"Ариэль".

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Ариэль.

Статья из журнала "Музыкальная жизнь" (1977).

Прислал Анатолий Бабай (Украина).

Среди вокально-инструментальных ансамблей наибольший интерес вызывают ВИА самобытные, ставящие своей целью не просто развлечение слушателей, стремящиеся сказать свое слово в искусстве... Одним из таких «думающих», оригинальных коллективов является вокально-инструментальный ансамбль Челябинской филармонии «Ариэль».
«Ариэль» возник в 1970 году в результате слияния лучших самодеятельных коллективов города. Любители музыки были уверены, что у них в Челябинске появился ансамбль, который будет верным приверженцем традиций «Битлз». Первоначально в этом видели свою цель и музыканты «Ариэля». Поэтому, когда руководитель ансамбля Валерий Ярушин принес свою аранжировку русской народной песни «Ой, мороз, мороз», коллектив был, честно говоря, удивлен. По всей видимости, удивлены были и слушатели — музыкантам стало даже страшновато от возможного провала. Но песня понравилась, и окончание ее покрыли дружные аплодисменты.
Первая обработка Ярушина была относительно простой, следующая— «Ничто в полюшке не колышется» — оказалась более сложной, но и ее так же тепло встретили слушатели. Эти две обработки стали первым шагом на трудном пути ансамбля. Появилась и цель! Конечно, быть, как все, легче, но «Ариэль» решил приучить своих слушателей к народной музыке, мечтал, чтобы русские песни в исполнении ансамбля запали в душу, чтобы их полюбили. Это было очень смело в то время, но постепенно «Ариэль» обрел признание.
В 1974 году на Пятом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады ансамбль стал лауреатом первой премии среди вокально-инструментальных ансамблей. Композитор Никита Богословский сказал о нем: «Никогда еще до «Ариэля» мне не приходилось наблюдать такого бережного отношения именно к русской песне, талантливого обогащения первоисточника современными гармониями и ритмами, нисколько не нарушающими чистоту и ясность народного мелоса».
Со времени этого конкурса прошло три года, в коллективе все те же шесть музыкантов (это довольно редкий случай: ни для кого не секрет печальная история «Добрых молодцев», «Самоцветов», «Голубых гитар», сменивших за это время не один состав). Ансамбль спаяло то, что в нем собрались люди, стремящиеся в равной мере внести свое творчество в общее дело.
Напомним, что «Ариэль» по составу— традиционный коллектив: гитара-соло, гитара-ритм, гитара-бас, орган, ударные и фортепиано. Владеют музыканты еще и скрипкой, флейтой, баяном. Ансамблю предлагали ввести в свой состав медные духовые инструменты, но они для «Ариэля» так же чужеродны, как, допустим, включение ударных в струнный квартет. Кроме того, ансамбль еще не использовал все возможности, заложенные в традиционных для бит-ансамблей инструментах, хотя уже делаются попытки имитировать звучание народных инструментов гитарными средствами. Неисчерпаемы резервы и в вокале. Удивительная по чистоте и ясности ариэлевская вокализация очень близка к традиционному народному пению, но вместе с тем все певцы владеют и современной манерой.
В чем же самобытность «Ариэля»? Вернее, в чем же, по мнению музыкантов ансамбля, должна проявляться эта самобытность?
— В русских народных песнях,— отмечает руководитель коллектива Валерий Ярушин,— есть все: прекрасные мелодии, подлинная драматургия, глубоко поэтичные тексты, казалось бы, простые слова в песне, но за ними — правда жизни. Задача «Ариэля» —дать старым песням новую жизнь. Это касается не только народных, но и популярных в свое время, однако уже несколько забытых песен советских композиторов. Необходимо приблизить их к современному музыкальному языку, сделав это бережно и деликатно...
В последние годы многие коллективы не удовлетворены простым, «академическим» исполнением песен. Популярной стала театрализация, использование цветомузыки. Но это не метод «Ариэля» — ансамбль, в прямом смысле слова, прикован к инструментам и микрофонам. Ведь в любом произведении заняты все шестеро исполнителей, причем трое, а то и все — поют. На театрализацию не остается ни времени, ни сил. Кроме того, по мнению музыкантов, зритель должен сосредоточиваться на чем-либо одном: или на музыке, или на внешних эффектах.
Два театрализованных номера в репертуаре «Ариэля» — исключение, лишь подтверждающее правило. Это— «Старая пластинка» и «Марыся». Отметим, что с «Марысей» ансамблю повезло— ариэлевцы «угадали» и форму исполнения, и манеру, и инструментарий, так как на белорусских свадьбах песню играют на тех же «инструментах», что пошли в ход у ансамбля: чайниках, стиральных досках и детских свистульках. Форма соревнования музыкантов тоже был подмечена точно — в народном варианте эта песня-обряд складывается из состязания музыкальных и шумовых групп: кто кого переиграет? Другая музыкальная шутка— «Старая пластинка» Н. Богословского — столь часто исполняется по радио, что для многих любителей эстрадной песни стала, к сожалению, визитной карточкой коллектива. Но это всего лишь шутка, так «Старая пластинка» и решалась «Ариэлем».
Не эти номера, приберегаемые ансамблем на финал концерта, определяют стиль «Ариэля», который остро чувствуют все шесть музыкантов. Кто бы из них ни делал аранжировку песен А. Пахмутовой, Л. Лядовой, Н. Богословского, О. Фельцмана — везде и всегда непременно в работе чувствуется ариэлевское. Это задушевная мягкость, глубина, лиризм. Здесь не бывает «концентрированного» труда над авторским материалом, когда от песни остаются «лишь рожки да ножки». Песня, конечно, приобретает новые, свойственные вокально-инструментальному жанру, черты. Но ее самобытность всегда сохраняется. Деликатен ансамбль, как уже говорилось, и в работе над фольклором. Одной из наиболее интересных композиций на народную тему является Парафраз В. Ярушина на тему русской народной песни «Отдавали молоду». Хотя в ней, несмотря на большое мастерство аранжировки и исполнения, еще чувствуется свойственная раннему «Ариэлю» некоторая эклектичность, сочинение в целом оставляет яркое впечатление.
Работа над народными песнями продолжается. Теперь «Ариэль» старается донести и местную манеру, свойственную фольклору Урала и Ивановской области, обработки эти скоро должны появиться в репертуаре коллектива.
Третьим направлением в творчестве «Ариэля» стало создание собственных произведений. Большую часть репертуара коллектива составляют песни, написанные Валерием Ярушиным, Львом Гуровым, Борисом Каплуном, Сергеем Шариковым. В составлении плана аранжировок обязательно участвуют все ансамблисты. Создавая свои произведения, музыканты «Ариэля» в полной мере применяют знания, полученные в музыкальных училищах и институтах культуры, и поэтому использование различных классических форм — не редкость в их композициях.
Интересно, что тексты песен также, как правило, рождаются в коллективе, в них часто можно услышать строки, по-настоящему волнующие слушателей, например:

