Александр Цыгальницкий.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков

Судьба барабанщика.

(декабрь 2015 г.)
3

3."Российские ребята".

Александр Цыгальницкий и Олег Кичигин.

-После расставания с Ободзинским, чем вы занимались?

Валера звал меня с собой, но Кичигин уговорил меня остаться в Донецке. Когда мы вернулись туда, то сначала работы никакой не было. Я устроился играть на свадьбах. Алик устроился в оркестр при "Автодоре" п/у Якова Хаславского (это никакой не родственник Аркадия Хаславского). Свадьбы проходили в основном в специально построенном помещении на поселке Октябрьский. Это самый пострадавший сегодня от бомбежек район г. Донецка, так как он находится в непосредственной близости от аэропорта. Наверно и это здание не сохранилось.
Так вот, в то время люди часто снимали это помещение для свадеб и через контору (типа свадебный сервис, не помню название), мы устроились на работу туда. Состав у нас был такой: пианист, басист, гитарист, барабанщик и саксофонист. Из всех хорошо помню только Володю Когана, он играл на саксофоне очень прилично и еще пианиста, он тоже был приличный музыкант, но ни имя не фамилию не помню, знаю, что впоследствии он уехал в Америку.
Зарабатывали мы не много, кажется, нам платили, где-то рублей 12-15, а так как свадьбы обычно проходили по два дня можно было заработать в месяц рублей 120-160. По тем временам это были небольшие деньги, но жить было можно. Тем более, что иногда возникали дополнительные халтуры. Все было официально, деньги получали через эту организацию. Что еще было примечательно? На каждой свадьбе нас угощали, или мы тырили со столов алкоголь. Кормили нас тоже и в этот день никто не ужинал,но самое интересное это алкоголь.
Парнаса не было, за заказ песни приносили бутылку. Как правило, мы бутылки ставили в мой чехол от малого барабана, а это был кофр от баяна, куда прекрасно входил малый барабан, щетки и палки и все это себя там надежно ощущало. Хозяева были разные, попадались такие, которые садили нас не за общий стол, а где-то в подсобке, ничего на стол не ставили. Так скромненько и еще следили за нами, чтобы мы чего либо не унесли со стола. Однажды заподозрив нас, что мы уносим со стола алкоголь, они устроили нам обыск, проверяли все наши кофры и футляры от инструментов, но так как мы это заранее почувствовали, то все перепрятали в пианино под нижнею деку, о чем они не догадались. Придя на следующую свадьбу через неделю, мы спокойно достали нашу добычу и разделили.
Что еще примечательно? К своему дню рождения, который у меня в сентябре, я не купил не одной бутылки алкоголя, все было со свадьбы: и вино и водка и шампанское.
Александр Цыгальницкий.

Еще был один интересный момент связанный с игрой на свадьбах. В Донецкой области живет много цыган, есть целые поселки. Естественно, очень много легенд и одна из них это о том, как проходят цыганские свадьбы. Рассказывали, что цыгане очень надоедливые, достающие. Что за те деньги, которые они платят, выпьют всю кровь и даже могут побить или сломать инструмент. Я на цыганские свадьбы никогда не ходил и всего этого побаивался. Однажды мне предложили пойти на цыганскую халтуру. Причем при моем категорическом отказе, мне сказали, что это не свадьба, а крестины и там все полегче. Мало того сказали, что главным среди музыкантов будет Вася- цыган, который носил кличку человек- оркестр, а он большой специалист по цыганским свадьбам и с ним не опасно. Почему его звали человек- оркестр ? Он играл на аккордеоне и еще у него был орган кажется «Вельтмайстер» к нему он приделал трубу, потом и две. Дуя в один мундштук он извлекал звук из двух труб.
Когда мы первый раз встретились, он произвел на меня странное впечатление. Во первых он был в гипюровой рубашке, а во вторых его лицо было все в в свежих порезах от бритья и у нас сразу произошел конфликт. Я на такие халтуры никогда не брал большой барабан. Увидев, что у меня нет большого барабана, Вася сказал что без большего барабана на халтуру он не поедет. На что я возразил, что я с большим барабаном не поеду. Он долго мне доказывал, что на цыганской халтуре нельзя без большого барабана, что у нас будет много проблем. В ответ я сказал, что он просто не играл с нормальным барабанщиком, и я категорически не буду брать барабан. В общем мы поехали без большего барабана. Приехали, а это был частный цыганский дом. Цыган сначала было немного, но они сразу затребовали музыку. Причем, как я понял многие из них хорошо Васю знали. Вася сразу предупредил, что мы должны делать так, как он или цыгане нас замордуют, и мы будем играть без пауз. Начали играть, Вася очень настороженно отнесся ко мне, но буквально через несколько сыгранных вещей честно признался, что он не испытывает никаких проблем с отсутствием большого барабана. Самое интересное было, как мы уходили на перерыв. Цыгане танцуют бесконечно. Они не танцуют все сразу, а делают это по очереди и таким образом музыка по их пониманию и разумению должна играть без пауз. Темп меняется произведение может меняется, а паузы быть не должно, никогда. И вот мы играем, играем и вдруг Вася кричит:
- ВСЕ!!!
Бросает инструмент и валит, и мы должны сделать тоже самое. Второй способ избавится от докучливых цыган такой. Вот они достают нас, сыграй это, сыграй то, и тут Вася говорит:
-Я- то сыграю, а ты станцуешь?
Встает и начинает танцевать. Делал он это здорово, цыганам это очень нравилось. Он был свой среди них, и они с большим уважением к нему относились.
Как- то я еще несколько раз ходил на цыганские халтуры. Там не было такого, как Вася, и закончить играть было невозможно. 7 часов утра, все уже разошлись, хозяин практически спит, но требует:
-Играй еще!

