Андрей Климов

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru







Валерий Колпаков

В "кабинете" с Андреем Климовым.

(сентябрь 2015 г. )
1

1. ВИА "Ичкерия".

По предложению Андрея мы сразу перешли на "ты".
Андрей Климов

- Расскажи о себе?

Родился в Кривом Роге в 1956 году. Отец русский, мать грузинка. В 6 лет мама отвела меня в детский хореографический коллектив народного танца, где я «прожил» достаточно длинную жизнь где-то до 15-16 лет. Параллельно занимался (чем я только не занимался!) спортивной гимнастикой, рисованием, футболом, авиамоделированием, плаванием, волейболом, настольным теннисом, запоем читал и успевал участвовать в городских-областных олимпиадах по математике и физике. Поскольку я безвылазно обитал в районном Дворце культуры, то на моих глазах рождались и распадались невиданные на то время ВИА. Эти модные и стильные ребята зачаровывали, а вид ударной установки просто сводил с ума…
Мы с мамой рано остались вдвоём (папа умер в 1962-м), мама много и тяжело болела… Это обусловило моё раннее взросление. Уже после шестого класса я все летние каникулы провёл, работая в цехе безалкогольных напитков и заработав за лето честные 120 рублей. При этом лимонадом была завалена вся квартира, просто реки…
Решение о поступлении в музыкальную школу в 1968 году я принимал самостоятельно, чуть позже просто известив об этом маму… Хотел учиться играть на ударных, но меня умело перенаправили на кларнет. Получалось очень неплохо, поэтому музыка увлекла и накрыла с головой. На большой переменке я успевал сбегать домой и минут 15-20 позаниматься на инструменте. В общеобразовательной школе мне прочили будущее успешного физика или математика. После того, как после восьмого класса я объявил, что поступаю в музыкальное училище, математичка обиделась и пару лет со мной даже не разговаривала…

- Кто и почему перенаправил вместо ударных на кларнет?

Приёмная комиссия... Одиннадцатилетнего пацана не очень сложно переубедить. Как я гораздо позже понял, ударные преподавать было некому, а единственным духовиком в школе был педагог именно по классу кларнета — блестящий Дмитрий Терентьевич Киба (ныне покойный). Именно ему я всем и обязан, он привил мне и трудолюбие, и любовь к музыке, и многие жизненные принципы… Чуть позже параллельно с музыкальной школой я начал играть на саксофоне в местном ВИА. Тогда мне было 13-14 лет.
В 1971 году закончил музыкальную школу и поступил в Криворожское государственное музыкальное училище по классу кларнета. Параллельно продолжал играть со своей группой…
После поступления в училище стало сложнее с вокально-инструментальным жанром, так как кларнетистам категорически запрещали играть на саксофоне. Несмотря на запреты я это дело развивал, и в 18 лет уже руководил своей группой (ВИА «Тоника»), которую до сих пор вспоминают в Кривом Роге.

ВИА «Тоника».
На переднем плане Андрей Климов.

- Кто запрещал играть на саксофоне и чем обосновывал?

Мой училищный преподаватель по специальности. Конечно, техническое обоснование этот запрет имел — разная величина мундштуков, и, соответственно, разная мышечная фиксация амбушюра. Кроме того, у кларнета пальцы перекрывают отверстия, что гораздо тоньше по тактильным ощущениям, чем у саксофона, где пальцы могут небрежно цеплять закрывающиеся клапаны. Специфика, так сказать… Вместо того, чтобы развивать навыки владения двумя инструментами, проще запретить один из них… Но «запретный плод…» и т.д.

- Кто-то из твоих однокашников стал потом известен в музыкальной среде?

Все стали крепкими исполнителями, кто-то преподаёт, кто-то работает в оркестрах… Особо никто не известен…

- Какие музыкальные предпочтения были в то время?

Из предпочтений (их много) можно вспомнить "Beatles", "Grand Funk", "Creedence", "Chicago", "Blood, Sweat & Tears", "Average White Band", "Tower Of Power". По мере взросления всё более склонялся к джазу, но и ранних увлечений не забываю до сих пор.
Наши ВИА тоже мимо не проходили. До сих пор нравятся «Весёлые ребята», те ранние, времён Бергера-Лермана-Алёшина (а песню «Я к тебе не подойду» я и сейчас считаю шедевром), «Цветы», кое-что из «Лейся песня» Андрианова-Иванова. А начиналось всё с «Поющих гитар», конечно…

- Почему склонялся к джазу?

