнение. В училище учились в мерзляковском. Это называется – Музыкальное училище при Московской государственной консерватории. И естественно, мы увлеклись сначала джазом. Нам было по 15-16 лет, и мой близкий друг Игорь Михайлович Бриль, ныне Народный артист и профессор Российской академии музыки – вот мы как-то все это делали. А потом меня пригласили музыкальным руководителем в эстрадную студию «Наш дом». Это была замечательная студенческая студия. Она находилась в МГУ на Моховой – там, где сейчас журналистика. И там были замечательные люди – такие, как… ну, если вам не сказать, что Хайт, Курляндский, Камов, Успенский, Миша Горин, Витя Славкин и Арканов – весь наш цвет… кроме всего прочего, там начинало много хороших актеров – Сеня Фарада (он тогда Фердманом назывался) и многие другие. И возглавляли эту студию три замечательных, на мой взгляд, творческих человека – это Марк Розовский, Илья Рутберг и Алик Аксельрод. Кстати, Алик Аксельрод – это создатель КВНа.

Э.НИКОЛАЕВА: До Александра Васильевича Маслякова?

П.СЛОБОДКИН: Александр Васильевич – просто молодец, что он поднял это дело по новой, возобновил, но на самом деле первый выпуск вел Алик Аксельрод. Потом появилась Светлана Жильцова, потом появился чудный, молодой, всеми любимый Александр Васильевич Масляков, который в принципе это дело долгое время делает с определенным успехом, и вообще – так долго программы не живут. Этой программе больше 40 лет точно. Студия «Наш дом» была каким-то, может, младшим братом театра «Современник» - в ней такой дух импровизации, замечательной эстрады, эстрадных каких-то приемов интересных очень. Это был какой-то действительно удивительный театр. Хотя параллельно с нами была театральная студия, которую возглавлял Люткевич. Там появился Марк Анатольевич Захаров. Действительно, посмотрите, сколько времени прошло. И потом там был Ролан Быков. И там меня услышал Бернес. Он пришел и потом долгое время…

Э.НИКОЛАЕВА: А что вы там делали?

П.СЛОБОДКИН: Я был музыкальный руководитель – играл на рояле и все остальное. И он пригласил меня. Ну и мой папа, конечно, уперся и сказал, что никуда не пойдет он…

Э.НИКОЛАЕВА: В 16 лет?

П.СЛОБОДКИН: Да, ну и на некоторое время это все осталось. Но уже в 62-м году в конце все-таки Марк Наумович уговорил, что я буду изредка принимать участие в концертах. Так как он снимался все-таки еще. Параллельно я еще работал с замечательной актрисой Еленой Великановой, с которой сделал тоже много интересных, на мой взгляд, вещей, включая возрождение есенинского «Клен ты мой опавший», включая цикл песен памяти Эдит Пиаф – она, как вы знаете, ушла из жизни в 63-м году. А тексты писала Наталья Петровна Кончаловская. И после этого так закрутилась вся эта ситуация - так как концертов было немного, но как-то Бернес ко мне так…

Э.НИКОЛАЕВА: Благоволил?

П.СЛОБОДКИН: Будем так говорить. У него характер был довольно сложный, как у любого высокоталантливого человека, но как-то он ко мне относился…

Э.НИКОЛАЕВА: Павел Яковлевич, есть у вас не талантливые? У вас все талантливые, кого ни назовете фамилию, все суперталантливые!

П.СЛОБОДКИН: Но это действительно. Бернес действительно выбивался. Он был такой… как вам сказать, может, многие уже и не помнят, он был такой французский шансонье на французской эстраде.

Э.НИКОЛАЕВА: Он очень породистый мужчина, талантливый.

П.СЛОБОДКИН: И потом – заметьте – у него все песни, какую ни назови, это золотая коллекция советской эстрады. Это удивительный человек. Практически не обладая никакими вокальными данными, он пел сердцем и душой, и я вам хочу сказать, с ним работать было чрезвычайно интересно и трудно, потому что он сумел все это подать в каком-то другом ключе.

