Игорь Капитанников

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян


Болельщик московского "Спартака".

(сентябрь 2020 г.)

2

-Давайте вспомним, кто тогда работал в «Москвичах»?

Руководителем был Юлий Слободкин. На бас-гитаре играл и пел Валера Дурандин, на клавишных играл Гена Макеев. Вокалистом был Жора Мамиконов. На трубе и на скрипке играл Александр Соколовский, на тромбоне и скрипке - Игорь Осколков. И на ударных – Володя Чугреев. Чугреев вскоре ушел и на его место пригласили Мишу Филиппова. С Мишей мы служили в армии, и я его порекомендовал.
ВИА "Москвичи":
И.Капитанников, Ю. Слободкин, В.Дурандин, В.Чугреев и А. Соколовский

-Вы играли на гитаре?

Да.

-Когда появился Ефим Дымов?

Через некоторое время после моего прихода. Мы начали работать, и в отдельных композициях я брал виолончель, Осколков и Соколовский – скрипки. Это было очень неожиданно для зрителя, непривычно. Но чувствовалось, что не хватает еще одного струнного инструмента. И надо же такому было случиться, что к нам приходит саксофонист Ефим Дымовя, а он владеет альтом. Сам Фима из Риги, сейчас живет в Торонто (Канада). Так у нас и сложился струнный квартет. Например, в песне Тухманова «Как прекрасен этот мир» квартет выглядел очень здорово. Звучало потрясающе!

-А кто был музыкальным руководителем?

Фактически Гена Макеев. Он проводил репетиции на базе в Тушино.

-Вы были оформлены в Москонцерте?

Да, все было, как положено.

-Репертуара на сольный концерт хватало?

Конечно. Мы работали сольники. Разумеется, вместе с репертуаром Юлика Слободкина. Исполняли по одной-две песни. То мы, то Юлик. В итоге набиралось на полный концерт.
ВИА "Москвичи":
Соколовский, Мамиконов, Макеев (Пузырев), Капитанников,Осколков,Дурандин и Ю.Слободкин

В 1973 году мы отправились в Минск на конкурс. Первое место на нем заняли «Песняры». Второе решили не присуждать, так как разрыв по качеству был очень большой. Мы же разделили третье место с еще одним коллективом. Наградой за наше лауреатство стала поездка в Берлин на фестиваль молодежи. Но там же в Минске к нам подошел директор Валерия Ободзинского и предложил работать с ним. Правда, надо было перейти в Росконцерт и отказаться от поездки в Берлин. Воспринята эта новость была неоднозначно. В коллективе произошел раскол. Миша Филиппов и Гена Макеев отказались переходить.

- Что вы представили на конкурс?

«Налетели дожди» и «Как прекрасен мир» Тухманова, «Гляжу в озера синие» Афанасьева, «Ой, мороз, мороз» и, кажется, «Пойду ль я, выйду ль я». Последние две исполнял Юлик Слободкин, причем «Ой, мороз» - акапельно.
Диплом с конкурса 1973 года.

-Барыкин перешел с вами к Ободзинскому?

Да, но проработал очень недолго – перешел в «Веселые ребята».

-Почему Макеев и Филиппов отказались переходить?

Гена Макеев очень талантливый, прекрасный музыкант. Он умел все. Но одним из условий Ободзинского было то, что в нашем составе будут работать пианист Юрий Щеглов в качестве руководителя коллектива, и гитарист Борис Пивоваров. Думаю, Гена узнал об этом. А он был человеком с очень высоким самолюбием. Приходит пианист, да еще в качестве руководителя! И они с Филипповым решили отколоться. Вроде бы хотели сделать что-то свое, но у них ничего не получилось.

-Вы же играли на гитаре. Вас не смутило появление Пивоварова?

Да вы что! Боря тогда был гитаристом номер один в СССР. С ним работать было огромным удовольствием. Самоучка и самородок! Я купил тогда двенадцатиструнную гитару. И у нас получился неплохой тандем.

-Вам же пришлось перейти в Росконцерт и отказаться от поездки в Берлин?

Да, мы согласились на эти условия.

-Репетиционный период был долгим? Месяца полтора-два мы репетировали программу на базе. База располагалась на «Динамо», в академии Жуковского. Сколько композиторов к нам туда приезжало! Антонов, Добрынин, Мигуля и многие другие. Ведь мы репетировали каждый день, без выходных.

-Кто заменил Филиппова на ударных?

Фима Дымов пригласил из Риги Владимира Плоткина. С ним приехал бас-гитарист Юра Гринев. Они оба работали в ансамбле «Эолика».

ВИА "Верные друзья".
Внизу: Дурандин, Пивоваров, Осколков, Капитанников, Мамиконов, Щеглов.
Вверху: Соколовский, Дымов, Плоткин, Гринев.

-Как строился концерт?

У нас концерт состоял из двух отделений. В первом отделении начинали «Верные друзья», заканчивал Валера, во втором отделении тоже самое.

-Вы без Ободзинского исполняли песни из репертуара «Москвичей»?

Одну-две песни. Практически весь репертуар у нас был новый.

