Илья Бенсман

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.

Илья Бенсман:
эпоха ВИА ушла и ушла давно, но...

февраль 2013
1

1. "Голоса дружбы".


Илья Исаакович Бенсман.
-Илья, Вы с Украины?

Да, из города Запорожье. Я рос в артистической среде. Мой отец был директором Запорожской филармонии, а мама – была певицей. В семье я единственный ребенок. Мой отец дружил с Утесовым. Однажды моему папе, которого звали Исаак, но все называли Сашей, звонит Леонид Осипович и говорит:
- Саша, если ты будешь продавать билеты по 10 рублей, то я к тебе не приеду. Люди спросят:
- Кто это? И почему так дорого?
А если по пять будут билеты, то приеду.
Отец был директором Филармонии до 1953 года.
В девять лет меня отдали в музыкальную школу. Проучившись несколько лет, я почувствовал тягу к джазу. Лет в тринадцать я решил собрать свой первый коллектив. Нашел барабанщика, других инструменталистов, но не было контрабасиста. И я, набравшись наглости, пошел к директору школы с предложением открыть отделение контрабаса. Сам нашел инструмент и по перечислению купили контрабас.
После окончания музыкальной школы я поступил в музыкальное училище, которое в итоге я не окончил. Меня полностью захватил джаз. У нас в городе появился Аркадий Эскин (впоследствии он работал в «Песнярах»). И он объяснил как строить аккорды, как берется тема, как строится гармоническая структура от темы, и как идет импровизация…
Короче говоря, возникла идея создать ансамбль.
В итоге он был создан из двух барабанщиков, двух контрабасистов, саксофониста и без пианиста. А я к тому времени увлекся игрой на барабанах и категорически не видел себя клавишником. Ребятам пришлось меня долго убеждать переквалифицироваться обратно на фортепиано. С того момента на барабанах я больше не играл. Мы работали в качестве освобожденного ансамбля на заводе полупроводниковых приборов. Танцевальные вечера, правительственные мероприятия….
В 1969 году мы поехали на джаз-фестиваль в Днепропетровск. Я получил премию из рук Алексея Баташева как лучший молодой музыкант, саксофонист получил премию как лучший духовик.

-Кто-то стал известен из этих ребят?

Нет. Контрабасист и барабанщик уехали в Америку, а саксофонист просто исчез.

-У Вас были кумиры к тому времени?

Информации не было никакой, но были связи с Донецким джаз-клубом, Ростовским джаз-клубом… Я с магнитофоном ездил по этим регионам и что-то переписывал. Чемоданы пленки!
Очень нравились Чарли Паркер, Майлз Дэвис, Джон Колтрейн…

-Дальше?

Мы решили ехать в Магадан, чтобы заработать деньги. Получилось так, что один из наших музыкантов неожиданно пропал. Но потом он мне прислал письмо с приглашением из Магадана. И все решили, что надо ехать.

-Сколько Вы там проработали?

Два года. Мы работали в ресторане «Астра». В Магадане было пять ресторанов:«Астра», «Приморский», «Северный», «Южный» и «Магадан». В «Северном» работал Миша Шуфутинский. Он появился в Магадане перед самым нашим отъездом.

-А где Вы там жили?

Снимали квартиры.

-Прилично заработали?

Очень.
И когда мы вернулись в Запорожье, то поняли, что мы устали друг от друга и нам надо отдохнуть.Это был 1971-ый год.
Я поехал отдохнуть в Ялту. И на набережной встречаю Володю Преснякова. Мы с ним были знакомы ранее по различным джаз-фестивалям и выступлениям. Володя пригласил меня немного поиграть со своими музыкантами, которые тогда работали с Гюлли Чохели. В течение трех часов мы не произнесли ни слова, только играли. Это было потрясающее взаимопонимание.
И когда я вернулся домой в Запорожье, то джаз тогда перестал быть самым популярным жанром. Самым популярным стал рок. В этот момент меня находят два молодых музыканта – барабанщик Виталий Валитов и бас-гитарист Петр Макиенко. Они были рокерами: «ДипПерпл», «Юрай Хип», «Лед Зепеллин»….
Я стал вникать в эту музыку. Джон Лорд и Кейт Эмерсон – это были два маяка для меня в этом жанре. Я стал осваивать орган. В общем, мы стали потихоньку репетировать.

-Техника игры на рояле и органе разная?

Разная. Надо, прежде всего, переориентировать голову. Кое-что еще послушать. Например, Джимми Смита.

-Вы работали втроем?

Нет, еще был гитарист Саша. У него был неплохой аппарат, но как гитарист он был слабоват.
Я нашел ресторан, в котором можно было работать. И через месяц это место стало самым популярным в городе. Довольно продолжительное время мы работаем, но было ощущение, что наше развитие тормозит гитарист Саша.
А в это время на гастроли в Запорожье приехал ансамбль «Норок», точнее, они уже назывались «О чем поют гитары».

ВИА "О чем поют гитары" (1974).

А я знал их всех еще по Магадану, куда они приезжали на гастроли. Мы близко общались и с Михаем Долганом и с другими ребятами.

-Вы знали причину расформирования ансамбля «Норок»?

Конечно. Ансамбль «Норок» был делегирован на фестиваль «Братиславская лира». Были завизированы все песни для выступления на этом фестивале. Концерт шел своим чередом, но не вызывал никаких эмоций в зале. И тогда ребята решили сыграть не внесенную в рапортичку композицию «Два манекена», причем в жесткой, роковой манере. Зал, буквально «встал на уши». И после этого концерт уже шел на "ура".
По возвращении в Кишинев Михаю было выдано предписание о расформировании ансамбля «Норок». Они перебрались в Черкасскую филармонию, сменили название и продолжали работать. Но удовлетворения не было.
Так вот, пообщавшись с гитаристами братьями Казаку, я предложил им поработать в Запорожье. Они согласились, и после окончания гастролей, где-то через месяц, братья присоединились к нам. Конечно, мне было очень неудобно перед Долганом, но мне казалось, что братьям было уже не очень комфортно работать в ансамбле. Особенно петь на украинском… Да и Михай очень хотел вернуться обратно в Молдавию.
Таким образом, сформировался состав. Бас-гитара – Петр Макиенко, ударные – Виталий Валитов, лидер-гитара – Александр Казаку (старший), ритм-гитара (или двенадцатиструнка)– Анатолий Казаку и я на клавишных.
Трое парней – Саша, Толя и Петя с абсолютным слухом. Они пели трехголосье. Пели как соловьи.

ВИА "Голоса дружбы":
Анатолий Казаку,Пётр Макиенко, Илья Бенсман,Александр Казаку,Виталий Валитов.

-«Золотой» состав!

Неплохой.Мы изначально сознательно пошли по «несоветскому» пути. В советских ВИА было очень много народу, куча вокалистов, и сама идея вокально-инструментальных ансамблей была извращена. Когда Эпстайн в начале эпохи предложил музыкантам Битлз поехать заработать деньги, аккомпанируя какому-то итальянскому певцу, то Леннон сказал:
- Зачем? Мы сами играем и поем.
И этим он вдохновил всех….

-Кто пел до появления братьев Казаку?

Что-то Макиенко пел, одну песню Валитов пел, одну - я , «Shadow of your smile»…

-Где братья жили?

На турбазе, в ресторане которой мы и работали.

Продолжение