Георгий Мамиконов

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян


Самый преданный болельщик ЦСКА!

(апрель 2014 г.)

4. "Доктор Ватсон".

5

Георгий Мамиконов в составе группы "Сюрприз" (1985).

-В 1985 году Вы уходите из «Верных друзей»?

И я решил уйти и Витя Камашев тоже. Мы решили организовать коллектив. К тому же я встретил своего старинного друга Женю Берко, с которым поделился идеей. Женя загорелся идеей создавать коллектив, но внезапно умер. К этому моменту к нам с Витей присоединился Виктор Грошев.
Я обратился к Левону Оганезову и Николаю Крупышеву с просьбами об аранжировках и записях. Они нам очень помогли, причем бесплатно.
Мы долго решали как нам быть, какого вида будет коллектив, какие будут представления. Я сразу стал настаивать на мужском квартете. Нужен был второй баритон. Я знал, что в «Ровесниках» работал Тимур Миронов. Он подходил по голосу. Ну, мы его и пригласили.
Правда, Грошев был против. Он понимал, что Тимур как бывший участник ВИА «Ровесники» не мог к нему нормально относиться. Витя валял дурака и в «Ровесниках», пел полторы песни, а получал как все. Вариантов названия было много, но решили, что оно должно быть из одного слова. Остановились на «Сюрпризе». В 1986 году нас приняли в Московскую областную филармонию. В Росконцерт нас тогда не взяли, хотя за нас ходатайствовал Юрий Сергеевич Саульский. Он же нас и пристроил в областную филармонию.

-Вы года два работали под этим названием?

Больше. В 1989 году мы поехали на фестиваль в польский Белосток. Нас там представили как группу «Доктор Ватсон». И такое название прижилось. Мы поступили в Москонцерт как театр «Сюрприз», в составе театра - группа «Доктор Ватсон».

-В 1990 году ушел Камашев?

Он хотел исполнять свои песни, много писал. Но мы только его «Ремонт» исполняли, другие его песни нам не подходили. У него родился второй ребенок, не мог ездить в поездки, денег ему постоянно не хватало. На его место пришел Пацанюк, но проработал где-то полгода. За пьянство мы с ним расстались.
И тут мне позвонил Олесь Виговский, с которым мы работали в «Верных друзьях», и посоветовал нам певца Игоря Иванникова. Он тоже работал в «Верных друзьях» после моего ухода. И мы получили проблему на четыре года.
Как оказалось, он еще и в «Верных друзьях» отличался. Я потом Олесю все высказал. Подсуропил он нам. Есть такое понятие: человек – г…но! Вот это про Иванникова. Я его несколько раз за эти годы выгонял, но ребята его отстаивали, боялись, что не найдем тенора.
Мамиконов, Иванников, Миронов и Грошев (1989).

Начал Иванников свою деятельность в нашем коллективе с того, что на первых же гастролях в Гомеле нажрался, как свинья. После этого он долго держался. Но потом охамел. Появились друзья-бандиты. Постоянно везде опаздывал. Мог не поехать на концерты. Когда мы участвовали в мюзикле Юлия Взорова, не явился на просмотр спектакля. А после того, как я его выгнал, он стал везде заявлять, что от хорошего не уходят. Но на этом все и закончилось. Где сейчас Иванников? Никто не знает.
Он думал, что мы без него пропадем. А мы концерты пели живьем и, если один выпадает, то возникали проблемы. Но мы справились.
Важным этапом в это время стал выход первой нашей виниловой пластинки «Хорошо». Записана все было в 1991 году, а вышла она 9 марта 1993 года. К выходу пластинки был приурочен концерт-презентация в Театре Эстрады. Ажиотаж был сумасшедший. В концерте участвовали Магомаев, Кобзон, Миансарова… В зале были Бэлза, Брунов. Это был лучший концерт в нашей истории.

-Клавишником сразу стал Евгений Слизунов?

Да, сразу, его привел к нам старший брат. Потом при поступлении в Областную филармонию еще пришел Александр Бестужев. Довольно непорядочный тип, папенькин сынок. А после еще появился Иван Евдокимов. Талантливый парень, хороший аранжировщик. Он параллельно работал в студии звукозаписи в МДМ.

-Саму песню «Доктор Ватсон» написал Александр Слизунов?

Да, он тогда покинул группу «Круг» и был свободен. Пришел к нам на репетицию и принес песню. Мы ее сделали и Саше понравилось. Она написана на стихи Владимира Солдатова. С Солдатовым, к сожаленью, ушедшим 2010 году, мы еще много сотрудничали. Он много переводных текстов написал для наших альбомов. Я хотел, чтобы он написал стихи к 1000-летию Ярославля, но не судьба.

-А как появился Игорь Браславский?

