Илья Бенсман

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян.

Илья Бенсман:
эпоха ВИА ушла и ушла давно, но...

февраль 2013
6

5. Иванов.


После работы в «Скоморохах» я снова оказался в ресторане. Он назывался «Россошь» в районе Каширского шоссе. Там играли два человека из оркестра Кролла: бас-гитарист Владимир Витковский и барабанщик Александр Коношенко (он позже работал у Агутина). Мы неплохо работали некоторое время. Но каждые четыре года мне нужно было переаттестовываться. У меня были высшие категории как артист ВИА, как инструменталист, как концертмейстер и как артист камерного ансамбля. И чтобы их подтвердить надо было вернуться в концертную организацию. Я приехал в Росконцерт и мне предложили работу в аккомпанирующих составах Евгения Головина и Игоря Иванова. Поскольку, у Иванова условия были лучше, и я пошел туда. Года два я проработал с Игорем. Играли в сборных программах. Можно сказать, впервые мы не возили с собой инструменты, кроме гитар и духовых. В программах, в которых мы работали, все инструменты были.

-Какой Игорь Иванов как человек?

Адекватный, спокойный. Без всякой звездности.

Впереди-Игорь Иванов.
За ним- Cергей Чичмeли (бac) и Александр Бухаров c гитapoй в oчкax.
За ними- Игорь Ocипoв и Илья Бeнcмaн - клaвиши, Александр Рузов-ведущий концерта и Владимир Cлaбчук-бapaбaны.

-Кто с Вами тогда работал?

Гитарист Саша Бухаров (потом работал у Газманова), бас-гитарист Сергей Чичмели, второй клавишник Федор Пушечников…
Во время работы у Игоря однажды мы всем составом пошли на концерт «Красных маков». Чуменко меня увидел и говорит:
- О! Илья пришел проситься обратно в «Красные маки».
Мы посмеялись. А сам концерт произвел на меня сильное впечатление. Горбунов, Мешаев и Калмыков – дудки. Причем потрясающие дудки! Болдырев – на барабанах, Горобец – на клавишных. А за пультом был мой старый знакомый Саша Кальянов.
И очень скоро почти весь состав музыкантов забрала к себе Алла Пугачева. И, я думаю, что именно после этого у Чуменко родилась мысль создать группу «Маки», а потом вообще он бросил это дело. Увез жену и сына в Америку. Спустя годы он пытался внедриться в шоу-бизнес, но неудачно. Видимо, поезд ушел…

-А Вы?

Дальше я поработал в областной филармонии, в клубе-ресторане «Каретный ряд».
А затем меня Пульвер пригласил в «Экспресс».

-Как это получилось?

Как обычно. На гастролях встречались, обменивались номерами телефонов. Вот Пульвер позвонил и пригласил. А у меня рука была сломана, но вроде к тому времени все срослось. И проработал я там больше года.
Но работа там была специфическая. Приезжает иностранная звезда. Учим ее репертуар, сопровождаем на концертах. А как звезда отчаливает, то и мы все забываем. И по новой…

-Кто запомнился из музыкантов?

Бас-гитарист Каневский, гитарист Олег Погожев, саксофонист Виталий Шеманков, царствие ему небесное…. С трубачом Геннадием Жарковым вместе работали еще в «Красных маках». Запомнилось, что в течение года сменилось несколько барабанщиков . Сначала был Боря Багрычев, потом Володя Васильков, Юра Петров….
Работали с Гнатюком, с Чепрагой…

-Что было дальше?

В 92-ом году мне поступило предложение от Людмилы Марковны Гурченко. Она тогда рассталась со своим мужем и аккомпаниатором Костей Купервейсом и вторым аккомпаниатором Виталием Барышниковым ( он уехал в Австралию). Мы ездили с ней на гастроли, давали концерты. Это было моим последним выступлением на сцене.
Людмила Марковна – удивительный человек. Для нее, кроме работы ничего не существовало. Суть ее жизни – работа. Она всегда была готова к работе, в любое время дня и ночи.

