Олег Кацура

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru


Георгий Симонян

Левша.

(май 2020 г. )
2

ВИА «Здравствуй, песня» 1985 г.
Сафонов, Попов, Кацура, Мазаев, Ерастов, Матвиенко.

-Старый репертуар «Здравствуй, песня» исполняли?

А как же! «Птица счастья», «Синий иней»… но нам все это было ненавистно. Vы исполняли и свои новые песни. И проходили они очень хорошо.

-Вы что-то записывали с ВИА «Здравствуй, песня»?

Записали подпольный магнитоальбом на стихи Наума Олева. Там были очень серьезные песни. Например, «Принцесса села на иглу» (Смеется). А потом мы записали альбом песен Добрынина «Взлетная полоса», но в результате на нем осталось наших только четыре песни (одна с Нурмухамедовой). На пару наших песен наложили голос Боярского, и две песни исполнил Беликов.
Я вспоминаю, как в нашем репертуаре появилась песня «Большая медведица». Слава принес на репетицию и сыграл на трех аккордах. Нам не понравилось – совок совком. На что Добрынин сказал:
- Сделайте ее, как надо. Это будет хит!
В итоге так и получилось.

-Вы же неоднократно пытались уйти из ВИА «Здравствуй, песня»?

Первый раз я уволился из ВИА «Здравствуй, песня» в 1984 году. Мне позвонил Женя Маргулис и предложил поработать в московском «Наутилусе».

-Вас пригласили вместо кого-то?

Да, вместо Юрия Шахназарова.

-Кто еще был тогда в составе?

Сергей Кавагоэ – барабаны, Кирилл Покровский (клавишные, саксофон), Дмитрий Рыбаков (12-тиструнная гитара, вокал). Мы начали репетировать, записали альбом, но не сдали программу. Делать было нечего, и я вернулся в «Здравствуй, песня». Но позже, году в 1986, я сыграл определенную роль в жизни Кирилла Покровского. Мне как-то позвонил гитарист Андрей Большаков. Разговорились, он рассказал, что он сейчас в «Арии» и они ищут клавишника. Ну, я и посоветовал Кирилла.

Возможно, здесь Олег ошибся.
В 2021 году мне пришло письмо от Леонида Коноплёва (администратора официального сообщества группы "Ария" ВКонтакте):
-Данный фрагмент не может быть верным... Дело в том, что Кирилл был в "Арии" с самого основания, а Большаков пришёл позже. На первом альбоме Кирилл уже есть, а Андрея нет. Да и клавишника "Ария" вообще не планировала в свои ряды, не та музыка, просто так сложилось. После ухода Кирилла, клавишников в группе больше не было никогда. Возможно, наоборот, Олег посоветовал Кириллу Андрея.
Прим. В.Колпакова)


-На альбоме вы что-то записали в качестве вокалиста?

Песню «Клен» (второе название «Осень») - «Иногда в дороге дальней подойдет час, голос тихий и печальный позовет нас…». Но основной моей заботой была запись лидер - гитары.
Позже я сделал ремикс на одну из песен Нау – «Жаль» (Годы нас пилят, как пила…). Автор этой композиции Дмитрий Рыбаков.

-Где репетировал Нау?

В ДК МАИ, в ДК «Каучук». За время моего пребывания мы дали всего три подпольных концерта. На них приходили Макаревич, Ситковецкий, наши ребята из «Здравствуй, песня». И все очень нравилось то, что мы делаем. Но эти худсоветы…
Некоторых участников этих худсоветов до сих пор помню: Юрий Саульский, Ким Брейтбург (до сих пор не понимаю, как он там оказался). Им все очень понравилось. Но там было еще человек пять из министерства культуры, из Союза композиторов. Вот они-то и сказали - нет. Причем один нас вообще назвал диссидентами. Сейчас слушаешь эти песни – какое диссидентство? К текстам песен было очень много вопросов. Если бы у нас был покровитель или раскрученное имя…
С программой ансамбля «Здравствуй, песня» мы тоже имели проблемы с худсоветами. Но один случай был вообще запредельный. Мы два раза не могли сдать программу. А на третью попытку мы надели беленькие рубашки, нацепили пионерские галстуки. Выглядели просто ангелами, вообще идеально. И исполняли «Моя Кубань, горы и поля…» И программу приняли.(Смеется).
Возвращаясь к Нау. После этих перипетий Женя Маргулис ушел, кажется, к Антонову. Вместо него пришел на бас-гитару Андрей Сапунов. Нам кто-то обещал, что мы пройдем аттестацию, но все было бесполезно. Все разбежались.
Олег Кацура.

