Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Краткий курс истории ВИА "Веселые ребята".


Вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) "Веселые ребята" был образован в недрах Москонцерта пианистом Павлом Слободкиным в 1968 году. К тому времени в Москонцерте уже существовал ВИА "Голубые гитары" п/у Игоря Гранова, который был создан годом раньше и был не только первым московским ВИА, но и почти точной копией первого советского ВИА вообще-ленинградских "Поющих гитар" п/у Анатолия Васильева.
Несмотря на свои всего лишь 22 года Слободкин оказался чрезвычайно талантливым и удачливым организатором. Все его дальнейшие шаги по популяризации "Веселых ребят" оказались стратегически очень точными, а поступки безошибочными. Первым таким шагом стал выбор названия-"Веселые ребята". Это была суперпопулярная (и в то время тоже) комедия 30-х годов с музыкой И.Дунаевского и Л.Утесовым в главной роли. Выбор такого названия, как бы подчеркивал приемственность поколений от великого артиста к новому коллективу.И некоторая доля славы великого Утесова невольно досталась новорожденному ансамблю. Без каких либо усилий с его стороны.
Слободкин очень торопился. Разрешение на создание нового ВИА, полученное, по некоторым данным в декабре 1967 года, могли легко аннулировать. И тогда все усилия потраченные на пробивание этого вопроса оказались бы напрасными. Именно поэтому первый состав "Веселых ребят" был подобран по тому же принципу, что и "Голубые гитары":в него вошли музыканты и певцы различных эстрадных и джазовых коллективов. Среди них был и дальний родственник П.Слободкина-Юлий Слободкин-исполнитель русских народных песен и романсов.
Первой солисткой ансабля стала Нина Бродская-лауреат Международного конкурса эстрадной песни в Румынии 1968 года. Она проработала в ансамбле около года, став позже солисткой Тульской областной филармонии. Певица она была неординарной, что и подтвердил Д.Тухманов, пригласив ее для записи своего первого концептуального диска "Как прекрасен мир" в 1972 году. Из первого состава наиболее известным стал певец и саксофонист из Риги Юрий Петерсон, спевший многие из первых хитов ансамбля: "Тебе все равно","Наташа и я", "Девчонка-проказница", "Баллада о погибшем отце", "Что со мной ты сделала", "Простой парень", "Легко влюбиться" и др. В 1972 году он перешел в ВИА "Самоцветы", где сделал себе карьеру и стал узнаваем.
9 марта 1968 года состоялась первая репетиция "Веселых ребят".Для того чтобы получить разрешение на концертную деятельность любому коллективу необходимо было пройти художественный совет, существовавший при любой концертной или филармонической организации. В его соcтав входили: как заслуженные и причастные к музыке, но, зачастую, почтенные люди, так и совершенно от нее далекие, но призванные уберечь программы от идеологически не правильных произведений и других внешних признаков чуждых советскому артисту. Причем, решающее слово в конечном решении было за последними. Исходя из этого, строился и первый репертуар "Веселых ребят". В нем было все: от русских народных и идейно-патриотических песен до зарубежных мелодий, в основном из стран социалистического лагеря.
Вторым точно рассчитанным шагом стало участие "Веселых ребят" в ноябре 1968-го в Первом Всесоюзного конкурса молодежной песни, посвященного пятидесятилетию комсомола. Ансамбль показал на конкурсе несколько песен, в том числе "Огонь Прометея" О. Фельцмана и парафраз на темы песен из к/фильма "Веселые ребята" И. Дунаевского. Это принесло ему победу на конкурсе, которая имела для него далеко идущие последствия.
"Веселые ребята" стали первым в СССР ВИА, который стал Лауреатом Всесоюзного конкурса и, соответственно получил возможность писать это на своих афишах, чего в то время не могли себе позволить никакие из "гитар". Другими словами: будучи всего лишь третьими по дате создания "Веселые ребята", получив ЗВАНИЕ, в первый же год своего существования одним прыжком опередили соперников и стали первыми на неофициальной карьерной лестнице советского биг-бита (так в то время стали называть нарождающийся жанр). К сожалению, это будет первым и единственным национальным конкурсом, в котором примут участие "Веселые ребята".
