Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


Валентин Витебский: жизнь под знаменем "Битлз".


2. "Веселые ребята".


3

Беспалов,Витебский, Турабелидзе, Избойников, Петерсон, Бергер
Беспалов,Витебский, Турабелидзе, Избойников, Петерсон, Бергер

А я уже знал, что такой ансамбль существует и что Леня уже там. Его туда первого Слободкин пригласил. Не знаю уж, через кого, но он там был желанный гость. Надо ведь было петь как-то по современному. Что ж, Юлик Слободкин поет оперным голосом? Кому это надо? А Паше нужно было современное звучание. Потом уже Леня меня туда притащил.

-А вы Слободкина знали до этого?

Не знал. Я потом притащил Валеру Беспалова, потому что нужен был профессиональный гитарист. Так родился первый современный состав "Веселые ребята". Почему я говорю первый, потому что до нашего состава у Слободкина были москонцертовские музыканты, но он всегда стремился к звучанию западных коллективов, а для этого нужны были такие ребята как мы- любящие и знающие эту музыку.

-Это был какой год?

1969,может быть, осень.

-А Бергер до этого долго уже работал в "Веселых ребятах"?

Думаю, нет. Он пришел и сразу меня потянул. И Слава Добрынин там появлялся, но он по каким-то причинам там работать не смог. Может быть, учеба его преддипломная помешала.

-Алексей говорил, что он не подошел Слободкину, потому что не мог правильно петь по-русски.

Нет, я думаю, что не из-за этого. В общем хоре все могло звучать нормально. Скорее всего, были какие-то более существенные подводные камни. Его надо было как-то оформлять, а у него не было музыкального образования и тут было много сложностей. А он уже учился на последнем курсе МГУ. Просто что-то там не сложилось.

Турабелидзе,Витебский, Вячеслав Купцов
Турабелидзе,Витебский, Вячеслав Купцов

-Бергер пригласил вас в "Веселые ребята". Что было дальше?

Там был гитарист, не помню его фамилию. Он был недолго и быстро исчез. Был Гена Турабелидзе, он профессиональный барабанщик и играть с ним было легко, он меня не ломал. Еще был Петерсон. Он помнил людей еще из первого состава,в котором был трубач, огромный такой, еще до Избойникова. Почему-то его звали Акула или Акулина. Когда я пришел, в скором времени из прошлого состава остались только Петерсон и Турабелидзе. В этом составе мы и работали довольно долгое время.

-Получается, что к вашему приходу Слободкин уже старый состав почти поменял?

Я думаю, у нас был второй состав. Петерсон, видимо, был из первого. Не знаю был ли в первом составе Турабелидзе, но он был москонцертовский музыкант. Еще был Толя Чех и Юлик Слободкин. Но Чех был недолго. Видимо, мы с Бергером- это была новая волна. Началась она с Бергера, потом я, потом Беспалов, а последним пришел Фазылов.
Когда Слободкин начал заниматься обновлением ансамбля, то первое что он сделал-собрал модный вокал. Играть могут все, а петь, как надо было, тогда никто кроме Бергера не мог, поэтому Паша в первую очередь взял его. Потом он видимо решил и весь состав поменять. Так появился я, Беспалов, другие гитаристы. Состав планомерно обновлялся. Это был его принцип. Потом он всегда держал коллектив в напряжении. Довольно часто параллельно одним музыкантам присутствовали и другие. И кто сейчас работает, а кто будет работать дальше, известно точно не было и это создавало напряжение в ансамбле. Если вдруг появлялся еще какой-то человек, то появлялся он с целью кого-то заменить. Это нервировало людей, но это, конечно, работало и на звучание. Ему личности не важны были, ему нужна была музыка. Чего он и добивался. Человеческие качества тут не имели значение. Важно было звучание. И он умел этого добиваться. Он и сам прекрасный музыкант и виртуозный пианист. Так что правильно он делал в общем-то.

-Но многие за это на него обижались.

Обижаться нужно было только на самого себя.

Театр Эстрады 1970:
Беспалов, Петерсон,Витебский,Фазылов
Театр Эстрады 1970
Как к вам попал Фазылов?

