Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

Я работал с прекрасными музыкантами и учился у них.

(октябрь 2015 г.)
2

Владимир Семенов

-Как в вашей жизни появился Стас Намин?

Стас вышел на Сережу Дьячкова. Я не знаю, как именно они познакомились, но Сережина «Алешкина любовь» уже гремела. Поэтому неудивительно, что Стас предложил сотрудничество именно ему. А Сергей сразу же привлек меня.

-«Цветы» на тот момент были втроем?

Намин, Лосев и Фокин. Был еще один парень приходящий, но я не помню его фамилию. К этим троим мы и присоединились. Помнится, что на наши первые репетиции в ДК «Энергетик» собиралась целая тусовка. И Градский приходил, и многие другие.Позже нашей базой стал ДК «Красной Октябрь».

-А что они до вашего появления играли?

Фирму. Из репертуара на русском были в основном баллады. «Лошади в океане» на стихи Слуцкого, например. Честно говоря, я не мог их слушать, мне это казалось диким. Особенно то, что играли на английском. Но потом оказалось, что эти трое ребят прекрасные музыканты.

-Вокал Лосева вы сразу прочувствовали?

Моментально. Я понял – это то, что надо. И даже в большей степени Сережа Дьячков это понял. У него вообще был нюх на эти дела.

-Что именно предложил Намин?

Сделать репертуар для коллектива с прицелом на пластинку. В результате были отобраны семь песен: две – Сережи Дьячкова, две – Фельцмана, две – мои и одна Стаса и Саши Лосева.

-Говорят, что песни под авторством Стаса Намина на самом деле ему не принадлежат?

Сейчас можно говорить что угодно. Но, понимаете, аранжировки, оркестровки это не песня, их могут делать разные люди. А основная мелодия, гармония, настроение – это только идея автора. В данном случае Стаса Намина. Бывало так, что он что-то напевал, придумывал, а Слизунов за ним записывал. Облекая это в музыкальную форму.

-Над первой пластинкой работали летом-осенью 1972 года, вышла она в 1973. Над второй работали в 1973, вышла – в 1974?

Да, все так. Всю предварительную работу по песням мы с Сережей Дьячковым делали у него дома в Теплом Стане.

-Песни Фельцмана тоже вы аранжировали?

Да, мы с Сергеем. Как и все остальные песни.

-Фельцману понравилось?

Очень (смеется). Первую пластинку мы писали на две дорожки. Все разом сидели в студии и писали. И музыку, и вокал. Условия были очень жесткие.

-То есть ансамбль, струнная группа оркестра Силантьева и вокальное трио Миры Коробковой – все сидели в одной студии?

Да, там студия большая (смеется). Редактора – люди опытные, все грамотно сделали. И, как видите, получилось.

-Записывал Бабушкин?

Да, кажется, Бабушкин.

-Сколько дублей записали?

Три-четыре. Не больше.

-Кто-то рассказывал, что Лосев никак не мог записать и пришлось склеивать песню из множества кусочков отдельных дублей. Было такое?

Обычная практика такая. Пишется несколько дублей. При монтаже склеиваются лучшие куски из каждого дубля. Но я помню, что было то ли три, то ли четыре дубля.

-Намин рассказывал, что Лосеву пришлось налить стакан коньяка, чтобы он смог нормально петь?

Было такое. Подливали, выпивали (смеется). Но это не удивительно. Все-таки, Саша в первый раз записывался.
Вторую пластинку писали в более комфортных условиях. Отдельно музыку, отдельно вокал. Я во всех песнях играл на двенадцатиструнной гитаре. Причем, на записи вокала меня не было. Я уехал на гастроли с «Коробейниками».

-Двенадцатиструнную гитару вы где-то подсмотрели?

Классический западный инструмент. Я ее купил у музыкантов в Москве.

-То есть вы продолжали весь период записи песен для "Цветов" работать в "Коробейниках"?

Да. Собственно по этой причине меня нет на фотографиях с обложки пластинок.

-Вы написали «Звездочку» будучи в «Коробейниках». Исполняли в концертах?

Да, пробовали. Чуйкин пел, частично аккордами. У меня сердце кровью обливалось. Я чуть не потерял веру в себя.