-Что вы играли на цыганской свадьбе? И что вообще игралось тогда на свадьбах?

На цыганской свадьбе была цыганская музыка, кроме цыганочки все остальное было для меня незнакомым. А так на свадьбах в то время игралось всё, что было популярно в то время.
Одновременно с этим мы собрали ансамбль для АВТОДОРА, где числился и получал зарплату Яков Хаславский и его оркестр, и даже дали один концерт, где нас прослушали, но почему-то не взяли. Была уже осень и нужно было куда-то садиться на постоянную работу. Все было занято, и мы предложили себя в бар "Шахтерский", который находился в центре города на проспекте Ильича. Относился он к системе «Плодовощторг» и тогдашний руководитель Кушнарев, предложил нам там поработать. Нам купили аппаратуру REGENT 60, что в то время нас вполне устраивало, и мы начали там работать.
Бар был небольшой, публика была там разношерстная, но в основном она приходила не потанцевать, а выпить и послушать музыку.
Тогда мы уже нашли в Донецке музыкантов- пианиста Юру Доровских и саксофониста Анатолия Сажнева. Сажнев был доктором и, кажется, уже в то время, был главврачом Ясиноватской железнодорожной больницы.
Наш квартет, в основном, играл джаз и иногда Алик Кичигин пел песни. Чаще всего Высоцкого, очень популярного в то время. Играли в свое удовольствие, репетировали, но денег не зарабатывали, так как чаевые (Парнас), практически отсутствовали.
Потом это кафе обворовали и украли у меня магнитофон. Позже воров нашли и посадили. Так они мне потом долго по 3 рубля присылали за магнитофон.
Оттуда мы перешли в гостиницу "Донбасс" и одноименный ресторан. Эта гостиница была довоенной постройки. Сейчас на этом месте стоит отель «Донбасс-Палац» входящий в список европейских пятизвездочных отелей, построенный на деньги донецкого олигарха Рената Ахметова. Тогда там было пару залов и в одном из них мы играли.
Гостинница "Донбасс" в 1980 г.

Там уже нас было человек шесть: добавились труба, гитара и еще плюс певица. Это был самый центр города, и там бывала денежная публика. Иногда туда завозили приезжих артистов покормить, так как там был неплохой банкетный зал. Однажды привозили на ужин В. Высоцкого, когда он был в Донецке с гастролями. Помню даже такой случай. У нас завсегдатаем был один блатной, который работал парикмахером. Увидев Высоцкого, он фамильярно предложил ему попеть для своих пацанов, на что В. Высоцкий среагировал сразу, послав этого блатного на три буквы. Блатной сильно облажался и ретировался.
Работая там, мы участвовали в донецком джаз-фестивале. На фестивале мы играли трио: Кичигин, Доровских и я. Этим трио мы поиграли еще во многих составах: с Валерием Колесниковым, Анатолием Герасимовым, Виктором Дорохиным и другими музыкантами, фамилии которых я уже не помню. О нас до сих пор там вспоминают. Мой товарищ Виктор Дубильер, тогда председатель донецкого джаз-клуба (он сейчас в Москве), мне рассказывал, что когда к нему приезжают зарубежные коллеги, и он ставит записи нашего трио, то они не верят, что так в то время могли играть советские музыканты.