Я приехал в Ипполитовское училище в поисках тенора. И ко мне обратился Сергей Парамонов. Помните такого? Солист детского хора Центрального телевидения. Он сам ко мне подошел и предложил Браславского в «Доктор Ватсон». Сказал, что классный певец, только не давайте ему пить (смеется). Игорь приехал ко мне домой, показал диплом Сопотского фестиваля. Произвел хорошее впечатление. И стал работать. Десять лет он у нас проработал, с сентября 1994 года по сентябрь 2004 года.
У Браславского была кличка Джованни, еще с «Голубых гитар». А однажды один народный артист с фамилией на букву «М» очень просил меня с ним познакомить. Ну, Вы понимаете… (смеется).
Игорь очень активный. Он начал с места в карьер. С его подачи к нам приезжали съемочные группы с ТВ, где у него было много знакомых. Игорь много помогал мне в монтаже наших программ. За десять лет он много сделал для коллектива.

-После Браславского работал Куклин?

Да. Володя у нас год проработал. А потом вернулся в «Поющие сердца». Он не тенор, а нам нужен был тенор.
За ним пришел Виктор Щедров. Он работал в вокальной группе «Рецитала». В тот период Пугачева не выступала и у музыкантов был очередной простой. Витя вынужден был подрабатывать в ресторане. Пришел к нам на прослушивание и мы его взяли.

-Заметным явлением стали премии «КиноВатсон»?

Это было моей мечтой. Особенно я добивался представлений с песнями из фильмов. Начало было положено концертом «Музыка нашего кино» в 1998 году в кинотеатре «Гавана». Участвовали Аркадий Инин, Лев Барашков, Наталья Варлей… Идея родилась у меня совместно с Аркадием Ининым и Алексеем Гарнизовым. Награждение за заслуги в области музыки нашего кино. Считаю это нашим большим успехом.

-А когда только создавался «Сюрприз», уже была идея ретро-исполнения?

Самая первая моя идея была такова, что четыре дворовых парня встретились и поют старые песни. К сожаленью, эта идея не осуществилась, но тем не менее. А Грошев всегда был противником. Его больше тянуло к тупым песенкам, а -ля твист.
Я и в Союз композиторов отнес запись «А у нас во дворе», когда там было обсуждение нового коллектива, инициированное Юрием Саульским. Шаинский своим противным голосом вякал:
- Они что - будут петь наши песни? А если они плохо будут петь?
На что Саульский ему говорил:
- Вова! Не выступай! Я гарантирую, что это будет популярный коллектив.
Юрий Сергеевич был очень прогрессивным музыкантом. Об одном я только жалею. Что ВИО-66 уткнулся в джаз и не смог развиваться. А надо было идти по пути оркестра Джеймса Ласта. Но Саульский, видимо, не был тогда знаком с творчеством этого коллектива, просто не знал его. И никакой Мулерман, Бродская или Ухналев спасти ситуацию не смогли….

-Расскажите о ситуации с уходом Виктора Грошева?

Началось все это давно. Можно вспомнить, например, нашу поездку в Афганистан в августе 1988 года. Много чего там было и капризы, и трусость. Но когда нам выдавали награды за участие в боевых действиях, то я долго отнекивался, но меня буквально заставили оформить медаль. Я оформил на весь коллектив, тогда еще на «Сюрприз». А Витя под шумок договорился с сопровождающим и оформил медальку на себя. Представляете, такая медаль есть у нашего хорошего знакомого политика Сергея Бабурина, который солдатом прошел Афганистан. И у Вити. Есть разница?
Афганистан август 1988 года.

