Виталий Зайков.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян.

Но пока дело не пошло…

(июнь 2015)
2

2. "Фестиваль".


"Фестиваль":
Малюта, Богуш, Шеременко, Айзикович, Приходько, Данин, Сиренко, Зайков, Явир.

-Как «Краяны» стали «Фестивалем»?

После того, как записали музыку к фильму, мы все во главе с Мареком Айзиковичем пошли к директору нашей филармонии Герману Юрьевичу Юрченко. Предложение наше состояло в том, чтобы укрепить состав (имелось в виду мной и Даней), и вообще развиваться. На что нам было сказано, что у нас в филармонии есть устоявшийся, хороший коллектив, и ничего менять не надо.
И мы поняли, что необходимо что-то менять. Марек был знаком с Эдуардом Смольным, известным администратором. С ним он и связался, объяснил ситуацию. Смольный пообещал, что обязательно что-нибудь придумает. Буквально в течение двух месяцев мы всем коллективом перешли в Белгородскую филармонию. В Полтаве остался только Пащенко и название «Краяны» осталось за Полтавской филармонией.
Мы почти сразу поехали на гастроли, которые нам устроил Смольный. Затем последовали гастроли по городам Сибири. Это уже устроил Василь Василич Кондаков, тоже хороший знакомый Айзиковича.
Нами была отрепетирована программа с тремя песнями из «Мушкетеров», кое-какими тогдашними хитами, джазовыми композициями и песнями народов мира. И в результате такого смешения Марек предложил название коллектива – «Фестиваль».

-Какие песни из «Мушкетеров исполняли?

Пели «Пора-порадуемся» (ансамблем, сольные куски – Айзикович), «Есть в графском парке черный пруд» ( Коля Явир пел) и третью, честно говоря, не помню.
Лепский, Приходько, Зайков и В.С. Высоцкий.

-Вы и с Высоцким поработали?

Два раза зимой и весной 1978 года. Первый – в Северодонецке, второй – в Запорожье.

-Как строился с ним концерт?

Первое отделение работали мы. Второе Высоцкий начинал под наш аккомпанемент песней «На братских могилах не ставят крестов». А потом он пел один под гитару. Все эти концерты устраивал Кондаков.
Шеременко, Лепский, Айзикович, В.С. Высоцкий, Зайков, Сорокин, Приходько, Данин.

-Вы все жили в Полтаве, съемки только в Москве. Так и мотались туда-сюда?

А что делать? Так и ездили.

-Тебе армия светила?

Конечно, но Марек договорился в военкомате и мое дело отложили на год. В итоге меня призвали в ноябре 1978 года.

-Где ты служил?

В Горьковской области, в войсках ПВО.

-Даже не в музроте?

Меня за мои музыкальные подвиги решили засунуть подальше от музыки.

-То есть, «Д*Артаньян и три мушкетера» показали по ТВ, когда ты был в армии?

Сидишь в ленинской комнате, смотришь черно-белый телевизор, который надо переключать пассатижами, и понимаешь, что это другая жизнь.

-Кто тебя подменял во время службы в ансамбле?

Игорь Кривчун. Он наш, полтавский музыкант. Я его порекомендовал ребятам. Кстати, когда я начал учиться в Институте Культуры, то на некоторое время ушел из ансамбля. И меня опять подменял Игорь.

-Что «Фестиваль» успел записать без тебя?

Только музыку к мультфильму «Летучий корабль» и к фильму «Ах, водевиль». А большую часть времени гастролировали с Ириной Понаровской сначала, а потом с Жанной Рождественской. У вокалисток было отделение, и ребятам было это выгодно. Все-таки, двойная ставка. Кстати, в Белгородской филармонии было выгоднее работать, нежели в Полтавской. Расценки были более высокие. А кроме того ребята очень много работали, так как надо было отдавать долги. Они тогда много различной аппаратуры накупили. Один пульт стоил 11 тысяч рублей.
«Фестиваль»:
Малюта, Сиренко, Айзикович, Приходько, Шеременко, Зайков.
Внизу: Богуш, Явир, Никольский, Данин.

-Как пересеклись с Константином Никольским?

В 1978 году мы на гастролях работали по отделению с группой Стаса Намина, и довольно крепко сдружились. Там тогда и работал Костя Никольский.

-А кто кроме него работал в группе Стаса Намина?

Клавишник – Саша Слизунов, гитарист – Алик Микоян, бас-гитара – Андрей Сапунов и барабанщик – Юрий Фокин. Фокина мы все вместе провожали из Кемерово в Москву. Фокин улетал в Америку в эмиграцию. А мы поехали дальше по Сибири. У Кости со Стасом в какой-то момент момент возникло недопонимание, и Никольский, переговорив с Мареком Айзиковичем, предложил свои услуги «Фестивалю». Придумали, как его использовать: представляли как автора-исполнителя, он выходил с гитарой на три-четыре сольных песни. «Поиграй со мной, гроза», «Ночная птица» и другие легендарные его песни.
Костя при этом учился в Гнесинском музыкальном училище. Когда я вернулся из армии, Костя еще работал какое-то время с нами, но потом стал появляться все реже и реже. И он уже с головой ушел в проект «Воскресенье».
Кстати, после первого года службы в армии, когда я приехал в отпуск в Полтаву, то мы записали на студии несколько Костиных песен. «Поиграй со мной, гроза», «Лейся, вечно юная песня любовь»…
С Костей мы с тех пор дружим. Даже когда я был на Дальнем Востоке, Костя мне постоянно звонил, предлагал возвращаться. Но так меня не дождался. Собрал состав – клавишник Михаил Шевцов, бас-гитара Саша Кузьмичев, ударник Костиков, звукорежиссер Аркадий Березовский. И они долго работали.