-Виктор Дорохин, которого вы упоминаете, это тот, который позже работал в "Поющих сердцах"?

Да. Он в тот момент играл с Герасимовым и Меркурьевым где-то на Кавказе, и они приехали на фестиваль в Донецк. На фестивале он играл с нами на бонгах. Еще с ними приезжал и играл с нами в ансамбле пианист, но я его фамилию не помню.
Владимир Заседателев, Александр Цыгальницкий и Виктор Дорохин.

Все это время работы в Донбассе мы вынашивали планы о том, чтобы собрать хороший состав. Скоро такая возможность появилась. В Донецке был один человек, в то время директор ресторана «Уголек» В. Никитин, небезразличный к хорошей музыке. В свое время, будучи директором ресторана "Донбасс", он привозил туда состав из Львова про который потом ходили легенды. Этим составом руководил Юрий Варум. Но это было раньше, до нашего приезда на постоянную жизнь в Донецк, и мы этих музыкантов не слышали.
Вот к нему я и пошел. Помню это была зима, холодно. В ресторане был колотун и некого не было. Ресторан был двухэтажный. Внизу был пивной бар, а вверху большой зал со сценой, так как изначально он строился, как концертный ресторан. Я рассказал Никитины, что мы работали у Ободзинского, и что в Донецке есть хорошие музыканты. Его это заинтересовало, и мы стали потихоньку готовится к переходу.
Кажется, это было первого апреля, мы перешли в этот ресторан. Я так думаю, что эти события и послужили поводом для нашего названия «Апрель», хотя потом, работая в Донецке в других местах, мы стали называться «Донецк». Там у нас уже появились три дудки. Туда же мы взяли Валерия Павлова, трубача Славу Лавриненко, Юру Волошина, Мишу Прохожаева, гитариста Славу Абашидзе и певца Володю Зайцева. Павлова нашел Кичигин где-то на танцах на Азотном поселке. Валера выглядел очень экзотично. Во-первых он был кудрявый и волосы были как у Анжелы Девис, во- вторых: он необычно пел и произвел на меня впечатление. Как появился Володя Заяц я не помню. С Юрой и Мишей мы работали еще у Ободзинского. Славу Лаврененко я знал чуть раньше, а Абашидзе я услышал в Консерватории, где он учился на скрипичном отделении. Таким составом мы сели в «Уголек и там работали. Аппаратура, я не помню, какая была, а микшерный пультик, если это изделие можно назвать микшером нам сделал Стас Сидоренко, работающий в ДОНГУ, и он же переделал магнитофон ТЕМП в ревербератор.

Все было неплохо, но вдруг, как гром среди ясного неба, на говорят, что Никитин привез опять львовский ансамбль и они будут работать в «Угольке».
Про этот состав, как я уже говорил, ходили легенды, и вот они приехали. Для нас это был удар по престижу и хотя смена на ресторан "Шахтер" была вполне адекватная, так как "Шахтер" был самым большим рестораном в Донецке при одноимённой гостинице, но мы с этим не могли смириться и долго ругались с Никитиным. Но тогда он нам сказал:
-Вы еще мне спасибо скажите.
И правда, когда мы перешли в "Шахтер", то поняли, что это- золотое дно. Вот там мы проработали до того момента, как уехали в "Российские ребята".

-А вы видели львовский состав в работе? Чем они производили фурор?

Ничего такого фантастического они не играли. Их было 5 музыкантов и две певицы. Юра Варум играл на клавишах, а его жена пела. В то время они приезжали с маленькой Анжеликой, которой было где- то 4 года. У них был хороший барабанщик Толик. Сам Варум прилично играл на органе "Вельтмастер". Гитарист Миша Рабинович (сейчас в Германии) был никаким гитаристом. Они играли тогдашнюю популярную музыку. Правда, у них были концертные костюмы. Обычный кабацкий ансамбль с элементами концерта. До этого они работали где-то в концертной организации. Мы же в отличии от них этим составом на сцене не работали. Одно дело, когда ты аккомпанирующий ансамбль и совсем другое, когда у тебя есть опыт концертирующего коллектива. Потом у нас сложились неплохие отношения. Я даже ходил к ним на замену, когда их барабанщик уезжал во Львов.
Участники джаз-фестиваля в Донецке.