Законы эволюции — развитие, от простого к сложному… В инструментальном плане (а я именно инструменталист, хотя и попеть пришлось немало) джаз намного сложнее популярной музыки. Импровизация подразумевает кроме наличия свободного владения инструментом ещё и определённый склад мышления. Мышления не нотами, а общей музыкальной картинкой, включая гармонию, мелодию, грамотно построенную фразу, кульминацию, логику и т.д. У поп-музыки тоже свои законы, но они всё же немного попроще…

- Джазовые пристрастия того времени?

Малые составы, активный ладовый джаз, но без чрезмерной смури (не авангардизм by John Zorn), иногда cool… Из саксофонистов Michael Brecker, Chris Potter, Steve Coleman, Joshua Redman, Bob Berg…

- Как получал муз. информацию?

Как все… Что-то писал с пластинок, что-то десятой перезаписью с бобины на бобину. Плюс приёмник «Казахстан»…

ВИА «Тоника».
На переднем плане Андрей Климов.

- Расскажи о своей группе: состав, репертуар, выступления?

Ритм-секция плюс труба, тромбон, саксофон… Играли песни советских ВИА, некоторые номера из популярной тогда Jesus Christ Superstar, Deep Purple, Chicago и т.д. Авторской музыки не было. Выступления - "танцы" три раза в неделю, концерты "по поводу". Иногда свадьбы да выпускные подворачивались… Стандарт...

- Как у вас тогда относились к духовым в ВИА? У нас на любительском уровне их почти не было (мода на Битлз). А на профессиональной сцене такие составы были, но зрители это воспринимали негативно.

Да, в то рафинированное "гитарное" время к дудкам относились если не негативно, то скептически. Долго называли "трубадурами". Но благодаря молодости весь этот негатив с нас легко стекал-обтекал.
Параллельно я играл в самодеятельном биг-бэнде, которым руководил Анатолий Иванович Шумейко (это с ним позже пересекались Лёня Грабер и Илья Козаков в Тульской филармонии; как тесен мир). Именно Шумейко я обязан своим более глубоким знакомством с джазом вообще и с саксофоном в частности. У Толи было чему поучиться, по сей день считаю Шумейко своим учителем и очень ему благодарен…
В 1975 году окончил музучилище и стал преподавать кларнет в детской муз. школе в Кривом Роге. В 76-м меня «побрили» в армию. Служил в оркестре, в учебном полку гражданской обороны под Харьковом. Часть стояла в пяти километрах от ближайшего райцентра, вокруг много небольших сёл. Наш оркестр обслуживал буквально всё и всех, от похорон до свадеб… Так что интересного было много, но не глобального значения… У меня там была идеальная возможность заниматься на саксофоне, поэтому занимался много, никто не мешал…
Сразу после армии - ВИА "Ичкерия" в Грозненской филармонии вместе с криворожскими музыкантами. На момент моего дембеля (конец 1978) ребята там уже формировали коллектив, ну и пригласили меня…
ВИА «Ичкерия»:
Илья Козаков, Андрей Климов, Станислав Канский, Виктор Полищук и Валентин Барков.

- А как ребята из Кривого Рога попали туда?

Даже не знаю, как ответить… До этого они уже работали где-то в другой филармонии… И, как обычно, где-то кто-то кому-то что-то предложил и т.д. Это не ответ, я понимаю, но я просто не помню…

- А почему «криворожская команда» не работала в своей филармонии или где-то еще поблизости? Почему уехали так далеко?

Там не было такого «комсомольско-патриотического» давления на репертуар, как на Украине…

- Как ты с этими ребятами вообще познакомился?

Кривой Рог хоть и большой город, но маленький… Все музыканты друг друга знали, встречались, общались, джемовали, выпивали. Обычная местная музыкальная тусовка… Да и сейчас та же картина…

ВИА «Ичкерия»:
Виктор Полищук, Анатолий Козюк, Виталий Червоный и Валентин Барков.

- Что это за ВИА "Ичкерия", никогда о ней не слушал, расскажи?

