Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Две судьбы.

(Современная пьеса о прошлой жизни).

Действующие лица и исполнители:

Автор-Валерий Колпаков.
Саксофонист-Ефим Дымов (Пустильник)- руководитель ВИА "Верные друзья" до 1988 года.
Пианист-Геннадий Макеев (Пузырев)- музыкальный руководитель ВИА "Москвичи".
Гитарист-Владимир Овчинников- сегодняшний руководитель группы "Верные друзья".
И другие известные лица того времени.

Действие 2. "Верные друзья" и загадка Д. Тухманова.

(Продолжение).

Но вернемся к Ободзинскому. Диск под названием "Песня-любовь моя" (С60-05847-48) был записан под аккомпанемент ВИА "Верные друзья" в первой половине 1975 года. В него вошли 11 песен, в том числе 3 песни Богословского-старшего с предыдущего миньона и одна песня Богословского- младшего.
Надо сказать, что подобная протекция для сына, не стала для Н.Богословского исключением и в дальнейшем. Практически сразу же вслед был записан дебютный диск ВИА "Ариэль" (С60-5891-2), где также наряду с песней Богословского-старшего присутствовала и песня Богословского-младшего. А во второй половине года записывался первый диск ВИА "Поющие сердца" (С60-6269-70). И ситуация в точности повторилась. Справедливости ради стоит отметить, что песни Андрея были весьма интересны.

В составе "Верных друзей" произошли знаковые изменения. Появился новый бас-гитарист-рижанин Аркадий Фельдбарг, прежний Гринев вернулся в Ригу, а в ВИА "Веселые ребята" перешел Валерий Дурандин, ставший там аранжировщиком и басистом.
29 октября 1975 года в Театре Эстрады я второй раз видел В.Ободзинского вместе с ансамблем "Верные друзья".
Концерт начинали "Верные друзья", исполнив "Песню верных друзей", но гораздо медленней, чем она записана на пластинке. Вероятно, это было следствием работы другого аранжировщика. Потом была "Когда молчим вдвоем" (П.Слободкин-Л.Дербенев)-один из главных хитов этого года (правда, в исполнении "Веселых ребят").
Далее вышел Ободзинский. Он исполнил уже известные песни "Вечный вальс", "Пойми меня", "Лишь вчера" и т.д. Затем 2-3 новые. После чего вышел конферансье, а за ним опять "Верные друзья" двумя песнями закончили первое отделение. Одну из них "Здесь хлеба не растут" я раньше никогда не слышал (да и не слышал больше никогда).
Второе отделение начал ансамбль тремя новыми песнями. Потом вышел Ободзинский и пел уже до конца концерта. Пел "Песню о грифе", поппури на темы своих прошлых хитов. Было и несколько новых песен. Всего на концерте прозвучали 27 песен, из них 20 исполнил Валерий.
Я пытался записать состав ансамбля, когда его объявляли, но всех записать не успел. Вот что получилось: Юрий Щеглов- орган, Нина Буренкова-вокал, Александр Барыкин-малые ударные инструменты, Борис Пивоваров-гитара-соло и Аркадий Фельдбарг-гитара-бас.

Началась работа над очередным диском Д.Тухманова, литературный материал к которому готовила его жена Т.Сашко. Пластинка обещала быть весьма необычной. Готовилась и записывалась она в строжайшей тайне. Никто кроме Тухманова и Сашко не знал, что в итоге должно получиться. Исполнители, участвовавшие в записи, записывали положенные им песни и о дальнейшей их судьбе ничего не ведали. Даже названия песен держалось в секрете.
Вот как вспоминает об этом Владислав Андрианов, в то время солист ВИА "Лейся, песня", записавший заглавную песню диска:
" Я был в Ростове на каникулах. Позвонил Адик:
-Можешь прилететь?
Через несколько часов я уже сидел у него дома. Мне дали нотную бумага, на ней строчка текста, сверху написано "Опус №40".Таня Сашко, первая жена Тухманова ..., мне говорит:
-Ты должен ЭТО спеть так, чтобы тебя никто не узнал.
-Это как?
-Как хочешь, хоть на голову становись!
А техника исполнения этого "Опуса" и так самая сложнейшая. Помню, приехали в студию в половине пятого, а вышел я в два ночи! Мы же тогда ничего не знали о его планах - записали и записали. А пластинка стала революцией в советской музыке для того времени".


