Валерий Белянин.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян
Сергей Соловьев

Я мечтал стать художником-карикатуристом.

(апрель 2010 г.)
2

Это был уже 1975 год. Я понимал, что нужно совершенствоваться. И тут мне позвонил мой друг трубач Саша Семенов и предложил поступать во Всероссийскую Творческую Мастерскую Эстрадного Искусства (ВТМЭИ). Мы создали квартет и поступили учиться. Третьим был Леня Абрамов, с которым мы позже работали в «Акварелях», и Слава Гешкенбейн, которого позже сменил Витя Спиридонов. Через год мне и Лене предложили выступать дуэтом. Мы играли в две акустические гитары и пели песни советских композиторов. А учились мы по классу вокала у легендарнейшего человека – Георгия Павловича Виноградова. Помните его знаменитые песни «В городском саду играет духовой оркестр», «Я возвращаю Ваш портрет», «Счастье моё» и др.
Кстати, была одна интересная история. В 75 году до поступления в Мастерскую я некоторое время работал в оркестре Миши Олейникова в гостинице «Интурист».

Как туда попали?

Перед поступлением в ВТМЭИ мы с Сашей Семеновым решили проверить свои силы и поступили квартетом в МОМА. Также квартетом работали и у Миши. Пели вместе несколько песен, а потом я сольно пел «фирму». У Миши оркестр был очень сильный: Михаил Окунь – на фортепиано, Толя Васин – на трубе, сам Миша – на саксофоне, Валера Каплун – на барабанах, дудки… В один из дней проходил мимо Юра Шахназаров из «Аракса» и заглянул на наше выступление. И пригласил меня в «Ленком» на прослушивание. Прихожу. Сидят – Юра Шахназаров, барабанщик Шура Данилович, Сережа Беликов, Сергей Рудницкий… Я спел что-то из Битлов, что-то из Юрай Хип. Потом меня попросили выйти и они стали совещаться. В итоге, выходит Юра и говорит, Беликов сказал, что двух теноров многовато. Но, несмотря на это, мы с Сережкой дружим, симпатизируем друг другу.

2002 год.
Валерий Белянин, Сергей Беликов и Евгений Курбаков.

В ВТМЭИ стипендия была?

Да, и высокая - 69 рублей.

А где находилась мастерская?

На территории ВДНХ, в Зелёном театре.

Где-нибудь подрабатывали в это время?

Там же, на танцах в Одинцово, в Опалихе.
Тогда же произошел интересный случай. Только-только музыканты ушли от Маликова и создали ВИА «Пламя». И у них был концерт в зале гостиницы ВДНХ «Колос». Возле метро долго висели афиши «Пламени». Я каждый день видел эти афиши, но сходить на их концерты не получалось. В итоге я сорвал одну из афиш, которая потом долго лежала у меня дома. И через три года я оказался в этом ансамбле.
Мистика!
Газета "Вечерняя Москва" 19декабря 1975.

После окончания ВТМЭИ нас с Леней Абрамовым распределили в Чувашскую филармонию. Мы работали в коллективе и мотались с ним по районным центрам, по селам. Но это продолжалось месяца четыре, я вернулся в Москву. Почти сразу мне позвонили и пригласили на прослушивание в ВИА «Акварели». Я пришел, спел что-то акапельное в русском стиле. Неохота было тащить с собой гитару (смеется). И был зачислен в ансамбль. Это был 77 год.

Кто там тогда работал?

На барабанах – Вова Макеев, на клавишах и вокал – Саша Мухатаев, на гитаре – Леша Игумнов, бас-гитара – Виталий Попов, Андрей Оснас- клавиши, Паша Каплинский – тромбон, Эдик Титов – труба, Витя Кузьмин – саксофон, Тамара Джиба и Толя Визиров – вокал.
Первой моей записью в «Акварелях» была песня «Льняные волосы».

Песня вышла на диске в 79 году, когда Вы уже там не работали?

Да, диск записали, и пока он выходил, я уже ушел. Даже на фотографии меня нет. На том диске я записал в качестве солиста «Солнечный луч в моем сердце» С.Уандера, «Сувенир» Демиса Руссоса, «Такова жизнь» Юрай Хип, «Мамалю» Л.Хемфри, «Дилижанс» Баккарах.
А песни «Дельфины», «Малышку» и «Живи, мой мир» спел Леша Игумнов и «Лайди-лайдай» - Саша Мухатаев.