Такая ситуация сохранялась в СССР до 1970 года, когда Лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады стали "Песняры". Наличие лауреатства дало "ребятам" некоторую относительную свободу как в выборе репертуара и манеры пения, так и в возможности начать записываться. Идеологический пресс ослаб. Чего собственно и добивался Слободкин.Это позволило уже в следующем году начать смену состава и изменить принципы подбора репертуара.
На смену Бродской из Ленинградского Мюзик-холла пришла Светлана Рязанова, очень эффектно смотревшаяся на сцене. Наиболее известная ее песня периода работы с ансамблем "Белый танец" (Д.Тухманов).
Еще будучи солисткой "Веселых ребят" она получила возможность выступить на конкурсе "Золотой Орфей-72" в Болгарии, где в итоге получила 1 премию. После возвращения с конкурса она начинает сольную карьеру с ансамблем п/у А.Пульвера.
Слободкин начал потихоньку перестраивать свой ансамбль на западный манер и ориентировать его на западную музыку. В основном на "Битлз". В то время знали и могли играть ее только в самодеятельности, не стиснутой такими жесткими идеологическими рамками. Осознав это, Слободкин обратил свой взор на лидеров андеграунда.
Первым его шагом в этом направлении стало приглашение в "Веселые ребята" певца Леонида Бергера из самодеятельной группы "Орфей", с манерой пения в "стиле Рэя Чарльза" и ставшего впоследствии, к моменту своего отъезда из СССР в 1974 году, "первой звездой русского рока". Из "Орфея" позже пришел и бас-гитарист Валентин Витебский. Начались интенсивные гастроли, а с ними пришла и популярность.
В 1970 году Слободкин пригласил в "Веселые ребята" администратора гастрольного коллектива певца Э.Горовца - Михаила Плоткина, имевшего к тому времени большой опыт в этой области. Спустя 10 лет известный советский эстрадный режиссер А.Конников в своей книге "Мир эстрады" назовет его "фантастическим организатором".
Плоткин проработал в "Веселых ребятах" около 3-х лет, но за это время ансамбль из начинающего стал одним из лидеров жанра ВИА в нашей стране. Этому успеху молодого коллектива во многом способствовала бурная деятельность, оставшегося за кадром, М.Плоткина. В 1973 году он перейдет работать в "Самоцветы".
Продолжается активно разрабатываться самодеятельность. В 1970 году из "Скоморохов" приходят певец и гитарист Александр Градский и барабанщик Владимир Полонский. Через три месяца Градский вернулся назад, а Полонский остался. Из самодеятельной группы "Мозаика" п/у Я.Кеслера пришел очень техничный и своеобразный соло-гитарист Валерий Хабазин. Кроме того в ансамбле появился и новый вокалист Владимир Фазылов, в следующие 2 года исполнявший значительную часть любовной лирики "ребят". Одним из первых его суперхитов будет "Портрет работы Пабло Пикассо".
Несмотря на то, что "Веселые ребята" в значительной степени начали ориентироваться на западную музыку, большую часть их репертуара составляли песни советских композиторов. К тому времени многие в андеграунде осознали, что рок можно и нужно петь на русском языке. Появилась потребность в национальных произведениях. Новая музыка родилась не у нас, поэтому песен в этом жанре в стране не было. Профессиональные композиторы (за редким исключением воспитанные на музыке только своего поколения), не только не приняли новый жанр, но всячески пытались доказать его несостоятельность: обвиняя в подражательстве, беспринципности и дилетантстве. Следовательно, надо было искать молодых авторов, которые признали бы биг-бит своей музыкой и смогли бы в ней работать. Как ни странно, бойкот профессионалов сыграл свою положительную роль, он активизировал молодых начинающих авторов, которые развивались и росли вместе с новой музыкой. К этому же периоду относится начало сотрудничества "Веселых ребят" с молодыми композиторами С.Дьячковым, Д.Тухмановым, Р.Майоровым, О.Ивановым и др. Ко всему прочему и П.Слободкин оказался очень интересным композитором и мелодистом. Репертуар "Веселых ребят" начал пополняться и его песнями, некоторые из которых, стали впоследствии всесоюзными хитами: "Когда молчим вдвоем", "А мне-то зачем" ("Простой парень") и др.