В ресторане «Шахтер» была хорошая работа. А так как ресторан был при гостинице, то было много приезжих, в том числе и музыкантов.
О нашем ансамбле стали ходить легенды, и люди из других городов специально приезжали послушать нас. Как правило, в ресторане, даже в будние дни, мест в 7 часов уже не было. Кроме того ресторан часто закрывали на спецобслуживание различных конференций в том числе и партийных. Поезда Дружбы из Польши и ГДР, в денежном отношении нам были не интересны, но иностранная публика могла оценить уровень ансамбля.
Особенно много было людей, когда в новом Выставочном Центре Донецка вблизи от гостиницы "Шахтер" проходила международная угольная выставка «УГОЛЬ 75» На ней были представлены все страны имеющие отношение к добыче и переработке угля. Вечером эта публика гуляли у нас на полную катушку, с удовольствием слушали и танцевали под нашу музыку.

Идея пойти работать в концертную организацию витала давно, и мы начали потихоньку к этому готовиться. Первым делом надо было собрать деньги на аппаратуру, и мы стали их копить. Весь парнас откладывали на покупку, а получали только по пять рублей за вечер.
Когда у нас появились деньги, мы заказали в Москве колонки, динамики микрофоны. Кое, что покупали у приезжающих на гастроли зарубежных музыкантов. В то время это в основном были югославы, и они бойко торговали оборудованием. Большая проблема была микшерный пульт.
Виталий Клейнот, с которым у нас были дружеские отношения, посоветовал заказать его там, где делали пульт для Александра Зацепина, у которого была своя студия звукозаписи и там писалась Алла Пугачева с ансамблем Клейнота. Делал его человек, имя которого я, к сожалению, забыл, но знаю, что он был очень хорошим специалистом в области электроники. Когда пульт приехал в Донецк, это было что-то!
Он имел 10 входных каналов четыре выходных, 4 усилителя по 40 ватт, и казался нам чем-то фантастическим, ведь надо не забывать это был 1974 или 1975 и таких пультов мы не видели даже у приезжих гастролеров.
Все инструментальные колонки мы сделали сами, а усилители к ним местный мастер по фамилии Пронькин. Колонки нам резали и строгали в мастерской, а сборка, обтяжка, установка динамиков и настройка проходила в ресторане, что вызывало негативную реакцию у руководства ресторана, благо наша музыкалка была достаточных размеров.
Одновременно мы готовили концертный репертуар.
Одной из серьезных композиций, которая и сегодня слушается неплохо, была аранжировка сделанная Олегом Кичигиным на патриотический цикл музыки О. Фельцмана «Молодая Гвардия».
С этой, и другими записями, которые мы сделали в условиях ресторана мы поехали в Москву продавать себя. Уже тогда у нас были хорошие отношения с Юрием Саульским с которым подружились еще в Хабаровсеке во время гастролей его биг-бэнда, также с Таривердиевым, с которыми познакомились в Донецке во время проведения телевизионного конкурса «Алло мы ищем таланты» в Донеце. Конкурс проходил в помещении пресс -центра гостиницы «Шахтер» и все участники, а также жюри жили у нас и каждый день вечером бывали в нашем ресторане. У нас даже произошел такой случай. Конкурс проходил в предпраздничные дни перед 8 марта, народу в ресторане было полным- полно. Какой-то тип подошел к микрофонной стойке во время исполнения Кичигиным песни и ударил по ней, разбив Алику губу. Естественно получил сразу по морде, а «выносили» его из зала ребята участвовавшие в конкурсе «Алло мы ищем таланты» Музыкальная солидарность была проявлена на полную катушку.
Так вот, имея таких людей в друзьях, мы с Аликом поехали в Москву с целью продать себя. Жили мы у Коли Эрденко, известного цыганского музыканта - скрипача. Пленку показывали разным музыкантам, всем нравилось, но практических результатов не было. Кто-то посоветовал поехать в Липецк и Алик Кичигин поехал в Липецкую филармонию. Я остался в Москве. Приехав оттуда он сказал, что готовы нас взять на работу в Липецкую филармонию.
До осени мы накапливали репертуар и аппаратуру и в конце октября поехали в Липецк. Еще до отъезда Алик нашел певца из Луганска, тогда еще Ворошиловграда Валеру Концевого. Звали мы его Конфуций, но не помню почему он получил такое прозвище. Еще к нам пришел парень из Донецка Алексей Пересыпкин, у которого были отношения с Милой Гримальской, которая на тот момент, если мне не изменяет память, была заслуженной артисткой Украины и ее мы тоже взяли в ансамбль. Уже в Липецке к нам присоединилась еще одна певица из Липецка (фамилию не помню) исполняющая народные песни, а также пара артистов оригинального жанра Стас и Света Стрельниковы, у которых была отличная миниатюра «Немое кино». Таким образом началась наша работа ансамбля «Российские ребята». Почему именно это название? До этого там уже был ансамбль с таким названием, было штатное расписание,афиши и какие-то другие моменты, которые и были решающими в выборе этого названия, хотя честно нам оно не очень нравилось.
«Российские ребята»:
Ю.Волошин, С. Лавриненко, А.Цыгальницкий, М.Прохожаев, В. Абашидзе, О.Кичигин, М. Брусницын и В. Павлов.