-А когда Лосев спел?

Я знал, как надо ее петь. И Саша спел как надо.

-Вы где-то рассказывали, что стихотворение «Звездочка моя ясная» нашли в тоненькой книжке поэтессы Ольги Фокиной на книжном прилавке?

Почему на прилавке? В большом книжном магазине на Калининском проспекте. Я часто ходил по магазинам, покупал поэтические сборники. Искал что-нибудь интересное. У меня до сих пор дома лежит этот сборник.
Ольга Александровна Фокина


-Вы знали тогда кто такая Ольга Фокина?

Конечно же, нет.Мы не знакомы и никогда не общались.

-Пишут, что это стихотворение посвящено памяти погибшей бортпроводницы Надежды Курченко, погибшей в угнанном террористами самолете?

Думаю, что это красивая легенда. У нее почти все стихи написаны в таком стиле. С такой же грустью.

-Вы еще писали на ее стихи?

Написал несколько песен, но они не стали известными, а некоторые даже не записаны.

-Как вам исполнение песни «Звездочка моя ясная» нынешним составом «Цветов», где солирует Олег Предтеченский?

Хорошее исполнение.

-…если никогда не слышал исполнение Александра Лосева?

Возможно. Исполнение Лосева было идеальным.

-Как получилось, что Дербенев написал стихи к песне «Больше жизни»?

Тут интересная история. В том же сборнике Ольги Фокиной я нашел стихи:
Что березонька? Я знаю, зябко на ветру.
Хочешь, я тебе родная слезоньки утру…
Я написал музыку, но Сергею Дьячкову стихи не понравились, что-то было не то, хотя музыка пришлась по душе. Он отнес к Дербеневу. Тот моментально написал подтекстовку и получилась песня «Больше жизни».

-Все песни спел Лосев, кроме одной – «Честно говоря». Ее записал Дьячков. Но у большинства людей ощущение, что это тоже Лосев. Дьячков спел очень похоже.

У меня такого ощущения не было.

-Дьячков вообще пел?

Когда показывал песню - пел. А в концертах он исполнял только свою «Честно говоря».

-Алешин тоже участвовал в записи?

Да, в записи второй пластинки.

-В какой момент к работе присоединился Александр Слизунов?

К работе над песнями ко второй пластинке.

-Когда появились эти пластинки Вы почувствовали улучшение материального положения?

Конечно. Где-то через полгода почувствовал.

-В тысячах выражались суммы?

Около тысячи. Кстати, как и у Сережи. Это у Дербенева были в десятках тысяч.

-Вы сделали для «Цветов» семь песен. Но для выступления этого мало. Откуда еще брали репертуар?

Чуть-чуть фирмы, несколько баллад. И за глаза хватало на отделение.

-И когда вы стали официально работать в «Цветах»?

Когда сформировали концертную бригаду и поехали на гастроли. Гастроли – это серьезная организация. За это взялась Областная филармония. В Киеве дали 12 концертов во Дворце спорта, потом еще по Украине поехали. Но работали только во Дворцах спорта от пяти и более тысяч зрителей. И везде – аншлаги.

-Кто добавился в состав?

Слизунов и бас-гитарист Сахаров, которого я знал еще по «Коробейникам».

-А Никольский и Микоян, двоюродный брат Стаса Намина?

Они появились позже, в самом конце моей работы в ансамбле. Еще был гитарист Дюжиков.

-Дьячков ездил на гастроли?

Поехал, но не надолго. Как я уже говорил, он не мог надолго отрываться от дома. Его потом полностью заменил на клавишах Слизунов.

-Получается, что весь концерт «Цветов» солировал Александр Лосев, за исключением исполнения Дьячковым «Честно говоря»?

Еще Дюжиков исполнял что-то рок-н-ролльное на английском. Кстати, очень хорошо пел. А все остальное действительно пел Саша.

-А Намин?

Поначалу ездил. Но потом, когда все наладилось и четко заработало, он стал больше времени уделять учебе в институте. То приезжал, то нет. Из-за этого и возник конфликт. Музыканты начали ворчать, возмущаться и решили его заменить. Назначили музыкальным руководителем меня. То есть, как назначили – подошел Сергей Дьячков и предложил этим заняться.