В том же году появилась возможность записать первую пластинку. Для ее записи были приглашены еще один бывший участник "Орфея"- гитарист и певец Вячеслав Антонов (Добрынин) и гитарист "Скифов" Юрий Валов. Именно эти люди записали первый "миньон" "Веселых ребят". В том же году были записаны еще несколько песен, вошедшие потом в разные сборные диски.
В начале 1971 года выходит, записанный годом раньше миньон, в котором, как в зеркале, отразилась структура репертуара группы. Из 4-х песен пластинки 2 представляли молодых советских авторов и 2- зарубежную эстраду.
Первым национальным хитом с этого диска стала песня "Алешкина любовь" (С.Дьячкова - О.Гаджикасимова) в исполнении Леонида Бергера. На этой же пластинке были записаны 2 "битловские" композиции. Русский текст к "Старенькому автомобилю" тоже написал Бергер. Выпуск этой пластинки стал своего рода маленьким подвигом ансамбля, поскольку это были первые записи "Битлз" на отечественной фирме грамзаписи "Мелодия". Естественно, первая пластинка имела оглушительный успех.
В 1971 году произошли еще два очень важных события в жизни "Веселых ребят". В октябре из "Самоцветов" пришел гитарист и вокалист Алексей Пузырев-"заядлый битломан", ставший на долгие годы основным аранжировщиком группы и придавший ее звучанию настоящий "битловский" шик.
Вторым событием стали первая зарубежная поездка в Чехословакию. Там "Веселые ребята" впервые записали песню Ю. Антонова "Нет тебя прекрасней" (пел Бергер).
После Чехословакии группу покинул Юлий Слободкин (перешел в ВИА "Москвичи" п/у В.Дурандина). С его уходом завершился процесс становления коллектива и начался самый звездный период в их творчестве.
В 1972 году выходит второй миньон "Веселых ребят", где была записана венгерская песня "Люди встречаются"(В.Гаваши-рус.т. О.Жукова), ставшая вторым суперхитом ансамбля (пел ее В.Фазылов).
Но самым главным событием 1972 года стала запись 1-го диска Д.Тухманова "Как прекрасен мир", в работе над которым приняли участие и "Веселые ребята". Пластинка сама по себе необычна, если не сказать, революционна. И в первой половине 70-х годов стала, наверное, самым заметным явлением в советской популярной музыке.
"Веселые ребята" записали здесь вокальные партии 3-х песен: "Любовь-дитя планеты", "Любимая, спи" (Е.Евтушенко) из первой части и "Танцевальный час на Солнце" (С.Кирсанов) из второй. В двух последних солировал Бергер. Несмотря на то, что пластинка не получила должного отклика у публики, но повышению популярности "Веселых ребят" все же способствовала.
В период с 1969 по 1972 год основными солистами группы были Бергер, Петерсон и Фазылов. В 1972 году произошли серьезные изменения в составе и эта вокальная группа перестала существовать.
Заранее готовясь к эмиграции из группы уходит Л.Бергер (переходит работать в ресторан, а в 1974 году уезжает в Австралию).
Окончив институт, уезжает по распределению к месту работы в Узбекистан В.Фазылов. Сейчас замминистра культуры Узбекистана.
В конце года в "Самоцветы" уходит и Петерсон.
Ситуация сложилась настолько сложная, что пришлось осенью даже опубликовать в газете "Вечерняя Москва" объявление о наборе артистов в ансамбль. Однако, Слободкин продолжал внимательно следить за самодеятельными группами и черпать оттуда кадры. Из "Скоморохов" приходит еще одна, в будущем суперлегендарная личность, певец Александр Лерман. Он становиться основным вокалистом "Веселых ребят".Большую часть записанного в то время репертуара исполнял он, хотя понемногу поют и другие участники группы. В частности В.Сахаров и А.Пузырев. В исполнении последнего хитом стала "Песня почтальона" из репертуара польского ВИА "Скальды". В 1973 году в репертуаре "Веселых ребят" появляется первая песня В.Добрынина "На земле живет любовь".