У "Ичкерии" было ещё одно название - "Ритмы гор". Это название больше нравилось местным властям, а национальное "Ичкерия" вызывало аллергию… Обыкновенная филармоническая команда с двумя парами народных танцоров и народным же певцом-солистом. За концерт у них было три-пять номеров, всё остальное концертное время мы имели возможность немного "хулиганить"…
Состав: Валентин Барков - бас, Илья Козаков - клавишные, Валентин Макаренко - гитара (его сменил Станислав Канский), Виктор Полищук - ударные (при переходе в "Здравствуй, песня" его сменил Анатолий Федоряченко), Анатолий Козюк - вокал, Александр Берлин - тромбон, Владимир Курныгин – скрипка, Юрий Хомяков, Андрей Климов - саксофоны. (Все выше перечисленные - криворожане…). Кроме них: вокалист Виталий Червоный, отличный музыкант, одессит, до Грозного работал в "Сябрах" и местный певец Зелимхан Дудаев с парой национальных песен. Художественным руководителем числился Юра Хомяков, музыкальным — Валик Барков. В репертуаре были свои песни и песни других ВИА. Гастроли: Чечня и Северный Кавказ, Красноярский край, БАМ, Тува, Дальний Восток. Заработки были так себе, ставки не самые высокие.

- Кто из своих писал песни? Как вообще подбирали репертуар?

Песни писал Валик Барков. В выборе репертуара у нас была относительная свобода (с учётом местных национальных реалий, конечно). Выбирали то, что нравилось. Были даже песен на украинском…

- А что-то из западного репертуара?

Была пара-тройка фирменных песен исключительно для танцевальных номеров. Конкретно не вспомню…

Статья из газеты.

- В статье из газеты сказано, что ты тоже писал музыку. Что за песня "В этом мире прекрасном"? Есть ли она в записи?

Это ошибка корреспондента и/или редактора (в то время тексты не присылали на согласование ). Сам я музыку не писал. Песня «В этом мире прекрасном» написана Валиком Барковым. Запись сохранилась…

- Можно ее послушать?

Можно, но… Запись на Маяк-203 и триста тысяч лет хранения на обсыпавшейся плёнке… Слушать ЭТО сегодня - удовольствие, скажу я тебе, ниже среднего. Исключительно для ознакомления…

- Было что-то интересное и запоминающееся в тот период?

Запомнился почти маниакальный энтузиазм: репетировали даже по ночам, сами собирали и паяли аппаратуру. Ну, а коллективные аранжировки остались надолго нашей фишкой…
В тот период познакомились и много общались с интереснейшим Серёжей Манукяном …
Запомнилась красота Саян, слепая посадка с третьей попытки в завьюженном аэропорту Красноярска, какая-то обречённая безысходность Тувы, вьетнамская водка в посёлках БАМа…
Очень хорошо помню поездку на высокогорное озеро Кезеной Ам (это в Чечне), почти 2000 метров над уровнем моря, температура воды в озере зимой и летом +10°. Дорогу туда можно назвать автомобильной с очень большими натяжками, серпантин типа «козья тропа», ехали с закрытыми от страха глазами. Там в условиях нехватки кислорода тренировалась сборная СССР по гребле. Вот для этих ребят мы и давали концерт, позже были «танцульки» и интересное общение…
Запомнилось как в одной из воинских частей на Дальнем Востоке замполит по окончании концерта поднялся и при заполненном зале демонстративно изорвал в клочья заготовленную для нас грамоту - "нам такие артисты не нужны!"…
Было много всего, но наиболее ярко помнится именно творческий энтузиазм. Так бывает, когда собираются единомышленники и им никто не мешает…

- Чем замполит на Дальнем Востоке обосновал клочья грамоты?

Ну, он нам этого не объяснял. Допускаю, что политработнику не понравилась наша музыка…

- А вы делали какие-то записи этим составом? Может были какие-то сьемки?

Есть репетиционные аудиозаписи пары песен, но качество слишком уж отстойное. ТВ не было. Просуществовал этот проект недолго, где-то в конце 79-го мы получили предложение от Хаславского...
ВИА «Ичкерия»:
Юрий Хомяков,Андрей Климов и Александр Берлин.


Четыре песни из репертуара ВИА "Ичкерия":
1. "Ичкерия".
2. "Пешеходы".
3. "Едем-едем".
4. «В этом мире прекрасном».
Продолжение