-У Намина не было обиды?

Если бы Стас не хотел уходить, он бы не ушел. Он слишком влиятельный человек, чтобы просто так его могли отставить. Так совпало, что ему надо было закончить обучение в институте.

"Цветы" (1975):
внизу- А.Лосев и В.Сахаров;
вверху-В.Семенов С.Дьячков и Ю.Фокин

-Вы проработали руководителем несколько месяцев?

Меня также убрали. Возникло недовольство и я ушел. А перед этим ушел и Сережа Дьячков.

-И кто же тогда руководил?

Никто. Отсюда случился упадок коллектива, пока Стас не вернулся и не взял все в свои руки.

-Где-то в 1977 году вышла пластинка с вашей песней «Красные маки». Как она там появилась?

«Красные маки» я задумал намного раньше. По своей инициативе я договорился на радио, собрали музыкантов и записали. Я записывался, Сергей Дьячков, остальных не вспомню. Я очень хотел, чтобы эту песню спел Владимир Мулявин.
С Володей Мулявиным мы познакомились еще в Хабаровске, еще до его «Песняров». Играли джем-сейшн прямо в гостинице. Так вот, у меня была заказана студия для записи песни «Красные маки». И Мулявин был в Москве. Я к нему пришел в гостиницу, а он уезжает в Минск, и записать никак не успеваем – у него поезд. Надо было что-то решать. И мне кто-то предложил студента консерватории Александра Подболотова. Он и записал вокал. В общем, этими сложностями я эту песню и похоронил. Должна была быть другая реакция на эту песню, и другая жизнь у нее.

-А Виктором Дюниным, автором текста «Красных маков», вы как познакомились?

В те времена все крутились на радио, на «Мелодии». Все общались, разговаривали. Так и знакомились.

-А почему, если не получилось с Мулявиным, вы Лосева не спланировали на вокал?

У нас тогда в ансамбле был как раз раздрай. Я даже не рассматривал этот вариант.

-А как получилось, что Намин включил эту песню в пластинку?

Вы думаете это он включил? На студии предложили, а он не стал отказываться.

-Тем более, что песня очень красивая?

Вот если бы Мулявин спел, то все было бы по-другому.

-Во время вашей работы в «Цветах» ее исполняли в концертах?

Да, Саша Лосев пел.

-Эта песня продолжала жить в ансамбле и после вашего ухода. Позже ее исполнял солист Николай Живетьев.

Я не слышал этого исполнения. Да и, честно говоря, не знаю кто это.

-Как вы думаете, не ваша ли песня дала название ансамблю «Красные маки»?

Нет, что вы. Они и не исполняли ее никогда. Наверное, песня Антонова дала им название.

-Песня «Цветы на дорогах войны» написана на стихи Острового?

Да, судьба этой песни сложная. Она так и живет без пластинки, без радио. Ребята из «Синей птицы» пытались ее исполнить на конкурсе – не дали. Там был выбор – моя песня и песня члена Союза Композиторов. Разумеется, прошла песня члена Союза.
И только в середине 90-х эту песню записал Павел Смеян. А вы знаете, что ее пел в «Коробейниках» Роберт Мушкамбарян? Все тогда говорили, что это хит, шедевр. А она никуда не пошла.

-Мушкамбарян работал в «Коробейниках»?

Да, недолгое время. Потом он перешел в «Веселые ребята».
А в конце 70-х «Цветы на дорогах войны» пел в концертах Гриша Новосельцев…

-Когда вы работали в «Цветах» ваша супруга продолжала работать в «Коробейниках»?

Нет, она уволилась и практически нигде не работала. Но, знаете, жизнь музыканта. Предложили работу – поехали. Потом – тишина. Она со мной ездила по гастролям. Потом поработала в ВИО-66 Саульского, в оркестре железнодорожников Покрасса.

-Вы работали в ансамблях постоянно. А где в это время обитал Дьячков?

До нашего знакомства он работал с Руженой Сикорой. Потом числился в Мюзик-холле, потом где-то в москонцертовских структурах. С коллективом «Млада» работал. Но точно я сказать не могу.

Окончание