Александр Мухатаев.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян

Я, по своей сути, человек довольно неуживчивый.

(апрель 2010 г.)
3

Александр Мухатаев исполняет песню «Лайди-лайдай».

И теперь один самых животрепещущих вопросов. Кто записывал фонограмму в песне «Лайди-лайдай» к бенефису Ларисы Голубкиной ?

«Веселые ребята».

А почему вокал записывали Вы?

Мне рассказывали, что Алешин не захотел записывать эту песню. То ли не понравилась, то ли еще что-то.

P.S.
В 2009 году на официальном сайте ВИА "Веселые ребята" задавали этот вопрос и ответ был таким:
"Веселые ребята успели записать только фонограмму.Сразу после записи ансамбль уехал на гастроли,а сроки поджимали и Гинзбург позвонил Слободкину и попросил разрешения наложить солиста на эту фонограмму."

Мне кажется, что этот ответ больше соответствует истине, поскольку при моем общении с Алешиным, он не вспомнил какое либо свое участие в этой песне.
Валерий Колпаков

Мне позвонил муж Тамары Джибы – Михаил Цуриченко. Кстати, Тамара – замечательный человек по характеру и прекрасная, очень талантливая певица, а Михаил работал в оркестре радио и телевидения у «лохматого» то есть у Силантьева. Так вот, Михаил и предложил мне попробовать записать вокал этой песни. Я пришел на студию. Звукорежиссером был Бабушкин.

(В титрах "Бенефиса" указано, что запись музыки к нему осуществлял Владимир Виноградов -прим. редактора).

Записал, заплатили деньги. Но дело в том, что Тартаковский об этом не знал. Мы были в Ярославле на гастролях, был эфир, и в титрах была моя фамилия. Алик жутко обиделся потому, что не было в титрах название «Акварели».

Вы знали, что записываете для «Бенефиса»?

Нет, не знал. Потом уже мы часто принимали участие в записи музыки для «Бенефисов».
Как то, в начале «нулевых» меня пригласил на радио «Эхо Москвы» сын Евгения Кравинского, нашего конферансье в «Акварелях» – журналист, ведущий эфира Константин Кравинский. Во время моей работы в "Акварелях" он был ещё подростком. В течении двух часов пока шла передача, а шла она в ночное время, были звонки из разных мест. Один из звонивших рассказал, что в «восьмидесятые» эта песня была популярна среди солдат служивших в то время в Афганистане.

А Кто записал песню «Что-то будет»?

Марина Райкова.

Как она попала в ансамбль?

Марина была дочерью то ли замдиректора, то ли начальника одного из цехов завода, где была наша репетиционная база на Бутырской улице. Она играла на рояле, обладала хорошим голосом. Прекрасно пела арию Марии Магдалины. Очень профессиональная девушка. Они поженились с Колей Румянцевым, будучи в «Акварелях». Правда, брак просуществовал потом недолго. Коля Румянцев был прекрасным вокалистом, гитаристом, но индивидуалистом, очень эмоциональным. Они с Мариной ушли в 76-ом году. Марина ушла в декретный отпуск сразу после участия в фестивале в Зеленой Гуре.

Как Вы попали в Зелену Гуру? Опять по связям Тартаковского?

И по ним тоже. Но мы проходили выездную комиссию, где-то в Сокольниках. По всем правилам тогдашнего времени. Это же был 76-ой год. Самое главное, что позже было принято решение нас не пускать в Польшу, но мы уже были в дороге и ничего нельзя было изменить. Мне кажется, что Колю Румянцева не пустили в Польшу по причине того, что к тому времени Коля и Марина были муж и жена. Так «органы» боялись, что Коля с Мариной могут остаться заграницей.

Что пели на фестивале?

В основном советские песни. Это же был фестиваль советской песни. Но иногда пели и польские. Было у нас с Игумновым такое увлечение со времен «Такта». Пели из репертуара «No To Co» - (Ну и что), «Skaldowie» - (Скальды), «Czerwone Gitary» - (Червоны гитары), Чеслава Немена и других.

Там познакомились с музыкантами польских групп?

С некоторыми там, но многих знали и до этого. «Акварели» работали в одной программе с «No To Co» в Летнем театре на ВДНХ. Тогда и познакомились, они все по-русски прекрасно говорили. Я дружил с органистом Янеком. Однажды помог ему за час до концерта спаять провода в его органе Hammond .
Газета "Вечерняя Москва" 9 сентября 1974 года.

Был такой случай. На одном из банкетов в Зеленой Гуре прошла команда – «No To Co» и «Акварелям» водки не давать! И тут польский звуковик приносят мне бутылку Колы. Я отказываюсь, но он говорит:
- “Probuj”.
Я попробовал, а там водки больше, чем Колы. Вот так и исхитрялись…

Где брали тексты, ноты польских песен?

Сборники покупали, что-то снимали один в один.

А еще что там пели?

Песни из нашего репертуара, конечно. Но большее впечатление произвела сама поездка, от природы, от людей. Варшава нас удивила тем, что вся серая. Оказывается, мы используем газ, а они топят углем. Из-за копоти от угля практичнее серый цвет…
Я там купил себе первые джинсы. Отстоял в универмаге на Маршалковской огромную очередь. Отношение людей было очень хорошим. Может только раз почувствовал на себе недружелюбный взгляд. Однажды в гостинице целую ночь спорил с польским студентом об убитых в Катыни польских офицерах. Я считал это пропагандой. Не мог допустить такого от нашего «гуманного» государства. Где тот студент? Очень хотелось бы извиниться перед ним.
Сколько о нас в газетах писали. Интервью с Аликом Тартаковским, наши фотографии. Жаль, что ничего не сохранилось…

На конкурс в Сочи в 76-ом как попали?