Диск Ободзинского "Песня-любовь моя" появился в продаже в 1976 году. На него попала только одна песня на стихи Л.Дербенева "Сколько девчонок на свете" (музыка А.Зацепина) и одна песня Д.Тухманова "Листопад" (сл.В.Харитонова), причем последняя еще в 1974 году дважды выходила на пластинках. Это был своего рода прощальный жест в адрес своих бывших соавторов. Соавторы это хорошо поняли и затаили обиду.
Для самого Ободзинского все, вроде бы, складывалось неплохо. Н.Богословский избирается членом Правления Союза композиторов СССР и становиться еще более влиятельным человеком.
Однако в прессе Ободзинского по- прежнему поругивали, но уже довольно сдержанно. Единственное упоминание о нем в подобном ключе я нашел в журнале "Музыкальная жизнь" №17(июль) в статье "ЭТА УДАРНАЯ СЛАБАЯ ДОЛЯ":
"Своей транскрипцией ансамбль "Верные друзья" и солист В.Ободзинский внесли в песню "Алеша" Э.Калмановского несвойственный ей слезливый мелодраматизм. Ритмики, интонациональный образ песни искажены нещадно..."
Самое удивительное, что 2 года назад в своей статье Н.Богословский эту песню наоборот хвалил.
Еще цитата из статьи:
"С любовью что-то случилось. Чувство призванное пробуждать в людях радость, с некоторых пор, не приносит ничего, кроме огорчений и неудобств. Одним из первых это обнаружили ВИА и ударили в тревожные колокола.
"Что-то случилось"-громогласно простонали В.Ободзинский и его "Верные друзья" во главе с Ю.Щегловым. И с этого момента на эстраду обрушились потоки слез. Зарыдали поэты, композиторы, солисты и целые ансамбли. Слезливость приобрела эпидемический характер..."


В середине года в ансамбль приходит очень сильный трубач Геннадий Жарков (из ВИА "Пламя").
Капитанников,Пивоваров,Ободзинский,Фельдбарг,Буренкова,
Дымов,Жарков.
Капитанников,Пивоваров,Ободзинский,Фельдбарг,Буренкова,Дымов,Жарков
В первой половине года новый диск Тухманова получил добро на выпуск и где-то в сентябре появился в продаже, вызвав небывалый интерес даже в эпоху дефицита. Он назывался "По волне моей памяти". Для его записи Тухманов собрал потенциальных и уже состоявшихся, но малоизвестных пофамильно, звезд советского вокально-инструментального жанра. Все они (кроме иммигрировавшего к тому времени А.Лермана) были названы в аннотации на диске и указаны ансамбли, в которых они работали. Кроме ритм-секции в составе: Борис Пивоваров - гитара, Аркадий Фельдбарг - гитара-бас, скрипка, Владимир Плоткин - ударные. Долгое время это было главной загадкой диска, ставшего, возможно, самым значительным событием в грамзаписи СССР 70-х годов, относящихся к эстрадной музыке.
В прессе появлялись статьи, касающиеся этого диска, но нигде о принадлежности этих музыкантов не было сказано ни слова. Естественно, я тоже искал ответ на этот вопрос. Просмотрев свои записи, сделанные после концерта В.Ободзинского и ВИА "Верные друзья" в октябре 1975 года я наткнулся на две знакомые фамилии: Пивоваров и Фельдбарг. Поскольку имена и музыкальные специальности у обоих совпадали с музыкантами, завяленными на диске, то я не сомневался, что речь идет об одних и тех же людях. Осталась, покрыта тайной только судьба барабанщика, хотя у меня возникла мысль, что, скорее всего, он тоже из "Верных друзей" (что вполне выглядело логичным), но поскольку я не успел записать фамилию ударника на том концерте, то и окончательной уверенности в этом у меня не было.
Довольно быстро найдя ответ на вопрос о "групповой" принадлежности музыкантов, участвовавших в записи этого диска, для меня осталось непонятным причина, по которой эта принадлежность не была указана на пластинке.
Даже начав работать над этой статьей (почти 30 лет спустя от описываемых событий) я не знал ответа на этот вопрос. И только в процессе работы у меня появилось предположение о причинах этого. В 2004 году я спросил Дымова, почему Тухманов не написал на пластинке, что это музыканты ВИА "Верные друзья"? На это он мне ответил, что, к сожалению, не имеет об этом представления, но знает, что если бы Тухманов это сделал, то популярность ансамбля существенно увеличилась. Несомненно! Значит Тухманов, по каким-то причинам, не хотел этого.
Скорее всего, все дело в диске "Песня-любовь моя" и в тех событиях, которые предшествовали его выходу. И они одни и те же и в отношении Дербенева и в отношении Тухманова. Ободзинского уговорили сделать ставку на других авторов. Он согласился и прогадал. Пластинка оказалась довольно безликой. На ней не оказалось ни одного шлягера.

