Александр Мухатаев.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян

Я, по своей сути, человек довольно неуживчивый.

(июнь 2010 г.)
1

Александр Мухатаев

Я родился в мае 1949 года в городе Серпухове. Когда мама меня носила, она заболела малярией и была очень худой. Послевоенное время! 9 мая она пришла в роддом, а ей, пошутив, сказали, чтобы приходила через девять месяцев, она настояла и – на следующий день я появился на свет. В детстве был слабеньким, но потом все наладилось со здоровьем. Единственное, что не стал высоким, но мы все Мухатаевы невысокого роста. В детстве я хулиганом не был, но мог за себя постоять. Видя несправедливость, бил не раздумывая. Правда, один раз нарвался на боксера и сам получил. С тех пор понял, что кроме силы нужно ещё и умение.
В семье нашей было три брата и сестра. Я предпоследний, на два года моложе был брат Михаил. Старший брат Валерий был 37 года, сестра Альбина – 41-го рождения. Старший брат по настоянию матери окончил летное техническое училище и служил в авиационных войсках техником самолетов. Тогда военные были хорошо обеспечены.
Дед по отцу и его брат были репрессированы ещё в 38-ом. Так получилось, что дядю сослали в Красноярский край, а дед решил к нему съездить навестить. После поездки деда по доносу арестовали а потом и сослали в Бамлаг, где он через год и умер при невыясненных обстоятельствах, а его брат был расстрелян в Канске в том же 38-м… В общем, это – обыкновенная история того времени.
Я с детства обожал всякую технику. Паял, ремонтировал, поджигал. Однажды брат из армии привез различную пиротехнику, и я тут разошелся. Чуть соседский дом не поджег…
Отец и мать зарабатывали на жизнь литературной работой в местных газетах. Отец очень многое умел делать своими руками. Например, одно время он был фотографом и очень неплохо на этом зарабатывал. У нас в семье был автомобиль – Москвич-401, а потом и 407, так что уже в 50-е мы каждый год ездили к морю. По тем временам это было сродни подвигу.
Когда я служил в армии, мои родители развелись. Отец после этого долго болел и умер в 74 году.

Братья и сестра живы?

Нет. Все ушли, я один остался.

Как стали музыкой заниматься?

Очень рано, еще до школы я стал заниматься с учительницей, которую звали Муза Владимировна, а потом уже поступил в музыкальную школу по классу фортепиано. Отучился я в музыкальной школе, сдал выпускной экзамен, но, по своему разгильдяйству, аттестат не получил. Позже отец мне его оформил, благодаря своим связям. Я к тому времени уже играл на танцах…

Как к этому пришли?

Лет в 14 я зашел в Дом Пионеров у нас в Серпухове и увидел, что там с ребятами занимаются джазом. Мне так понравилось, что я захотел играть эту музыку. Мне дали задание, я его выполнил, и меня взяли в этот ансамбль. Я стал играть у них на рояле. И все вечера стали проходить с музыкой… Потом меня пригласили во «взрослый» ансамбль при Клубе им. Ленина играть на аккордеоне и рояле. Там всем музыкантам было под и за сорок лет. Мы играли на танцах и концертах. Какие же «тяжелые» инструменты – эти аккордеоны! В прямом смысле.
Кстати, на танцах были интересные ситуации. Когда мы играли что-то типа твиста, и кто-то выбегал танцевать, то милиция врывалась на танцплощадку и охаживала дубинками танцующих этот запрещенный танец.

А музыкантам доставалось?

Нет. Нас почему-то не трогали. Самое смешное, что те же музыканты духовики играли в похоронном оркестре под названием «Улыбка»….
Так вот, в нашем клубном оркестре были взрослые пьющие мужики. Был один случай. Появляется перед концертом контрабасист и жалуется на больную голову. Ему вызывается помочь саксофонист, мой ровесник Вовка Кочетков и предлагает таблетку. Как потом оказалось, на основе каких-то наркотиков (тогда это в аптеке свободно продавалось). Контрабасист запивает ее стаканом портвейна и начинает чудить. Во время очередной коды он начинает крутить контрабас , забывает про него и уходит со сцены за кулисы. Контрабас крутится, крутится сам по себе, и падает за кулисы на жену нашего барабанщика, которая сидела на стуле и следила за своим красавцем-мужем. Ну, чтобы девочки на него не вешались. Контрабас разламывается пополам, в общем жуткая история.
Или - тромбонист встаёт, выходит вперед, чтобы сыграть соло, и… начинает падать назад. А сзади на стуле сидит трубач и подставляет ему ногу под спину и останавливает падение…

Александр Мухатаев в центре с сигаретой.

Дело шло к армии?

Но я до этого поступил в Политехникум, закончил его. Успел жениться в 68 году и только после этого пошел в армию. Кстати, с первой женой я познакомился на дне рожденья Леши Игумнова. Они учились в одном классе. А Леша играл тогда в трио на гитаре, и мы были знакомы с ним. В таком маленьком городе как Серпухов все музыканты были знакомы между собой. Позже Алексей Игумнов окончил училище культуры на «Левобережной», напротив Института Культуры.
Значит, 20 июня 68 –го я получаю диплом, а 10 июля меня забирают в армию. Служил я в Крыму во внештатном оркестре космической части. В итоге армия оказалась довольно полезной, я там освоил духовые инструменты. Позже стал дирижером. Когда я был в армии, жена родила в 69-ом году дочь. В общем, из армии я пришел уже отцом.
В июне 70-го я вернулся из армии и сразу направился в новый, только что отстроенный за время моей службы Дворец Культуры имени Ленина. Пригласил молодых музыкантов, в том числе и Лешу Игумнова. Постепенно купили на заработанные на «вечерах» деньги орган Weltmeister, барабанную установку Premier, аппаратуру. И создали группу под названием «Такт». Играли во Дворце Культуры, выезжали в другие места на концерты. Ансамбль стал очень популярным. Собственно в «Такте» я и начал петь.
Александр Мухатаев в ВИА "Такт".

А в 72-ом я поступил в Царицынское музыкальное училище на дирижерский факультет. Я хотел на фортепианное отделение, но педагог училища Терехова Галина Борисовна меня отговорила. Фортепиано это, мол, - узкая специальность, а на дирижерском я получил бы более разносторонние знания.
И тут появляется Виталий Белецкий. Самородок, виртуозно играет на балалайке. Приглашает меня в свой коллектив. Я соглашаюсь и предлагаю ешё Лешу Игумнова. Так мы попадаем в Москонцерт…
Каждый день мы по 8-10 часов занимались на базе. Приходила известный вокальный педагог Мира Коробкова, с нами она занимались вокалом, сам Белецкий мог многое объяснить и показать. Обстановка была очень деловой и творческой. И занимались мы практически до следующего лета, 73-го года. Мы репетировали на инструментальной базе Москонцерта на Летниковской улице у Павелецкого вокзала. Там многие репетировали - например, Алексей Козлов. Белецкий набрал молодых и талантливых музыкантов. Те практические навыки «живой» игры и пения потом очень пригодились в дальнейшей работе в «Акварелях». Кстати, мы там пересеклись с Тимуром Мироновым (ныне - «Доктор Ватсон»).
Играли мы, я считаю, уникальную программу, состоящую из смеси эстрадной и народной музыки. Даже сложно привести кого-то в пример, похожих на этот коллектив.

Продолжение