Старостина Вера

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Маленькая дочь коми народа.

(сетябрь 2017)

Вероника Старостина.

Попробую рассказать о себе, до того, как началась моя работа на профессиональной сцене – кто я и откуда. Я северянка. Республика Коми- красивейший, богатейший край, моя малая родина! В 7-ми километрах от г. Сыктывкара в селе Выльгорт («новый дом» - пер. с коми), Сыктывдинского района («Сыктыв»- обозначает название реки Сысола, а дин- «устье», т.е. Сыктывдин означает «место у устья Сысолы») 24 июля 1948 года я родилась и этот летний день является днем моего рождения.

В роду не было ни певцов, ни музыкантов, ни артистов - обычная семья служащих. Папа мой, Елфимов Василий Александрович, от начала и до выхода на пенсию проработал в системе Связи, как сейчас именуется «Почта России», в должности начальника Узла связи. Я себя называла дочкой почтового работника. До сих пор в памяти запах сургуча и стук молоточка при оформлении посылок и писем. Мы с сестрой очень любили папу, да и школьные мои подруги до сих пор вспоминают его с теплотой – добрый, общительный, компанейский, обаятельный, шутник и весельчак (что-то от папы и мне передалось из перечисленного).
Мама, Елфимова (Кузьпелева) Клавдия Степановна более 40 лет проработала в Здравоохранении. В двадцать лет, после окончания фельдшерского отделения Сыктывкарского медицинского училища, в 1941г. была мобилизована в ряды советской армии, принимала участие в боевых действиях на фронтах ВОВ.

В 1949 году семья переезжает в г.Ухту (пос. Чибью). Родители работали – меня в ясли. Разговаривать начала очень рано, лопотала на коми языке, но благодаря русским воспитателям, быстро освоила русскую речь (учите языки - чем раньше, тем лучше!) Еще, мне лет пять – папа разрешал мне развозить почту по почтовым отделениям – яркий, солнечный, летний день – почтовый грузовик, под колесами белый песочек, бездорожье, ямы и ухабы, по бокам низенькие березки, а я пою и пою… Что пела - не помню.

Потом, в 1955 году пошла в 1 класс, а через два года и в музыкальную школу, куда попасть было не просто -был конкурсный отбор и обучаться было очень престижно и почетно, но я не сомневалась ни минуты, что меня зачислят в школу. Педагогический состав состоял из интеллигентных, высокообразованных музыкантов, репрессированных. Ухта считалась тюремной столицей всей Коми (Ухтапечлаг, Инталаг, Воркуталаг) - до 1953 года город строился, в основном, силами заключенных системы ГУЛАГ.

С глубочайшей благодарностью и великой гордостью сообщаю, что моим первым учителем по фортепиано был венгерский композитор, кандидат искусствоведения, музыковед- теоретик, член Союза композиторов СССР Павел Филиппович Вейс, репрессированный в 1936 году. Музыкальная школа была центром культуры, царила творческая атмосфера, велико было желание педагогов передать детям ту энергию добра и света, что несет в себе музыка. А как сложно было приобрести фортепиано, и как я была счастлива, когда на самолете из столицы доставили в Ухту инструмент! (сейчас спокойно на помойку выбрасывают).

Итак- учусь в двух школах, занимаюсь в самодеятельности (пою в хоре и сольно). Сколько себя помню- концерты, выступления, мероприятия. Только хочу налечь на учебу, а тут опять выступления, концерты. Осмелюсь признаться, учителя меня любили, и я их с благодарностью вспоминаю! А может песня и музыка меня выручали? Я себя видела только на сцене! Посмотрев фильм «Стрекоза» с Лейлой Абашидзе, пыталась перед зеркалом её изобразить и воспроизвести все вокально-технические пассажи.

Где-то в 6 классе в кинотеатре показывали фильм «Девичья весна», я подряд посмотрела 5-6 сеансов. Фильм о знаменитом хореографическом ансамбле «Березка». Конечно, сейчас может показаться наивным и примитивным, но тогда я просто заболела- дух творчества, репетиций. Моё! Сцена! Выступления! Я уже тогда понимала, что песню надо не просто спеть, а как – то прожить, донести до слушателя, песня мини-спектакль. Я уже тогда придумывала реквизит для концертного номера. Этому никто не учил, оно само рождалось. Учительница русского и литературы, Людмила Алексеевна Рудковская вела у нас хор и самодеятельность, ее я считаю своим первым педагогом вокала, а грамотности я училась, проверяя вместе с ней школьные домашние задания.

В 1964 году, окончив 9 классов и музыкальную школу, поступила в Сыктывкарское музыкальное училище на фортепианное отделение, если бы не поступила, то рассматривала вариант поступления на дирижерско-хоровое отделение. В 1968 году закончила музыкальное училище, получив квалификацию преподавателя фортепиано ДМШ и концертмейстера. Параллельно, обучаясь в училище, в 1966г. закончила вечернюю школу (11классов), и в этом же году начала трудовую деятельность в качестве преподавателя детской музыкальной школы. Этот вид деятельности мне нравился- ты и учитель, и психолог, и актер, и певец- все вместе. Детки были 6-7 лет, я их обожала, у меня был хороший контакт с ними и их родителями, которые наставляли меня, учили уму-разуму (мне самой тогда было около 18 лет). Во время учебы пыталась брать уроки вокала, но не встретила своего педагога (в училище эстрады не было в то время). Занималась в студенческой самодеятельности, выступала на праздниках и вечерах училища, исполняя популярную эстрадную песню того времени. А душа томилась, а душа рвалась! Я всегда чувствовала, что должно что-то произойти и измениться в моей жизни. Я ждала!

В 1968 году я поступила во Владимирский педагогический институт им. Лебедева-Полянского на музыкально-педагогический факультет. В институте было много часов хора, дирижирование, вокал, что мне очень нравилось, так же активно принимала участие в студенческих вечерах, капустниках, спектаклях. С ума сходила от хорового пения, от аккордового звучания, от тембровых красок. Меня интересовала, увлекала анатомия звучания, анатомия настроения, анатомия эмоций! А дирижирование! Дирижер – артист, лицедей, маг! Тоже моё! душа продолжала томиться, продолжала ждать!

А в это время Николай Старостин, обходя учебные заведения Владимира, ищет в свой коллектив певицу вместо Тони Сухоруковой, которая выходит замуж и, впоследствии, создается трио "Маренич" (ее муж -Маренич, Тонина сестра и Тоня). Со своей однокурсницей идем на прослушивание, которое было назначено в филармонии. Естественно, волнуемся. Я вся в эмоциях, в итальянских жестах и страстях (наверно подумали, что я больная или сумасшедшая- так захлестывали меня чувства). Спели. Подруга-нежная, милая блондинка, приятный голосок, но я знала, я чувствовала, что возьмут меня – «маленькую дочь коми народа». Так и случилось- пригласили меня. За неимением заочного отделения, закончив два курса дневного обучения Владимирского пединститута, я оставляю учебу. Для моих родителей это был шок, такой стресс, но я поклялась, что обязательно закончу институт, и клятву выполнила (в 1991 году получила высшее образование, окончив этот же институт, заочное отделение, которое уже к тому времени появилось). А 9 июня 1970 г. появилась запись в трудовой книжке -Зачислена во Владимирскую филармонию в качестве артистки-вокалистки вокального ансамбля «Кристалл». Еще много времени пройдет до названия «Сердца четырех», но это уже другая страница нашего творческого пути...