-Что было дальше?

Только я вернулся в ВИА «Здравствуй, песня», как нам предстояло сниматься в староновогодней программе «Утренняя почта» с песней Добрынина «Большая медведица». Отснялись, но поскольку на тот момент мы в очередной раз не сдали программу, и наше существование было под вопросом, то на титрах было написано – Олег Кацура. Показали по ТВ, и буквально через несколько дней мне позвонили от Павла Слободкина. Человек, который звонил (администратор Дмитрий), объяснил, что Павел Яковлевич видит меня солистом вместе с Глызиным. Два блондина и гитары в разные стороны. Эффектно.
Конечно, я согласился. Где-то месяц мы просидели на базе, репетировали. Я выучил весь материал. И поехали на гастроли. Я-то рассчитывал, что Слободкин берет меня солистом, а оказалось, что в резерв. Он долго меня не выпускал на сцену.

-Пели из-за кулис?

Нет, просто не выпускал, выходили другие запасные (смеется). Я был в «Веселых ребятах» месяца три, если не считать репетиционный период. И за это время Слободкин выпустил меня на сцену считанные разы. Хотя и дал мне исполнять сольную песню – «Мы ловили журавля». Ее до меня исполняли Игорь Гатауллин и Миша Файбушевич.

-Вы играли на гитаре?

Да. На басу играл очень хороший музыкант Сергей Рыжов. На ударных – Юра Китаев. Были Глызин, Гатауллин и Буйнов.
Честно говоря, мне в «Веселых» совсем не понравилось. Все это было похоже на армию, хотя деньги там были очень хорошие. Да еще несколько музыкантов с нами ездили в качестве запасных. Когда Слободкин вдруг на какой-то концерт выставлял басиста из запасных, тот ему буквально в ножки кланялся. С нами ездил уже известный к тому времени Сергей Беликов. Но его при мне Слободкин на сцену так и не выпустил. Только в футбол играли (смеется).
Помню, что на моем первом концерте я лихо передвигался по сцене, подбегал к другим ребятам. После чего Павел Яковлевич спросил меня, почему я бегаю по сцене. Взял мел и описал круг моих передвижений, Это было очень странно.
У меня состоялся разговор со Слободкиным, и я покинул ансамбль «Веселые ребята». Когда я уходил, то Леша Глызин мне сказал:
- Теперь ты можешь идти в любой коллектив!
Пребывание в «Веселых ребятах» было как знак качества.
Через какое-то время после моего ухода, администратор «Веселых» мне позвонил и спросил по поводу знакомых вокалистов. Я ему дал номер телефона Саши Добрынина. Через пару лет Слободкин воспользовался этим номером телефона (смеется). Кстати, периодически мне звонил администратор «Веселых» Дмитрий и интересовался музыкантами. Например, бас-гитаристами. Я рекомендовал Владимира Сёмина, с которым был немного знаком, и Игоря Ерастова. Оба потом, сменяя друг друга, работали в ансамбле «Веселые ребята». Кстати, Семин после «Веселых» очень долго работал в составе Володи Преснякова.

-И куда вы направились?

Мне позвонил Виктор Векштейн. У него тогда собралась компания молодых людей под названием «Вулкан». Это было еще до «Арии». Помню, что были басист Алик Грановский, барабанщик Александр Львов, гитарист Сергей Потемкин...

Я пришел, и мы стали репетировать дуэт с Антониной Жмаковой. Какую-то итальянскую песню. Порепетировали, порепетировали и я понял, что это совсем не мое.

-И вы снова возвращаетесь в ВИА «Здравствуй, песня»?

Я вернулся, но в это время Сергей Мазаев ушел в «Автограф». И вместо себя он порекомендовал Николая Расторгуева. Нужно было, чтобы кто-то взял на себя репертуар типа «шуба-дуба, хали-гали» (смеется). А я ведь все-таки лирик.