Вера Дербенева:
"А примерно через полгода Валерий снова пришел к Лене, бледный и грустный. Пластинка, на которую он возлагал столько надежд, плохо распродавалась, и как певец он начал терять в популярности...
-Леня, ты был прав, давай работать вместе, я хочу петь твои песни.
Нет, Валера, твой поезд ушел. Сколько времени и сил я потратил на тебя? Ну, пел ты "Птицы - не люди" по три раза подряд...Ну скажи по чести, разве тебе это не нравилось? То-то и оно".


В общем, Дербенев обиды не простил. Как и Тухманов. Именно, по этой причине, на диске Тухманова не появилось упоминание об аккомпанирующим ансамбле Ободзинского "Верные друзья". Чтобы не способствовать популярности "изменнику".
А ведь вклад этого ансамбля в конечный успех пластинки больше, чем у любого другого ее участника (кроме Тухманова). Помимо того, что они записали и участвовали в создании всех основных инструментальных партий диска, так еще и А.Барыкин (Бырыкин) на момент записи песни "Приглашение к путешествию" тоже был участником "Верных друзей". Однако на пластинке он представлен, как участник ВИА "Самоцветы".
Как я уже писал, запись диска "По волне моей памяти" проходила в обстановке секретности. Тухманов предупредил их, что до выхода пластинки об этой своей работе они никому не говорили. Просьба эта была выполнена, даже остальные "верные друзья" узнали об этом уже после выхода диска. Впоследствии Пивоваров, Фельдбарг и Плоткин очень гордились своим участием в этом проекте. Что вполне естественно.

С этих пор Дербенев и Тухманов больше новых песен для Ободзинского не писали. Правда, в этом же году был записан диск с песнями Зацепина-Дербенева из кинофильма "Между небом и землей". Несколько из них спел В.Ободзинский. Но эти песни предназначались для фильма и написаны были до конфликта.
В 1978 году на "Мелодии" была записана странная гибкая пластинка (Г62-0677) и ее твердая копия (М62-40773) с тремя зарубежными песнями на русские тексты О.Гаджикасимова, которые исполнял В.Ободзинский. Странность ее заключаласть в том, что в качестве аккомпанирующего состава был указан Оркестр и хор п/у Е.Пустельника. Оркестра такого не существовало, а Е.Пустильник-это настоящая фамилия Е.Дымова (на пластинке она написана с ошибкой). На пластинки записаны песни текущего репертуара Ободзинского под аккомпанемент "Верных друзей".
Кстати, в его репертуаре были две песни Е.Дымова "Не грусти"и "Жду тебя".

Гастроли ансамбля с Ободзинским становиться все менее предсказуемыми, поскольку в борьбе певца с "зеленым змием" все больше побеждал "змий". Последний концерт, который подвел итог их совместной работы состоялся в Омске. Там Ободзинский и "Верные друзья" работали по отделению с оркестром О.Лундстрема, у которого в то время работала певицей Ирина Понаровская. Надо же было так случиться, что Понаровская заболела и не могла принять участие в программе. Ободзинский тоже не смог работать и был помещен в наркологическое отделение больницы. Люди, пришедшие на концерт, узнав о том, что звезды обоих коллективов не будут выступать, рядами покидали зал.

Окончание 2 действия.
Сайт управляется системой uCoz