Э.НИКОЛАЕВА: Адаптировать.

П.СЛОБОДКИН: Адаптировать, интерпретировать. И я вам хочу сказать, самое главное – другое. Вот первый его фильм был – «Тучи над городом встанут». Он пригласил на песню второго оператора Павла Арманда, сына знаменитой Инессы Арманд. Музыку писал Шостакович. И все-таки Бернес договорился, что эта песня вошла в фильм, несмотря на то, что всю музыку писал Дмитрий Дмитриевич. Это был, по-моему, 36-й или 37-й год. То есть Шостаковичу был всего 31 год.

Э.НИКОЛАЕВА: Понятно. То есть эта песня вошла в фильм…

П.СЛОБОДКИН: Вопреки тому, что был такой замечательный композитор…

Э.НИКОЛАЕВА: Который не написал музыку именно к этой песне.

П.СЛОБОДКИН: Да, а именно написал музыку ко всему фильму. А после этого, в 66-м году как раз, я медленно переправился и перевез эту ситуацию и организовал ансамбль, которые в течение 42 двух лет под названием «Веселые ребята».

Э.НИКОЛАЕВА: Вот, наконец-то! Итак, Павел Слободкин – легенда русской поп-музыки. Павел Яковлевич, сегодня вы с успехом судитесь за право обладать и распоряжаться товарным знаком «Веселые ребята». Не так ли? Но ведь в свое время вы сами позаимствовали название у того же Утесова.

П.СЛОБОДКИН: Вообще, в принципе, я хочу вам сказать, что не позаимствовал.

Э.НИКОЛАЕВА: Он вам подарил, наверное?

П.СЛОБОДКИН: Нет, объясню вам. Во-первых, я учился вместе с Максимом Дунаевским. Естественно, мой папа дружил с Исааком Осиповичем. Здесь вопрос даже не в этом. Дело в том, что вы знаете, как назывался фильм-то?

Э.НИКОЛАЕВА: Как?

П.СЛОБОДКИН: «Пастух из Абрау-Дюрсо». А кто придумал? Сталин.

Э.НИКОЛАЕВА: А почему из Абрау-Дюрсо?

П.СЛОБОДКИН: А вот потому что так он снимался. По первой версии.

Э.НИКОЛАЕВА: А в Абрау-Дюрсо?

П.СЛОБОДКИН: Они там снимались. И назывался сначала фильм – «Пастух из Абрау-Дюрсо».

Э.НИКОЛАЕВА: Где виноградники растут с таким названием, да?

П.СЛОБОДКИН: Да. И более того – первая песня «Легко на сердце» была про корову. И когда отсняли фильм и Лебедев-Кумач переделал тексты… если вы посмотрите, то Леонид Осипович не совпадает сам с собой…

Э.НИКОЛАЕВА: Да, я обращала внимание на это – что как-то он как будто отдельно существует.

П.СЛОБОДКИН: А учитывая, что в нашем доме жил Александров и Любовь Петровна Орлова, поэтому все детали этого фильма нам неоднократно рассказывались. По крайней мере, я вам хочу сказать что касается этого. Во-первых, когда мы организовывались, это было самое некоммерческое название. Многие люди не верили, что мне удастся сделать это. Потому что в 66-м году прошло 32 года с момента фильм.

Э.НИКОЛАЕВА: Короче, стибрили вы название.

П.СЛОБОДКИН: Трудно сказать. Скорее всего, у нас была веселая программа, и просто вот так вот получилось. И, как ни странно, это понравилось нашему директору-распорядителю. А директор-распорядитель у нас был чудный человек, я ему всю жизнь не то что благодарен, это как бы мой крестный отец – Юрий Львович Домогаров, отец Саши Домогарова. Потрясающий был человек. Как он в меня поверил, до сих пор не могу понять. Мне было 20 лет, неполных 21 – как вообще в принципе он меня утвердил худруком… До сих пор будем говорить, это такой огромный аванс, который я потом отрабатывал всю жизнь.