Новая работа с Тухмановым: участие в записи музыки к т/ф "Эта веселая планета".Фильм был показан по ЦТ 9 января 1975 года, а его музыкальный материал вышел отдельной пластинкой с тем же названием. Из 3-х записанных для фильма песен на пластинку попала только одна "Скорый поезд" (В.Харитонов).
В этом же году неожиданно для себя "Веселые ребята" получают награду от корпорации Би-би-си за совершенно фантастический тираж своей первой пластинки (более 15 млн. экз). Слободкин получил эту награду в присутствии министра культуры Фурцевой от английского посла.
Из Арсенала" п/у А.Козлова приходят трубач А.Чиненков и "московский Д. Хендрикс" гитарист И.Дегтярюк (более известный по группе "Второе дыхание"), а из "Мозаики" певец Вячеслав Малежик. Появляются еще два новых вокалиста Александр Барыкин (из "Москвичей") и Анатолий Алешин (из "Ветры перемен") и клавишник Александр Буйнов (из "Аракса"). Столь масштабное изменения в составе были вызваны подготовкой к записи первого "гиганта" и Слободкин очень хотел собрать для этого весь цвет отечественной популярной музыки. К концу года это формирование завершилось и "Веселые ребята" становятся первой отечественной супергруппой.
1974 год стал еще одной важной вехой в жизни ансамбля."Веселые ребята" закончили запись своего дебютного "гиганта" под названием "Любовь-огромная страна". Это был, безусловно, лучший диск группы за всю ее историю. Основным аранжировщиком пластинки стал А.Пузырев. Основным вокалистом-А.Лерман. Гитарные партии записали-А.Пузырев, В.Хабазин и И.Дегтярюк. На бас-гитаре сыграл Казанцев, на клавишных-Буйнов и Полонский на барабанах.
В этом же году Лерман записал очередной суперхит -"Кагда молчим вдвоем"(П.Слободкин-Л.Дербенев).
После записи диска группу по разным причинам покинули Дегтярюк, Полонский, Хабазин и Лерман и Казанцев, но появился очередной супермузыкант- барабанщик Борис Баргрычев. И будущая суперзвезда Алла Пугачева.
Дебютный "гигант" выходит в 1975 году. Он приносит очередную порцию славы и еще несколько суперхитов:"Отчего" и "Я к тебе не подойду"(пел Лерман).
Приход Пугачевой был воспринят неоднозначно и ансамбль покинули братья Пузыревы и Бырыкин, а позже и Малежик. Готовились уйти Алешин и Буйнов.
Поскольку гастрольный график был расписан на год вперед, то появилась реальная угроза его срыва. Однако Слободкин блестяще вышел из этого положения. Для начала он вернул Лермана (но не надолго, в этом же году он уходит окончательно), который привел с собой гитариста Вадима Голутвина, а заодно уговорил остаться Алешина. Из ВИА "Верные друзья" пришел бас-гитарист Валерий Дурандин, ставший основным аранжировщиком.
Ситуация выправилась и гастроли не пострадали. Надо сказать, что гастрольный график к тому времени у них был сумаcшедшим и доходил до 60-80 концертов в месяц. Это не могло не сказываться на творчестве. В год появлялись всего 2-3 новых песни. Основной упор был на годами отшлифованный материал, который надо было воспроизводить в любое время и в любом состоянии. Летом А.Пугачева едет в Болгарию на конкурс "Золотой Орфей",где среди прочих исполнила песню "Арлекино"(Э.Димитрова-русский текст Б.Баркаса) в аранжировке П.Слободкина. С конкурса она привезла Гран-при и приглашение выступить на будущий год в качестве почетного гостя.
В 1976 году "Веселые ребята" едут на "Золотой Орфей" в качестве аккомпанирующего ансамбля А.Пугачевой. Болгарская фирма грамзаписи "Балкантон" записывает их концертное выступление и выпускает диск "Алла Пугачева". Алла окончательно приобретает статус "звезды", а ситуация внутри "Веселых ребят" обостряется до предела. В конечном итоге происходит разрыв и Пугачева возвращается к сольной карьере.
