Глеб Май.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков
Сергей Соловьев


"Исповедь" Глеба Мая

(октябрь 2010-апрель 2011)
6

Глава 3.
И это,к сожалению, ПРИГОВОР.

-Как выглядела концертная программа "Веселых ребят" в период Вашей работы там?

Когда я пришел, программа концерта выглядела следующим образом. Первое отделение начиналось с попурри "Нам 13 лет", в котором звучали фрагменты прошлых хитов ансамбля. Потом шли отечественные песни. Второе отделение начиналось композицией из песен Битлз, которую я сделал для ансамбля. Исполнял ее Глызин. И дальше шла "фирменная" эстрада... Файбушевич пел "Беладонну", Барыкина "Women in love" ... А заканчивали рок-н-роллом Дурандина "Если б не суббота".

-Ансамбль исполнял песни в Ваших аранжировках?

Я делал "Тонкий лед", "Фортуна", "Не беда" (В.Резникова)... Еще что-то..."Виновен ли порох"- я там и автор музыки.

-Расскажите о жизни ансамбля в то время?

У всех, кто сталкивался со Слободкиным отношения были сложными. Как организатор дела он всегда был личностью. А некоторые странности характера не должны затмевать его очевидные успехи. Попробовал бы кто-нибудь в наше время создать такой великий ансамбль?
И все они: Ю.Маликов, В.Векштейн, И.Гранов, М.Шуфутинский были настоящими продюсерами со звериным чутьём на талантливых музыкантов, с хорошей музыкантской школой и образованием.
Мир ВИА был очень тесным, все друг друга знали и время от времени менялись местами в ансамблях по разным причинам, в том числе и материальным и эмоциональным.
В тот период со мной вместе работали: А.Глызин, А.Буйнов, И.Гатауллин, М.Файбушевич, Е.Казанцев, А.Милославский, В.Валитов, А.Чиненков, Л.Бырыкина, Р.Мушкамбарян.

-А была тогда в ансамбле должность - музыкальный руководитель?

Как таковой должности "музыкальный руководитель" тогда не было. Подразумевалось, что Художественный Руководитель делает всё. На деле в каждом ВИА был аранжировщик, он получал такую же ставку за концерт и фрагментарно присутствовал на сцене.
Я делал тоже самое, только сидел за пультом, делал звук. Я сменил А.Пузырёва. Всё, что Алексей сделал до меня за 10 лет продолжало жить. Глупо это было бы менять т.к. классику репертуара, а особенно редкое звучания ансамбля, нужно хранить. Этот необыкновенный звук "Веселых ребят" - полностью заслуга Алексея Пузырёва.

-Почему Вы ушли из ансамбля?

Накануне расставания в коллективе возникло множественное желание куда-нибудь свалить. Этого кроме меня хотели Казанцев,Глызин,Буйнов и великолепный гитарист и аранжировщик Алексей Милославский.Он же и предложил мне уйти к Гранову, поскольку ранее работал с ним и имел постоянные контакты. Мы были с Алексеем в близких отношениях, и он к тому времени заручился желанием Гранова на мой счёт. Я знал, что "Голубые Гитары" готовят новую программу на музыку Гранова и нуждаются в аранжировщике - муз.руководителе. По плану у них должно быть несколько загранпоездок с новой прграммой. Это для меня стало решающим в выборе работы. Так мы с А.Милославским оказались у Гранова.
Цепляться за Слободкина смысла не было т.к. он к тому времени решил, не без влияния Матецкого, сменить стиль и лицо "Веселых ребят". Он был в плену рэгги - диско - техно - рэппа и ещё не известно какой стилевой смеси. А некоторые музыканты ему в то время только мешали.
Словом, он сам спровоцировал массовый исход. Так одновременно появились в группе Чернавский,Китаев,Рыжов с проектом "Банановые Острова". Идейным вдохновителем этой рокировки и творческого обновления был В.Матецкий.

-В связи с этим не могу не спросить о Вашем отношении к "Банановым островам" и к его автору Чернавскому. Это было оправданным ходом со стороны Слободкина, сейчас по прошествии времени, как Вы думаете?