-Когда вы ушли из Белгородской филармонии?

В 1981 году. Марек договорился с Амурской филармонией и мы перешли туда. Выгода была и в том, что платили суточные, и за месяц набегала приличная сумма.
«Фестиваль» в ЦДСА 1985.
Н.Явир, ?, О.Шеременко, С.Малюта, М.Дунаевский, Д.Данин, М.Айзикович, ?, П.Смеян, В.Приходько, И.Кривчун, Ю.Киселёв (звукорежиссёр).

С 1981 года у Максима открылись какие-то чакры, и он стал шпарить музыку за музыкой (смеется). «Куда он денется» (снимали на ЗИЛе), «Карнавал»...

-В 1983 году вы работали с Николаем Караченцовым над фильмом «Трест, который лопнул». В этом фильме пел и Павел Смеян. Он работал в «Фестивале»?

Да, Паша был оформлен некоторое время в ансамбле. На гастроли он ездил, когда у него были окна в театре. А с Петровичем (Караченцовым) они такие актерские штуки выдавали, что мурашки бежали по телу. Кстати, и с Петровичем мы довольно много гастролировали.

-Давай поговорим о вокалистах «Фестиваля». Какую роль играл Павел Богуш в ансамбле?

Паша был в составе, выходил на сцену со своими песнями, балладами. Он ведь много писал. Парень незаурядный, своеобразный такой, с дерзинкой, с нервом. Но как вокалист он конечно не дотягивал, например, до уровня Павла Смеяна.

-Он когда появился в «Фестивале»?

Паша – племянник руководителя Полтавской филармонии Юрченко. После нашего ухода из «Краян», Паша там, у Пащенко, работал. А потом он перешел к нам. И мы его с удовольствием взяли.

-Николай Лепский работал еще в «Краянах»?

Да, почти с основания. Коля играл на акустической гитаре, прекрасно играл на трубе и замечательно пел. Он был подвижным вокалистом. Он пел еще в «Краянах» несколько песен из репертуара «Веселых ребят», а позже исполнял знаменитый шлягер «Кто тебе сказал». Во время исполнения этой песни Коля выходил на край сцены и по самому бордюру (перед оркестровой ямой, толщиной сантиметров десять) ходил с одного края до другого. С улыбкой. Чем приводил зал в неистовство.
И в армию мы ушли одновременно, в ноябре 1978 года. А после дембеля Коля уже не вернулся в «Фестиваль». Его перехватил Володя Линьков и пригласил в Ялтинскую филармонию в ансамбль «Червона рута». И Коля десять лет проработал с Софией Михайловной Ротару. Уйдя из Ялтинской филармонии, он перебрался с семьей в Москву, и попал в группу «Крымский мост». Они очень вовремя попали в тусовку по обслуживанию праздников и корпоративов. И очень хорошо работали.

-Сергей Малюта был только вокалистом?

Да, Сергей сольно пел. Я не помню, откуда мы его пригласили, но он работал в Полтаве. Вид у него был сценический, девушкам нравился, да и пел неплохо.
Надо сказать, что состав у нас был очень стабильный. Долгие годы у нас была одна семья. Гастролями общение не заканчивалось. В отличие от нынешних составчиков мы друг другу доверяли, и никто никого не обманывал. Морально был очень здоровый коллектив.
«Фестиваль»:
вверху- Богуш, Айзикович, Шеременко, Сиренко;
средний - Никольский, Малюта;
внизу – Зайков, Приходько, Данин, Явир.

-С Боярским много ездили?

С Боярским ребята работали с конца 80, я еще в армии был. Когда пришел, еще захватил момент работы с Боярским. Дворцы спорта, аншлаги…

-Мне очень нравится песня Дунаевского «Листья жгут», но не в исполнении Боярского, а в исполнении Марка Айзиковича.В записи отчетливо слышен женский вокал. Это чей голос?

Один из вариантов записи был с Ниной Кирсо.

-Скажи, Максим Дунаевский участвовал с вами в записях и концертах?

В записях он записывал рояль почти везде. На гастроли он не ездил, но в Москве и Ленинграде он выходил с нами на сцену. Разумеется, садился за рояль.

-Как получилось, что «Фестиваль» не записывал музыку к фильму «Мэри Поппинс, до свидания»?

Сейчас уже не вспомню, но мы действительно не записывали. Наверное, гастролями были заняты. А Максим пригласил разных московских музыкантов на эту запись: Голутвина, Подгородецкого…

-«Фестиваль» выезжал за границу?

Ездили в Польшу, во Вьетнам, в Монголию. Из Монголии привезли много кожи:плащи, пиджаки, куртки. И это продавалось очень хорошо.
В 1984 году у Максима Дунаевского появилась идея войти всем ансамблем в оркестр Утесова. Добавить скрипки, духовые и всё. Марек сначала схватился за эту идею, тем более, что появилась возможность перебраться в Москву окончательно. Но эта идея потихоньку умерла. Я и Даня были более продвинутыми и поддержали Марека, но Валя Приходько, Феля (Олег Шеременко) и остальные не хотели никуда срываться, их и так все устраивало. Наверное, это была первая трещинка в основании ансамбля.
«Фестиваль»:
Данин, Сиренко, Лепский, Явир, Айзикович, Приходько.


Окончание