К тому времени "ребята" полностью утратили свой фирменный звук и перестали выделяться из огромного числа появившихся к тому времени ВИА. И хотя в конце года вернулся А.Пузырев, ансамблю так и не удалось вернуть утраченные позиции. В 1976 году началась запись второго "гиганта", которая продолжалась с перерывами до 1978 года. Основными вокалистами пластинки стали Анатолий Алешин и Игорь Гатауллин. Пластинка получилась достаточно ровной, но до уровня первой ей было очень далеко. В 1977 году была предпринята очередная попытка ввести в группу солистку. Ею стала Людмила Барыкина из ВИА "Надежда",никакого отношения к А.Барыкину не имевшая. И вскоре в программе радиостанции "Юность" состоялась премьера песни ленинградских авторов А.Морозова и Г.Горбовского "Кукла" в исполнении Людмилы Барыкиной и ансамбля "Веселые ребята". Эффектная аранжировка А.Пузырева с использованием в проигрыше популярной мелодий Герхона "Воздушная кукуруза" мгновенно сделали песню хитом.
До 1979 года больше ничего особо интересного не происходило. Были многочисленные гастроли и редкие записи, среди которых особняком стоит миньон с песнями О.Фельцмана на стихи не эстрадного поэта А.Вознесенского. Работа с поэзией такого уровня для ансамбля была скорее исключением, поэтому пластинка особой славы им не принесла. Много лет спустя Е.Осин запишет свой главный хит "Мерзнет девочка в автомате".Так вот впервые эта песня прозвучали именно на этой пластинке "Веселых ребят".
В 1979 году "Мелодия" предложила группе записать к Олимпиаде 1980 года, которая должна была пройти в Москве, диск с зарубежными хитами. Под названием "Музыкальный глобус" он вышел в канун Олимпиады. Имел хороший спрос и массу претензий по части оформления. Диск оживил интерес к ансамблю."Веселые ребята" стали попадать в хит-парады молодежных газет и радиостанций.
В 1980 году из аккомпанирующего состава А.Пугачевой "Ритм" в "Веселые ребята" переходит певец и гитарист Алексей Глызин.
В одном из выпусков радиопередачи "Мелодии советской эстрады" прошло сообщение, что они готовят новый диск под названием "Нам 13 лет", для которого П.Слободкин сделал попурри из самых популярных песен ансамбля прошлых лет в новой аранжировке. Однако пластинка эта в продажу так и не поступила. Много позже выяснилось, что аранжировка этой композиции принадлежит перу А.Пузырева.
По инициативе Министерства культуры Армянской СССР в столице республики с 21 по 29 сентября прошел фестиваль популярной музыки "Ереван-81. Ожидался приезд и зарубежных исполнителей из Польши, Болгарии, Югославии, Швеции, Англии, но по ряду причин фестиваль не удался. Собрать всех запланированных гостей не удалось, и состав участников оказался значительно слабее предполагаемого. "Веселые ребята" приняли участие в Фестивале и стали его лауреатами.
К тому времени у них в очередной раз обновился состав. На этот раз группу покинули: В. Дурандин, А.Пузырев и М.Файбушевич (они создали группу "Экипаж" и даже выпустили миньон - своего рода продолжение "Музыкального глобуса").
Конец 70-х годов был отмечен дискотечным бумом в нашей стране. Идя навстречу пожеланиям любителей новой формы отдыха, "Мелодия" с 1981 года начала выпускать специальные двойные альбомы для дискотек, где на одной пластинке записывались классические произведения, а на второй - эстрада.
Дебютный альбом "Дискоклуб-1" был сборный. "Дискоклуб-2 решили сделать сольным. Учитывая коммерческий успех "Музыкального глобуса" обратились к "Веселыем ребятам". Как только "Дискоклуб-2" появился в продаже, выяснилось, что в нем был использован модернизированный вариант диска "Нам 13 лет" (именно поэтому, он так и не появился). Одну сторону пластинки оставили без изменения, а вторую переписали заново.