Я думаю, что стратегически Слободкин ошибся т.к. концепция Чернавского значительно опережала время и, будучи заточенная на breat-wave того времени,она рождала новый тип поклонников не столько искушенных в музыке, сколько жаждущих отличного от большинства образа жизни. Это был очень профессионально сделанный Чернавским образ инфатильно скользящих по жизни прикольщиков и стёбников. А поскольку авторы не пытались выходить на какие-либо обобщения,то всё сводилось к смакованию прикольных текстов,не скрывая своего желания получить глобальную аудиторию. Это очень хорошо почувствовал Соловьёв,когда включил фрагменты "островов" в "Ассу".
Но история "Веселых ребят",их популярность и к тому уже времени "классичность" отвергала этот путь, как попытку совершить предательство перед колоссальной аудиторией.
Если бы Чернавский в то время создал СВОЮ группу даже с таким названием "Банановые Острова" и с этим же альбомом,то при наличии связей и везения его ждал бы грандиозный успех т.к. эстетически он предугадал Лагутенко на 10 лет.
Я не исключаю, что в дальнейшем это могло стать мощным направлением, только не знаю к какому типу музыки оно могло прибиться. Ясно что не к року. А Юра конечно мастер,причем своеобразный,но очень тонко чуствующий коммерческий результат.

-Что Вы можете рассказать о своей работе в "Голубых гитарах"?

Писать о работе в "Голубых Гитарах" особо нечего. Я аранжировал для них программу "Телешоу", авторами текстов были Л.Измайлов и М.Задорнов на музыку Игоря Гранова. В творческом и профессиональном плане коллектив сильно уступал "Веселым ребятам", но многое искупалось душевной атмосферой в ансамбле. И особенно прекрасными деловыми и человеческими качествами самого Игоря Гранова.
Вскоре после поездки в Венгрию я ушёл т.к. получил приглашение писать музыку к первому своему фильму "Детский сад".

-Вы говорили, что получили заказ на музыку к этому фильму еще в 1980 году?

Тогда это был всего лишь замысел у Евтушенко. Необходимо было проделать огромную и очень долгую работу, чтобы этот замысел был реализован. Фильм снимали долго, а моя работа, как композитора, начиналась уже ближе к завершению фильма.


-Как шла работа над музыкой к этому фильму?

Киношники в то время были довольно закрытой организацией и если бы не Евтушенко, мне самому туда попасть не было бы никакой возможности. Сначала меня там приняли насторожено.Но по мере того, как я писал музыку, отношения теплели. А после записи одного музыкального фрагмента для фильма оркестранты даже устроили мне овацию. Надо сказать, что тогда я впервые в жизни писал партитуру для оркестра.
Для этого фильма я написал песня "Не забудь своих детей, страна" на стихи Евтушенко. Когда встал вопрос об исполнителе, то И.Кобзон посоветовал мне певицу Наталью Рожкову. Сделанная с ней запись меня не удовлетворила. Я стал искать другую певицу.В то время на "Мосфильме" работала музыкальным редактором замечательная женщина Мина Яковлевна Бланк. Она как-то сразу по-доброму отнеслась к моим первым киношным опытам и всячески мне помогала в то время. Вот она мне сказала, послушав эту песню:
-Глеб, это может спеть только один человек - Лариса Долина.
Тогда Лариса довольно много записывала музыки для кино. В то время она жила в Москве, как говорится, на "птичьих правах", снимала однокомнатную квартиру где-то в районе Чертаново. Лариса согласилась записать эту песню, но выдвинула условие- Евтушенко должен помочь ей прописаться в Москве.Евгений Александрович согласился и встретился с Промысловым, который ведал этим вопросом. Когда дело двинулось,я договорился с Ларисой о встрече и поехал к ней домой. Она посмотрела материал и мы назначили время записи. Хочу заметить, что она при этом не высказала никакого отношения к этой песне. Я так и не понял, понравилась ей песня или нет.
Она приехала на запись, фонограмму я уже записал раньше, и мы стали писать. Сделали, по-моему, пять дублей.Один из этих вариантов вошел в картину.
Больше эта песня нигде не исполнялась, а сама Лариса никогда не обращалась ко мне с просьбой исполнить ее где либо. Возможно, тут сыграло свою роль, что Евтушенко не смог положительно решить ее вопрос. Как не смогли это сделать и И.Кабзон и А. Пугачева.

-Что Вы делали после завершения фильма?

После завершения съёмок фильма "Детский сад" у меня возникла пауза в работе. Да и вообще я не знал, что делать. Приглашений работать в кино не было, а "Исповедь" была запрещена. Нужно было срочно куда-нибудь слинять.
Не помню как, но я встретился с Виктором Векштейном. У нас сразу же возникла взаимная симпатия.
Работали мы недолго, всего 3 месяца, но вспоминаю об этом периоде с удовольствием, поскольку Виктор оказался отличным музыкантом и человеком. Пожалуй, лучшим в моей виашной биографии. А как трогательно он любил свою жену - Антонину Жмакову!
Из музыкантов помню только басиста Дубинина.
Я к этому времени изменился, как музыкант. Вкусив опыт крупных форм, я уже не мог с прежней страстью отдаваться виашной культуре. В результате я осознанно в 1984 году поступил в институт Гнесиных на композиторское отделение. Для меня это был разрыв с миром ВИА, как с примитивным способом музицирования. Это потребовало от меня и моей семьи мужества и лишений, но я ни о чем не жалею. Мне нужны были глубокие знания, и я их получил, закончив в 1987 институт и в 1988 году был принят в Союз композиторов СССР.
Таков был мой путь, и он ни в коем случае не может быть упрёком моим товарищам, о которых я так тепло писал.
Долгое время в среде Союза композиторов меня воспринимали, только, как рок-сочинителя, но со временем мне отдали должное, как композитору-симфонисту. За что я им благодарен. Сплав двух музыкальных культур во мне делает мой процесс сочинения поистине счастливым.
Недавно мне была присуждена 3-я премия на одном из крупных международных конкурсов симфонической музыки.