-Вы записывали с Ободзинским пластинки?

Мы записали с Валерой одну большую пластинку. На ней были песни Богословского, Пахмутовой и Френкеля. Называлась "Любовь моя- песня".
Обложка диска "Любовь моя- песня".

Песни с этой пластинки выходили на маленьких пластинках и сборниках. И в самом конце нашего сотрудничества мы записали пластинку с тремя песнями – «Олеандр» из репертуара Руссоса, «Где же ты» из репертуара Дассена и «Мне снится море».


-Как появилась солистка в ансамбле?

Через некоторое время к нам в ансамбль пришла солистка Нина Буренкова. Она из Ленинграда и пригласил ее Юра Щеглов. Прекрасная певица, талантливая, с мощным голосом. Она оставила замечательный след в истории ансамбля «Верные друзья».
Нина Буренкова.

-Игорь, не так давно стало известно, что именно вы записывали знаменитую песню «Я тебе, конечно, верю» из фильма «Больное космическое путешествие». Расскажите об этом?

Это было в 1974 году. Я не помню, как мы попали на запись песен к этому фильму, но первой мы записали «Песню гонщиков». Мы – это Валера Дурандин, Жора Мамиконов и я. Инструментал был уже записан, и мы наложили вокал. Далее Валеру Дурандина попросили записать еще одну песню, какую-то детскую. Но он должен был срочно уехать и попросил меня остаться и записать. Я согласился. Ко мне подошел то ли директор, то ли администратор Алексея Рыбникова и объяснил, что и как нужно петь. Сам Рыбников сидел за пультом. Я попробовал спеть. Администратор меня останавливает. Петь надо не своим обычным мужским голосом, а мальчишеским. Пою снова – опять не так. В общем, я записал как надо только с пятого или шестого дубля.
Я еще подумал, кто же будет записываться со мной?. Помню, что время было позднее, наверное, половина двенадцатого. Дождался ради интереса. Приезжает с мамой маленькая девочка, крошка, такая пышечка. Лет десять-одиннадцать. Это была Мила Берлинская. И записала свою часть песни с первого дубля.
Мила Берлинская.

Запомнилось, что тогда стоял в студии Родес Пиано. Родной, в котором трубки еще крутились. Мы таких тогда и не видели. Звук умопомрачительный!

-В 1975 году Дурандин ушел в «Веселые ребята»?

В 1975 году мы работали в Омске. В гостиницу позвонили, пригласили Валеру Дурандина к телефону. Ему сообщили, что приглашают в «Веселые ребята». Как он радовался! Помню, что в номере прыгал на кровати от радости.
Но перед этим вышла пластинка, на которой записаны «Песня верный друзей», «Девятый класс», «Снегурочка» и «Лишний билет».
Первую песню мы пели вокальной группой, вторую и третью пел Валера Дурандин, третью – тоже вокальной группой, сольные куски спел Дурандин. «Лишний билет» это песня Сергея Березина, тогда работавшего в «Самоцветах». Он часто бывал у нас на репетиционной базе. Я точно не помню, но, кажется, Маликов не захотел брать эту песню в репертуар «Самоцветов», и он принес ее нам. Аранжировку сделал Юра Щеглов. Но, тем не менее, вклад Валеры Дурандина в эту пластинку очень большой. Его знали в среде музыкантов. Поэтому Слободкин и пригласил его.

-После ухода Дурандина вы взяли нового солиста?

Да, пришел Володя Костромин из Ленинграда. Его пригласил опять же Щеглов.

-Как вы перешли на бас-гитару?

Я был в очень хороших отношениях с нашей ритм-секцией. И с Володей Плоткиным, и с Аркадием Фельдбаргом. С Володей мы часто играли в шахматы, и я был очень неудобным соперником для него. Володя очень расстраивался, когда проигрывал. И с Аркадием все было хорошо. И вот однажды, когда мы были на гастролях в Череповце, Фельдбарг сломал руку. А завтра у нас днем концерт. И меня большинством голосов обязывают за ночь подготовиться и сыграть концерт на басу.
Мы с Ариком взяли ноты и устроили мозговой штурм. На следующий день я кое-как отыграл концерт. Но Плоткин меня разными словами нехорошими обзывал весь концерт. Конечно, он привык к высочайшему уровню игры бас-гитариста. И только через неделю, когда мы вышли на поклон после концерта, он мне сказал:
- Ну, всё! Теперь ты музыкант!

-Плоткин и Фельдбарг ушли еще при Ободзинском?

Да.
-Что вспоминается о Фельдбарге как о человеке?

Очень хороший парень и прекрасный музыкант! Он ведь еще играл на скрипке. У нас многие музыканты владели несколькими инструментами. Жаль, что так получилось, что он сломал руку. После этого он сразу уехал в Ригу и уже не вернулся.

-Плоткин быстро потянулся за ним?

Нет. Мы знали, что Плоткин собрался уезжать в Штаты. И он первым уехал сначала в Ригу, а оттуда в США. Там он проявил себя, играл в разных известных оркестрах.
Фельдбарг ушел от нас позже.
Продолжение