В 1983 под натиском моды они втрое укоротили приставку к названию и стали отныне называться нейтрально - ансамбль "Веселые ребята". Затем подсократились в составе: в аккомпанирующий ансамбль И.Кобзона ушел Е.Казанцев, к Пугачевой - А.Чиненков, из "Динамика" пришел басист Сергей Рыжов. Но самое главное с ними стал работать дуэт интереснейших авторов Юрий Чернавский - Владимир Матецкий. Их первая совместная работа, записанный в апреле дискотечный цикл из 8 песен "Банановые острова", произвел настоящую сенсацию и среди специалистов и среди любителей музыки. Он был признан лучшим дебютом года по анкете газеты "Московский комсомолец". Эта работа помогла "Веселым ребятам" обрести свое лицо, черты которого за предыдущие годы изрядно размылись, и стала своеобразным трамплином в будущее. Огромная популярность магнитофонного альбома с "Банановыми островами" стала хорошей рекламой ансамблю.
Состав ансамбля окончательно стабилизировался с приходом очень сильного барабанщика из "Динамика" Юрия Китаева. Интерес к ансамблю усилился с выходом пластинки "Мы ловили журавля". Она стала заметным событием в их дискографии. Летом 1985 в качестве почетных гостей они приняла участие в 20-м Международном фестивале популярной музыки "Братиславская лира-85", где получили почетный приз чехословацкой фирмы грамзаписи "Супрафон".
В августе в Москве проходил 12 Всемирный фестиваль молодежи и студентов. "Веселые ребята" принимали участие в работе международных творческих лабораторий популярной музыки и политической песни.
В 1986 году впервые за 15 лет существования телепередачи "Песня года" "Веселые ребята" стали ее лауреатами с мелодией В.Добрынина на слова М.Рябинина "Бологое" (солист А. Буйнов).
В Новогоднюю ночь в телепрограмме состоялась премьера новой песня "Ой, напрасно, тетя" (В.Добрынин - Л.Дербенев) в исполнении ансамбля . Песня была эффектно подана и оказалась в числе новых хитов ансамбля в 1987 году.
Необычной для ансамбля стала совместная с Софией Ротару работа при записи песни "Луна-Луна" (В.Матецкий - М.Шабров).
В апреле появился в продаже шестой диск-гигант ансамбля-"Минуточку!!!".
Очень качественно и профессионально сделанная танцевальная музыка с несколькими последними всесоюзными хитами ансамбля: "Автомобили" (В.Матецкий-М.Шабров), "Не волнуйтесь, тетя" (В.Добрынин - Л.Дербенев), "Гранитный город" (Р.Паулс-И.Резник) и "Чертаново" (В.Матецкий-М.Танич). В записи его принимал участие барабанщик Виктор Сигал, ставший впоследствии известным композитором и певцом-Виктором Чайкой.
В 1988 году "Веселые ребята" из ансамбля переименовываются в Московский концертный коллектив, а П.Слободкин начинает строить на Старом Арбате свой концертный зал. Это приводит к окончательному кризису внутри коллектива и его покидают все старожилы кроме Буйнова. Как пел когда-то Макаревич:

"И каждый пошел свею дорогой,
А поезд пошел своей…"

К 1989 году коллектив прекращает всяческую гастрольную деятельность и его покидает Буйнов. Вновь пришедшие мало известные молодые музыканты не смогли, как это было в прошлые времена, привнести в творчество новые идеи и какую-то свежую струю. Занятый решением множества организационных проблем, связанных со строительством своего театрально-концертного центра П.Слободкин все меньше и меньше внимания уделяет своему детищу и в конце концов полностью теряет к нему всякий интерес.
В 1991 году выходит двойной альбом "25 лет.Лучшие песни.", который подвел окончательную черту под всем существованием группы и она тихо без лишней помпы прекратила свое существование. Вместе со страной, в которой вся эта история происходила. И было в этом что-то символическое: Великий коллектив и Великая страна, жившие вместе долго, но не очень счастливо, ушли в небытие вместе и, как тогда казалось, навсегда.

"Это было, это было в те года,
От которых, не осталось и следа.
Это было, это было в той стране,
О которой, не загрезишь и во сне…"


8 Марта 2004 г.
Сайт управляется системой uCoz