-Как Александр Добрынин оказался в вашем составе?

Игорь Матвиенко его пригласил после моего ухода в «Веселые». Добрынин работал тогда в «Зодчих». У Саши есть такая черта – может ляпнуть что-нибудь, что не следует, но не со зла.
Но с Колей и Сашей мы проработали недолго. В один день весь коллектив уволился. Дело в том, что в Краснодарской филармонии было много разных коллективов различных жанров. На эти коллективы никто не ходил, а у нас всегда был аншлаг. Но у всех у нас была незыблемая ставка – 13 рублей. И всю кассу обычно делали мы. А остальные жили за наш счет. Ну и надоело это нам.

-Когда Аркадий Хаславский вышел из тюрьмы, вы еще работали как «Здравствуй, песня»?

Нет, мы уже ушли.

-И что вы стали делать?

Мы познакомились с Валерием Жаровым. У Валеры была хорошая аппаратура и профессиональная студия. Так появилась группа «Класс». Опять начали экспериментировать в студии в стиле Yes, в джаз-роке. Но потом поняли, чтобы зарабатывать деньги, надо играть что-то более популярное.

-Как познакомились с Жаровым?

Игорь познакомился. Он очень коммуникабельный человек. А потом познакомил меня. Но мне пришлось еще и кастинг проходить, то есть еще несколько вокалистов приходили прослушиваться. Помню, тогда автор текста к песне «Нетелефонный разговор» Миша Андреев сказал про меня:
- Это настоящий вокалист!
Было очень приятно.
А студия у Жарова была в гостинице «Космос» в той части, где спортивный комплекс с бассейном. Когда мы там записывали одну из первых песен «Нетелефонный разговор», то сведение делал Александр Кальянов. Его Жаров пригласил. И тогда же мы совершенно неожиданно столкнулись с гитаристом Лешей Беловым («Парк Горького»). Он приехал поплавать в бассейне. Мы его затащили в студию, и он записал гитарное соло к этой песне.

Леша еще раз поучаствовал в наших записях. Я написал песню «Холодные ступени» (на пластинках «Класса» ее нет), которая переделывалась раз пять в разных жанрах. Белов в ней записал партию гитары в окончательной версии. А Саша Кальянов нам делал сведение еще нескольких песен.
На первых порах нам очень помог Леонид Петрович Дербенев. Дал несколько текстов, на которые Игорь написал музыку. И они стали шлягерами. «Мы ребята просто класс», «Этажи»… Он же устроил нам несколько эфиров. Еще помогла Алла Пугачева. Она взяла нас в свои «Утренние почты». Представила нас очень здорово. Мол, вот самая модная группа. Мы тогда в передаче исполняли «Нетелефонный разговор». И после этих эфиров мы стали собирать стадионы. Кому сказать сейчас – не поверят. Это было начало 1988 года.
Имя Леонида Петровича Дербенева было как пропуск. На ТВ видели его фамилию – это было гарантией, что эту песню покажут. Дербенев обожал рыбалку и ездил рыбачить на свою родину, во Владимирскую область. Уже несколько лет подряд в его родном селе Улово, в конце лета, проводятся мероприятия, посвященные его памяти. Мы участвуем в них вместе с Алексеем Пузыревым. Места там необыкновенно красивые.
Алексей Пузырев и Олег Кацура.

-Читал об участии в проекте «Класс» Саши Добрынина, Мазаева, Ветлицкой…

Они принимали только эпизодическое участие в жизни коллектива. Саша Добрынин записал вокал вместе со мной в песне «Бермудский треугольник». Сережа Мазаев записал партию саксофона то ли в одной, то ли в двух песнях. Наташа Ветлицкая участвовала в нескольких наших концертах, работала на бэках.

-Как появился поэт Александр Шаганов?

Хорошие тексты к песням всегда в дефиците. Саша познакомился с Игорем и стал приносить тексты. Игорь начал писать на них песни. Кое-что мы записали еще во времена «Класса». А песня “Граждане, за мной» стала довольно популярной. Саша очень хороший парень, и, как показало время, хороший поэт.
Окончание