Пришел он позже меня, но довольно скоро, т.к. Гаджикасимов несколько песен написал уже в расчете на Фазылова. Обстоятельства его прихода уже не помню. Вдруг появился такой восточный мальчик из самодеятельности. Недавно, прослушав записи " Веселых ребят", сделанные в 70-м, - 71-м годах, я с удивлением отметил, что Володя Фазылов хоть и пришел из студенческой самодеятельности, пел-то довольно прилично. Он не фальшивил и пел стабильно на концертах, на записи. И, заметьте, всегда вживую.
Гаджикасимов, кстати, имел свою теорию как писать шлягерный текст и его теория срабатывала.

-А что это была за теория?

Был у нас с ним такой разговор, я спросил у него, почему в этой песне (в какой точно не помню) текст, мягко говоря, простенький, незатейливый какой-то? Ведь у Гаджикасимова есть прекрасные стихи, показывающие его профессиональный уровень, и текст этой песни мог бы быть более возвышенным. Смысл ответа Онегина был приблизительно таким:
- Наша общая цель, чтобы песню с этими словами пел народ. А в шлягере (правда, такого слова тогда не было в нашем лексиконе) слова должны петься запросто, не перегружая интеллект простого человека высокопарностью слога.
Плюс простая, запоминающаяся мелодия.
И обязательно угадать исполнителя.
В этом случае успех обеспечен.

Вот, примерно, такая теория Онегина Гаджикасимова давала конкретные результаты. Именно на его слова было написано большинство шлягеров того времени, исполняемых "Веселыми ребятами".

-Я слышал такое утверждение, что Петерсон в концерте пел больше песен, чем Бергер?

Кто пел больше, сказать трудно? У Юры было много лирики, которая нравилась публике. К тому же он "давал артиста" - пел в "образе". А Леня Бергер все-таки был гвоздем программы. Он заканчивал концерт знаменитыми хитами тех лет и, конечно, тоже проходил на "ура".

-А вот дядя Слободкина- Юлий, какую роль играл в ансамбле?

Тогда так было принято в Москонцерте. Должен быть обязательно в ансамбле хороший классический голос. Он ни на что совершенно не претендовал. Это был певец-солист. В любом коллективе обязательно должен был присутствовать профессиональный певец-солист. Мы-то все были из самодеятельности, а кем-то надо было прикрываться, проходить худсоветы. Хотя почти у всех у нас было музыкальное образование, но были люди, например, Фазылов, которые не имели право вообще музыкой заниматься. Тогда с этим было строго. Я уж не знаю, как Слободкин обходил это, но на худсовете данные на всех участников ансамбля должны были быть представлены. Правила были очень жесткие. Может поэтому и звучали все здорово.
Не в обиду будет сказано Юре Маликову, но его "Самоцветы", а также "Пламя" звучали совершенно по-другому. Их творчество было больше похоже на студенческие песни у костра. "Веселые ребята" даже в те первые годы звучали профессионально. Но, как мне кажется, эталонное звучание у " Веселых ребят " появилось с приходом Саши Лермана. В этом составе музыка на пластинках приблизилась к западному уровню.
Павел Яковлевич Слободкин сам великолепный пианист и требования к музыкантам предьявлял высокие. Репетировали мы в клубе "Красная звезда" каждый день,как проклятые, с 10 часов утра до трех-четырех часов дня. А мне из Орехова ехать в такую даль. Да я еще ночной человек. Ужас для меня рано вставать, но что сделаешь. Это утомляло, но, по-видимому и давало какие-то результаты. "Веселые ребята" были единственным профессионально звучащим коллективом в то время и, в особенности, в 70-х годах.
Павел Слободкин
Павел Слободкин
На репетициях Слободкин часто отсутствовал. У него постоянно дела какие-то организационные были. То он рекламой занимается, то концерты организовывает.

-Дьячков, вспоминая тот период, сказал, что сначала его песни были востребованы, а потом Слободкин как-то остыл к ансамблю. Перестал приходить на репетиции.

Я такого не помню. Мы приходим на репетицию, Слободкина нет. Он занимается то гастролями, то еще чем-то. А нам, вроде как, делать нечего. Так что-то пройдем, если новая песня. А в основном, конечно, хитрили. Если мы и так все играем, то чего уж мучить себя? Он придет, тогда и будем работать. Хотя спеваться все равно было нужно. Вот, например, у нас был Эдик Назаров. Он работал в ансамбле "Гая " и у него был настоящий профессиональный подход к ансамблевому пению. И вот он разрабатывал наши голоса перед концертами и на репетициях. Мы пели какие-то упражнения аккордами. Была такая вокальная профессиональная школа. И Слободкин это очень строго требовал.
Кстати, в песне "Про битлов" ("Взял гармонь под мышку я") женскую партию записал фальцетом Эдик Назаров, а вставку из песни "Битлз" - Саша Градский.