Немного пожив в Липецке мы переехали в городок с символичным названием Грязи. Жили в маленькой гостинице и каждый день нас возили в Липецк на репетицию в филармонию и обратно Благо это было не далеко, примерно 30 км. Так как в этой гостинице мы были одни, то весь обслуживающий персонал которого было не много, работал для нас. Повара готовили нам еду по заказу и еще мы использовали кухню для покраски рубашек анилиновыми красителями, так как нам надо было начинать давать концерты, а костюмов не было. Наконец мы сделали программу, сдали ее и начали гастролировать. Сдачу программы я не помню, но кажется все было очень хорошо. Был народ, комиссия и хороший прием. Замечания были незначительные. Первое отделение было патриотическим, причем не просто набранные песни, а по нарастающей, от композиции Фельцмана «Молодая Гвардия» и заканчивая современными, одна из которых была написана Олегом Кичигиным.
Второе отделение мы начинали с композиции «Чикаго», уже не помню с какой, тогда мы много играли из репертуара этой группы. А также другие популярные песни советских и зарубежных исполнителей. Точно помню, играли Iamman, так как я там играл соло. Потом мы пошили костюмы и выглядели прилично, да и наш репертуар нравился публике, в некоторых городах проходили на ура. Помню в Туле, стою в перерыве, на сцене работает конферанс и слышу разговор по телефону:
-Слышишь приезжай скорей, тут ребята так Чикаго играют –фантастика!
Во многих городах, к нам часто приходили музыканты, которые пели нам дифирамбы.
Естественно мы искали людей, которые могли бы нам помочь с продвижением на радио или ТВ, но у нас так и не получилось. Во первых, нужно было сидеть в Москве и иметь для этого деньги, которых у нас не было. Администратором у нас был Володя Коган, тот Коган, с которым я ходил на свадьбы в Донецке, сейчас он уже в Израиле, у него были какие-то знакомые и связи, но все упиралось в деньги.
Так, как особых заработков не было, да и с продвижением не получалось, и у нас начались дрязги. Все затеял Миша Прохожаев, он стал нудить, что мы здесь никому не нужны, у нас нет никаких перспектив, мы сами никакие, надо играть другую музыку и надо возвращаться домой.
Кстати, такая же примерно картина была и, когда мы работали с Селезневым. Тоже Миша все это затевал. Алик вообще с ним не мог общаться. Не дружил.
Последние гастроли у нас были в Донецке в новом концертном зале Дворца Молодежи «Юность». Концерты прошли хорошо, но присутствие дома и разногласия по поводу дальнейшей работы сделали свое дело. В итоге, проработав в Липецке полгода, весной 1976 мы закончили свою гастроль, как ансамбль «Российские Ребята».
«Российские ребята»:
Слева на право Юрий Волошин, Олег Кичигин, Валерий Павлов, Александр Цыгальницкий, Вячеслав Абашидзе, Юрий Доровских, Станислав Лавриненко, Михаил Прохожаев.


Продолжение