-Как возникла идея продолжить "Исповедь"?

В январе 2006 я встретился с Е.Евтушенко в РАО на Бронной. Поводом для встречи стал эпизод полупиратского распространения "Исповеди" одним, случайно обнаруженным мною господином. Будучи припёртым юристами РАО к стенке, он решил пойти на мировую. Словом, по взаимному согласию он отдавал нам большое количество СD.
А поскольку Евтушенко живёт в Штатах наша встреча стала первой за почти 15 лет. Мы были рады друг другу и, естественно нам было о чём поговорить. Он предложил мне написать вторую часть поэтории, включив в неё свои стихи гражданского современного градуса переживаний. Я сразу же включился в работу. Сам сделал поэтическую композицию и без остановки написал музыку и сделал демо-версию. Мне было очень интересно посмотреть на себя сегодняшнего в контексте с любимой мною поэзией и рок - музыкой.
Работал я почти полгода. Состояние было самого счастливого человека на свете. Мне в результате всё было по душе. А потом, летом, приехал Евтушенко и послушал содеянное. Ему очень понравилось. Встал вопрос, что с этим делать. Я предложил поэту воспользоваться его грядущим юбилеем и сделать грандиозное представление в "Олимпийском" при финансовой поддержке Министерства культуры России, полагая что поэту не откажут. Но тут взвился сам Евтушенко:
-Я ни перед кем унижаться не буду! Никуда не пойду!...
Я сказал ему, что сам пойду куда надо и поунижаюсь за всех нас. От него нужно только коротенькое, но гордое письмо на имя М.Швыдкого, а я сам его отнесу и займусь администрированием на первом этапе.
Собственно так и получилось. Министерство чуть-чуть дало денег. Правительство Москвы значительную сумму и это позволило приступить к репетиционному периоду.
Музыкальную сторону я взял на себя.
Собрал музыкантов из Электростали, о чём не жалею, в противовес зажравшимся московским полудилетантам, алчущих гонораров а-ля Мик Джаггер и др. Просил участвовать Носкова, Кипелова, Буйнова, Глызина - никто даже не откликнулся сообщить об отказе хотя бы из вежливости. Ответ везде был:
-ПОДУМАЮ.
До сих пор думают.
Это я об этике и внутренней культуре музыкантов. Очень рад и признателен до сих пор Алёшину, Смеяну и Харатьяну.
Мне навязали режиссёра спектакля. Человек он заслуженный и известный, но его личным мотивом было желание сотворить на сцене панегирик и памятник Евтушенко. Это вообще не соприкасалось ни с идеей, ни с музыкой,ни с чем либо ещё. Когда я это понял было уже поздно. Работа на самом деле была грандиозная и выматывающая.
В декабре 2007 -го мы вышли на сцену "Олимпийского". О том, что там происходило написано много и добавлять особо нечего.
Летом 2008 мы проехали по России с гастролями. К тому времени я сам переделал всю постановку и написал несколько новых номеров. Получилось более менее органично. Принимали везде великолепно, в финале спектакля зал, как правило, вставал. Такие постановки в наше время могут существовать только при господдержке. Несмотря на все усилия Государство нам в этом отказало.

-Эта работа существует в записи?

Нет.
И ещё. Мне кажется, что время сложных музыкально - сценических конструкций закончилось. Я не вижу в нашей молодёжи интереса ни к подлинной поэзии, ни к сложной музыке. Допускаю, что мы устарели. Но чтобы принять это предположение хотелось бы видеть убедительные примеры в искусстве сегодняшнего дня.
Несмотря на успешные гастроли, я всё - таки склоняюсь к мысли, что страдающая душа в музыкально - поэтическом произведении сегодня никому не интересна. Ни молодым,ни тем кто постарше. В обществе такой герой прочитывается как НЕУДАЧНИК или ЛОХ.
И это,к сожалению, ПРИГОВОР.

Продолжение