-А Назаров был, когда вы пришли?

Кажется, он пришел позже. Он был старше нас лет на 20.Мы его уважали. Когда мы приходили на репетиции, и не было Слободкина, то мы с Назаровым занимались. Потом он куда-то делся. К моменту Чехословакии его уже не было. Леша мне сказал, что он вроде, умер уже.

-А кроме Слободкина кто-то другой проводил репетиции?

Ну, во-первых, мы сами были профессионалы, и мы знали что каждому играть. Во-вторых, допустим, кто пел эту песню, тот и следил как это звучит. Иногда Леня проводил. Мы знали что надо было делать. Когда не было Слободкина мы иногда ничего не делали. Он потом приходит к концу:
-Что сегодня сделали?
-Да вот мы это репетировали и вот это.
-Да ладно, все равно нет времени. Не верю я вам. Завтра проверю.
Но все равно работа над материалом была постоянной. Если в других группах музыку учили все по-разному. Кто-то на слух, а я, например, всегда себе ноты писал, мне так легче. Напишу себе партию, и никто не скажет потом, что ты не так играешь. В "Веселых ребятах" же Слободкин абсолютно точно занимался нотной деятельностью. Жесткой и строгой. Он писал партии всем.

-Он сам их расписывал?

Не знаю кто, но он приносил эти ноты и им утвержденные. Может и от композиторов он брал какие-то готовые вещи.

-А разве композиторы этим занимались?

Ну, я не знаю. А что профессиональному человеку разве трудно это сделать? Но, честно говоря, я думаю, что Слободкин сам занимался обработкой всего этого музыкального материала. Дьячков, я знаю, этим не занимался. Он просто приносил очень интересные современные вещи, которые абсолютно точно были в стиле "Битлз".Хотя он их тогда не знал. Как и Олег Иванов. У него тоже были песни от себя, и они очень точно попадали в этот музыкальный стиль. Эти два человека - гении от природы. Они попали именно в это время. Они писали музыку созвучную этому времени.
Профессиональный композитор может написать произведение в любом жанре. Но в это время стали появляться композиторы, которых нельзя в полной мере отнести к профессионалам. Слава Добрынин, будучи самодеятельным автором музыки к своим песням, тем не менее, написал огромное количество хитов. И, если даже оперу или симфонию он не напишет, я назвал бы его именно профессиональным композитором-песенником.
Дербенев был просто гениальный поэт. Славке Добрынину в этом плане повезло. Он очень умный человек, и я всегда к нему относился, как к старому другу тех лет и мы до сих пор при встрече с удовольствием вспоминаем то время. Он мне вот свою книгу подписал.

Я взял в руки книгу М.Шаброва "Доктор Шлягер" и на развороте прочитал: "Вале Витебскому моему старому товарищу и коллеге из незабвенного времени битловской юности. На долгую-долгую нескончаемую память".

Вот эта битловская юность нас до сих пор и греет.
Юра Антонов тоже великолепные вещи писал долгие годы. Его музыкальный талант направлен на эту музыку. Смотрите, сколько лет он писал только хиты. Был как-то его какой-то концерт, и я специально прослушал. Ну, только хиты! Первую его песню, я услышал в 1969 (или 1970) году. Мы работали тогда с "Поющими гитарами" в ДК Горбунова. Первое отделение-"Поющие гитары" и там был Юра Антонов, а второе отделение - мы. Там я впервые услышал его песню "О добрых молодцах и красных девицах" и сразу полюбил всю его музыку. Там мы с ним пообщались. И тогда же, абсолютно точно это известно, Слободкин разговаривал с Юрой. И он должен был уже перейти в "Веселые ребята" ,но так и не перешел. Видимо, что-то не срослось. Хотя Паша его звал.
Кстати, как появилось название "Веселые ребята"? Мне рассказывали музыканты, работавшие в "Веселых ребятах" еще до меня. Вроде бы, Слободкин будучи лично знаком с Леонидом Утесовым привел его как-то показать свой ансамбль, и вот тогда с легкой руки Утесова родилось это название.

Продолжение