Пригласили. Кроме нас были «Добры молодцы», какие-то национальные коллективы. Я там познакомился с Зауром Тутовым. Помните такого певца? Он сейчас, по-моему, министр культуры Кабардино-Балкарии. Когда не было выступлений с нашим участием, мы наблюдали за выступлением других участников из оркестровой ямы.

Позже Вы исполняли программу «Песни наших отцов»?

Это нам навязали. Пели «Там вдали за рекой», и что-то из военной тематики.

К 77-ому году у Вас состав стабилизировался. Появляются Визиров, Абрамов, Белянин

Уходят Коля Румянцев с Мариной Райковой, уходит Турабелидзе.

Расскажите о Геннадии Турабелидзе?

Гена жил недалеко от ДК имени Горького на Вятской. Там и погиб. Сейчас трамвай там убрали, а тогда ходил - №27. Гена стоял на тротуаре близко к краю и проезжающий трамвай ударил его в голову зеркалом. Вот такая нелепая смерть! А какой он был в жизни эмоциональный! Купил первую машину – «Жигули» и приехал хвалиться. Стал показывать. Сел за руль, дал задний ход и… в столб! Весь на эмоциях! Кроме того, всех знал. Он же работал в «ВИО-66» п/у Юрия Саульского. Познакомил меня с известным трубачом Андреем Товмасяном. Помню, как в огромной квартире Товмасяна мы смотрели редкий импортный фильм с переводом. Причем, приезжала девочка-переводчица и переводила. А фильм проецировался с аппарата «Украина» на экран, состоящий из белой простыни.

Вернемся к «Акварелям». Абрамов на чем играл?

На клавишных, пел. Иногда за ударные садился.

Не помните, как попала в ансамбль песня «Льняные волосы»?

С нами сотрудничал композитор Желтовский – автор этой песни. Он и принес ее.
(Желтовский- автор слов, музыка С.Красикова- прим. ред.)

«Акварели» исполняли на концертах две песни с Тухмановского диска «По волне моей памяти» - «Сердце, сердце» и «Из вагантов». Кто солировал?

В первой, кажется, Белянин. Во второй, то ли Игумнов, то ли Абрамов. Точно не вспомню.

Получается, что три солиста поют тенорами: Вы, Белянин и Игумнов. И только Визиров - баритоном?

Визиров был типичный солист. Он в группе почти не пел. А три тенора очень отличались по тембру и репертуару. Мы не соперничали – у каждого была своя ниша, хотя некоторая конкуренция присутствовала. Но это, же только на пользу дела.

Александр Тартаковский и Александр Мухатаев.

Какова была обстановка в «Акварелях»?

В целом дружеская, творческая, но конфликты, как в каждом коллективе, возникали.

А в смысле выпивки?

Этого хватало. Я не очень любил это дело и часто пропускал застолья. А Тартаковский к сожалению, был подвержен. Его супруга, из поездки в ФРГ, привезла ему модные тогда тупоносые ботинки на платформе. И была такая примета. Если Алик не завязывал шнурки на этих ботинках, то значит уже...

Тартаковский где жил?

На улице Герцена, сейчас - Большая Никитская, недалеко от Испанского посольства. Соседом у него был Зиновий Высоковский – пан Зюзя.

А дети?

У них был сын подросток.

Когда мы познакомились Алику было всего 37 лет, а выглядел очень солидно, на все 50.

На сцену он часто выходил?

Почти на каждом концерте. Садился за рояль. Очень любил поговорить со сцены – рассказать зрителям об ансамбле, о нас.
Несмотря на то, что всякое бывало, он остался в памяти очень хорошим, остроумным человеком. Много рассказывал смешных историй происходивших с разными людьми искусства. Например, однажды два молодых бакинца, легендарный Онегин Гаджикасимов и Сергей Мелик «халтурили» у Курского вокзала на «Москвиче» Мелика. К ним подходят два клиента и интересуются сколько, мол, стоит доехать, и один самый здоровый держит в каждой руке по арбузу. Мелик от неожиданности заломил несусветную цену. Тот, что держал арбузы, говорит недвусмысленно другому:
- «Ну-ка подержи…!!!».
Онегин не успел оглянуться, как «Москвич» с Меликом скрылся за поворотом.
Похоронен Алик на Николо-Архангельском кладбище.

Отношения с другими ВИА поддерживали?

С «Лейся, песня» Шуфутинского дружили. Там же тогда Владик Андрианов работал. С «Надеждой» Плоткина общались. Плоткин смешной всегда был, любил пошутить. С Векштейна «Поющими сердцами». Кстати, потом с его женой Тоней мы в ресторане работали.

В «Акварелях» жен разрешали брать в поездки?

Не всегда. Если были ближние поездки. Например, Калуга. Или летом на юг. Брали иногда и не жён.

В «Акварелях» спорт любили?

Когда была возможность, играли с удовольствием на бильярде. «Взрослые» и Оснас резались в преферанс. Все очень любили шахматы. В футбол постоянно играли. Я даже однажды на гастролях в Закарпатье очень сильно повредил ногу. Даже настаивали на операции, но я отказался. Выходил на сцену, держась за Пашу Каплинского…
А Евгений Кравинский – наш конферансье - был фанатом футбола. Очень много знал и рассказывал о футболе и футболистах. В дальних автобусных переездах это очень помогало. Даже ходила такая легенда, что, то ли в 30-е, то ли в 40-е годы он, увидев несправедливо не назначенный пенальти, выбежал на поле, схватил мяч и установил его на одиннадцатиметровой отметке. И судья с этим был вынужден согласиться! К этому ещё прекрасный конферансье и человек. Многие его миниатюры я помню до сих пор наизусть.

За кого болеете?

Раньше за "Спартак" болел, а теперь - за "Локомотив".


Продолжение