Соловьи,
Не пойте больше песен,
Соловьи,
В минуту скорби пусть звучит орган,
Поет о тех,
Кого сегодня нет,
Скорбит о тех,
Кого сегодня нет,
С нами нет...
(«Тишина». Л. Гуров)

Одной из последних тенденций в развитии вокально-инструментального жанра стало создание крупных музыкально-поэтических композиций. «Ариэль», всегда чутко откликающийся на новое, не прошел мимо этих веяний.
Первой попыткой была композиция, в основе которой лежал шекспировский монолог Ромео в склепе Джульетты. Однако от первоисточника была взята лишь сама идея, текст же Ярушина оказался неравнозначным его музыке. Похвально, что осознав это, «Ариэль» не исполняет композицию, надеясь, что будет создан более совершенный текст.
Новым крупным произведением «Ариэля» стала сюита «Русские картинки», записанная фирмой «Мелодия» на недавно вышедшем последнем диске «Ариэля». «Русские картинки» (текст уральского поэта А. Раскина) возникли под впечатлением посещений Третьяковской галереи. Но речь идет не о музыкальной «иллюстрации» отдельных полотен, а об отображении некоторых, наиболее характерных тем и образов русской живописи.
Первая часть сюиты — «Народное гуляние». Это яркая картина веселого народного праздника с эпизодом лирической темы — темы одиноко грустящей девушки. Отголоски этой темы составили основу второй части — «Аленушка».
Третья часть — «Скоморошина». В ней нашли отражение элементы обыгрывания песни, присущие «Марысе». Ярушин использовал здесь свое знание народных инструментов, мастерски воссоздавая гитарным ансамблем тембровый колорит звучания народного оркестра. Вместе с тем эту часть отличает наиболее жесткий и энергичный ритм. В финале сюиты соединяются и творчески перерабатываются темы и образы всех трех частей.
Основываясь на этой сюите, можно говорить уже не о трансформации народных песен, а о создании авторской музыкально-поэтической композиции с элементами симфонизма, о соединении народной тематики и классической формы со стилем рок.
И это очень важно. Новая сюита «Ариэля» и весь его творческий путь показывают любителям жанра, да и музыкантам профессиональных и самодеятельных ВИА, что современная бит-музыка не замыкается в себе, а предусматривает широкое знание классической и народной музыки, умение творчески применить это знание на практике.
Довольно трудная задача — приобщать молодежь, для которой очень важен современный энергичный ритм, к народной песне, создать своеобразный симбиоз бит-музыки и фольклора, не погрешив против последнего. В выполнении этой задачи «Ариэлем» достигнуты несомненные успехи.

В. ЛИФШИЦ, А. ЧЕЛОВЬЯН
Фото А.Шибанова