Э.НИКОЛАЕВА: Отработали?

П.СЛОБОДКИН: Ну, вроде да.

Э.НИКОЛАЕВА: В общем, вас сегодня можно назвать одним из наших музыкальных олигархов. У вас собственный музыкальный центр на Арбате с залом на 600 человек. Вы обласканы всячески властью. Как вам все это удалось? Ну это я уже частично поняла.

П.СЛОБОДКИН: Нет, вы знаете, вы не поняли. Как раз я властью никогда не был обласкан. Только с 84-го на 85-й год первый раз показали «Веселых ребят» в полноценном формате.

Э.НИКОЛАЕВА: То есть концерт?

П.СЛОБОДКИН: Нет. Номер концертный. Я придумал одну песню.

Э.НИКОЛАЕВА: Какую?

П.СЛОБОДКИН: «Бродячие артисты».

Э.НИКОЛАЕВА: Павел Юрьевич, давайте поставим что-нибудь. Я так люблю ваш репертуар.

П.СЛОБОДКИН: Ну, я думаю, что начнем мы все-таки с песни, которая был какой-то такой интересной. Это была песня «Как прекрасен этот мир», автор – Давид Тухманов, композитор замечательный, и слова Владимира Харитонова.

ПЕСНЯ

Э.НИКОЛАЕВА: Ну, петь не пытаюсь, хотя иногда в ванной вою. Павел Яковлевич, но у вас идеальный слух, я знаю.

П.СЛОБОДКИН: Неплохой, да.

Э.НИКОЛАЕВА: Вам повезло. Поэтому, наверное, вы и стали художественным руководителем.

П.СЛОБОДКИН: Нет, я думаю, что не поэтому. Знаете, художественный руководитель – это ведь не только музыкант. Это еще и, по большому счету, во всех смыслах руководитель. Это организатор, вдохновитель, продюсер, портной, художник, директор. Ну, правда, директор условно. Понимаете, это целый комплекс.

Э.НИКОЛАЕВА: Все взять в свои руки, и никого туда не пускать. Чтобы никто ничего не напортил.

П.СЛОБОДКИН: Нет, а параллельно же я еще и учился. Так что все вместе было довольно сложно. Но я хочу вам сказать, что в общем, конечно, самым главным моментом… я до сих пор не знаю. Есть какие-то вещи, на которые я не могу дать ответ. Вы говорите – легендарный. Какой легендарный? В принципе зажимали так, что в течение почти 19 лет не пускали на телевидение.

Э.НИКОЛАЕВА: Ничего себе!

П.СЛОБОДКИН: Я ж вам говорю – 84-й год. Антисоветский коллектив.

Э.НИКОЛАЕВА: То, что с гитарами стоите? У вас же короткие стрижки были, по-моему.

П.СЛОБОДКИН: Нет, я вам скажу. В 68-м году был всесоюзный конкурс на лучшее исполнение молодежной песни. Получили первую премию и стали первым коллективом в нашей стране, который был удостоен этого звания. И здесь можно сколько угодно ерничать. Но хочу сказать, что это был первый успех советской поп- и рок-музыки, когда еще все бренчали в подворотни и на танцверандах и на школьных вечерах. Это было очень важно для жанра – чтобы он получил официальное признание в глазах хотя бы некоторой части консервативной. В 69-м году в декабре-месяце…

Э.НИКОЛАЕВА: а ведь уже западная музыка пробивалась к нам сквозь щели.

П.СЛОБОДКИН: …мы записали пластинку – знаменитая «Алешкина любовь», «На чем стоит любовь» и две песни «Битлз». Причем одну на английском языке – «Облади-Облада», а вторую – «Старенький автомобиль» - на русском. Характерно, что за эту пластинку получили шесть партийных выговоров редакторы «Мелодии». Почему?

Э.НИКОЛАЕВА: У меня мурашки по коже.


Продолжение
Сайт управляется системой uCoz