Много лет мне капал на мозги – зачем нам «КиноВатсон»? Зачем нам Женя Слизунов? А Женя долго был моей опорой, тащил всю черновую музыкальную часть. Несмотря на то, что он прилично выпивал. Хазанов попросил выступить у своих родственников – Витя не поехал. Конечно, чего ехать, если там особо не заплатят? Юбилей Днепрова проигнорировал и так далее.
Двадцать процентов с каждого выступления я откладывал на нужды коллектива. А Витя все время требовал эти деньги раскидать. Как же так можно? Коллектив ведь не сможет существовать. Я на эти деньги приобретал компьютеры, аппаратуру, микрофоны. В Америке аппарат стоит 3 000 долларов, в России – 8 000. Разумеется, я везу из Америки. А он этого не понимает, что я работаю на коллектив. О коллективе заботился только я, а Грошеву тогда уже дела не было. Хотя, надо признать, что при создании коллектива он был совсем другим.
Когда Витя стал жить за городом, то это все превратилось в один сплошной кошмар. Никуда он не мог приехать вовремя. Опоздания стали хроническими. Сколько это можно терпеть?
На нашей студии тайком начал записывать свою бездарную дочь. Он всех своей дочерью задолбал на студии. На шару ему сделали аранжировки, записи. И, разумеется, он забыл все свои обещания.
Если я думал о коллективе, то Витя думал только о своей шкуре. Из-за его побочной деятельности он рассорил нас с Мариной Ковалевой, которая устраивала нам гастроли по Америке.
Постоянно создавал какие-то фирмы, из-за которых вляпывался в какие-то истории. Мне приходилось разбираться с настоящими бандитами. Представляете?
Признаюсь, что я вел неправильную политику, очень мягкую. Я не Гранов, не Маликов, не Слободкин. Они бы такого не позволили. Сколько раз мне Гранов говорил:
- Ты пожестче с ними!
Но я не мог жестче.
После ухода Браславского Витя вдруг посчитал себя первым тенором. А я насмотрелся этих «первых теноров» за свою жизнь. Почти у всех все одинаково. Поют наверху, их лучше слышно, их должны больше любить девушки и т.д. и т.п. Это болезнь. Да и к тому же Витя не потянул. Только когда появился Щедров, стало намного легче.
В очередной раз открыл фирму, теперь «Доктор Ватсон-тур». А мы об этом не знали. А он выигрывал тендеры на выступления, на проведение праздников в САО Москвы. Выступал от имени «Доктор Ватсон» с молодыми ребятами. А мы вообще были не в курсе.
Ну, и последней каплей стал наезд на меня. Что, якобы, он меня назначил руководителем, а я все сосредоточил в своих руках, деньги зажимаю. Надоело! В коллективе должна быть здоровая атмосфера.

-Я знаю, что группа «Доктор Ватсон» участвовал в юбилейном концерте Жана Татляна. А Вы были знакомы с ним до его отъезда?

Нет, с Татляном я не был знаком. Мы познакомились в Питере, когда сразу после своего возвращения он пришел на наш концерт. Это было в конце 90-х. Мы спели куплет «Где-то вдали догорает закат…» и я сказал, что в зале присутствует автор этой песни и великий певец Жан Татлян. Жан не ожидал, у него даже слезы навернулись. Весь зал встал. Оказалось, что это был первый концерт, на который он пришел после своего возвращения. Жан знал, что мы поем ретро и решил придти.

На футболе(2005).

-Давайте поговорим о Ваших увлечениях. Вы любите спорт, болеете за ЦСКА?

Да, мой отец был офицером Советской Армии и болел за ЦСКА. И мне передалось. Я до сих пор отлично помню игру ЦСКА с Динамо в 1955 году. В том матче удалили Яшина. Один из первых матчей, на которых я был.
Мой отец был вхож в раздевалку хоккейного ЦСКА. Бывало и меня с собой прихватывал. Он знал хорошо Тарасова. У меня хранятся фотографии, подписанные Кузькиным, Локтевым, Альметовым, Брежневым, Мишаковым…. Многие из хоккеистов бывали у нас дома, иногда пересекались на отдыхе.
На гастролях «Доктора Ватсона» в Америке мы много общались с Вячеславом Фетисовым. Он познакомил меня с хоккеистом Сергеем Брылиным. Представил меня так:
- Это самый преданный болельщик ЦСКА! Он столько знает про историю ЦСКА! А ты, Серега, ничего не знаешь…
Из мира футбола дружил с Бубукиным, Ольшанским. «Доктор Ватсон» работал на юбилеях Парамонова, Симоняна, Газзаева, на 30-летии победы в чемпионате и кубке СССР «Арарата» в Ереване.

-Расскажите о своей супруге Любови Михайловне?

Мы познакомились еще в музыкальном училище, оба учились на одном отделение. Люба из семьи профессиональных танцоров ансамбля Игоря Моисеева. Люба прошла со мной огонь, воду и медные трубы. И ВИО-66, и «Верные друзья». Зарождение «Ватсона» происходило на ее глазах и с ее участием потому, что мы в основном собирались у нас дома. Она всех кормила и поила, ее все знали. И как-то постепенно все нити от директоров, которые часто менялись, и администраторов перешли к Любе. В последние года она стала вести и нашу финансовую деятельность. Так гораздо надежней. А то наши директора слишком многое себе позволяли. Любовь Михайловна моя опора и во многом благодаря ей группа «Доктор Ватсон» существует до сих пор.
Свадьба (1964).

Наша дочь Юлия окончила режиссерский факультет Института искусств. Она участвовала в создании многих наших программ, в том числе и всех КиноВатсонов. В 2006 году мы создали детскую студию «Ватсон-джуниор». Юлия до сих пор руководит этой детской студией.

-Какие планы на сегодняшний день?

У группы «Доктор Ватсон» грядет тридцатилетний юбилей. Ищем возможности с достоинством это отметить. Ну и продолжаем работать, несмотря ни на что.