-Какой она человек в общении?

Она разная, переменчивая. Сегодня – ангел, завтра - мегера. За ее талант ей можно было простить всё. Мы с ней сотрудничали года полтора.
А потом я наконец собрал у себя студию и стал работать дома.
Сейчас я делаю аранжировки. Приходят певцы, записывают песни, а потом делаю сведение. Вот такой процесс.

-Работа в ВИА – это было творчество или банальное зарабатывание денег?

Конечно, первое. Конечно, творчество. Во-первых, у всех было свое лицо: «Песняры», «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Самоцветы»…
Во-вторых, не было такой оголтелости в зарабатывании, как сейчас. Не было такого культа денег.
В-третьих, куда тратить? Ничего же невозможно было купить.

-Не было идеи возродить «Красные маки»?

Было предложение. Мне звонили Аркаша Хоралов и Женя Смыслов. Но я сказал, что без разрешения Валеры Чуменко не буду в этом участвовать. Но потом это быстро заглохло.

-Как Вы считаете, кто на Вашей памяти лучший барабанщик?

Из тех, с кем я работал, это двое - Володя Васильков и Володя Заседателев.

ВИА "Красные маки" на концерте в Пермском цирке:
Слава Иванов (гитарист из Перми – работал в 1977 году в "Магистрали" п/у Юрия Антонова), Юрий Чернавский, Андрей Степанов (вокал), Владимир Заседателев, Александр Калугин, Надежда Кусакина, Виктор Раскин, Юрий Веселов (в капитанской кепке; исполняется песня "Пароход", после чего Веселов начнёт танцевать степ), Юрий Назаренко, Вячеслав (из Донецка, хотя Калугин не совсем уверен), Сергей Левиновский.

-А самый виртуозный гитарист?

Самый виртуозный –Женя Смыслов. Но мне очень нравилось работать с Сашей Казаку. Считаю его самым разноплановым.

Еще мне очень хотелось бы вспомнить людей, которых с нами уже нет.
Сережа Дьячков.
Гениальный композитор. Много людей писало песни, но его песни особенные. Еще будучи в «Крыльях», я ездил к нему домой, кажется в Ясенево, и он давал мне песни. Просто так давал.

Володя Белоусов.
С ним и с Таней Анциферовой у меня были замечательные отношения. Его смерть меня просто потрясла. Я даже не пошел на его похороны, просто был не в состоянии. Когда у меня в «Крыльях» возникла проблема с музыкантами, то Володя мне тут же прислал троих: барабанщика, гитариста и тромбониста. Не задумываясь.У него был огромный музыкальный потенциал, аранжировщик был потрясающий.

Валерий Ободзинский.
Однажды к нам в Запорожье приехали артисты Костромской филармонии. Обычный «фраерский» набор: пара конферансье, гимнасты, певцы... Мы всей командой пошли на представление. Сидим, слушаем. И в конце концерта к микрофону подходит контрабасист и начинает петь «Почему ты замужем». И зал начинает рыдать. Это был Валера. А дальнейшую его судьбу все знают….

Я часто думаю, почему вдруг последнее время наблюдается возрастающий интерес к музыке ВИА. Наверное, потому что авторы последних лет не дают нам интересных , запоминающихся песен. Конечно, в Москве продвинутая, креативна публика и этого не чувствуется, но как только вы выезжаете за Москву, вы увидите как публика с радостью ходит на концерты, чтобы увидеть и услышать своих уже изрядно постаревших кумиров, которых с годами увы становится всё меньше.
В заключение хочу поблагодарить всех, кто нас помнит. Ведь эпоха ВИА ушла и ушла давно, но если Вы приедете на Украину, зайдете в парикмахерскую, сядете в кресло и в зале включат радио, то по радио будут звучать песни той эпохи.