"Акварели" 1977 год.
слева-направо Мухатаев Александр - вокал, барабаны, ф-но, орган, блок флейта; Петрович - работник сцены; Визиров Анатолий - вокал; Попов Виталий (Андрейка) - бас гитара; Оснас Андрей - вокал, саксофон альт, ф-но; Гусев Игорь - работник сцены ("Малыш" или "Угол от бани"); Вячеслав Сидельников - звукооператор; ???; Ющенко Николай - певец; Игумнов Алексей - вокал, гитара; Белянин Валерий - акустическая гитара, вокал.

В 78 году Вы одновременно с Сашей Мухатаевым написали заявления об уходе. Почему?

Атмосфера в коллективе была ужасной, и обстановка стала угрожать нашему здоровью. Дисциплины не было никакой. Иначе, мы бы спились. Мы ушли просто в никуда…

Зарабатывали в «Акварелях» хорошо?

Я получал ставку 16 рублей, концертов было много. Иногда больше тысячи рублей в месяц выходило. Как говорил один мой друг:
- Мы зарабатывали больше, чем любовница маршала!

Куда уходили деньги?

Знаете распорядок дна артиста? Завтрак на 30 копеек, обед на рубль, ужин на четвертак!

25 рублей – это серьезно!

Конечно. Еще инструменты сами покупали.

В «Акварели» Вы пришли со своей гитарой?

Да, с акустической. На электрогитаре играл Леша Игумнов. Помню, что одну гитару Джипсон я оставил в метро на станции «Царицыно». Зачитался статьей в газете, поставил кофр к колонне и вошел в вагон без нее… На складах были какие-то Музимы, но большинство покупали сами себе.

Какой аппарат был в «Акварелях»?

Колонки БИГ. А в «Пламя» сначала были Регент, потом самопальные, Чуть позже - Динакорд.

Как возили аппаратуру?

Была рабочая группа в каждом ансамбле, 4-5 человек. Они этим занимались. Если ехали в поезде, то в тамбуре складывалось. Или выкупалось дополнительное купе. В самолетах сдавали в багаж. Бывали такие случаи, что мы отрабатывали на репетициях сборку-разборку аппаратуры, так как время до отъезда было ограничено. Например, закрывается занавес, и за 7 минут надо было все разобрать, собрать, смотать. Каждый знал свои функции, и четко должен был их выполнять. Так мы помогали рабочим. Иначе, не успевали бы на поезд.
Сейчас все гораздо проще. Возим с собой только инструменты.

За два года, что Вы провели в «Акварелях» состав менялся?

Нет, состав был стабильный, работали только эти люди, которых я называл.

Тамара Джиба раньше Вас ушла?

По-моему, она еще оставалась, когда я уходил.

А Маргарита Суворова?

Она ездила, как солистка Москонцерта и работала отделение. Она и ее муж бас-гитарист Миша Зимин работали с коллективом, но после распада этого коллектива «Акварели» стали им подыгрывать. Это еще до меня было. А уже позже мы встретились с ней на записи. Она меня узнала, мы познакомились. Позже мы с ней вместе записывали песню «Голубка». Мы с ней до сих пор дружим.

Я слышал, что она болела сильно?

Да, было дело. Иосиф Давыдович Кобзон помог и ей сделали операцию. Сейчас все вроде нормально.

Она якутка?

Нет, она родом из Удмуртии, но много пела песен северных народов. Помните, «Якутяночка моя»?

Кто делал аранжировки в «Акварелях»?

Сложно уже вспомнить, но точно Леша Игумнов, Саша Мухатаев и Андрей Оснас делали. Других не вспомню.

Еще такой момент. Когда Вы пришли в ансамбль, то оказалось, что три ведущих солиста – теноры?

Не совсем так. Мы с Мухатаевым – теноры, а Леша Игумнов – баритональный тенор. Толя Визиров пел баритоном. Да и Андрей Оснас пел баритоном. Так что налицо быль почти весь спектр вокальных тембров.

Вернемся к уходу из «Акварелей»? Получается, что ушли два ведущих солиста?

"Акварели" 1977 год.
Тамара Джиба, Валерий Белянин и Алексей Игумнов
Но Леша Игумнов оставался. К сожалению, лет 7 назад он умер. В последние годы его жизни мы с Сашей Мухатаевым приезжали периодически к нему, привозили продукты, деньги. Ему где-то на улице пробили голову, он потерял речь, плохо ходил, жил в нищете. Умер когда ему было немного за 50.
Продолжение